СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение кейс - технологии по формированию экологической культуры школьников по музыке. Кейс "Музыка зимы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие композиторы любили зиму за ее волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски.

Просмотр содержимого документа
«Применение кейс - технологии по формированию экологической культуры школьников по музыке. Кейс "Музыка зимы"»



КЕЙС «МУЗЫКА ЗИМЫ»

Автор: учитель музыки М.А. Храмова

Кейс «Музыка зимы» можно использовать на уроке музыки в теме « Музыка – это огромный мир, окружающий человека» (8 класс).

Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
                                                   (А. С. Пушкин)



Многие композиторы любили зиму за ее волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски. Только самому внимательному слушателю музыка открывает свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки, и вы услышите: то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели… какие же звуки можно услышать зимой? Как с помощью музыкального языка, музыкальными средствами передают нам композиторы прекрасное время года Зима?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами разделимся на группы и прослушаем произведения композиторов, посвященные времени года зима. Нужную информацию вы можете найти в представленных источниках.

Вопросы кейса:

  1. Прослушайте пьесу «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Как передает в своем произведении зимнее время года?

  2. Прослушайте пьесу К. Дебюсси « Снег танцует» Как передает в своем произведении зимнее время года?

  3. Прослушайте концерт «Зима» из цикла А. Вивальди «Времена года». Как композитор передает краски зимы?

  4. Прослушайте «Вальс Снежных хлопьев» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик». Какие картинки возникли в вашем воображении?

  5. Перед вами фото, на которых изображены зимние пейзажи. Какой из пейзажей вдохновил бы композиторов написать произведения о времени года Зима. Обоснуйте ответ.




Работа в группах:

1группа :

  • Прослушайте пьесу «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Как передает в своем произведении зимнее время года?

2 группа:

  • Прослушайте пьесу К. Дебюсси « Снег танцует» Как передает в своем произведении полет снежинок?

3 пара:

  • Прослушайте концерт «Зима» из цикла А. Вивальди «Времена года». Как композитор передает краски зимы?

4 пара:

  • Прослушайте «Вальс Снежных хлопьев» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик». Ка-кие картинки возникли в вашем воображении?

5 пара:

  • Перед вами фото, на которых изображены зимние пейзажи. Какой из пейзажей вдохновил бы композиторов написать произведения о времени года Зима. Обоснуйте ответ.


Задание: сделать вывод по кейсу.


Информация для учащихся:

  • https://www.youtube.com/watch?v=N-Wt1gs-6_g - П.И. Чайковский – «Декабрь» из цикла «Времена года».

  • https://infourok.ru/p.i._chaykovskiy_vremena_goda-400900.htm - П.И. Чайковский «Времена года».

  • https://www.youtube.com/watch?v=Ddll539mt5s – Клод Дебюсси «Снег танцует».

  • https://www.youtube.com/watch?v=4QN2w3v9f-8 – А.Вивальди « Зима» из цикла «Времена года».

  • https://www.youtube.com/watch?v=PxzUvK-qtoI – П.И. Чайковский «Вальс Снежных хловьев» из балета «Щелкунчик».



ПРИМЕРНЫЙ ХОД РАССУЖДЕНИЙ:

1 группа: Прослушайте пьесу «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Как передает в своем произведении зимнее время года?

Среди русских композиторов-классиков выделяется имя Петра Ильича Чайковского. Оно дорого любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей: музыкантов-профессионалов и широкого слушателя. Все свое творчество П.И.Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе. Фортепианные произведения композитора раскрывают духовный мир человека и одновременно служат зарисовкой прекрасного пейзажа. Яркий пример – цикл «Времена года» (1875-1876г.г.) – выдающийся образец лирики П.И.Чайковского.

Двенадцать пьес этого цикла, каждая из которых посвящена определенному месяцу, поражают удивительной многогранностью музыкально-художественных образов. В них передается богатый мир эмоциональных состояний человеческой души, навеянных картинами природы: и эта музыка поможет нам сегодня представить сказочный, волшебный мир, почувствовать себя героем сказки, который отправился в сказочный лес и повстречал там двенадцать братьев – двенадцать месяцев.

Все двенадцать пьес появились в том месяце, название которого они имели. Так и получился музыкальный календарь природы. 

Декабрь – это последняя пьеса из времен года. Она называется «Святки».

Это старинный праздник перед Новым годом. В эти праздничные дни девушки обычно устраивали «святочные гадания». Музыка «Декабря» - это вальс: красивый, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Он довольно медленный, вернее задумчивый и немножко грустный. Но это и понятно, ведь расставаться всегда грустно, а вальс это последняя пьеса в альбоме «Времена года».

Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определённую пору года. Удивительно точно переданы малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только поэтического эпиграфа, который помогает настроиться на картину.

2 группа: Прослушайте пьесу К. Дебюсси « Снег танцует» Как передает в своем произведении полет снежинок?

Цикл «Детский уголок» Клод Дебюсси посвятил своей дочери. Четвертая пьеса цикла («Снег танцует»), превосходна по выразительности, хотя вряд ли может быть названа подлинно детской Пленяет здесь удивительная тонкость оттенков и свойственная всей музыке щемящая печаль. Несмотря на сравнительно значительные размеры пьесы, она слушается без утомления благодаря эмоциональной содержательности. Образ вновь задуман метафорически (как уловить звуки снега?), но найдена очень яркая и понятная аналогия: вместо созерцания суетливо-беспокойного полета танцующих снежинок мы слышим легкие торопливые удары звуковых «капелек».

С присущим ему мастерством Дебюсси пластически меняет эмоциональную окраску, и «музыка» снега кажется то маняще привлекательной, то удивительно грустной А дальше печаль волнующе усиливается, слышны уже стоны, плач — и трудно распознать: плачет ли вьюга или несчастный ребенок, застигнутый непогодой. Да и нужно ли различать? Обаяние этого лирического пейзажа в тесном слиянии голосов природы и человека. Вслед за возобновлением жалобных причитаний музыка ненадолго становится настойчиво тревожной, а затем (после репризы первой темы) постепенно затихает и стушевывается. Связь образа снега с печалью сохранится у Дебюсси и впоследствии в его произведениях.

3 группа: Прослушайте концерт «Зима» из цикла А. Вивальди «Времена года». Как композитор передает краски зимы?

Концерт №4 «Зима» завершает цикл из 4-х скрипичных концертов Антонио Вивальди «Времена года» , одного из самых известных произведений эпохи барокко.

Музыкальный стиль Вивальди отличают мелодическая щедрость, динамичность и экспрессивность звучания, прозрачность окраски письма, классическая стройность в сочетании с эмоциональным богатством.

Зима вступила в свои права, окутала природу снегом и сковала стужей озера, но даже в ее стремлении все и всех заморозить, люди находят наслаждение. Тихая, спокойная, умиротворяющая мелодия заставляет задуматься, предаться мечтам и насладиться дуновением северного ветра, звучащего в пассажах сольной скрипки.

В завершающем цикл сонете Антонио Вивальди гениально описывает зиму: очень холодно. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер, народ мерзнет от зимней стужи.

Начинается «зима» в произведении Вивальди с построения мелодии на голосах басовой части оркестра. Высокие реплики соло обыгрываются низкими аккордами, яркая и воздушная мелодия дробится на отдельные фрагменты, то слышится певучая виолончель, то нарастает гул оркестра, играющего гаммы, что имитирует стужу и порывы северного ветра.

Вторая часть концерта наполнена светлым и умиротворенным настроением. В темпе Largo синхронно звучит сольная скрипка, ей вторят альты и басы. Звуковой ряд используется трехмерный, а лирические интонации и трели на верхних нотах напоминают мелодию оперной арии.

В последней части «зимы» Вивальди собирает по «кусочкам» картину всего циклического произведения, используя тематические мотивы других концертов, следуя старинному стилю «барокко». Трогательное вступление соло поддерживается первыми скрипками и альтами, слышен тянущийся органный звук, а завершает сюжет яркий и стремительный пассаж всего оркестра.



4 группа: Прослушайте «Вальс Снежных хлопьев» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик». Какие картинки возникли в вашем воображении?

Есть очень много зимних сказок . Самая известная, наверно, новогодняя сказка –«Щелкунчик» . Великий русский композитор П . И. Чайковский написал балет по этой сказке . Балет – это такое произведение, в котором звучит музыка и сюжет сказки нам показывают танцоры – балерины. И в этом балете есть сцена, в которой композитор описал зимний снег . Она называется «Вальс зимних хлопьев » .

Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу. В этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок.

5 группа: Перед вами фото, на которых изображены зимние пейзажи. Какой из пейзажей вдохновил бы композиторов написать произведения о времени года Зима. Обоснуйте ответ.




1


2


3


4



5


6



7


8


9



Фото № 2,3,5,6 - Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжены в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом. Многие композиторы любили зиму за ее волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски, легкий полет воздушных снежинок.

Данные фото соответствуют описанию композиторов природы музыкой.

Фото № 1,3,7,8,9 - на данных фото мы видим грязный снег, который наглядно демонстрирует загрязнение окружающей среды. Представленные пейзажи не раскроют красоту природы, которая нас окружает зимой. Не вдохновят композиторов изобразить в музыкальных произведениях восторг, восхищение зимнего пейзажа.

Вывод: Наша земля прекрасна во все времена года. Но особое очарование, сказочность и таинственность приносит нам белоснежная зима. По – разному зима поет свои песни: то звонкую, то радостную, то морозную, то тоскливо – унылую, печальную.

Пейзаж в музыке – это разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и время суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – все находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Используя музыкальные краски, музыкального языка, музыкальных средств композиторы создают музыкальные картины.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!