Приложение 1
ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОМ СОЮЗНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
1. Отметьте номера предложений, в которых встречаются сочиненные
(I вариант) и подчиненные (II вариант) союзы. Подчеркните в них
грамматические основы, постройте схемы этих предложений. Отработайте
орфограммы на месте пропусков.
1. Месяц ещё не вст__вал, и только две звёздочки св__ркали на тёмно-син__м своде.
2. Когда туман ра__сеивался порывами ветра, на востоке можно было разл__чить чуть с__невший ровный берег.
3. Погода была тихая, и пруд словно заснул.
4. Со__нце на пустынной наб__режной пр__гревало сквозь туман, и всё с__яло перед глазами.
5. Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания.
6. Дождя отшумевш__го капли тихонько по лист__ям т__кли, тихонько ш__птались д__ревья, кукушка кр__чала (в)дали.
7. Лукашин встр__хнулся, чтобы ноша удобнее л__гла на плечи.
2. Что соединяет союз и ? Объясните постановку запятой или её отсутствие.
1. Пугачев остановился на крыльце и со всеми поздоровался.
2. Один из старшин показал ему мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями.
3. Через некоторое время в лицо нам пахнуло речной сыростью и до слуха нашего долетел таинственный шорох камышей.
3. Различие союза и союзного слова в СПП.
1. Чичиков стал примечать, что бричка качалась вовсе стороны и наделяла его пресильными толчками.
2. Матросы с нескрываемым любопытством приглядывались ко всему, что встречали по пути.
4. Парцелляция.
Комментарий учителя: Во всех этих примерах мы наблюдаем расчленение высказывания на части, соответственно, их смысловой значимости. Эти части отделяются точками. А чем они соединяются? (часто союзами) Такое явление называется парцелляцией.
1. И мы говорим обо всем бесконечно. И о вас.
2. Потом все объясню. Но при встрече.
3. Он понял, что решение его сумасбродное. И невыполнимое.
4. В Петре Ивановиче соединялись все лучшие качества русского человека: любовь к людям, желание помочь в трудную минуту. И, конечно же, трудолюбие.
КАРТОЧКА № 1*
Прочитайте предложения. Начертите их схемы. Поставьте запятые.
Кругом парила жизнь и радость
И ветер нёс ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей.
(А. Майков.)
Схема:
КАРТОЧКА № 2*
Прочитайте предложение. Начертите их схемы. Поставьте запятые.
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
(М. Пришвин.)
Схема:
КАРТОЧКА № 3*
Прочитайте предложение. Начертите их схемы. Поставьте запятые.
Только плескалась струйка воды да где-то вскрикивала ночная птица да в кустах шевельнулось что-то белое.
(В. Короленко.)
Схема:
КАРТОЧКА № 4*
Прочитайте высказывание, расставьте знаки препинания. Начертите схему. Подберите синоним к союзу "ибо".
Не злословьте и не проклинайте ибо град проклятий больно бьёт голову сказавшего их.
Схема:
КАРТОЧКА № 5*
Прочитайте предложение, расставьте знаки препинания, начертите схему.
Лучи солнца падали на землю под острым углом вследствие чего одни склоны были ярко освеще__ы а другие находились в тени.
Схема:
КАРТОЧКА № 6*
Прочитайте предложение, расставьте запятые, начертите схему.
По мере того как уг__сал день в лесу наступала тишина.
Схема:
КАРТОЧКА № 7*
Прочитайте предложения, расставьте запятые, начертите схемы предложений.
Дверь хлопала и открывалась снова. Входили люди и врывался пар.
Схема:
КАРТОЧКА № 8*
Расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений.
И я усилием привычным
Вернуть стараючь красоту
Домам и скверам безразличным
И пешеходу на мосту
И пропускаю свой автобус
И замерзаю, весь в снегу,
Но жить покуда это фокус
Мне не удался не могу.
(А. Кушнер.)
Схема:
КАРТОЧКА № 9*
Прочитайте предложения. Расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений.
Да нам нужны мечтатели. Многие ещё не умеют мечтать и может быть поэтому они никак не могут встать в ногу со временем.
Схема:
КАРТОЧКА № 10*
Прочитайте предложение. Начертите их схемы. Поставьте запятые.
Перед глазами Лёньки разорвалась туманная завеса и встала иная картина.
(М. Горький.)
Схема:
КАРТОЧКА № 11*
Прочитайте предложение. Начертите их схемы. Поставьте запятые.
Все лица нахмурились и в тишине слышалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова.
(Л. Толстой.)
Схема:
КАРТОЧКА № 12*
Прочитайте предложение. Начертите схему однородных членов.
За Днепром синеют леса и мелькает прояснившееся ночное небо.
(Н. Гоголь.)
Схема:
КАРТОЧКА № 13*
Прочитайте предложение. Начертите схему однородных членов.
Колокольчик громко плачет
И хохочет и визжит.
(П. Вяземский.)
Схема: