СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«применение электроэнергии в сельском хозяйстве»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««применение электроэнергии в сельском хозяйстве»»

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»


3.1 Аннотация программы


Данный факультативный курс способствует формированию познавательного интереса учащихся к физике, развитию их логического и аналитического мышления, физической интуиции. При его изучении внимание школьников акцентируется на практическое применение электрической энергии в повседневной жизни, показывается связь физики с окружающей действительностью, а так же знакомит учащихся с технологическими процессами в сельском хозяйстве.


3.2 Пояснительная записка


Организация факультативных курсов позволяет успешно решить ряд важных задач, стоящих перед школой. Среди них можно назвать реализацию на практике одного из важнейших принципов школы – индивидуализация обучения. Факультативные курсы позволяют давать каждому ученику интеллектуальную нагрузку, соразмерную его способностям, и более полно удовлетворить его интересы.

Физика, давно стала основой развития техники. Достижения физики и техники широко используются в различных областях народного хозяйства, в том числе и сельскохозяйственном производстве.

Полевые работы в сельском хозяйстве не мыслимы без тракторов, комбайнов, автомашин. Комплексная механизация и автоматизация заменили трудоемкие ручные работы на животноводческих фермах.

Созданы полупроводниковые автоматы, которые без участия человека включают в теплице подачу питательных веществ; регулируют свет, температуру и влажность воздуха, содержание в нем углекислоты; следят за фотосинтезом в листьях в зависимости от потребности растений.

Сейчас, технические средства заменяют непосредственно производственные функции человека, в том числе его логические и управляющие функции.

В связи, с этим, одна из важнейших задач при обучении физике заключается в том, чтобы школьники знали о применениях физических законов и теорий в ведущих областях промышленности и сельского хозяйства, об использовании их в машинах, приборах, оборудовании, в различных технологических процессах.

Наиболее приемлемым средством для удовлетворения и развития интереса, склонностей и способностей сельских школьников, приобщения учащихся к сельскохозяйственному производству на основе осуществления тесной связи изучения физики с практической жизнью, с сельским хозяйством является изучение содержания курса на сельскохозяйственном материале.

Цель факультативного курса «Применение электроэнергии в сельскохозяйственном производстве»

  • Показать возможность применения знаний, полученных на уроках физики, к сельскохозяйственному производству.

  • Усиление практической политехнической направленности, что может быть достигнуто путем применения знаний, полученных при изучении основного курса, к производственно- техническим объектам и технологическим процессам;

  • Развитие познавательного интереса к физике, технике; творческих способностей;

  • Вызвать стремление сделать практические измерения и расчеты, изучить какую-либо машину и научиться управлять ею, и, конечно же, помочь в выборе профессии по душе.

  • Формирование осознанных мотивов учения.

Основные задачи курса:

Удовлетворение и развитие интереса, склонностей и способностей школьников, приобщение учащихся к сельскохозяйственному производству на основе осуществления тесной связи изучения физики с практической жизнью.

Формирование у школьников профессиональных намерений, для выбора сельскохозяйственных профессий.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе практического применения ЗУН по физике, самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации.

Владение навыками проектной деятельности

Методы используемые при реализации программы: Поисковый, исследовательский, метод проектов.

Факультативный курс имеет прикладную направленность. Его содержание тесно связано с основным курсом физики. Изучение прикладных вопросов физики позволяет учащимся, применять физические явления, законы, для объяснения устройства, физического принципа работы конкретных объектов реальной жизни, в частности сельскохозяйственного производства. При этом усиливается практическая направленность изучения физики, углубляются знания материала основного и прикладного содержания курса.

Структура программы факультативного курса предусматривает возможность дифференцированной работы с учащимися.

С этой целью она содержит следующие блоки:

  • Лабораторно – практически работы, по разным темам курса. При проведении практических работ, учащиеся изучают важнейшие практические приложения физики, связанные с современным сельскохозяйственным производством.

  • Комплексные, исследовательские задания, в процессе выполнения которых ученики могут принимать посильное участие в общей работе, используя разделение труда.

  • Комплексные и меж предметные экскурсии, на объекты сельскохозяйственного производства, при проведении которых учащиеся могут не только проводить изучение разных установок, но и выполнять экспериментальные исследования непосредственно на объектах экскурсий. Перед проведением комплексной экскурсии, участники элективного курса получают задания, соответствующие разделам курса физики.

  • Составление и решение задач, с производственном – техническим содержанием, способствует сознательному усвоению учащимися прикладного материала, расширяет их политехнический кругозор, создает условия для профессиональной ориентации школьников.

  • Семинарские занятия, на которых обсуждаются результаты самостоятельных исследований учащихся, прикладные и экологические аспекты изученных разделов предмета способствуют познавательному интересу к предмету.

  • Использование метода проектов позволяет проводить исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами. Один, с группой, с учителем, с другими людьми. Уметь пла­нировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.

Подводятся итоги индивидуальной деятельности учащихся при выполнении лабораторных заданий, проведении экскурсий, проектов учащихся. По итогам выставляется зачёт.

Эффективное сочетание индивидуальной и коллективной работы, учащихся на занятиях факультативного курса обеспечивается методом комплексно – коллективных исследований, который сводится к расчленению сложного задания на несколько простых.

Разные ученики или группы учеников одновременно выполняют простые задания, а затем полученные ими результаты коллективно обсуждаются для выполнения общего задания.

Ожидаемыми результатами данного курса являются:

Получение представления о важности, значения физических знаний в различных сферах деятельности человечества;

Сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения;

Развитие познавательных интересов, творческих, интеллектуальных исследовательских способностей;

Умение обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;

Приобретение опыта поиска информации по выбранной теме.

Измерение достижения планируемых результатов

  • Степень активности учащихся на занятиях;

  • Качество их сообщений, выполнение текстовых заданий, практических и лабораторных работ, представленных проектов;

  • Уровень социальной зрелости, одним из показателей которого будет являться точное определение своих творческих наклонностей и выбор своей профессии.

В программе прослеживается связь со всеми предметами, групповая учебная деятельность в создании проектов, в подготовке сообщений.

Место курса в системе пред профильной подготовки.

Факультативный курс «Применение электроэнергии в сельскохозяйственном производстве» рассчитан на 18 часов.

Он ориентирован на пред профильную подготовку школьников и по своей сути может быть над предметным. Представляется, что знания и навыки, полученные учащимися, окажутся полезными при дальнейшем изучении предмета, будут способствовать выбору профессии и более осознанному выбору профиля для дальнейшего обучения.

Курс, включает теоретический материал о технологических процессах в сельском хозяйстве, работе сельскохозяйственных машин и аппаратов, основанных на законах механики, теплоты и электричества, решение практических задач, связанных с сельскохозяйственным производством, а также предполагает проектную деятельность учащихся.


Таблица 2. -Тематическое планирование факультативного курса «Применение, электроэнергии в сельскохозяйственном производстве».

№ п/п

Наименование темы:

Сроки

Дата

Количество часов

Всего.

Теория

практ.

1

Особенности, качество, электроэнергии и надежность электроснабжения сельского хозяйства.


1


1

2

Потребительские и трансформаторные подстанции.


1


1

3

Лабораторная работа. Ознакомление со схемой электроснабжения сельскохозяйственных потребителей. Устройство потребительской подстанции.



1

1

4

Электроснабжение животноводческих ферм.


1



5

Электропривод. Особенности работы в условиях, сельскохозяйственного производства.


1


1

6

Электроподогрев.


1


1

7

Расчёт электрообогреваемого пола.



1

1

8

Электроосвещение, облучение помещений.


1


1

9

Расчёт, осветительных установок.



1

1

10

Электроснабжение машинотракторных мастерских.


1


1

11

Аккумуляторы и их применение.


1


1

12

Электроснабжение мехтока. Суша зерна.


1


1

13

Электроснабжение быта, пекарни и других соц. объектов.


1


1

14

Расчёт потребления элекроэнергии.( на выбор)



1

1

15

Экскурсия.



1


16

Проектная деятельность.


1


1

17-18

Итоговое занятие. Защита проектов.



2

2

Примечание – [составлено автором]


Электроснабжение сельскохозяйственных предприятий .3 часа.

Категории предприятий. Качество электроэнергии. Производство и передача электроэнергии. Местная подстанция.

Демонстрации: Действующая подстанция, трансформатор.

Применение электрической энергии в животноводстве. 6 часов.

Электропривод, электроподогрев, электрическое освещение. Мощность и работа электрического тока.

Демонстрации: Электрический кипятильник, электрогрелка, электрообогревательные коврики, применяемые в животноводческих помещениях. Установки для ультрафиолетового облучения. Установки ИК обогрева.

Электроснабжение машинотракторных мастерских. 2 часа.

Принцип действия гальванического элемента и аккумулятора. Соединение элементов в батарею. Использование различных видов аккумуляторов на сельхозмашинах.

Электроснабжение механизированного тока. Сушка зерна. 1час.

Установки, для сортировки зерна. Веялки и триера, система вентиляции в зернохранилищах.

Электроснабжение быта. 2 часа.

Объекты социального назначения: дом культуры, детский сад, школа, медпункт, пекарня, баня, спорткомплекс.

Экскурсия 1 час. (По выбору)

В механизированный парк совхоза. Изучение устройства и принципа действия аккумуляторов, используемых в сельскохозяйственном производстве; ознакомление с системой электрооборудования автомобиля.

На животноводческую ферму: ознакомление с устройством и принципом работы электрического водонагревателя, доильных установок, обогреваемых полов и других установок.

На центральный мех ток: ознакомление с сортировкой и сушкой зерна, система вентиляции при хранении семян.

Цель экскурсии: углубить и конкретизировать знания учащихся о превращениях электрической энергии в другие виды энергии; познакомить с основными способами использования электрической энергии в животноводстве, средствами автоматического контроля и регулирования целого ряда процессов.

Подготовка учащихся к экскурсии.

На уроке, предшествующем проведению экскурсии, повторяют следующие вопросы:

Какие явления сопровождают прохождение электрического тока по проводникам?

В какие виды энергии превращается электрическая энергия? Каково условие преобразования электрической энергии в механическую.
Как, практически это осуществляется?

В чем заключается преимущество электрической энергии перед другими видами энергии? Сообщив, цели и задачи экскурсии, учащимся предлагают записать вопросы, ответы на которые нужно получить в ходе экскурсии.

Дают также индивидуальные задания.

Вопросы для всего класса:

  1. Основные способы применения электричества в сельском хозяйстве?

  2. Как в животноводстве используют электродвигатели?

  3. Как в сельском хозяйстве используется тепловое действие тока?

  4. Какова роль, электрического освещения в животноводстве?

  5. Как используются аккумуляторы?


Оформление проектной документации. 1ч.

Примерный перечень тем проектной деятельности учащихся.

Задание 1.Электрические установки для животноводческих ферм.

Задание 2. Изучение принципа работы доильной установки.

Задание 3.иДействие ультрафиолетового облучения на животных.

Задание 4. Использование электроэнергии в птицеводстве.

Задание 5. Уличное освещение.

Задание 6. Энергосберегающие лампы.

Задание 7. Сконструируйте, действующую модель инкубатора.

Задание 8. Альтернативные источники электроэнергии в сельском хозяйстве.

Задание 9. Молниезащита электроустановок. Заземление, заземляющие устройства.

Задание 10.Применение электроэнергии и экология.


Защита проектов- 2 часа.

Методические рекомендации к изучению курса.

  • Поскольку учебников и пособий по данному курсу учащиеся не имеют, то рекомендуется использование информационных карт на уроках.

  • Специфика курса состоит в том, что на первое место ставят не только образовательные, но и мировоззренческие и профориентационные задачи.

  • При работе с данным курсом не используется традиционная оценочная система, поэтому на первое место выходит фактор заинтересованности в получении личностно-значимой информации, а так позитивный эмоциональный настрой в процессе организованного межличностного общения. Внимание ребёнка удерживается за счет интереса, смены форм деятельности, ритма урока и комфортного, доброжелательного общения в коллективе.

  • Для оценки результатов работы по данному курсу и при подведении итогов совместной деятельности учеников и учителя предусмотрено проведение итогового занятия- защиты проектов.


Литература:

  1. Куприн М.Я. Физика в сельском хозяйстве. / М., «Просвещение»,1977.

  2. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. / Под.ред. А.В. Перышкина. М.; Просвещение,1980

  3. Усова А.В. Антропова И.С. Связь преподавания физики в средней школе с сельскохозяйственным производством. / М., «Просвещение»,1976.

  4. Орлов В.А. Курс прикладной физики на основе с/х производства. /М.: просвещение, 1985.

  5. Кудрявцеа И.Ф. Калинин Л.А. и. др. Электрооборудование и автоматизация сельскохозяйственных агрегатов и установок. / ВО «Агроиздат»,1988.

  6. Интернет ресурсы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!