«Полёт фантазии. Приёмы придумывания необычных фигур и предметов»
Цель занятия: дать понять детям, что фантазия необходима в жизни каждого человека.
Задачи занятия:
- развивать образное мышление и фантазию детей;
- развивать творческие способности детей;
- создать ситуацию успеха для каждого ребенка;
- формировать у детей положительную самооценку и уверенность в себе, умение работать в коллективе.
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка присутствующих.
2. Основная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Мы с вами все любим пофантазировать, правда? А о чем вы можете пофантазировать и что такое фантазия, расскажите, пожалуйста. (Ответы детей)
- Молодцы, ребята! А вы знаете, что фантазию можно развивать? Сегодня на занятии мы с вами поучим это делать. Вы готовы?
Приемы развития фантазии.
Прием «Оживший рисунок».
Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали? Великих людей? Вымирающих животных? Новых животных и растений?
Прием «Превращение человека в любой объект».
Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок. Но самое главное в этом приеме - это воспитание эмпатии - умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.
Задание. Предложите не менее 10 примеров превращения человека, например в сказках.
Прием «Как мне повезло».
Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.
Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.
Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.
Задание.
Придумайте варианты такой игры:
- Как мне повезло, - говорит картина, - я радую людей.
- Как мне повезло, - говорит солнце, - я согреваю Землю.
- Как мне повезло, - говорит птица, - я умею летать.
- Как мне повезло, - говорит шоколадка, - меня любят дети.
- Как мне повезло, - говорит машина, - я помогаю людям преодолевать расстояния.
- Как мне повезло, - говорит фломастер, - я помогаю делать яркие рисунки
Прием «Машина времени».
У вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть.
- Что бы вы хотели посмотреть в прошлом?
- Что бы вы хотели посмотреть в будущем?
Прием «Свободное фантазирование».
Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. Нарисуйте свою фантазию.
Прием «Придумайте фантастическое растение».
- На одном растении одновременно растут все известные фрукты: яблоки, груши, апельсины, авокадо, ананасы, манго, кокосы.
- На одном растении растут все известные фрукты и овощи
- На одном растении растут известные и неизвестные фрукты, овощи и орехи.
- Удивительный арбуз: внутри мармелад, а вместо семечек - леденцы. Это тоже возможно, только поливать его надо сладкой водой и медом.
- Цветок сделан из шоколада и никогда не отцветает, сколько его не ешь.
Творческое задание «Превратите фигуру в предмет»
Детям раздаются листы бумаги с изображением разных фигур.
Вы должны дорисовать дополнительные детали, что бы получилось изображение какого-либо предмета. Например, с чем ассоциируется у вас круг? (Солнце), так же круг может быть частью чего-то, например серединой подсолнуха и т.д. К прямоугольнику можно добавить треугольник и получиться карандаш, и так с остальными фигурами. Главным условием будет для вас, чтобы картинки ни у кого не повторялись, другими словами – не срисовывайте у соседа. Включаем свою фантазию и начинаем творить!
3. Итог занятия. Рефлексия.
Молодцы, ребята! Все хорошо потрудились и пофантазировали. Мы с вами сегодня развивали свою фантазию. Как вам понравилось наше занятие?
Были какие-то сложные задания?
Список литературы.
Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития ребенка // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 7 - 41.
Барышева Т.А. Творчество на уроках искусства в начальной школе // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 308-314 С.
Щербакова А.А., Барышева Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании младших школьников // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 196-263.
Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 174 с.
Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2006, № 6, С. 8-13.
Раздаточные материал для творческого задания «Превратите геометрическую фигуру в предмет»