Пример написания логопедическойхарактеристики на ребёнка, обучающегося на школьном логопедическом пункте для ПМПК
Дата рождения:
Ф. И. посещает логопедические занятия в МАОУ … СОШ №1 с … … … г. (идёт второй год обучения).
Логопедический диагноз: Общее недоразвитие речи II уровня.
Речевая среда.
… воспитывается в полной многодетной семье, есть старший и младший братья. Нарушений речи у близких родственников нет, старший брат не имел проблем с нарушением устной речи. … в текущем учебном году не пропустил ни одного логопедического занятия, в 20… – 20… учебном году были пропуски по причине болезни и в актированные дни. Мама поддерживает связь с учителем-логопедом, интересуется проблемами своего ребенка, консультируется со специалистом. Домашние задания … выполняет вместе с мамой, самостоятельно сделать их не может, так как до сих пор не научился читать.
Артикуляционный аппарат.
Наблюдается неправильное расположение зубов. Артикуляционные позы при произношении многих звуков искажены. … плохо артикулирует звуки разных групп. Страдает объем, точность выполняемых движений и переключаемость. Наблюдаются синкинезии при выполнении некоторых артикуляционных упражнений.
Общее звучание речи.
Речь невнятная; говорит односложно, не использует сложные предложения. Испытывает трудности при конструировании даже простых предложений. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Наблюдается замедление ритма в конце фразы. Логическое ударение отсутствует. Голос слабо-модулированный, тихий.
Словарный запас.
Мальчик владеет небольшими сведениями о себе и окружающем мире.Не называет правильно и по-порядку своё имя, отчество и фамилию. Затрудняется назвать имя мамы. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, “кружка – чашка”). … не знает многих обобщающих понятий, таких как “транспорт”, “бытовая техника”, путает понятия “овощи” и “фрукты”. Самостоятельно не называет последовательность времен года, путает месяцы, хотя каждое логопедическое занятие начинается с закрепления временных представлений. Так, на занятии 9 ноября, на вопрос логопеда - «Какое сейчас время года?» … отвечает – «Зима», - «Какой идёт месяц?», - «Забыл». … не знает дней недели. На вопрос: - «Какой сегодня день недели?» даёт ответ: - «Завтра». Также называет искажённо названия некоторых дней недели - называет «субботник» вместо слова «суббота». … только с помощью логопеда смог назвать посёлок, в котором он проживает, но не назвал область и свой домашний адрес. На вопрос: - «С кем ты сидишь за одной партой?» … отвечает: - «Не знаю».
Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.
Грамматический строй речи.
Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, “бананое пюре – банановое пюре”); в согласовании прилагательного и существительного (например, “ у девочки синий ручка”), в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, “5 утёнков”). На вопросы взрослого … отвечает односложно либо фразой из 2-3 слов.
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.
Звукобуквенный анализ не сформирован, путает понятия «звук» и «буква». Затрудняется в выделении звука из слова, например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. … не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова.Фонематические представления не сформированы.
Звукопроизношение.
За время посещения логопедических занятий были поставлены проблемные звуки [Р], [Л], [ЛЬ], [Ч],[Щ], [С], но в речи они не закреплены. Процесс автоматизации звуков затягивается месяцами, так как у … нет желания научиться красиво и чисто говорить, он не старается сказать слово правильно.
На занятии часто отвлекается на посторонние предметы, выполняет бессмысленные действия – «гримасничает» перед зеркалом, теребит рукава одежды, надевает – снимает капюшон и т.п.
Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски и перестановки слогов (например, “гусеца” - гусеница, “велосед” - велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.
Письменная речь.
Саша до сих пор не научился читать и писать, забывает название и написание букв, затрудняется сливать звуки в слоги. Некоторые короткие слова может прочесть побуквенно-слоговым способом, например «лиса», но более длинное слово, такое, как «журавль» он прочесть не может. Пересказ текста осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). Скрытый смысл прочитанного не улавливает.
… не может самостоятельно написать своё имя и фамилию: смог записать имя только с помощью учителя-логопеда, а фамилию написать затруднился. Под диктовку не пишет, может только списать текст, допуская ошибки.
Общие сведения.
Навыки пространственной ориентировки у … не сформированы. Затрудняется в правильном определении понятий «право» - «лево», выполняет неверно инструкции: «Дотронься правой рукой до левого уха» и т.д. Цвета и оттенки знает и воспринимает верно. Память кратковременная, быстро забывает изученный материал. Скороговорки и короткие стихи из 2-4 строчек, которые разучиваются на логопедических занятиях, … самостоятельно не рассказывает, либо искажает их, произносит неточно.
Логическое мышление не развито. Смысл загадок и пословиц не улавливает.
За время посещения … логопедических занятий он показал очень небольшую динамику при коррекции нарушений устной речи.