СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение практико-ориентированных заданий на уроках химии и географии с целью социализации обучающихся»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наиболее эффективно усвоение материала по предметам химии и географии проходит через выполнение практико – ориентированных заданий.

Большинство умений и навыков, необходимые в жизни человека формируется на уроках химии и географии, а главным источником их формирования является практическая деятельность.

Просмотр содержимого документа
««Применение практико-ориентированных заданий на уроках химии и географии с целью социализации обучающихся»»

Орловское СУВУ





Выступление на МО учителей естественно – математического цикла

«Применение практико-ориентированных заданий

на уроках химии и географии

с целью социализации обучающихся»



Материал подготовила

учитель Ивлева

Елена Николаевна





Орлов,

2017



Выпускники с Орловского СУВУ являются полноправными гражданами РФ. Анализируя итоги их жизнедеятельности, можно сделать вывод, что трудятся они в сфере строительства, работают на заводах, создают семьи, имеют приусадебные участки. А некоторые подростки никак не могут адаптироваться в жизни, привыкнуть к тому, что надо учиться и работать, чтобы содержать не только себя, но семью. Все начинается со школьной скамьи, и мы учителя должны помочь подростку суметь влиться в социум, научить быть успешным. Практика показывает, что большинство учащихся из неблагополучных семей. Таким образом, целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развитии учащихся.

Где, как не в школе, подростки получат знания и сформируют умения, которые помогут в дальнейшем им ориентироваться в обществе, в выборе профессии, жить в коллективе.

А для успешной социализации, эффективным является практико – ориентированное обучение, где ученик перестает быть пассивным преемником, а становится активным участником образовательной деятельности, и это приводит к более прочному усвоению информации. А главной особенность практико – ориентированного обучения является связь с жизнью, которая, способствует социализации.

Наиболее эффективно усвоение материала по предметам химии и географии проходит через выполнение практико – ориентированных заданий.

Большинство умений и навыков, необходимые в жизни человека формируется на уроках химии и географии, а главным источником их формирования является практическая деятельность.

Для достижения данной цели и организации практико – ориентированного обучения на своих уроках применяю следующие формы, приемы и методы работы:

1. Метод моделирования (данный метод позволяет учащимся увидеть то, что они не могут представить себе, так как не развито абстрактное мышление) (моделирование молекул веществ).

2. Непосредственно к практико – ориентированному обучению отношу проведение практических, лабораторных, экспериментальных работ.

3. Организация заочных экскурсий, которые формируют представления о разных профессиях.

В процессе обучения химии учащиеся учатся проводить простейшие химические операции, собирать из готовых деталей приборы для получения газов, распознавать вещества по характерным для них качественным реакциям и т.д. Связь химии с жизнью надо понимать широко, это не только знакомство с продуктами химического производства, но и знания важнейших химических процессов, происходящих в живых организмах, наблюдаемых в быту, природе, использование новых средств обучения, посредством которых раскрываются современные достижения химии и химического производства.

На своих уроках я стараюсь приблизить изучаемый материал к окружающей деятельности.

В теме «Первоначальные химические понятия» подбираю примеры тех явлений, с которыми учащиеся знакомы в повседневной жизни.

При составлении формул обращаю внимание на формулы уже знакомых учащимся веществ. Например СаО (негашёная известь). Са(ОН)2 (гашёная известь), NaCl (поваренная соль), NaHCO3 (пищевая сода). Na2CO3 (кальцинированная сода), СаСО3 (мел) и др.   

При изучении основных классов органических веществ раскрываю необходимость их изучения, формирую познавательный интерес.

Так, на уроке «Основания. Щёлочи» выполняют задания

- теоретические  (известно, что после ручной стирки кожа на руках сохнет, что сказывается на здоровье).

- лабораторное исследование

- экспериментально – теоретические (после изучения этикеток моющих и чистящих средств, составьте свой рецепт чистящегося средства из предложенных вам материалов).

В любой аптечке обязательно должна быть пищевая сода – гидрокарбонат натрия NaHCO . Еще в 1845 г. немецкий врач Бульрих обнаружил, что питьевая сода устраняет изжогу – чувство жжения в нижней части пищевода при повышенной кислотности желудочного сока. Раствор, содержащий 5 г NaHCO в 200 мл воды, избавит от неприятных ощущений, связанных с изжогой.

С чем это связано?

При наружном применении питьевая сода нейтрализует действие кислот, попавших на кожу (при укусах муравьев или ожогах крапивой это муравьиная кислота HCOOH).

Эту работу по отбору материала, имеющего практический интерес, продолжаю на всех этапах обучения химии.

При изучении фосфора рассматриваем его значение в жизнедеятельности человека. Применяю статьи из журнала «Химия в школе».

Учащиеся знают, что фосфаты кальция в кислой среде превращается в растворимые соли. При приготовлении пищи фосфаты кальция костей животных и рыб частично переходят в растворимое состояние и усваиваются организмом человека.

Ортофосфат кальция составляет минеральную основу костей и зубов. Другие соединения кальция участвуют в нервной и мышечной деятельности, входят в состав тканевой жидкости, ядер и стенок клеточной ткани живого организма. Суточная потребность кальция составляет от 0,8 до 2г, а источники этого элемента – молоко и кефир, творог, сыр, рыба и т. д.

Обеспечит ли суточную потребность организма в элементе кальции добавлении в пищу 1 г карбоната кальция (считая, что он усваивается полностью)?

Задача 2. Магний наряду с кальцием в виде ортофосфата образует костную ткань. Ешьте, свежую зелень, и вы обеспечите потребность своего организма в магнии, составляющую ежесуточно 0,4 г.

При изучении данной темы учащиеся выступают с докладами «Как изобрели спички» и др. Готовя свои сообщения учащиеся используют материал из журналов «Химия в школе», «Занимательная химия», а также другие пособия

Главные, постоянно действующие связи с жизнью осуществляются через учебники, с которыми учащиеся имеют дело ежедневно.

Однако, в учебниках недостаточно освещены области применения веществ в промышленности, сельском хозяйстве. Поэтому, эти вопросы приходится дополнительно раскрывать в небольших сообщениях учащихся.

Влияние нитратов на здоровье человека.

Азот – незаменимый биогенный элемент, поскольку входит в состав белков и нуклеиновых кислот. Атмосфера – неисчерпаемый резервуар азота, однако, основная часть живых организмов не может непосредственно использовать этот азот: он должен быть предварительно связан в виде химических соединений. Существуют азотфиксирующие бактерии, способные фиксировать азот воздуха и превращать его в доступную для растений форму. С помощью таких бактерий при хорошем урожае клевер может накапливать за сезон 150-160 кг/га азота. Какой объем воздуха в м3 содержит такую массу азота? Какую массу 10 % раствора аммиачной воды (используемой в качестве удобрений) может заменить 1 га клевера, накопивший за сезон 100 кг/га азота? (Ответ: 120 м3, 2100 кг)

Хороший эффективный разрыхлитель для выпечки мучных изделий - гидрокарбонат аммония NH HCO . При его разложении все продукты реакции получаются в газообразном состоянии:

NH HCO NH + Н О + CO2

Рассчитайте объем при (н. у.) газообразных продуктов разложения 0.5 г гидрокарбоната натрия.

Вопросы практического характера широко освещаю и при изучении органической химии. Каждая тема связана с жизнью. На этих уроках я применяю различные формы работы: это могут быть проблемные вопросы, задачи расчётные или экспериментальные и др. При изучении темы «Углеводы», ставлю задачу перед учащимися в виде вопросов: Почему, если долго жевать кусочек хлеба, он кажется сладким?

- Чем объясняется образование корочки при жарении картошки, выпечке хлеба или кондитерских изделий?

При изучении темы: «Природные источники углеводородов» мы говорим о добыче торфа в кировской области (п. Торфяной). его практическое применение. В теме «Спирты» обсуждаем проблему алкоголизма «Алкоголизм - проблема социальная и экологическая».

На уроках географии применяю различные формы работы, подбираю занимательный материал, чтобы был доступен и интересен ученикам.

Прием «Лови ошибку».

Задача - найти неправильные утверждения, доказать их неверность и заменить на правильные.

Игра «Лови ошибку географа»:

а) показ на карте географического объекта с ошибкой в названии, учащиеся должны исправить.

Причем ошибки устраняются опытным путем.

 Задача – найти географические ошибки в тексте и исправить их.

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток.

(Не на восток, а на запад.)

Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли, дети?

(Нет, их четыре.)

Есть отличная примета:

Выпал снег - встречайте лето.

(Не лето, зиму.)

Прием  «Вред или польза»  

Показ ученикам на слайде примеров использования природных ресурсов человеком, приносящих вред (Осушение болот, заготовка лекарственных растений, добыча полезных ископаемых и т.д.)   Доказать, чего в этих проявлениях больше вреда или пользы.

Прием «Нравится - не нравится».  

«Чем вам нравиться и чем не нравится климат умеренного пояса (жаркого пояса)?»  Дети высказывают свою точку зрения. «Зима нравится тем, что можно кататься на санках, на коньках; но не нравится, что бывают сильные морозы, меньше гуляем на улице, мало солнца».

Прием «Хорошо-плохо».

Тема «Болото» - 6 класс  учить детей во всем видеть хорошие и плохие стороны.

Например:  болото - хорошо или плохо?

Результативность опыта:

  • у большинства учащихся формируется  положительная мотивация к изучению географии;

  • возросший интерес к предмету заставляет учащихся больше читать дополнительной  литературы по предмету;

  • более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся: формируется умение творческого, нестандартного подхода к решению учебных задач, активная деятельностная позиция учащихся.

Роль географии и химии как учебных предметов имеет большое значение в социализации учащихся. Социализация – это сложный и многогранный процесс, включающий в себя процесс усвоения социального опыта, системы социальных связей и отношений. Географический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности учащихся: внимания, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, понимать причинно – следственные зависимости.

В своей работе стремлюсь к установлению обратной связи, получению постоянной информации об успешности ребенка и его социализации.

Сгодня на уроке:

А) для меня было важно…

Б) в своей жизни мне пригодятся знания о…..

В) в своей жизни мне пригодятся умения…

Результатом работы практико - орентированного обучения считаю: что у учащихся активизируется познавательная деятельность, повышается мотивация, успеваемость, способствует социально-трудовой адаптации.

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.



Использованная литература

  1. Добрынин Н. А. Биологическая роль некоторых химических элементов. Химия в школе, 1991, № 2

  2. Терлецкий Е, Д. С железом в крови. Химия и жизнь, 1985, №4

  3. Макаров К. А. Химия и здоровье . М. : Просвещение, 1985г

  1. Степин Б. Д. Книга по химии для домашнего чтения М.; Химия

  2. Скурихин И. М. Все о пище с точки зрения химика. М.; Высш. Шк..

  3. Здоровье без лекарств. Энциклопедический справочник. Минск: 1994;

http://e-koncept.ru/2016/76599.htm.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!