СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к уроку " Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение к уроку по теме: " Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении". 

Просмотр содержимого документа
«Приложение к уроку " Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»

Приложение 1


ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОМ СОЮЗНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.


1. Отметьте номера предложений, в которых встречаются сочиненные

(I вариант) и подчиненные (II вариант) союзы. Подчеркните в них

грамматические основы, постройте схемы этих предложений. Отработайте

орфограммы на месте пропусков.


1. Месяц ещё не вст__вал, и только две звёздочки св__ркали на тёмно-син__м своде.

2. Когда туман ра__сеивался порывами ветра, на востоке можно было разл__чить чуть с__невший ровный берег.

3. Погода была тихая, и пруд словно заснул.

4. Со__нце на пустынной наб__режной пр__гревало сквозь туман, и всё с__яло перед глазами.

5. Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания.

6. Дождя отшумевш__го капли тихонько по лист__ям т__кли, тихонько ш__птались д__ревья, кукушка кр__чала (в)дали.

7. Лукашин встр__хнулся, чтобы ноша удобнее л__гла на плечи.


2. Что соединяет союз и ? Объясните постановку запятой или её отсутствие.


1. Пугачев остановился на крыльце и со всеми поздоровался.

2. Один из старшин показал ему мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями.

3. Через некоторое время в лицо нам пахнуло речной сыростью и до слуха нашего долетел таинственный шорох камышей.


3. Различие союза и союзного слова в СПП.


1. Чичиков стал примечать, что бричка качалась вовсе стороны и наделяла его пресильными толчками.

2. Матросы с нескрываемым любопытством приглядывались ко всему, что встречали по пути.


4. Парцелляция.


Комментарий учителя: Во всех этих примерах мы наблюдаем расчленение высказывания на части, соответственно, их смысловой значимости. Эти части отделяются точками. А чем они соединяются? (часто союзами) Такое явление называется парцелляцией.


1. И мы говорим обо всем бесконечно. И о вас.

2. Потом все объясню. Но при встрече.

3. Он понял, что решение его сумасбродное. И невыполнимое.

4. В Петре Ивановиче соединялись все лучшие качества русского человека: любовь к людям, желание помочь в трудную минуту. И, конечно же, трудолюбие.


КАРТОЧКА № 1*


Прочитайте предложения. Начертите их схемы. Поставьте запятые.


Кругом парила жизнь и радость

И ветер нёс ржаных полей

Благоухание и сладость

Волною мягкою своей.

(А. Майков.)



Схема:








КАРТОЧКА № 2*


Прочитайте предложение. Начертите их схемы. Поставьте запятые.


Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

(М. Пришвин.)



Схема:








КАРТОЧКА № 3*


Прочитайте предложение. Начертите их схемы. Поставьте запятые.


Только плескалась струйка воды да где-то вскрикивала ночная птица да в кустах шевельнулось что-то белое.

(В. Короленко.)



Схема:



КАРТОЧКА № 4*


Прочитайте высказывание, расставьте знаки препинания. Начертите схему. Подберите синоним к союзу "ибо".


Не злословьте и не проклинайте ибо град проклятий больно бьёт голову сказавшего их.



Схема:







КАРТОЧКА № 5*


Прочитайте предложение, расставьте знаки препинания, начертите схему.


Лучи солнца падали на землю под острым углом вследствие чего одни склоны были ярко освеще__ы а другие находились в тени.



Схема:








КАРТОЧКА № 6*


Прочитайте предложение, расставьте запятые, начертите схему.


По мере того как уг__сал день в лесу наступала тишина.



Схема:







КАРТОЧКА № 7*


Прочитайте предложения, расставьте запятые, начертите схемы предложений.


Дверь хлопала и открывалась снова. Входили люди и врывался пар.



Схема:






КАРТОЧКА № 8*


Расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений.


И я усилием привычным

Вернуть стараючь красоту

Домам и скверам безразличным

И пешеходу на мосту

И пропускаю свой автобус

И замерзаю, весь в снегу,

Но жить покуда это фокус

Мне не удался не могу.

(А. Кушнер.)



Схема:






КАРТОЧКА № 9*


Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений.


Да нам нужны мечтатели. Многие ещё не умеют мечтать и может быть поэтому они никак не могут встать в ногу со временем.



Схема:


КАРТОЧКА № 10*


Прочитайте предложение. Начертите их схемы. Поставьте запятые.


Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и встала иная картина.

(М. Горький.)



Схема:







КАРТОЧКА № 11*


Прочитайте предложение. Начертите их схемы. Поставьте запятые.


Все лица нахмурились и в тишине слышалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова.

(Л. Толстой.)



Схема:







КАРТОЧКА № 12*


Прочитайте предложение. Начертите схему однородных членов.


За Днепром синеют леса и мелькает прояснившееся ночное небо.

(Н. Гоголь.)



Схема:






КАРТОЧКА № 13*


Прочитайте предложение. Начертите схему однородных членов.


Колокольчик громко плачет

И хохочет и визжит.

(П. Вяземский.)



Схема:








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!