СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии уровневой дифференциации в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является проникающей технологией.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии уровневой дифференциации в специальной (коррекционной) школе 8 вида.»



Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru













Применение технологии уровневой дифференциации в специальной (коррекционной) школе 8 вида.











Выполнила учитель начальных классов: Финаева О.С.
















Применение технологии уровневой дифференциации в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является проникающей технологией.

Дифференциация обучения – это:

  • форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

  • часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

       Учащиеся специальной (коррекционной) школы 8 вида очень неоднородны по своим возможностям в усвоении программного материала. Основными причинами такой неоднородности являются полиморфность основного дефекта и различие сопутствующих нарушений, неодинаковость сохранных качеств, а также условий семейного и дошкольного воспитания.

   Учитывая разные возможности школьников с нарушением интеллекта в усвоении программного материала, необходимо осуществлять дифференцированный подход в обучении.

        В основе дифференцированного подхода в специальной (коррекционной) школе 8 вида лежат разные возможности школьников к овладению программным материалом. В. В. Воронковой условно выделены 4 группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала и определены их типологические особенности.

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и приёмов обучения. Учитель коррекционной школы должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.

Одним из видов дифференциации является индивидуальное обучение. Индивидуальный подход заключается в учёте индивидуальных особенностей каждого ученика и выборе оптимальных путей его обучения и развития. В процессе индивидуального подхода к учащимся специальной (коррекционной) школы 8 вида решаются задачи индивидуальной коррекции. Проверка знаний и их оценка носят также индивидуальный характер.

Проблема индивидуального и дифференцированного подхода будет оставаться актуальной всегда, т. к. значительная неоднородность  состава учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида является её специфической особенностью. На это указывал в своих работах Г. М. Дульнев.

Например:

Математика.

Всему классу предлагается карточка с задачей:

  1. У кормушки 4 цыпленка. Подбежали еще 2 цыпленка. Сколько цыплят стало?

Все ученики в одинаковых условиях. Учитель даёт задание прочитать задачу. Если ребёнок понял, как решать задачу он поднимает карточку зелёного цвета, если затрудняется поднимает карточку красного цвета. Учеников, у которых возникло затруднение я приглашаю за отдельный стол, где находятся карточки помощницы: это краткая запись задачи в виде рисунков, те, кто понял, как решить задачу, поднимают карточку зеленого цвета, с остальными работаю индивидуально.

  1. Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблём. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, ещё проще – маленький. Но даже если будете спасать маленький корабль, всё равно будет польза.

Каждый ученик выбирает вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант. Игровая ситуация может изменяться: строим дом, спасаем бегемота и т.п. – рисунки разного размера.

  1. Разноуровневые задачи на карточках для 3 групп (слабые, сильные, средние)


Чтение.

Разноуровневое обучение может использоваться и при фронтальной работе с классом. Например, на уроке чтения

  1. Понятно, что плохо читающие ученики могут не успеть прочитать все слова за определённое время. Поэтому вызываю их для чтения 1 -2 столбика слов. Слова последних столбиков обычно прочитывают хорошо читающие дети. Слова также можно почитать хором или по цепочке, со словами выполняем разные задания. Например, разделить прочитанные слова на слоги. Во время проверки прошу прочитать слова, состоящие из 2 слогов и опять сначала спрашиваю слабых. Потом уже спрашиваю остальных. При этом важно не показать слабому ребёнку, что он сделал мало, поэтому обязательно хвалить, На уроке стараюсь спросить слабого ребёнка, если он поднял руку.

  2. Игра «Ловушка»

Читаю знакомый текст вслух, заменяя слова на другие (антонимы, синонимы и др.). Когда учащиеся услышат (увидят) ошибку, хлопают в ладоши.

1 группа учащихся следит за чтением учителя по тексту

2 группа слушает чтение учителя

3 группа находит в тексте слова, написанные на карточке

Мир природы и человека

Тема «Перелетные и зимующие птицы»

1 группа разгадывает кроссворд по теме

2 группа получает названия птиц на карточках и записывают эти слова в 2 столбика

3 группа соединяет название птицы с подходящей картинкой

Технология

Тема: Сшивание двух кругов, выкроенных из ткани прямой строчкой

1 группа самостоятельно выкраивает круги, вырезает, сшивает

2 группа получает готовые круги, сшивает самостоятельно

3 группа выполняет прямую строчку по готовым проколам на круге из картона

Литература:

  1. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических ф-тов педагогических институтов. М.: Школа-Пресс, 1994.

  2. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики: учебное пособие для студентов сред. Учеб. Заведений/ В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А.  Ерёмина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!