СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение элементов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе раскрывается способы применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы. Даются перенятые и апробированные примеры уроков авторов технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Применение элементов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Сунтарский технологический колледж»










Методическая разработка



Применение элементов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы







Автор: Андреева С.Р., учитель русского языка и литературы







С.Сунтар, 2014

Введение


Цель образования, его структура зависит от главных особенностей начавшегося столетия. Каковы же признаки 21 века?

Во-первых, в начале века будут углубляться и расширяться кризисные явления (экологический кризис, глобальные изменения климата и тд). Во-вторых, нестабильность и изменчивость мира ведет к тому, что знания быстро устаревают, востребованными остаются только 10-15% знаний, полученных в школе. В-третьих, переход к информационному обществу, возрастание человеческого фактора, развитие рыночной экономики, - все это влияет на образование.

Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. В настоящее время цель педагогического процесса школы - это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной карьеры.

Один из известных философов как-то заметил, что образование - это то, что остается в сознании ученика, когда выученное забыто. У ученика в голове должны остаться творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Учителя главным образом на своих уроках развивают ЗУН, а современный мир выдвигает новые требования к образованию: нужно обучать способам деятельности и мышления. Поэтому нужно учить:

- способам смысловой обработки,

- способам нахождения информации,

- умению анализировать полученные знания, интерпретировать,

- систематизировать,

- оценивать.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал. Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития личности.

Технология развития критического мышления - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования.

Известна данная технология в России с 1997. Она внедрялась в систему образования страны при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной ассоциации чтения в рамках проекта Института «Открытое Общество». На протяжении последних проводятся семинары, на которых продолжают знакомиться с данной технологией.

Одним из первых был опубликован материал Лаймы Спиргене «Возможность перемен: Что может сделать библиотека для развития критического мышления» в «БШ» № 6–2001. Затем были опубликованы в газете «Библиотека в школе» издательского дома «Первое сентября» в №12 и №22 за 2001г материалы, связанные с теоретическим и практическим применением технологии, а №3-2002 «БШ» опубликованы новые работы учителей, связанные с ТРКМЧП.

В 2004г издательство «Просвещение» выпустило пособие для учителя «Развитие критического мышления на уроке». Авторами данного пособия являются С.И. Заир-Бек и И.В.Муштавинская. В пособии представлена ТРКМЧП, описаны оригинальные методики, конкретные разработки уроков, планирование учебного процесса. Пожалуй, это первое пособие в России, в котором собрано и систематизировано то, что составляет сущность РКМЧП, его идеологию и методику в их взаимосвязи.

В «БШ» за 2005 год в №17-24 опубликован материал И.Загашева, международного тренера-сертификатора программ РКМЧП, «образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. Предлагаемый курс состоит из восьми лекций, рассказывающих о стратегиях технологии с конкретными примерами. Кроме уже известных стратегий И.Загашев знакомит читателей и с новыми приемами работы с текстом, предлагает международные критерии оценки деятельности преподавателя, работающего в технологии РКМЧП.

В газете «Русский язык» в школе за 2005г в №18,19 С.В.Столбунова рассматривает развитие критического мышления как составляющую личностно-ориентированного обучения и предлагает практический материал по использованию технологии РКМЧП при изучении информационных текстов и художественных, рассматривает урок-письмо, урок-исследование, урок – взаимообучение.

Цель данной работы:

Разработать необходимый дидактический материал для внедрения технологии на уроках русского языка.

Основные задачи:

  • изучить теоретический материал по технологии РКМЧП;

  • овладеть способами проведения уроков в рамках технологии;

  • спланировать работу по внедрению технологии развития критического мышления;

  • провести отбор дидактического материала для занятий по данной технологии;

  • разработать модели уроков в соответствии со структурой данной технологии;

  • провести апробацию данной технологии применительно к урокам литературы и русского языка;

  • выявить преимущества данной технологии;

  • проанализировать результаты деятельности учащихся.





1. Технология развития критического мышления


Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - современная « надпредметная» педагогическая технология.

Она решает следующие задачи:

- Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.

- Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.

- Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.

  • Социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии «вызов-осмысление-рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мысленной деятельности человека. Поскольку ей подчиняется усвоение информации в любой области знания, ознакомление с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо» можно организовать на любом предметном материале. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности в зависимости от характера текста (текст информационный или художественны) и способа работы с ним (чтение готового текста или создании письменного текста). При этом базовая модель- «вызов- осмысление - рефлексия», помогающая обучающимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали - задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это также позволяет говорить об универсальном характере данной технологии. Несомненным достоинством технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является ее открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя. Технология открыта для решения большого спектра задач в образовательной сфере. Она направлена на воспитание базовых навыков человека открытого информационного общества, на развитии качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

личностно ориентирована. Признаки личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются: доминирование целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития: акцент на мотивацию достижений и успеха: акцент на самопроектирование и самоуправление; партнерское взаимодействие участников образовательного процесса.

Основой целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников является триединая цель урока, включающая познавательные, развивающие и воспитательные аспекты. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Проектирование каждого урока в технологии начинается с постановки триединой цели и максимального ее уточнения, формулировки учебных целей с ориентацией на достижение результатов. Триединая цель ориентирует учителя в подготовке учебного материалов и планировании организации всего хода обучения. И, что особенно важно для реализации технологического подхода к обучению, в соответствии с ней осуществляется оценка результатов, коррекция процесса обучения, направленная на достижение поставленных целей.


2. Структура технологии

В основу данной технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий, этапов). Структура данной педагогической технологии стройна и логична. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Представим эту структуру в виде схемы с соответствующими пояснениями:


Технологические этапы

1 стадия

ВЫЗОВ

2 стадия

ОСМЫСЛЕНИЯ

3 стадия

РЕФЛЕКСИЯ

  • актуализация имеющих знаний;

  • пробуждение интереса к получению информации;

  • постановка учеником собственных целей обучения.

  • получение новой информации;

  • корректировка учеником поставленных целей обучения.

  • размышление, рождение нового знания;

  • постановка учеником новых целей обучения.

Стадии и приемы технологии

Стадия (фаза)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные приемы и методы

1. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составляет списки известной информации, рассказ- предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки

«Мозговая атака»

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

2. Осмыс-

ления

Сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижения от знаний «старого» к «новому».

Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

маркировка с использованием значка «V», «+», «-», «?» (по мере чтения становятся на полях справки)

введение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленный в первой части урока вопросы.

Стратегия РАФТ

Стратегия ИДЕАЛ

Стратегия ФИШБОУН

Стратегии: «Мозаика проблем», «Уголки»,

Денотатный граф

Стратегии постановки вопросов: «Ромашка Блума», «Тонкие» и «толстые» вопросы

Непосредственный контакт с информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.

3. Рефлек-

сии

Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположением, внести изменения, дополнение, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новою» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Заполнение кластеров, таблиц,

установление причинно- следственных связей между блоками информации;

Возврат ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов;

Оформление портфолио;

«бортовых журналов»

Синквейн

Диаманта, эссе,

Органайзер

Стратегия «Шесть шляп»



2.1. Стадия Вызова

Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более чётко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. В то же время многие известные учёные - дидакты, которые развивают в своих исследованиях идеи конструктивистского подхода в обучении (Дж. Дьюи, Б. Блум и другие ), считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимы внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, а которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда-то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно.

Итак, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.

Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является активизация познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроках не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате собственных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, непроясненные моменты, которые и определят направления дальнейшего поиск в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными. Школьник определяет для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность.

Итак, в процессе реализации фазы вызова:

1. Учащиеся могут высказать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний,

3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать мнения других, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются новыми и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и к появлению интересных вопросов, поиск на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свои мнения преподавателю ил сразу большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно.

Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, даже если они неточны и неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли поправлять их, критиковать. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме технологии развития критического мышления. Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения.

В случае успешной реализации фазы вызова у учащихся возникает мощный стимул для работы на следующем этапе - этапе получения новой информации.


2.2. Стадия Осмысления содержания

Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже - в процессе чтения или просмотра материалов видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Важным моментом является получение новой информации по новой теме. Если помнить о том, что учащиеся на фазе вызова определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериалов. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддержать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала. На смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляются при ее наложении на уже на имеющие знания. Школьники могут найти ответы на раннее поставленные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Но далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, с которой учащиеся работают.

Итак, на фазе осмысления содержания учащиеся:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие раннее вопросы и затруднения.

4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией,

обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Преподаватель на данном этапе:

1. Может быть непосредственным источником информации, В этом случае его задача состоит в ее ясном и правильном изложении.

2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности чтения.

3. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.


2.3. Стадия Рефлексии

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, систематизируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.


Механизм развития реализации стадии рефлексии можно представить следующим образом:









На фазе рефлексии школьники систематизируют новые информации. По отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация и др.) ученики, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуальных целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Как отмечают Пирсон и Филдинг, «это необходимо для того, чтобы выстроить новые представления». Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли на собственном контексте, выражая это своими словами. Такое понимание носит долговечный характер, Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.

Наряду с письменными формами не менее важной является устная рефлексия. Дж.Стил и ее коллеги - авторы педагогической технологии

развития критического мышления через чтение и письмо — отмечают, что живой обмен идеями между учащимися дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений на один и тот же вопрос.

Рефлексия помогает отслеживать не только результаты обучения, но и сам процесс обучения, процесс мышления и деятельности. К. Роджерс писал: «...способ обучаться состоит в том, чтобы обозначать свои сомнения, пытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта...». Эта мысль помогает понять суть рефлексивного обучения.

Механизм рефлексии на уровне педагогического процесса в технологии развития критического мышлении можно представить так:

















Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Еще более, чтобы этот процесс осуществлялся без принуждения со стороны преподавателя.

Каким образом учитель может стимулировать рефлексию? Б.Блум считал, что таким действенным механизмом могут быть вопросы. Вопросы, заданные преподавателем, - это не просто способ стимулирования активности процесса рефлексии, но это еще и способ показать учащимся путь к самостоятельной рефлексии. Побуждение к постановке вопросов учащимися – наиболее важная и одновременно наиболее трудная задача преподавателя в процессе обучения. Эта работа требует кропотливой и систематической работы.

Итак, можно представить функцию трех стадий ТРКМЧП следующим образом:

Стадия

Функция

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление

содержание

Информационная (получение новой информацией по теме).

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний).

Мотивационная (сохранение интереса к изученной теме).

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

Информационная (приобретение нового знания).

Мотивационная (пробуждения к дальнейшему расширению информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка соответственной позиции, оценка процесса).


Инновационность представленной модели заключается в том, что выходя за рамки классической технологической стратегии, она представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует свой процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие вдумчивой работы с текстом, с информацией.



3. Внедрение технологии «РКМЧП» в

процесс преподавания русского языка


В наш колледж поступают в основном обучающиеся, выпускники 9 класса, которые имеют сильные затруднения в учебе, отставшие от программ, немотивированные. Я часто задумывалась, почему ребятам скучно на уроках, почему современные дети не любят читать, боятся отвечать, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли, не заботясь о том, что содержание их работы не совпадает с темой заданного сочинения. Мало-помалу я начала понимать, что только заученное правило не сделает ребенка грамотным, а выученные даты жизни писателя не помогут ему понять то или иное литературное произведение. С ужасом для себя я сделала вывод: русский язык и русская литература — «мертвые» предметы для современного ученика.

Что же делать, чтобы это изменить? Ответ на этот вопрос мне помогли найти курсы, которые я прошла в Институте развития образования в 2011 году на тему «Организация и управление методической службой образовательных учреждений НПО и СПО в условиях реализации современной модели образования». Лектор проводила занятия, используя технологию развития критического мышления. Полученные знания позволили мне пересмотреть методы и приемы работы на уроках литературы и русского языка.

Цель ТРКМЧП - научить учащихся получать знания не только пассивно, но и критически преобразовать, пережить, и, самое главное, "присвоить" предложенную информацию, помочь учащимся освоить методику самообразования, активного поиска информации, а следовательно, повысит уровень и качество образования в целом.

Таким образом, я поняла, что именно технология развития критического мышления поможет мне подготовить школьников к выпускным экзаменам, научит детей работать с различными текстами, ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому цель технологии становиться и моей целью.

Познакомившись глубже с теоретической основой технологии, я выработала несколько моделей работы с текстом, скомбинировав известные приемы.

На уроках русского языка при подготовке к изложению с творческим заданием по сюжетному тексту целесообразно применять такую модель.

Модельное занятие 1.

Этапы урока

Цели этапа

Приемы и методы

Вызов

Активизация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие связной речи. Развитие логического мышления.

Анализ заголовка по особым вопросам заголовку.

Рассказ – предположение по ключевым словам.


Осмысление

Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста.

Чтение с остановками.

Заполнение двухчастного дневника

(трехчастного дневника)

Постановка вопросов разного типа.

Открытый финал.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Написание синквейна.

Написание изложения с творческим заданием


Модельное занятие 2.

Этапы урока

Цели этапа

Методы и приемы

Вызов

Активизация каждого ученика. Актуализация знаний.

Развитие логического мышления.

Слова-ассоциации.

«Древо предсказаний»

(рассказ-предположение)

Осмысления

Организация активного восприятия текста.

Направление усилий на степень понимания текста.

Чтение с остановками

Вопросы к тексту («толстые» и «тонкие» вопросы)

Прогнозирование


Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.

кластер




Этапы урока

Цели этапа

Методы и приемы

Вызов

Активизация каждого ученика. Актуализация знаний.

Развитие логического мышления.

Мозговая атака

Осмысления

Организация активного восприятия текста.

Направление усилий на степень понимания текста.

Заполнение трехчастного дневника

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.

Синквейн (на уроке)

Органайзер (дом.зад)


Модельное занятие 3.



Модельное занятие 4.

Этапы урока Цели этапа

Приемы и методы

Вызов

Активизация учащихся


Актуализация знаний по теме

Систематизация материала

Рассыпанные предложения

Работа в группах (командах)

Составление кластера

Осмысление

Активизация чтения


Развитие умения сортировать информацию

Маркировочная таблица «Знаю, новое, вызывает сомнение, вопросы» «Толстые и тонкие» вопросы

Рефлексия

Вернуться к первоначальным знаниям

Установление связи и причинно следственных отношений в новой информации

Возвращение к кластеру, дополнение новой информацией

Выполнение аналитико-синтетических задач



На стадии Вызова основной прием – «Мозговая атака». Лайнус Полинг сказал: «Единственный способ обрести идею – это иметь много идей». Мозговая атака используется, чтобы собрать банк идей (порой даже нелепых). Например, по теме «Татьяны милый идеал», обучающимся предлагается подобрать определения, характеризующие её. Работают сначала индивидуально, затем парами, далее коллективно. Черты характера ранжируются и записываются в первую графу трехчастного дневника. На стадии осмысления обучающиеся работают с текстом, находят цитаты, подтверждающие свою точку зрения, и заполняют следующие две графы дневника.






На стадии Осмысления эффективный прием - заполнение трехчастного дневника. Этот прием хорошо работает при изучении лирических произведений, учит ребят интерпретировать произведения, помогает подготовить их к выпускному сочинению по лирике. Его можно использовать при изучении прозаических произведений. В таком случае заполнять учащиеся таблицу будут в течение нескольких уроков. С помощью дневников текст разбирается последовательно, заостряется внимание на отдельных значимых эпизодах, в ходе обсуждения учащиеся делятся своими замечаниями. Кроме того, работа по заполнению дневника позволяет отобрать необходимый цитатный материал.

На стадии рефлексии ребятам предлагается графически оформить работу. Десятиклассники создают органайзеры (см.приложение 12)

Популярные методы технологии – это графическая организация материала, которая служит инструментом формирования навыков мышления.

Схемы, таблицы, графики, рисунки-схемы систематизируют мысль, делают сложные конструкции более наглядными и понятными. Представление материала в графической форме позволяет обучающимся лучше классифицировать представленную информацию. Сам процесс построения схем, таблиц формирует умения анализировать материал.

При изучении тем, связанных со сравнительной характеристикой образов, героев, произведений, уместно применение такой модели:

Модельное занятие 5

Вызов

Мозговая атака «Мысли по кругу»

Осмысление

Заполнение сводной таблицы

Объект сравнения


Линии сравнения

Объект сравнения





Рефлексия

Диаманта (на уроке) Эссе (дом.зад.)


При выявлении линий сравнения используется мозговая атака «Мысли по кругу». Учащиеся определяют черты героев, например, Онегина и Ленского, для сравнительного анализа, высказывают их по очереди. Кто не готов, может пропустить. Этот прием способствует развитию умения слушать другого человека. Затем идеи систематизируются коллективно и заносится в графу «Линии сравнения»








Прием «сводная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, героями. Данная работа помогает подготовить обучающихся к сочинению - сравнительная характеристика.

На стадии Рефлексии ребята систематизируют и обобщают информацию, создают диаманту стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

  1. Тема (существительное)

  2. Определения (два прилагательных, причастия)

  3. Действие (три глагола)

  4. Ассоциации (четыре существительных, в этой строке осуществляется переход к антонимичным понятиям)

  5. Действие (три глагола)

6. Определения (два прилагательных, причастия)

  1. Тема (существительное)

В старших классах на уроках литературы, в основном, изучаются тексты очень объемные. Поэтому, необходимо по мере чтения вести различные дневники, в которых будет накапливаться важная информация по сюжету, характеристике главных героев и т.д.

При изучении, например, «Преступление и наказание» Достоевского Ф.М., «Войны и мир» Л.Н. Толстого целесообразно использовать следующую модель:

Модельное занятие 6

1 фаза

Вызов

Кластер

2 фаза

Осмысление

Заполнение

бортового журнала

3 фаза

Рефлексия

  • Кластер

  • Органайзер по группам


Например, при подготовке учащихся к уроку «Тема семьи в романе Толстого «Война и мир» на уроках по анализу 1 книги учащиеся составляют кластер, в котором ключевое слово «семья». Затем десятиклассникам предлагается вести бортовой журнал, в котором они будут фиксировать основные моменты, характеристики героев, личные впечатления, а к уроку одни оформляют групповую творческую работу, в которой рассказывают о каждой семье, изображают ее герб, отмечают черты, присущие членам семьи, другие – заполняют новый кластер по теме «Семья». Большой интерес у учащихся вызывает защита своих работ: одноклассники задают вопросы, вносят предложения, что можно было бы изменить, дополнить. Высказывают свои точки зрения, аргументируют их. Такие работы являются большим подспорьем при подготовке к выпускному экзамену по литературе.

Анализ эпизода довольно сложная работа и у ребят часто вызывает негативное чувство.

Модельное занятие 7











Стратегия РАФТ позволяет подойти к этой работе с иной позиции. После изучения произведения, на уроке развития речи (творческом практикуме) на стадии Вызова применяется прием инвентаризации. Нужно все мысли, чувства, ассоциации, эпизоды – все записать. В результате получаем материал для дальнейшей работы. Далее применяется стратегия РАФТ: выбирается из всего перечисленного герой и эпизод, затем отвечает на вопросы: Кто? Кому? В какой форме? О чем?

У кого имеются пробелы с творческим воображением можно предложить дополнительно вопросы:









На этапе Рефлексии создается текст в выбранной форме. Данная стратегия обеспечивает эмоциональное, познавательное, аналитическое восприятие текста. Стратегия РАФТ позволяет формировать навыки работы с различными жанрами, например, при анализе эпизода «Чтение Евангелие» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» десятиклассники выбирают форму дневника, письма и сочинение пишут, придерживаясь особенностей выбранной формы.

Одна из главных особенностей данной технологии - использование стратегий, направленных на групповую, парную работу. Групповые и парные формы работы – один из самых сложных в образовательном процессе. Это связано с тем, что не всегда просто действовать с другим человеком, сложно прислушиваться к чьему-либо мнению, планировать совместную работу. ТРКМЧП позволяют развивать навыки самостоятельной работы. Кроме того групповые формы работы позволяют создать атмосферу обучения, при которой не остается безучастных учеников, учащиеся свободно обмениваются мнениями, аргументируют их, легко вступают в диалог, не боятся высказывать мнения, расходящиеся с общим представлением.


4. Оценка результативности учащихся в режиме ТРКМПЧ

Каждая из технологических стратегий является инструментом для достижения достаточно конкретных целей. Стратегии могут использоваться учителем для развития у обучающихся таких умений, как, например:

  • умение решать учебные и реальные проблемы;

  • умение выделять из текста основные единицы;

  • способность к продуктивной совместной работе и т.д.

Сложно поставить оценку за сформированность этих умений и качеств. Важно отследить их устойчивое позитивное развитие у каждого ученика. При диагностике развития навыков критического мышления выделяются следующие уровни:

  1. Воспроизведение – узнавание и вызов информации.

  2. Понимание – интерпретация материала, схем.

  3. Применение понятий, законов, процедур в новых ситуациях.

  4. Анализ – выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений, проведение разграничений между фактами и следствиями

  5. Синтез - написание творческого сочинения, составление плана исследования и т.д.

  6. Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности.

Для проверки сформированности этих навыков можно воспользоваться уже известными методиками, так и стратегиями критического мышления.

Можно использовать на уроках литературы и русского языка как сопровождающую диагностику, так и обобщающую.

Сопровождающую диагностику можно использовать, например, при чтении произведения. Ребятам дается задание: составить таблицу толстых и тонких вопросов по данному тексту. Оценивается качество и количество вопросов. При изучении рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» ученик может задать вопрос «Как удалось Жилину сбежать из плена?» ответ будет предполагать знание сюжета, а также и ученик должен будет дать характеристику героя. Можно дать задание сформулировать вопросы, используя классификацию вопросов по Блуму, адаптированную И.О.Загашевым.

Составление кластеров, заполнение таблиц, где нужно формулировать вопрос – все это является формой сопровождающей диагностики.

Так, например, составить кластер основных понятий по теме «Лексика» или «Стилистика». Оценка выставляется на основании следующих критериев:

  • полнота отражения темы;

  • установление причинно-следственных отношений.

Для обобщенной оценки предлагается использовать критерий креативности (в данном случае – способность ученика синтезировать информацию в графической форме)

Тесты могут использоваться как форма обобщающей диагностики.






Список использованной литературы

  1. Алимбекова . Как писать изложение в школе? //Русский язык в школе «Первое сентября» 2002. - №29

  2. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории. – СПб., 2001.

  3. Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002.- №3

  4. Граник Г.Г., Шаповал С.А. Литература, 8-11кл,: Задачник-практикум, - М.:НПО «Образование от А до Я», 1999.

  5. Громова О. Критическое мышление – как это по-русски? // Библиотека в школе.- 2001.- №12

  6. Загашев И.О. Умение задавать вопросы // Библиотека в школе.- 2001.- №12

  7. Загашев И.О. Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2004.- №17

  8. Загашев И.О. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критическогомышления. // Библиотека в школе.- 2004.- №18

  9. Загашев И.О. Как научиться вести диалог с текстом? // Библиотека в школе.- 2004.- №19

  10. Загашев И.О. Стратегии обучения умению решать проблемы. // Библиотека в школе.- 2004.- №20

  11. Загашев И.О. Ученик – исследователь. // Библиотека в школе.- 2004.- №21

  12. Загашев И.О. Групповые и парные работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №22

  13. Загашев И.О. Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. // Библиотека в школе.- 2004.- №23

  14. Загашев И.О. Учебные стратегии развития письменной речи. // Библиотека в школе.- 2004.- №24

  15. Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. // Библиотека в школе.- 2001.- №12

  16. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004.

  17. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Библиотека в школе.- 2001.- №12

  18. Либерцева В.В. Перекрестная дискуссия как средство развития критического мышления. // Русский язык в школе «Первое сентября». – 2003. -№11

  19. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование под редакцией Степановой Е,Н., - М.:- Изд-во «Творческий центр», 2003.

  20. Остренко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе. // Перемена. – 2002.- №3

  21. Популяризация критического мышления // сост.Дж.Стил и др., пособие2. – М.: Изд-во ИОО, 1997

  22. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19

  23. Шамова Т.И. Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Изд-во «Педагогический поиск», 2001.

  24. Халперн Д. Психология критического мышления, - СПбб.: Изд-во «Питер».2000.

  25. Хаузенблас О. Чтение, письмо, критическое мышление и слоны. // Библиотека в школе.- 2001.- №22












Примеры разработки уроков по технологии развития критического мышления


Тема: Изложение с творческим заданием. Текст «Случай с кошельком» (по П.Шеманаеву)

Цель:

Образовательная:

Обучение учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка.

Овладение навыками применения деепричастных и причастных оборотов.

Развивающая:

Развитие образного, логического критического мышления, речи, памяти.

Воспитательная:

Воспитание эстетического отношения к слову.

Развитие эмоций, творческих способностей.


Этапы урока

Цели этапа

Методы и приемы

Цели методов и приемов

Вызов

Активизация каждого ученика.

Актуализация знаний.

Развитие связанной речи.

Развитие логического мышления.

Анализ заголовка по особым вопросам.

Вопросы-воспроизведения.

Составления списка слов-определений.

Рассказ-предположение по ключевым словам.

Вызов личностно значимых знаний.

Развитие словарного запаса учащихся.

Развитие логического мышления, связанной речи.

Осмысление

Организация активного восприятия текста.


Направление усилий на степень понимания текста.

Чтение с остановками.

Заполнение трехчастного дневника («Кто, ключевые слова, толкование»).

Возвращение к списку слов-определений.

Открытый финал.

Прогнозирование.

Составление чернового варианта.


Активизация чтения.


Развитие умения выделять главное, систематизировать.

Формировать умения составления связанного текста, умения слушать.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.

Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Написание изложения с творческим заданием.

Развитие памяти.


Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом.

Ход урока


1 стадия – Вызов

- В названии текста содержится слово случай. Какие у вас возникают, сформулируйте их и запишите в своих тетрадях.


Когда произошел случай?

С кем произошел?

Что случилось?

Кто герои? И др.


- Наш текст называется «Случай с кошельком». На какие вопросы вы

теперь можете попытаться ответить? Что еще остается неясным?


- Что отражено в названии текста? (Тема)


- Мы с вами пришли к выводу, что в рассказе будет описываться какое-то

происшествие и соответственно поступки героев. От того, как они себя

будут вести, мы можем сделать вывод об их характерах. Запишите

определения, с помощью которых можно охарактеризовать героя.


Достойное, вызывающее, безобразное, бессовестный, злой, тактичный,

доброжелательный и др.

- На доске записаны ключевые слова и выражения, спрогнозируйте по ним

сюжетную канву.


Ходить в магазин – пять рублей семьдесят пять копеек мелочью – не теряли – вытряхнул – в награду за честность – посмеиваясь – суетливая – пять рублей – покачала головой


(Ребята работают каждый индивидуально, затем заслушиваются несколько вариантов работ, обсуждаются)


2 стадия – осмысление текста


- Послушайте первую часть текста. Подтвердились ли ваши версии.

Давайте заполним таблицу:


У Коли была домашняя обязанность – ходить в магазин.

Однажды, получив задание, Коля с пятью рублями в кармане отправился в путь. Неподалеку от продуктового магазина он почувствовал, что нога его наступила на какой-то предмет. Остановился и чуть не вскрикнул: на тротуаре валялся кошелек с белой пуговкой. Коля поднял его, отошел в сторону и исследовал содержимое. В нем было пять рублей бумажкой и семьдесят пять копеек мелочью.

Коле захотелось отдать их тому, кто потерял. Но кто это?

- Скажите, вы ничего не теряли? – Коля обращался с этим вопросом к десяткам проходивших мимо людей. И вдруг один из четырех парней, шедших вразвалочку по тротуару, откликнулся:

- Терял!

- Кошелек?

- Вот именно!

Парень вытряхнул содержимое кошелька в растопыренную немытую ладонь.

- А это тебе в награду за честность. – Он протянул Коле пустой кошелек.

Едва компания, негромко посмеиваясь, оставила Колю с пустым кошельком, появилась суетливая старушка, которая, согнувшись, изучала асфальт.

Коля все понял…


Кто?

Ключевые слова

Толкование

Коля



Парни




- У каждого из вас уже сложилось собственное мнение о характере мальчика, каждый представил такую ситуацию, кратко напишите. Что произошло дальше.

(Свободное письмо, слушаем версии, обсуждаем)


Послушайте вторую часть текста.

Сперва он хотел убежать, будто совершил кражу. Но удержался и тихо спросил:

- Вы…потеряли? Кошелек?

- Да, милый. А ты что, нашел?

Коля торопливо вытащил из кармана пять рублей, которые дала ему мама, и незаметно сунул их в кошелек.

- Этот?

- Он…Он! Там пять рублей с мелочью. Где ты его нашел-то?

- На тротуаре валялся. Пожалуйста…

Коля бегом устремился прочь. Обернувшись, он увидел издали, как старушка, не обнаружив мелочи, покачала головой. (По П.Шеманаеву.)



- Оправдались ваши предположения?


- Как этот поступок раскрывает характер мальчика?


- Давайте вернемся к списку наших качеств и выберем те, которые подходят к характеру Коли, обоснуйте свой выбор, добавьте, если вы считаете, что этого недостаточно.

Совестливый

Доверчивый

Наивный

Воспитанный

Бескорыстный (Ребята сами объясняют значение этого слова)

Находчивый

Благородный и т. д.


Ребята выделяют те качества, которые на их взгляд точнее характеризуют Колю.

(Это задание дает возможность подготовиться к творческому заданию)


- Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать его основную мысль. (Благородный поступок и др.)


- Прослушайте еще раз текст, напишите изложение близкое к тексту, дайте оценку его поведения, опишите характер мальчика.



Анализ урока

На стадии Вызова использовались такие приемы, как анализ заголовка, прогнозирование по заголовку, мозговой штурм, прогнозирование по цепочкам ключевых слов, индивидуальная и групповая работа.

Такие приемы помогают развивать логическое мышление, учат самостоятельности, развивают навыки групповой работы, учат высказывать свое собственное мнение.


На стадии Осмысления текста использовалось чтение с остановкой, заполнение трехчастного дневника, который способствует отслеживанию понимания текста, выявления главного. Открытый финал позволяет прочувствовать ситуацию, выявить собственное отношение к тому, что описывается в рассказе.


На стадии Рефлексии возвращались к словам характеристикам, к заголовку.










Тема: Изложение с творческим заданием. Текст «Колокол»* (китайская сказка)

Цель:

Образовательная:

Обучение учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка.


Развивающие

Развитие образного, логического, критического мышления речи, памяти,

Развитие устной и письменной речи.

Воспитательные

Воспитание нравственных качеств: памяти, жертвенности.

Развитие творческих способностей.


Этапы урока

Цель этапа

Методы и приемы

Цели методов и приемов

Вызов

Актуализация каждого ученика.

Актуализация знаний.

Развитие речи.

Развитие логического мышления.

Синквейн

Рассказ- предположение по ключевому слову синквейна.

Рассказ-предположение по ключевым словам текста

Развитие умения выделять главное. Актуализация знаний по теме текста.

Развитие логического мышления, связанной речи.

Осмысление

Организация активного восприятия текста.

Направление усилий на степень понимания текста.

Повторение сложных случаев орфографии и пунктуации.

Чтение с остановками.

Заполнение двухчастного дневника.

Возвращение к списку ключевых слов. Прогнозирование.

Активизация чтения.

Развитие умений выделять главное, систематизировать.

Формировать умения составления связанного текста.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Выделение ключевых слов в эпиграфе.

Написание синквейна

Написание изложения с творческим заданием.

Развитие памяти.

Формирование нравственных понятий

Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом.


__________________________________________________________________

Журнал «Классный руководитель», 2004 №4, стр.117-118






Ход урока

1 стадия – Вызов


Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстом, по которому вам нужно будет написать изложение, близкое к тексту, продолжив работу своими размышлениями по данному вопросу.

На доске написан синквейн, первое ключевое слово пропущено. Определите его тему, докажите свою точку зрения.


отлитый, медный.

звучит, созывает, наполняет.

Он гремит из синевы неоспоримо.

Святыня.


Высказывания учащихся с обоснованием своих мнений.


- Текст, с которым мы будем работать называется также «Колокол», по ключевым словам, написанным на доске, спрогнозируйте сюжетную канву (кратко).


ГОРОД – ПЕПЕЛ – КОЛОКОЛ – ТРЕЩИНА – ДОЧЬ – КРОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ – СЛАДКОЗВУЧНЫЙ ГОЛОС – ЧУЖЕЗЕМЦЫ


Учащиеся работают самостоятельно в течение пяти – семи минут, в это время звучит тихая запись колокольного звона. Затем идет обсуждение работ учащихся.


2 стадия – Осмысления

- Теперь давайте познакомимся с исходным текстом. У вас у каждого лежит текст, прочитайте первую часть, выделите ключевые слова, озаглавьте данную часть.


Много веков назад китайский император приказал построить новый город.

  • Я назову его Пекин,- сказал император,- и пусть он будет самым большим и самым прекрасным городом в Азии.

Дважды народ возводил великий город, и дважды враги разрушали его, превращая дома в пепел, угоняя жителей в рабство. Тогда император решил отлить большой колокол, чтобы звуки его возвещали о наступлении врагов. Он приказал отыскать самого искусного мастера и поручил ему отлить колокол.


  • Чем является данная часть в тексте? Что мы узнаем?

  • Какие вы выделили ключевые слова? Почему?

  • На какие микротемы можно разделить эту часть?

  • Как можно озаглавить эту часть?

  • Какие слова нужно поместить в рабочие материалы с точки зрения орфографии?


План

Рабочие материалы

1. Новый город - Пекин

Император

«П, - а, - п»


2. Колокол-спасение

Возводил – отстраивал – построил – основал

Возвещал – призывал – предупреждал

Искусный мастер

Рабство.

  • Каким образом можно избежать пунктуационных ошибок при прямой речи? (Используя сложноподчиненное предложение)


  • Объясните значение слова «возводил» и «возвещал», подобрав

синонимы.


- Что общего в словах возвещал, возводил? Чем они отличаются от синонимов?

(по мере заполнения таблицы работаем над орфографией и пунктуацией)


Самостоятельное чтение до 2 остановки, выделение ключевых слов, заполнение таблицы.


Мастер принялся за работу, но когда, наконец, колокол был готов, все увидели на его поверхности глубокую трещину. Дважды отливал колокол мастер, но трещина все увеличивалась. Тогда разгневанный мастер сказал:

  • Если неудача постигнет тебя в третий раз,- простись со своей головой!

Что было делать бедному мастеру! Он принялся за работу, но не было уже в его глазах радости, а в руках - твердости.


3. Глубокая трещина

Разгневанный, неудача.


Чтение до 3 остановки, заполнение таблицы.


Была у него красивая дочь. Отправилась она к отшельнику и, плача, рассказывала о горе своего отца. Только на минуту задумался мудрец, а потом сказал:

  • Голос колокола должен родить победу. Такой колокол нельзя отлить только из серебра, железа и золота. Надо, чтобы с металлом смешалась кровь человека, готового отдать жизнь за свою землю.

  • Какие слова вам не понятны? ( некоторые затрудняются объяснить слово «отшельник», ребята тут же разъясняют, подбирают синонимы)


  • Как вы понимаете фразу «готового отдать жизнь за свою землю»?



4. Совет мудреца

Отшельник – старец – мудрец.

Пожертвовать собой, принести в жертву. Сяо Лин

(Составляют схему предложения с деепричастным оборотом)

  • Спрогнозируйте дальнейшие события. (Обсуждение)


Чтение текста до следующей остановки.


Утром девушка, как всегда, помогала своему отцу. Она стояла у печи, смотрела на расплавленный металл, и грустные мысли заставляли сжимать ее сердце. Сяо Лин знала, что колокол вновь будет с трещиной, если никто не принесет в себя жертву. Значит, снова враги Китая будут уводить в рабство юношей и девушек, убивая стариков и детей, сжигать города и села. Нет! Этого больше не будет! И не успел старый мастер понять, Что случилось, как дочь его, прекрасная Сяо Лин, исчезла. Святая кровь ее смешалась с расплавленным серебром, железом и золотом.

Когда колокол был отлит, он оказался самым большим колоколом на земле, и на блестящей поверхности не было не Единой трещины. По старинному обычаю, старый мастер первый ударил в колокол, и сладко звучный голос его наполнил все сердце радостью и покоем. В этом проникновенном звуке мастер слышал голос любимой дочери, отдавшей свою жизнь за счастье родной земли. А сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отважными.


5. Самопожертво-вание

Сжигать, сжиматься, расплавленный

6. Сладкозвучный голос

Проникновенный звук, ни единой трещины, отдавшая.

  • Почему кровь Сяо Лин названа святой? Какова эмоциональное настроение части, которую вы озаглавили «Самопожертвование»?

  • Почему девушка решила пожертвовать собой?


Чтение текста до конца, выделение ключевых слов.


7.Сила колокола

Набат, в сердцах, людская память.


3 стадия – Рефлексия


  • Как бы вы озаглавили этот текст? Почему? (Сила любви. Самопожертвование. Героический поступок)

Учащиеся отмечают, что в данном тексте два главных образа и, на их взгляд, главным является Сяо Лин.

  • А.Безант сказал: «Самопожертвование состоит в том,

что человек умирает для себя, дабы

воссиял свет вокруг».


  • Можно ли эти слова отнести к Сяо Лин? А взять в качестве эпиграфа?

  • Напишите синквейн по данному тексту.


Сяо Лин

Отважная, героическая

Жертвует, спасает, вдохновляет.

Жизнь отдает ради земли родной.

Героиня.


Колокол могучий, звонкий Ударяет, зовет, воодушевляет.

Наполняет сердца радостью и покоем.

Сердце.




Сяо Лин

Мужественная, сильная

Умерла, спасла, воссияла.

Голос ее звучит в сердцах людей.

Память.


Обсуждение синквейнов. - Каждый ли человек способен на жертву? Назовите людей, которые погибли ради своей земли.
  • Напишите подробное изложение, продолжив его рассказом о людях, пожертвовавших собой ради отечества.






Тема: СИНТАКСИС

Предмет: русский язык


Цель:

Образовательная:

1) выяснить, что такое синтаксис и какова его функция;

2) единицы синтаксиса;

3) средства связи единиц синтаксиса (компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Развивающая:

1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста.

2) развивать логическое мышление.

3) развивать языковое чутьё, чувствовать красоту языка;

4) развивать умение работать в команде (компетентности: интеллектуальная, социальная).

Воспитательная:

1) поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать. Уважать другое мнение и быть к ним благожелательными (компетентность толерантности).


Этапы урока Цели этапа

Приемы и методы

Цели приема

Вызов

Активизация учащихся

Актуализация знаний по теме

Систематизация материала

Рассыпанные предложения

Работа в группах (командах)

Составление кластера

Развитие логического мышления;

Развитие умения работать в группах;

Развитие умений систематизировать материал.

Осмысление

Активизация чтения

Развитие умения сортировать информацию

Маркировочная Таблица «Знаю, новое, вызывает сомнение, вопросы» «Толстые и тонкие» вопросы

Активизация чтения;

Развитие умений сортировать материал;

Развивать умения

Задавать вопросы.

Рефлексия

Вернуться к первоначальным знаниям

Установление связи и причинно следственных отношений в новой информации

Возвращение к кластеру, дополнение новой информацией

Выполнение аналитико-синтетических задач

Обобщение материала;

установление причинно следственных отношений.




ХОД УРОКА

Стадия вызова


Вспомните: по каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли в этом учебном году? Начните с самой первой (фонетики, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология).

Обратимся к тексту 39, стр. 49. Разговор Алисы и Синей Гусеницы из повести «Алиса в Стране Чудес» Л.Кэрролла (см.: А.А. Луховицкая, В.В.Луковицкий. художественные тексты с вопросами и заданиями).


  • Что это ты выдумываешь? - строго спросила Гусеница. – Да ты в своем уме?

- Не знаю, - отвечала Алиса. – Должно быть, в чужом. Видите ли …


В чем нам помогает фонетика? Морфемика и словообразование? Лексикология и фразеология? А теперь представь себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось?


Что это ты выдумывать строго спросить гусеница да ты в свой ум не знать отвечать алиса должно быть видеть ли

Что пропало, исчезло? (Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания). Какие же разделы науки о языке позволяют восстановить текст?

(Морфология - наука о формах и синтаксис - наука о сочетании слов в словосочетаниях и предложениях). Итак, определим тему урока: «Синтаксис». Запишите тему урока в тетрадь. Какое же название имеют следующие ступеньки? (Морфология и синтаксис).


А теперь определим цели нашего урока. (Учитель знакомит с целями урока).


Задание 1. Разделитесь на две команды.

Вспомните все, что вы уже знаете на тему «Синтаксис». Для этого «соберите» предложение, которое «рассыпалось» на следующие словоформы:

• 1-я команда. Опустилось, трудного, ночь, внезапно, тихая, после дня, город.

• 2-я команда. Заходящего, от лучей, сосен., стволы, золотыми.


Структурируйте сведение, оформив их кластером.

Какие трудности встретились вам при выполнении задания?

Кластер


Синтаксис


Словосочетание Предложение



Сочинение Подчинение





Согласование Управление Примыкание



Стадия осмысления.


Задания 2. Прочитайте текст в учебнике «Что такое синтаксис?» на стр. 5, 6, 7 (Русский язык. Учебник 10-11 классов средней школы. Под ред. М.В. Панова. – М.: Изд. «Реал-А, 20), используя известный вам приём маркировки. После прочтения заполните таблицу 3 с соответствующими маркировке графами («можно делать пометки карандашом в тексте).


Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу графами.


-знаю.

-новое

«- вызывает сомнения

«?» - толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.

Морфология и синтаксис - два раздела грамматики.

Морфология изучает формы слов. Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Связи между словами определяем с помощью вопросов, окончаний и предлогов.

Словоформы сцеплены попарно – главный закон синтаксиса.

С помощью вопросов мы извлекаем грамматическое значение.

Грамматическая связь позволяет передать смысловую связь слов.

Можно ли без вопросов определить связи между словами в предложении.

Тонкие:

Что такое синтаксис?

В чем связь между синтаксисом и пунктуацией?

Толстые:

Как связаны морфология и синтаксис?

Как осуществляется синтаксическая связь слов?

Какие типы синтаксической связи существуют?

Почему?



Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения.


Морфология и синтаксис два раздела грамматики, два этажа в здании грамматики. «Морфология - это грамматика слова; синтаксис – грамматика словосочетания и предложения», - узнали вы в 5- ом классе. Теперь об этом подробнее.

Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает на вопрос: как изменяются слова, в какие грамматические классы (части речи) объединяются слова по формам изменения.

Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ, слова изменяются: чтобы они могли войти в общение друг с другом.

Можно сказать и так: морфология предлагает синтаксису средства связи – возможность словом соединиться. Синтаксис использует предлагаемые морфологией средства связи и дает сочетания слов.


Изучая морфологию, мы уже очень многое о синтаксисе. Ведь мы постоянно говорили о том, для чего нужны окончания и служебные слова – они выражают отношения между словами; говорили о той роли, которую играют разные речи в предложении. Разграничивая предикативные и непредикативные формы глагола, мы основали это разграничение на их роли в предложении – на том, способны ли они выступать в роли сказуемого.

Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое-нибудь предложение, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

Вспомним, что такое каждое слово всегда представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает парадигмы словоформ, составляющих слово, только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов, и чтобы мы могли правильно выразить свою мысль.


Итак, Белеет парус – это связанные друг с другом слова – подлежащее и сказуемое. Парус, какой? Одинокий. Слова парус одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане моря в тумане, каком? В тумане голубом.

Мы видим, что каждая словоформа в предложении связана с каждой. Словоформы «сцеплены» попарно. Это один из главных законов синтаксиса.


Беседа с классом по вопросам:


1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Какую новую информацию вы получили?

3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласованы?

4. Давайте зададим «тонкие» и «толстые» вопросы и постараемся на них ответить.


Стадия рефлексии.


Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить? ( Единицы морфологии – формы слов используются синтаксисом для соединения слов в словосочетания и предложения; средства связи: вопросы и предлоги).


Дадим кластер с учетом нового, что мы узнали.


КЛАСТЕР


форма слова пунктуация



морфология + синтаксис = грамматика



словосочетание предложение



простое сложное


синтаксические связи синтаксические связи между словами между предложениями


вопросы окончания предлоги союзы







Выполнение практического задания.


Задание 3. Выполните задание 1 по учебнику: разбить предложения на грамматически связанные пары. Обратите внимание на образец.


Образец.

Осы вились над корзиночкой с белым хлебом, над граненой вазой с вареньем, над чашкой. (М. Бунин).

Осы вились, вились над корзиночкой, над корзиночкой с хлебом, с белым хлебом, вились над вазой, над граненой вазой, над вазой с вареньем, вились над чашками.



Постройте схемы.


  1. В самой глубине леса на пнях и волчьих кустарниках остались не засыпанные снегом волчьи заметки (М. Пришвин). 2. В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с тёмными окнами (А. Чехов). 3. Однажды в суровую зимнюю пору я из лесу вышел (Н. Некрасов). 4. В деревне у меня сразу же завелись обширные любопытные знакомства с крестьянами (Н.Лесков). 5. На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку (А. Пушкин).


Итак, подведем итоги.

Мы достигли поставленных целей? Чему научились?

А теперь запишем домашнее задание: подготовьте письменные ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы, задание 2 по учебнику.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!