Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №49»
Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа «Дискуссионный клуб «Сократ» (для детей 14-17 лет) на 1 год обучения
Составитель Богомоева Е.Б.,
учитель русского языка и литературы
Улан – Удэ
2021-2022гг.
Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дискуссионный клуб «Сократ» составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р).
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – социально-профориентационная.
Актуальность программы. Социальная и экономическая ситуация, на фоне которой происходит развитие наших детей, приводит к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно находить решение в конфликтной ситуации. Данная программа поможет подросткам узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и точно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность, не ущемляя прав и ценности других людей. Также программа помогает в будущем определиться подростку с выбором профессии, поскольку одновременно будет вестись профориентационная работа.
Педагогическая целесообразность. Дискуссия – одна из форм внеурочной деятельности, в которой отражены обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты. Дискуссия развивает навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности. Дискуссионная деятельность способствует более глубокому усвоению и пониманию программного материала по ряду предметов, не повторяя школьной программы.
Уровень освоения программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 14-17 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе: 20-25 человек.
Объём освоения программы: 1 год обучения, 2 часа в месяц. Итого 16 часов в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз во вторую и четвертую неделю месяца по средам в 13:00 в каб.№3.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
Работа клуба начинается с 1 октября. Программу реализует учитель русского языка и литературы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дискуссионный клуб «Сократ» реализуется в течение всего учебного года.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы: формирование гражданской активности и механизмов конструктивного социального поведения в молодежной среде
Задачи:
сформировать активную гражданскую позицию старшеклассников.
создать условия для неформального общения старшеклассников, помочь им адаптироваться в условиях современной жизни, реализовать свои потребности в самосовершенствовании и самоутверждении;
сформировать умение участвовать в дискуссии: научить подростков критически мыслить, уметь смотреть на вещи с разных точек зрения, логически
выстраивать аргументацию, убеждать, грамотно представлять и культурно отстаивать свою точку зрения;
способствовать формированию важнейших для развития личности творческих, организаторских, ораторских и лидерских навыков;
создать новую модель школьного самоуправления, основанную на инициативе активных старшеклассников;
воспитывать нравственные черты характера;
пропагандировать здоровый образ жизни.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Наименование разделов и тем | Объем часов |
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с программой и направлением деятельности кружка «Дискуссионный клуб». | 1 |
Тема 2. Что такое дискуссия. Дискуссия, виды, формы, типы дискуссий. | 1 |
Тема 3. Подготовка и проведение дискуссии. Правила проведения дискуссии. Формулировка и анализ тем дискуссии. | 1 |
Тема 4. Деловой этикет при проведении дискуссий. Культура речи. Выразительные средства речи. | 1 |
Тема 5. Встреча с интересными людьми. Дискуссия. | 1 |
Тема 6. Личностные качества оратора. Общение и контакт с аудиторией. Невербальное воздействие на аудиторию. | 1 |
Тема 7. Встреча с интересными людьми. | 1 |
Тема 8. Визуализация публичного выступления. Использование интерактивных технологий в публичном выступлении. | 1 |
Тема 9. Визуализация публичного выступления. Подготовка презентаций | 1 |
Тема 10. Встреча с интересными людьми. | 1 |
Тема 11. Как преодолеть страх перед публичным выступлением? Тренинг. Эмоции и их контроль. | 1 |
Тема 12. Дикция. Методика работы над чистотой звучания. | 1 |
Тема 13. Встреча с интересными людьми. | 1 |
Тема 14. Аргументы и контраргументы. | 1 |
Тема 15. Выступления. Творческий отчёт. | 1 |
Тема 16. Подведение итогов работы дискуссионного клуба. | 1 |
Итого: | 18ч. |
| |
Рабочая программа
Планируемые результаты
В конце 1 года обучения обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
использовать различные СМИ для получения информации;
использовать критическое мышление для анализа информации и построения аргументации;
видеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира;
организовывать наработанный материал; правильно строить речь;
опровергать аргумент оппонента;
умение определить и вычленить проблему;
умение делать выводы и заключения;
умения оценивать доказательства, собственный мыслительный процесс;
умение работать в команде.
Личностные результаты:
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.
Предметные результаты:
- целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни;
- знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности.
- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя термины и понятия. ценностно-мотивационной
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
- понимание значение трудовой деятельности для личности и для общества;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.
Содержание программы
Подготовка к выступлению на дискуссии. Формулировка новой темы. Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Определение пригодности выбранной для проверки гипотезы. Разработка аргументов. Составление аргументов. Составление аргументов утверждения по теме. Составление аргументов отрицания по теме. Исследование и поддержка аргументов. Аргументация и дискуссия. Понятие «источник информации» (библиотека, книги, фильмы, ресурсы Интернета, анкетирование и др.). Справочно-поисковый аппарат. Практикум: «Работа с источником».
Сбор информации (проведение наблюдений, опросов, экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.).
Способы фиксации получаемых сведений. Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.
Устное выступление. Стиль устного выступления. Подготовка выступления. Выступление на заседании клуба. Общие понятия об умозаключениях. Классификация умозаключений. Возможные ошибки в доказательстве. Стратегии отрицания. Опровержение и отрицание. Рассуждение: типы рассуждений. Перекрестные вопросы во время дискуссии. Составление вопросов. Ответы на вопросы. Опровержение позиции оппонентов. Выстраивание собственной позиции.
Подготовка и проведение дискуссий.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДИСКУССИЙ
№ | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1 | Зачем я учусь? | |
2 | Всегда ли прав учитель? | |
3 | Влияние современных средств связи на образовательный процесс | |
4 | Умеем ли мы общаться друг с другом? | |
5 | Возможен ли свободный выбор? | |
6 | Нужна ли семья современному человеку? | |
7 | Милосердие, нравственность, жизненные ценности | |
8 | Как хочу, так и живу? | |
9 | Виртуальный мир – побег от реальности | |
10 | Вредные привычки –путь в никуда | |
11 | Моя будущая профессия. | |
12 | Смертная казнь – гуманно или нет? | |
13 | Роль искусства в современном мире? | |
14 | Религия в жизни современного человека? | |
15 | Профессии будущего | |
16 | Новая этика, проблемы и противоречия. | |
17 | Международные отношения современности | |
18 | Противоречия воспитания и образования | |
Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
учебный кабинет
интерактивная доска
видеопроектор
компьютер
Организационные условия:
организация самоуправления школьного клуба старшеклассников с помощью инициативной группы учащихся (волонтерское движение).
создание коллектива единомышленников
Психологические условия: создание условий работы, в которых формируются отношения сотрудничества, доверия и взаимоуважения;
подбор волонтеров, умеющих управлять ученическим коллективом в процессе определения темы клубного заседания;
формировать искренние, доброжелательные отношения в клубе, что повлияет на эмоциональное восприятие жизни.
5.3. Методическое обеспечение
С учётом психолого-педагогических особенностей старшеклассников организация деятельности осуществляется с использованием активных групповых и индивидуальных форм обучения.
- диспут (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами)
- круглый стол (подготовленное обсуждение по заранее поставленной проблеме с выделением определенных вопросов)
ток-шоу
аквариум (разделение участников на обсуждающих и наблюдающих за ходом обсуждения с целью его анализа)
тематические занятия
мастер-классы
тренинги
викторины
презентации
интеллектуальные игры
верёвочный курс, спортивные игры и соревнования, эстафеты
благотворительные, социально-общественные, гражданско-патриотические акции;
Современные образовательные технологии, которые используются в работе клуба:
коллективная система обучения и воспитания;
исследовательские методы в обучении;
проектные методы обучения;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии
Направления деятельности.
гражданско-патриотическое воспитание;
воспитание толерантности;
духовно-нравственное воспитание;
интеллектуальное развитие;
волонтёрское движение;
семейное воспитание;
СМИ;
наставничество, школьное самоуправление
5.3. Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит в форме компьютерных презентаций по заданной теме, написание эссе, выступление на конференциях, защита проектов.
Список литературы для педагога
Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001, при поддержке Фонда Сороса и Института “Открытое Общество”.
Пашкевич С. Дебатный Клуб старшеклассников/пособие для начинающего тренера/. Екатеринбург, Дом Учителя, 2003.
Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.
Бернс Р. Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В. Пилиповского, М.: 1986.
Буева Л. Человек: деятельность и общение. М.: Просвещение, 1978.
Кан-Калик В. Грамматика общения. М: Просвещение, 1995.
Маленкова Л. Культура общения или искусство диалога. Программа воспитания школьников. М.: “Ноосфера”, 1996.
Миславский Ю. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
ЛИТЕРАТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001, при поддержке Фонда Сороса и Института “Открытое Общество”.
Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.
Маленкова Л. Я – человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М.: “Ноосфера”, 1996.
Поляков С. Тренинг общения. Групповые дискуссии. Выпуск 2. Ульяновск, 1996.