СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение практико – ориентированных технологий при изучении дисциплины «Право»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение практико – ориентированных технологий при изучении дисциплины «Право»»

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»


Попова Ольга Мануиловна,

преподаватель, ГБПОУ «КТСиТ»


Мышление начинается с проблемной ситуации

С.Л. Рубинштейн


Одной из главных задач современного профессионального образования является формирование и развитие успешной личности, обладающей навыками быстрой адаптации к условиям окружающей среды, готовой применить полученные знания и умения на рабочем месте.

Современный студент живет в сложном, быстро меняющемся мире, наполненном многочисленными правоотношениями с государством, юридическими лицами, иными субъектами права, в т. ч. такими же гражданами как он сам.

В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования приоритетным направлением содержания обучения является формирование правовой компетентности студентов, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение, ориентироваться в правовом пространстве.

В ысокая конкуренция на рынке труда подняла требования работодателей к качеству профессиональной подготовки специалистов, в том числе и специалистов среднего звена, к их профессиональной компетентности и мобильности, к уровню формирования у них общекультурных и профессиональных компетенций, к их готовности выполнять те или иные виды функции профессиональной деятельности.

Успешно справиться с выполнением данной задачи помогает практико-ориентированный подход в обучении и применение современных педагогических технологий.

Под практико-ориентированным подходом понимается совокупность приемов, способов, методов, форм обучения, направленная на формирование практических умений и навыков в профессиональной деятельности.

Наиболее широко принципы практико-ориентированного образования сформулированы доктором педагогических наук, профессором Ф. Г. Ялаловым: «Практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков — опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетенций».

На основе приобретённых знаний формируется умение у обучающихся разрабатывать практические действия путём погружения в практико-ориентированную деятельность.

Под правовой компетентностью понимается не просто совокупность знаний об обществе и праве, а умения и навыки свободно ориентироваться в социально - правовой сфере, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы.

Овладение данными компетенциями, в свою очередь, помогает процессу социализации личности, обучающиеся применяют полученные знания и умения в жизненных ситуациях, что даёт возможность студенту реализовать себя как личность.

Задачами курса права являются:

- владеть основным содержанием законодательства РФ;

- обеспечивать соблюдение и выполнение правовых норм законодательства РФ;

- принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законодательством РФ;

- уметь анализировать законодательство РФ и практику его применения;

Обучающийся должен усвоить основные положения права, знание которых наиболее часто требуется в процессе гражданских, предпринимательских, административных, трудовых, семейных, образовательных и других правоотношений;

При реализации практико – ориентированных технологий по дисциплине «Право» активно применяю метод проблемного обучения.

По И.Я. Лернеру, это такое обучение, при котором обучающиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.

Хорошим побудительным средством правового воспитания является изучение казусов (случаев). В данном случае речь идет о рассмотрении обучающимися конкретной жизненной ситуации, когда они практически призваны решить поставленную перед ними правовую задачу.

Решение юридических задач активизирует процесс усвоения правовых знаний, помогает уяснить смысл правовой нормы, выявить ее социальную значимость. Для преподавателя важна система применения технологии проблемного обучения.

Выбор практического материала. Могут быть юридические случаи, основанные на письменных заключениях, решениях, приговорах судов. Ситуации, содержащие конфликты и диллемы, юридические казусы, имевшие место в жизни.

Описание фактов. Ссылка на аргументы или разного рода позиции, которые могут

существо вать при разрешении спорного вопроса. Предъявление проблемы, поставленной данным казусом.

Обзор фактов. Процесс исследования должен начинаться с тщательного изучения и прояснения всех фактов. Обучающимся задаются следующие вопросы: Что произошло в данном случае? Кто является участником ситуации? Какие факты важны, а какие – нет?

При этом содержание юридических задач должно быть адаптировано в соответствии с рамками, задаваемыми учебной программой.

Решение юридических задач по праву - это та часть деятельности обучающихся, которая осваивается ими под руководством педагога только после проработки и освоения материала соответствующих тем учебного плана, подкрепленных в значительной степени разделами учебника.

После чего у студента складывается четкое представление о структуре соответствующей отрасли права и перечне основных нормативных документов (Кодексов, Федеральных законов и пр.), регулирующих данную отрасль.

Учебно-методический комплект включает в себя учебник «Право» по ред. Никитина А.Ф, методические рекомендации - алгоритмы по работе с задачами, и соответственно, практические задачи с прилагающимися к ним решениями. При этом, в рекомендациях - алгоритмах дается пошаговый метод работы с задачами с указанием особенностей работы сайта "Консультант плюс".

Материал по каждому занятию излагается в следующей последовательности: имеется указание на темы контрольно - тематического планирования, разделы соответствующих глав учебника и ряд задач с решениями. По окончании изучения раздела студентам предлагается закрепить полученные знания практически. Поэтому, рабочей программой предусмотрены практикумы по решению юридических задач, в течение которых студенты могут обдумать задачи и применить различные способы и пути их решений.

Для решения юридических задач каждому студенту во время проведения практического занятия выдается экземпляр соответствующего кодекса Российской федерации.

Следует отметить, что при реализации проблемного обучения педагог выступает в роли консультанта, помощника, координатора в правовых вопросах. При этом необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические особенности конкретных студентов при выборе для них вариантов заданий.

После выполнения задания каждый обучающийся сдает отчёт, который содержит логические рассуждения по конкретной правовой ситуации, с обязательным указанием ссылок на необходимые правовые документы

Алгоритм решения правовых задач с использованием Кодексов РФ

1 этап - необходимо внимательно прочитать и уяснить условия задачи, открыв оглавление Кодекса определить, к какому разделу и главе она относится;

2 этап – внимательно прочитать найденную главу Кодекса и проанализировать, с помощью каких статей(статьи) возможно решить эту задачу;

3 этап – ответить на вопросы, поставленные в задаче. Ответы должны быть аргументированными, содержать выдержки и анализ соответствующих статей (статьи) Кодекса;

4 этап – в ответе следует указать, в каких конкретно действиях (бездействии) нашло свое выражение неправомерное поведение субъекта права.

Алгоритм решения правовых задач при наличии в учебной аудитории сети Интернет

1 этап - изучить условия задачи и выяснить, по поводу какого общественного отношения возникла спорная ситуация.

2 этап - определить наименование Закона, который необходимо применить к спорной ситуации.

3 этап - войти на сайт «Консультант плюс» (возможно применение иной правовой базы).

4 этап - в разделе «Поиск по сайту» ввести наименование применяемого Закона.

5 этап - в правой колонке открыть оглавление Закона.

6 этап - определить главу и раздел Закона, в котором может быть найдена соответствующая статья.

7 этап - найти статью, изучить и применить к задаче.

8 этап - письменно ответить на вопрос задачи, сформулировав ее грамотным юридическим языком, сделать ссылку на статью Закона.

9 этап - прокомментировать задачу и ее решение на уроке.

Для того чтобы студенты усвоили данный алгоритм, первоначально его необходимо "пройти" с ними пошагово на уроке. После этого можно приступать к решению задач по пройденным темам.

Т екст задачи должен быть перед глазами каждого ученика, обязательно прочитывается вслух. Задача – это осколок социальной жизни, которая весьма сложна и разнообразна. Поэтому в процессе решения задачи могут высказываться разные мнения. Основой для решения является закон. Именно положения закона, причем хорошо усвоенные, помогут правильно решить задачу.

Каждая из задач требует от обучающихся умений анализировать учебный материал, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять содержание в соответствии с требованиями нормы конкретного нормативно-правового акта и оперировать юридической терминологией.

Решение юридических задач (казусов) – способ обучения, ориентированный на исследование. Он вызывает у обучающихся интерес к дисциплине, способствует развитию логики, навыка независимого анализа, критического мышления и самостоятельного принятия решения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования подчеркивается, что при изучении общественно-научных предметов, каким и является право (обществознание) задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Применение практико-ориентированных технологий на уроках права положительно влияет на интенсивность освоения дисциплины студентами в течение учебного года, стимулирует у них интерес к учебной дисциплине и вселяет уверенность и наличие готовности к встрече с жизненными трудностями после окончания образовательного учреждения.

Древняя мудрость гласит: «Если вы загадываете на год вперед, сажайте рожь; если вы загадываете на сто лет вперед, сажайте рощу; если вы загадываете вперед на целую вечность, воспитывайте Человека».



Примеры юридических задач. Раздел «Трудовое право»

Проблемное задание: В ряду приведенных ниже фактов выделите соответствующие и несоответствующие Трудовому кодексу РФ. Дайте правовую оценку ситуациям .

1.Несовершеннолетний Волков устроился на предприятие «Луч». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания. Правомерно ли увольнение Волкова? Почему?

2. При трудоустройстве на работу в образовательное учреждение гражданина Иванова наряду с другими документами потребовали предоставить справку о наличии или отсутствии судимости. Правомерна ли ситуация?

3.В марте 18 – летний Федор был призван в армию. Он обратился с просьбой в военкомат и объяснил, что заключил трудовой договор с фирмой на текущий год и просит отложить призыв в армию до окончания действия трудового договора. Имеет ли законное основание просьба Федора?

4.При заключении трудового договора установлен испытательный срок для несовершеннолетнего Никитина. Правомерна ли ситуация?

5.При приеме на работу работник Желваков не получил на руки копию приказа о приеме на работу. Правомерна ли ситуация?

6. Работник Вольнов без уважительных причин на два часа опоздал на работу. По этому факту с него было взято письменное объяснение. В этот же день он демонстративно ушел с работы на три часа раньше. Считая, что в тече­ние рабочего дня работник Вольнов отсутствовал на рабочем месте без уважительных причин. Администрация уволила его за прогул.  Что такое прогул? Правомерно ли решение администрации?

7. На шахте «Глубокая» Марина К. добыла рекордное количество угля. Правомерна ли ситуация?

8. 17 – летний Игорь работает в ресторане официантом в ночную смену. Допускается ли такой вариант работы несовершеннолетнего? 

9. 16- летний Константин написал заявление с просьбой предоставить ему очередной отпуск в удобное для него время – с 1по 31 июля. Правомерна ли ситуация?

10.Отработав 4 часа шестнадцатилетний Виктор отравился в школу. Правомерна ли ситуация?


Список использованных источников:

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024)
  3. Бордовская, Н. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Н.Бордовская, Л. Даринская, С.Костромина. - М. : Кнорус, 2022 г. – 315 с.

  4. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока / С.Г. Манвелов. – М. : Просвещение, 2020 г. – 123 с.

  5. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Современные педагогические технологии : лекции на занятиях творческой лаборатории / В.П. Ларина, Е.А. Ходырева, А.А. Окунев. - Киров, 2021 г.- 356 с.

6. www.consultant.ru

7. www.carant.ru

8. www. fipi.ru

9. www. prawo. ru









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!