СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В эссе объясняется, что такое здоровьесберегающие технологии, даётся их качественная характеристика по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов. раскрывается технологическая основа здоровьесберегающей педагогики 

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики»

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики - фактор создания комфортных условий обучения.

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья – способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни во все менее эволюционной среде обитания.

2 слайд

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».

В.А.Сухомлинский

3 слайд

Здоровье – это

  • состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.

  • динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом.

4 слайд

Здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; отсутствие заболеваний, сила, выносливость.

  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; отсутствует чувство страха, неуверенности;

  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности – гуманность, выбор добра ( в противовес злу), умеет отвечать за свои поступки.



5 слайд

 Здоровьесберегающие технологии -

  • системно организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

  • качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

  • технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Типы технологий

1.Здоровьесберегающие

2.Оздоровительные

3.Технологии обучению здоровья

4.Воспитание культуры здоровья


6 слайд

    Принципы здоровьесбережения

Цель здоровьесберегающих технологий обучения, отвечающего педагогическому принципу: «Не навреди!»- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесбережения

  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.

  • Непрерывность и преемственность.

  • Субьект-субьективные взаимоотношения.

  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

  • Комплексный, междисциплинарный подход.

  • Успех порождает успех.

  • Активность.

  • Ответственность за свое здоровье.

Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить здоровье ребёнка, защитить его от страданий, унижения личности, изгнав боль и страх. Забота о будущем ребёнка предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к прекрасному, являющейся фундаментальным качеством человека разумного.

    Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.

 7,8,9,10,11 слайд  

Критерии здоровьесбережения и уровни гигиенической рациональности урока.

В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. И это, конечно же, урок.

    Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.


12,13 слайд  

Здоровьесберегающие подходы к анализу урока













14,15 слайд  

16 слайд  

Профилактика переутомления учащихся на уроках

  • повысить умственную работоспособность и сократить период адаптации к содержанию материала в начале урока;

  • выбрать оптимальный ритм и темп урока;

  • эмоциональность, артистизм педагога;

  • исключить шумовое раздражение на уроке;

  • использовать приемы поощрения, подбадривания учащихся;

  • проводить смену деятельности, практиковать нестандартные уроки;

  • использовать основные эколого-медико-психолого-педагогические методы преподавания: внушение, погружение, ритмическую стимуляцию органов чувств, аудиовизуализацию, аудиолингвализацию;

  • проводить динамические паузы;

  • заканчивать урок за 1-2 минуты до звонка;

  • не задерживать учащихся на перемену.

17 слайд  

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

  • личностно ориентированное обучение, учитывающие особенности каждого ученика и направленное на возможно более полное раскрытие его потенциала;

  • проектная деятельность;

  • дифференцированное обучение;

  • обучения в сотрудничестве;

  • разнообразные игровые технологии

  • различные типы и виды уроков

а) Использование личностно ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий хочу особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

1.Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока

2.Использование проблемных творческих заданий

3.Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий

4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)

5.Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

б) На уроках обучения в сотрудничестве я применяю различные формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальные, парные, групповые, индивидуальные. Самый сложный способ работы – групповой. Но это и самый лучший способ развития речи, способностей детей; он учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений. Такая форма работы является наиболее удачной для уроков закрепления знаний. Хочется отметить благотворное влияние групповой формы работы на детей: сильные стали добрее, внимательнее к товарищам, готовы приходить на помощь, объяснить непонятное. Слабые дети перестали бояться ошибаться, у них появилось желание ответить на вопрос, самим что-либо спросить, помочь товарищу.
В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия.

Находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно – урочной системой.  

в) На уроках я часто использую игровые технологии. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

На начальном этапе обучения физике это могут быть игровые задания для обобщения знаний («физические сказки», кроссворды, задачи-загадки и т.д.). Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного физического явления, прибора или закона.

Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, например: при формировании экологической культуры с помощью поэтических образов, иллюстрирующих то или иное воздействие человека на природу.

На уроках «Тепловые двигатели», «Солнце и жизнь Земли» и др. уместно стихотворение М.Ножкина «Озонная дыра» или И.И.Ландо «Будь милосерден человек» (Приложение 1) в результате анализа которых происходит повторение темы, затрагиваются вопросы взаимодействия человека и природы и т.д. В этот момент экологическое воспитание скрыто от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же, введение в урок литературных или исторических отступлений служит не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Естественно, что на каждом уроке невозможно применять интерактивные, игровые технологии. Больше улыбайтесь на уроках– так вы сохраните здоровье и себе и вашим ученикам. Дети – это чудо природы. Работа с ними – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно заложить ростки будущих побед, успехов, открытий. Это может лишь учитель духовно, эмоционально и физически здоровый.

Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя также? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта?

г). Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе.

д) Охрана здоровья ребенка и пропаганда здорового образа жизни предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде. Говоря, например, о влажности воздуха, о строении атмосферы, целесообразно коснуться вопроса о выявлении особенностей погоды на здоровье, для условий жизни и хозяйственной деятельности населения. При изучении звуковых явлений очень полезными оказываются факты, иллюстрирующие опасное влияние низких звуковых частот (к примеру, в рок-музыке, так популярной у подростков) на функционирование внутренних органов. В урок, посвященный ядерной и атомной физике, изучению газовых разрядов, электростатики, обязательно включаются вопросы воздействия связанных с ними опасных явлений на живые организмы.

е) Использование ТСО как средства интерактивного обучения.

Выше уже отмечалось, что большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором.

В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся. В современном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем активного восприятия материала. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию нелинейно, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

В последнее время компьютерные презентации стали популярны среди педагогов, активно использующих современные технологии в процессе обучения. В этом случае перед учителем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями. Здесь, в отличие от обучающей программы, преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимациями и видеофрагментами.

Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся. При подготовке компьютерных презентаций необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать “режущих” глаз цветов и их сочетаний.

Компьютер на уроке позволяет учителю-предметнику реализовать в обучении современные технологии. При этом персональный компьютер следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся в сочетании с мероприятиями, направленными на охрану физического и психического здоровья школьников.

18 слайд

 

19 слайд



Заключение.

Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.



Приложение



Будь милосерден человек.


У всех людей – одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.


И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.


Уже все тоньше слой озона,

А он – щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле;


Текут отравленные воды

По руслам рек и под землей,

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой;


Леса свою теряют силу,

Уходит нежный запах лип,

Озера, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.


У всех людей –одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И.И. Ландо




Дыра 

Озонная дыра над Антарктидой. 
А не было ее еще вчера 
Зачем она учеными открыта? 
Неужто в вечность нам уже пора? 
Неужто судный день для бела света 
Подкрался вдруг космической тропой, 
И под жестким ультрафиолетом 
Нам корчится беспомощной толпой! 
Неужто все что дорого и свято 
В единой человеческой судьбе, 
Вдруг будет уничтожено, распято, 
Потомками диапазона “В” 
На миллион квадратных километров 
Пробита наша вечная броня, 
И даже антарктические ветры 
От страха взывали душу леденя. 
Великая озонная защита 
Разорвана отныне навсегда, 
Виновников незримых не ищите, 
Виновники – мы с вами, - господа! 
Природу мы так рьяно покоряем, 
Уродуем творение творца, 
Долбим, сверлим, копаем, ковыряем, 
И травим, и взрываем без конца.
Безумие свое реализуя.
Давно уже мировоздателю хамим
Давно на всю галактику галдим
Давно на всю Вселенную дымим
И с мудростью хвостатых наших предков, 
И с вечным нетерпением ножа, 
Все спорим – у кого же лучше клетка
И у кого добрее сторожа? …
Озонная дыра над Антарктидой, 
Как рана в сердце, как пожар в груди, 
Одумайся беспечный индивидуум, 
И в будущее взор свой обороти!
И ощути всей плотью знак сей грозный, 
И хоть на миг забудь о барышах, 
Одумайся, пока еще не поздно, 
Пока не сделал свой последний шаг
Пока другие не пробиты дыры
На нашем общем малом корабле
Пока одна дыра над Антарктидой, 
Пока один Чернобыль на Земле.

Михаил Ножкин
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!