СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение компьютера на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение компьютера на уроках иностранного языка»

О применении компьютера на уроках иностранного языка

Государственные образовательные стандарты общего образования, разрабатывающиеся в настоящее время, отражают реалии современного общества, которое по своим параметрам приближается к информационному. Этому способствуют ускоренное развитие и интенсификация использования коммуникационных и информационных технологий. Информация и знания становятся важнейшим продуктом человеческой деятельности. Потенциалом экономического развития государства выступают технологии, которые базируются на знаниях, и люди, которые производят новое знание.

Информационное общество предполагает значительные изменения в образовании, создает невидимые до сих пор возможности для каждого человека получать информацию в том объеме, который необходим ему для саморазвития и самосовершенствования. Для современного человека становится девизом не «образование на всю жизнь», а «образование в течение всей жизни», кроме того, формируется концепция «образование без границ», которая может реализовываться в рамках открытого образовательного пространства и открытых образовательных систем. Реализация современных возможностей модернизации образования предполагает новую образовательную парадигму, которая исключает пассивную роль участников образовательного процесса. Эта парадигма активного отношения к получению и применению знаний может быть решена при формировании у школьников готовности и потребности в самообразовании не только в школьные, но и в последующие годы. Необходимо формировать способность жить и работать в информационном обществе. Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

Исходя из основной цели изучения иностранного языка в школе и вузе - формирование коммуникативной компетенции, реализация всех остальных целей (воспитательная, образовательная, развивающая) осуществляется в процессе достижения этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формированию способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета.

Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные настоящие жизненные ситуации (то есть то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.

Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами.

Закон об образовании уделяет внимание вопросам информатизации образования, в том числе возможности использования сети Интернета на уроках иностранного языка. Это обусловлено развитием технологий Интернета, доступности и массовости его использования, а также поиском новых путей реализации образовательных технологий, повышением качества образования, его мотивационной составляющей. В настоящее время наблюдается глобализация сферы образования, повышение конкурентоспособности выпускников вузов, развитие и усложнение технологий труда.

Сеть Интернет стала широко доступной. Сетевые ресурсы позволяют значительно дополнить перечень материалов, которые используются учителем и учащимся для обучения и самоподготовки, избежать проблемы тиражирования материалов, облегчение доступности к их получению как в учебном заведении, так и вне его. Кроме того, информация может быть организована в разных формах и видах, которые позволяют возможности компьютера.

Сеть Интернет - это глобальная коммуникационная среда. Она способна обеспечить не только доступ к информации, но также и взаимодействие учащихся и учителей. Это является основополагающим фактором организации обучения, соответствует среде общения как особому уровню компьютерной среды дидактической системы. Например, существуют доступные обучающие сайты, на которых учащиеся сами могут определить свой уровень владения грамматическим и лексическим материалом, пройдя тестирование. Результат виден сразу и обучающемуся, и преподавателю. Тестирование можно пройти в любое время и в любом месте, оборудованном выходом в интернет.

Интернет предоставляет возможность организовать обучение на основе дистанционных технологий. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Но нужно не забывать, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – средство реализации этих целей и задач. Поэтому прежде всего следует определиться, для решения каких

дидактических задач в практике обучения иностранным языкам могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная сеть. Интернет создаёт уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду

Итак, каким образом можно использовать возможности, предоста-вляемые сетью Интернет, на уроках иностранного языка? Мы реально можем рассчитывать на возможности Интернета обеспечивать нас тексто-вой, графической (статичной или динамичной) и звуковой информацией. Вот на эти возможности сети Интернет мы и будем рассчитывать при анализе возможных способов использования ресурсов и услуг сети на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности учащихся.

Перечислим эти возможности:

- учитель может до урока со своего домашнего компьютера, если таковой имеется, подобрать те или иные аутентичные материалы для чтения по изучаемой теме устной речи;

- можно записать и звуковую информацию (речь политических и государственных деятелей, интересные выступления на разные темы носителей языка по самым разным вопросам), сократив ее до нужных пределов на своем магнитофоне;

- провести устное обсуждение полученных по электронной почте писем

партнеров по проекту;

- провести в группах сотрудничества обсуждение, дискуссию по той или

иной проблемной информации, полученной из ресурсов сети Интернет, а затем организовать общую дискуссию всего класса;

- провести лингвистический анализ определенных сообщений, устных или письменных высказываний носителей языка, содержащих фразеоло-гизмы, реалии, идиомы, пословицы, поговорки, неологизмы, отражающие специфику функционирования изучаемого языка в культуре народа;

- использовать хотя бы фрагментарно художественные произведения

авторов страны изучаемого языка, полученные в виртуальных библио-теках. Особенно это благодатный материал для различного рода проектов, дискуссий;

- использовать материалы электронных грамматических справочников,

предлагаемых в них упражнений, а также лексических справочников, словарей, справочников страноведческого характера, материалов дистан-ционных курсов, имеющихся в открытом доступе для включения их в урок.

Особенность процесса обучения в информационном обществе состоит в том, что влияние информационно-образовательной среды становится сравнимым с влиянием личности педагога. Она превращается в полноправного «участника» учебного процесса. Общепризнанными на сегодня являются следующие дидактические принципы: научности, систематичности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, обучения с жизнью, прочности и действенности результатов, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя, сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Как они изменяются в информационном обществе. Принцип организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде приобретает важное значение. Ведущая роль учителя изменяется, он уже не ведет за собой учащегося, а помогает ему самому идти, показывает дорогу, поддерживает, направляет.

Содержание принципа научности расширяется – теперь его суть в том, что учащиеся должны уметь отнестись критически к той информации, которую они получают в информационном поле как в учебном заведении, так и вне его, отличить научные знания от псевдонаучных. Кроме того, усиливается методологический аспект процесса обучения, т.к. для того, чтобы самостоятельно добывать знания нужно знать соответствующие способы их получения.

Главной задачей школы становится упорядочение информации, приведение в систему, т.е. соблюдение принципа систематичности при разработке содержания образования.

Принцип наглядности в информационном обществе также присутствует в процессе обучения, только он дополняется интерактивной наглядностью, работая с которой ученик может производить определенные действия, вызывающие соответствующие изменения в ней. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.

Содержание принципа доступности целесообразно дополнить несколько по-иному с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо учитывать своеобразие мотивационной, ценностно-смысловой, когнитивной, эмоционально-волевой и других сфер личности учащихся.

Образование в информационном обществе приобретает новые характеристики, которые требуют дидактического осмысления. Сегодня востребованы положения дидактики, такие как активность обоих субъектов образовательного процесса, не только формирование знаний и компетенций, но и развитие качеств личности учащихся, выбор самими учащимися содержания образования в соответствии с профессиональными потребностями, освоение общенаучных способов познания для решения любых проблем, девиз обучения – учиться не для школы, а для жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!