СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерная программа для внеклассного сообщества/кружка "Дискуссионный клуб"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Примерная программа для внеклассного сообщества/кружка "Дискуссионный клуб"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №49»













Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа «Дискуссионный клуб «Сократ» (для детей 14-17 лет) на 1 год обучения











Составитель Богомоева Е.Б.,

учитель русского языка и литературы







Улан – Удэ

2021-2022гг.



  1. Комплекс основных характеристик программы
    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дискуссионный клуб «Сократ» составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р).

  3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014

  4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Направленность программы – социально-профориентационная.

Актуальность программы. Социальная и экономическая ситуация, на фоне которой происходит развитие наших детей, приводит к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно находить решение в конфликтной ситуации. Данная программа поможет подросткам узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и точно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность, не ущемляя прав и ценности других людей. Также программа помогает в будущем определиться подростку с выбором профессии, поскольку одновременно будет вестись профориентационная работа.

Педагогическая целесообразность. Дискуссия – одна из форм внеурочной деятельности, в которой отражены обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты. Дискуссия развивает навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности. Дискуссионная деятельность способствует более глубокому усвоению и пониманию программного материала по ряду предметов, не повторяя школьной программы.

Уровень освоения программы: базовый.

Адресат программы: обучающиеся 14-17 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей.

Количество обучающихся в группе: 20-25 человек.

Объём освоения программы: 1 год обучения, 2 часа в месяц. Итого 16 часов в год.

Срок реализации программы: 1 год.

Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз во вторую и четвертую неделю месяца по средам в 13:00 в каб.№3.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательной деятельности:

Работа клуба начинается с 1 октября. Программу реализует учитель русского языка и литературы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дискуссионный клуб «Сократ» реализуется в течение всего учебного года.

1.2. Цель, задачи программы

Цель программы: формирование гражданской активности и механизмов конструктивного социального поведения в молодежной среде

Задачи:

  • сформировать активную гражданскую позицию старшеклассников.

  • создать условия для неформального общения старшеклассников, помочь им адаптироваться в условиях современной жизни, реализовать свои потребности в самосовершенствовании и самоутверждении;

  • сформировать умение участвовать в дискуссии: научить подростков критически мыслить, уметь смотреть на вещи с разных точек зрения, логически

  • выстраивать аргументацию, убеждать, грамотно представлять и культурно отстаивать свою точку зрения;

  • способствовать формированию важнейших для развития личности творческих, организаторских, ораторских и лидерских навыков;

  • создать новую модель школьного самоуправления, основанную на инициативе активных старшеклассников;

  • воспитывать нравственные черты характера;

  • пропагандировать здоровый образ жизни.



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Наименование разделов и тем

Объем часов

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой и направлением

деятельности кружка «Дискуссионный клуб».

1

Тема 2. Что такое дискуссия. Дискуссия, виды, формы, типы дискуссий.

1

Тема 3. Подготовка и проведение дискуссии. Правила проведения дискуссии. Формулировка и анализ тем дискуссии.

1

Тема 4. Деловой этикет при проведении дискуссий. Культура речи. Выразительные средства речи.

1

Тема 5. Встреча с интересными людьми. Дискуссия.

1

Тема 6. Личностные качества оратора. Общение и контакт с аудиторией. Невербальное воздействие на аудиторию.

1

Тема 7. Встреча с интересными людьми.

1

Тема 8. Визуализация публичного выступления. Использование

интерактивных технологий в публичном выступлении.

1

Тема 9. Визуализация публичного выступления. Подготовка презентаций

1

Тема 10. Встреча с интересными людьми.

1

Тема 11. Как преодолеть страх перед публичным выступлением? Тренинг. Эмоции и их контроль.

1

Тема 12. Дикция. Методика работы над чистотой звучания.

1

Тема 13. Встреча с интересными людьми.

1

Тема 14. Аргументы и контраргументы.

1

Тема 15. Выступления. Творческий отчёт.

1

Тема 16. Подведение итогов работы дискуссионного клуба.

1

Итого:

18ч.



      1. Рабочая программа
    1. Планируемые результаты

В конце 1 года обучения обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • использовать различные СМИ для получения информации;

  • использовать критическое мышление для анализа информации и построения аргументации;

  • видеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира;

  • организовывать наработанный материал; правильно строить речь;

  • опровергать аргумент оппонента;

  • умение определить и вычленить проблему;

  • умение делать выводы и заключения;

  • умения оценивать доказательства, собственный мыслительный процесс;

  • умение работать в команде.

Личностные результаты:

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

  • необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

Предметные результаты:

  • познавательные:

- целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни;

- знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности.

- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя термины и понятия. ценностно-мотивационной

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

  • трудовые:

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;

- понимание значение трудовой деятельности для личности и для общества;

  • коммуникативные:

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.

Содержание программы

Подготовка к выступлению на дискуссии. Формулировка новой темы. Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Определение пригодности выбранной для проверки гипотезы. Разработка аргументов. Составление аргументов. Составление аргументов утверждения по теме. Составление аргументов отрицания по теме. Исследование и поддержка аргументов. Аргументация и дискуссия. Понятие «источник информации» (библиотека, книги, фильмы, ресурсы Интернета, анкетирование и др.). Справочно-поисковый аппарат. Практикум: «Работа с источником».

Сбор информации (проведение наблюдений, опросов, экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.).

Способы фиксации получаемых сведений. Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.

Устное выступление. Стиль устного выступления. Подготовка выступления. Выступление на заседании клуба. Общие понятия об умозаключениях. Классификация умозаключений. Возможные ошибки в доказательстве. Стратегии отрицания. Опровержение и отрицание. Рассуждение: типы рассуждений. Перекрестные вопросы во время дискуссии. Составление вопросов. Ответы на вопросы. Опровержение позиции оппонентов. Выстраивание собственной позиции.

Подготовка и проведение дискуссий.



ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИСКУССИЙ



ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1

Зачем я учусь?


2

Всегда ли прав учитель?


3

Влияние современных средств связи на образовательный процесс


4

Умеем ли мы общаться друг с другом?


5

Возможен ли свободный выбор?


6

Нужна ли семья современному человеку?


7

Милосердие, нравственность, жизненные ценности


8

Как хочу, так и живу?


9

Виртуальный мир – побег от реальности


10

Вредные привычки –путь в никуда


11

Моя будущая профессия.


12

Смертная казнь – гуманно или нет?


13

Роль искусства в современном мире?


14

Религия в жизни современного человека?


15

Профессии будущего


16

Новая этика, проблемы и противоречия.


17

Международные отношения современности


18

Противоречия воспитания и образования












      1. Комплекс организационно-педагогических условий
        1. Условия реализации программы

  1. Материально-техническое обеспечение:
  • учебный кабинет

  • интерактивная доска

  • видеопроектор

  • компьютер

  1. Организационные условия:
  • организация самоуправления школьного клуба старшеклассников с помощью инициативной группы учащихся (волонтерское движение).

  • создание коллектива единомышленников

  1. Психологические условия:
    • создание условий работы, в которых формируются отношения сотрудничества, доверия и взаимоуважения;

    • подбор волонтеров, умеющих управлять ученическим коллективом в процессе определения темы клубного заседания;

    • формировать искренние, доброжелательные отношения в клубе, что повлияет на эмоциональное восприятие жизни.



5.3. Методическое обеспечение

С учётом психолого-педагогических особенностей старшеклассников организация деятельности осуществляется с использованием активных групповых и индивидуальных форм обучения.

  • дебаты (обмен аргументами и контраргументами)

- диспут (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами)

  • мозговой штурм

- круглый стол (подготовленное обсуждение по заранее поставленной проблеме с выделением определенных вопросов)

  • ток-шоу

  • аквариум (разделение участников на обсуждающих и наблюдающих за ходом обсуждения с целью его анализа)

  • тематические занятия

  • мастер-классы

  • тренинги

  • викторины

  • презентации

  • интеллектуальные игры

  • верёвочный курс, спортивные игры и соревнования, эстафеты

  • благотворительные, социально-общественные, гражданско-патриотические акции;

Современные образовательные технологии, которые используются в работе клуба:
  • коллективная система обучения и воспитания;

  • исследовательские методы в обучении;

  • проектные методы обучения;

  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии

Направления деятельности.
  • гражданско-патриотическое воспитание;

  • воспитание толерантности;

  • духовно-нравственное воспитание;

  • интеллектуальное развитие;

  • волонтёрское движение;

  • семейное воспитание;

  • СМИ;

  • наставничество, школьное самоуправление

5.3. Формы аттестации

Аттестация обучающихся проходит в форме компьютерных презентаций по заданной теме, написание эссе, выступление на конференциях, защита проектов.






Список литературы для педагога
  1. Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001, при поддержке Фонда Сороса и Института “Открытое Общество”.

  2. Пашкевич С. Дебатный Клуб старшеклассников/пособие для начинающего тренера/. Екатеринбург, Дом Учителя, 2003.

  3. Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.

  4. Бернс Р. Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В. Пилиповского, М.: 1986.

  5. Буева Л. Человек: деятельность и общение. М.: Просвещение, 1978.

  6. Кан-Калик В. Грамматика общения. М: Просвещение, 1995.

  7. Маленкова Л. Культура общения или искусство диалога. Программа воспитания школьников. М.: “Ноосфера”, 1996.

  8. Миславский Ю. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

ЛИТЕРАТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ:
  1. Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001, при поддержке Фонда Сороса и Института “Открытое Общество”.

  2. Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.

  3. Маленкова Л. Я – человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М.: “Ноосфера”, 1996.

  4. Поляков С. Тренинг общения. Групповые дискуссии. Выпуск 2. Ульяновск, 1996.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!