Приёмы технологии РКМЧП на уроках окружающего мира
Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо ( РКМЧП )
Разработчики технологии «РКМЧП»– американцы
Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл.
В России технология осваивается с 1997 г.
Верные или неверные утверждения Верите ли вы. Тема урока :«Глаза-орган зрения» 3 класс
Высказывание
До чтения
1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.
После чтения
2. Форма глаза напоминает яблоко.
3. Глаза в сильные морозы мерзнут.
4. Зрачок - это отверстие в глазу.
5. В глазу имеется прозрачная линза.
6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.
Кластер
В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. (Ученики работают в парах или в группах.)
Тема урока: «Многообразие животного мира» 3 класс
Птицы
Звери
ЖИВОТНЫЕ
Домашние
Рыбы
Дикие
Лови ошибку
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Задание содержит в себе ошибки 2 уровней:
- явные, которые легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
9/24/20
Тема урока «Город на Неве» 2 класс
Санкт-Петербург- один из самых красивых городов мира. Это столица нашей Родины. Санкт-Петербург стоит на реке Волга. Этот город основал князь Юрий Долгорукий более 300 лет назад. В Санкт-Петербурге много достопримечательностей: Зимний дворец, Петропавловская крепость, Кремль.
9/24/20
Таблица ЗХУ
Если вы хотите собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда подходит таблица "знаю - хочу знать – узнал».
Дети с помощью таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.
З – что знаю
Х - что хочу узнать
У - что узнал, и что осталось узнать
Приём таблица «ЗХУ» по теме «Разнообразие растений»
Знаем
Хотим узнать
1. Растения – часть живой природы.
Почему?
Узнали
2.Растения выделяют в воздух кислород.
3.Животные и люди не смогли бы жить
Растения делятся на несколько групп.
В каждой группе растений много видов.
Какие ещё есть группы растений?
на Земле без растений.
Что такое виды растений?
4. Растения делятся
Науку о растениях называют ботаникой.
на несколько групп:
Какие названия дают им учёные?
Существует 350 тысяч видов растений.
деревья, кустарники, травы
Названия видов дают им учёные.
Нужно заботиться о растениях,
беречь их, как можно больше садить растения и ухаживать за ними.
Охранять растения - значит
заботиться о живом.
Приём «Концептуальная таблица»
Помогает увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.
Тема «Дикие и домашние животные».
Линии сравнения
Сами добывают пищу
Дикие животные
Домашние животные
+
Сами устраивают себе жильё
_
Выводят потомство и ухаживают за ним
Защищаются от врагов
+
+
_
+
_
_ +
«Тонкие»
вопросы
- на понимание текста. (Традиционно такие вопросы ставит сам учитель после текста.)
- на понимание текста. (Традиционно такие вопросы ставит сам учитель после текста.)
« Толстые »
вопросы
- проблемные вопросы, не имеющие однозначного ответа, требующие обращения к другим источникам, побуждающие к дальнейшему поиску.
- проблемные вопросы, не имеющие однозначного ответа, требующие обращения к другим источникам, побуждающие к дальнейшему поиску.
11
«Тонкие вопросы»
«Толстые вопросы»
Кто….?
Что…?
Почему…?
В чём различие?
Когда…?
Где происходит действие?
Чем объясняется…?
Предположите, что будет, если…?
СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА
Тема - предмет
Признак
Признак
Действие
Действие
Действие
Фраза -
отношение
к
теме
Вывод – суть темы
Приём «Синквейн»
Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка
Лес
Величественный, таинственный,
Живет, растет, радует,
Национальное богатство страны,
Кладовая природы
Прием «Шесть шляп критического мышления»
Этот прием обычно используется на стадии обобщения и систематизации . т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
- «Белая шляпа» СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);
- «Желтая шляпа» ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);
- «Черная шляпа» НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);
- «Синяя шляпа» АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?);
- «Зеленая шляпа» ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);
- «Красная шляпа» ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции , которые они испытывали при работе с материалом
«Разнообразие растений». Приём «Шесть шляп».
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью энциклопедий и атласа - определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.
9/24/20