СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игровых технологий: как разнообразить урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий: как разнообразить урок.»



Применение игровых технологий: как разнообразить урок?





Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий

об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

На современном этапе развития школьного образования нельзя не признать тот факт, что в центре внимания учителя должна находиться личность ученика. Педагог заинтересован прежде всего в том, чтобы мотивировать ученика на успешное обучение, развить у него творческие способности, повысить его познавательную активность. Только тогда можно будет говорить о том, что удалось воспитать личность думающую, умеющую самостоятельно добывать знания, ориентироваться в информации, которая окружает ученика на каждом шагу, а главное – привить способность использовать полученные знания на практике.

Принцип активности обучающегося остается одним из главных в дидактике. Однако активность сама по себе возникает нечасто, она является, как правило, следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть результатом применения педагогических технологий.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

На сегодняшний день педагогами успешно используются различные педагогические технологии, позволяющие всесторонне развивать ученика. Это и личностно-ориентированное обучение, и педагогика сотрудничества, и информационно-коммуникативные технологии, и проблемное обучение, и технология проектной деятельности.

Среди современных педагогических технологий одной из ведущих является игровая технология.

Игра как древнейшее педагогическое средство обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. И вызвано это высоким уровнем развития педагогической теории и практики, распространением проблемных методов обучения, а также социальным заказом, который формирует общество: формирование и развитие разносторонне активной личности.

Многие учителя считают игру лишь средством достижения таких тактических задач, как организация внимания, облегчение запоминания учебного материала, снятие умственного напряжения. Но нельзя забывать о том, что педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Принимая решение использовать на уроке дидактическую игру, учитель в первую очередь должен определить место игры: в начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность; в середине урока – дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока – игра может носить поисковый характер.

Уроки русского языка достаточно трудны для школьников любого возраста, поэтому очень важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, морфемикой, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными, интересными, познавательными. Игры позволяют совершать увлекательные путешествия, как говорил писатель Иван Сергеевич Тургенев, «в страну великого и могучего русского языка». Если разумно и уместно использовать уроки с элементами игровых технологий наряду с традиционными формами, то можно увлечь детей предметом и подготовить почву для лучшего восприятия достаточно сложного порой материала.

Надо заметить, что на таких уроках дети работают более активно. В уроке принимают активное участие даже те, кто не отличается активностью в повседневной деятельности, а здесь они работают увлеченно. Причем все ребята понимают, что это не просто игра ради игры, а это изучение или повторение программного материала через игру, следовательно, чтобы показать себя с хорошей стороны, особенно если предстоит игра – соревнование между командами, нужно обладать определенным багажом знаний. И когда учитель в конце урока слышит фразу: «Давайте еще поиграем», это не означает, что дети хотят играть только ради самой игры, хотя периодическая смена деятельности на игровую весьма важна для школьников любого возраста: они готовы постигать секреты предмета, в частности русского языка, но через игровую деятельность, которая близка им еще по духу, интересна по форме организации пространства.

Итак, какие же игры можно использовать на уроках русского языка и литературы?

На любом этапе урока можно использовать игры-упражнения. К ним относятся: кроссворды, ребусы, блиц-опросы. Они способствуют закреплению учебного материала, развивают умение его применять в новых условиях.

Например, успешно можно использовать игру «Расшифруй текст», когда весь текст состоит из слов с ошибками, из фразеологизмов. Кроссворды можно делать тематические, в рамках определенной узконаправленной темы, например, «Синонимы», «Переносное значение слова», а можно сделать кроссворд, охватывающий материал всего изученного раздела, например, «Самостоятельные части речи», «Морфология».

На начальном этапе урока, в частности, на этапе проверки домашнего задания, можно использовать блиц-опрос «Верю – не верю», «Согласен – не согласен». Учитель произносит некие утверждения по теме, учащиеся соглашаются либо не соглашаются с учителем. И если на первоначальном этапе ответов типа «да» - «нет» может быть достаточно, то постепенно игра усложняется: нужно обязательно объяснить, с чем ты согласен или не согласен и почему. Такой подход позволяет, с одной стороны, использовать игровой прием, с другой – активизировать мышление ребенка.

На этапе закрепления материала можно использовать игру «Кузовок». Возьмите «кузовок» (можно и воображаемый, но лучше все-таки осязаемый) и наполните его «предметами», названия которых оканчиваются, например, на –ок. Ученик кладет в кузовок свой предмет, скажем крючок, и говорит: «Я кладу в кузовок крючок», - и передает кузовок другому (по цепочке). Выигрывает тот, кто положит последний предмет. И соревновательный момент учтен, и материал по теме повторен. Подобного рода игры можно проводить и с мячом, и с эстафетной палочкой.

Нравится ребятам игра «Найди спрятанное слово». Например:

1) хитрый как … (лиса)

2) ходить как … (тигр) в клетке

3) трудолюбивый как … (пчела)

4) голодный как … (волк)

5) острый как … (нож)

6) неуклюжий как … (медведь)

7) как … (снег) на голову

8) писать как … (курица) лапой

9) храбрый как … (лев)



Спрятанное слово – СРАВНЕНИЕ. Данное упражнение уместно использовать на уроках развития речи при изучении тропов.

На уроках можно использовать не только отдельные игры, проведение которых занимает небольшой отрезок времени, но периодически возможно проведение целых уроков, на которых игровая технология становится ведущей, ей подчиняется весь сценарий урока.

Сюда можно отнести уроки – суды по литературным произведениям, например, в 5 классе мною был проведен «Суд над Снежной королевой» после изучения сказки С.Я. Маршака «Снежная королева». Сценарий был создан, роли распределены, материал для сценария готовился не только мною как учителем, но и самими детьми, у которых была возможность придумать монологи, которые могли бы произнести в суде персонажи сказки.

С десятиклассниками был проведен урок-суд после изучения романа-антиутопии Е. Замятина «Мы». Если для пятиклассников урок-суд был интересен именно своей игровой основой (подготовкой костюмов, декораций, предметной атрибутики), то для десятиклассников на первом плане была уже исследовательская составляющая подобной деятельности. Монологи героев, защитника и адвоката, судьи были основаны на результатах глубокой аналитической работы с текстом произведения.

Применение игровых технологий позволяет повысить у обучающихся интерес к предметам, развить в каждом такие личностные качества, как:

- целеустремлённость,

- сотрудничество,

- умение приходить на помощь товарищу,

- активность,

- ответственность за свой участок «игры» и в то же время за действия всей команды.

Таким образом, в игре заключены большие воспитательные возможности, так как она способствует формированию вариативного способа мышления. Конечно, урок на игровой основе вряд ли может решить все проблемы, связанные с повышением интереса ребят к учебе, а значит, и качества их знаний. Учитель должен добиваться того, чтобы заинтересованное отношение учеников к учебе питалось самим предметом, а уже потом игрой. Но игровые технологии – большое подспорье для учителя, потому что учиться должно быть интересно!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!