СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерный алгоритм разрешения конфликта «ученик-ученик»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА «УЧЕНИК-УЧЕНИК»

Просмотр содержимого документа
«Примерный алгоритм разрешения конфликта «ученик-ученик»»

КОНФЛИКТЫ В СИСТЕМЕ «УЧЕНИК – УЧЕНИК» - наверное, самая распространенная система конфликтов среди детей, так как основную часть своего времени они проводят со своими сверстниками, начиная от обучения в школе и заканчивая времяпрепровождением на улице.

Причины могут быть различны, наиболее часто отмечают:

  • борьба за авторитет, желание получить внимание, соперничество;

  • оскорбления, обиды, обман, зависть, сплетни;

  • социальное неравенство, разный уровень материальной обеспеченности;

  • враждебность к любимым ученикам учителя, противопоставление одного ученика коллективу;

  • личная неприязнь;

  • симпатия без взаимности, борьба за внимание девочки или мальчика.

Особенно внимательными надо быть в следующих ситуациях, так как они с большой вероятностью приводят к конфликтам.

В класс пришел новый ученик. В ученическом коллективе формируется своя атмосфера и иерархия, где у каждого есть своя роль, поэтому новеньких воспринимают настороженно. Даже, если новый ученик легко выстраивает отношения с одноклассниками и принял их правила, существует высокая вероятность столкновения интересов.

Один из учеников начинает вести себя демонстративно. Одноклассники могут объединиться против того, кто срывает уроки, игнорирует замечания и делает другие «ненормальные» поступки.

Один обучающийся сильно отличается от остальных учеников. Это могут быть отличия в поведении, внешнем виде, отношении к учебе, либо ребенок ведет себя слишком скрыто, гиперактивно и т.д., существует высокая вероятность, что он будет в группе риска по конфликтам в своем классе.

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ СТАЛИ СВИДЕТЕЛЯМИ

ДЕТСКОГО КОНФЛИКТА ИЛИ ССОРЫ МЕЖДУ ОБУЧАЮЩИМИСЯ:

1. Не всегда следует вмешиваться в конфликт или ссоры между детьми. В процессе взросления каждый ребенок должен получить такой жизненно важный опыт, как умения разрешать конструктивно конфликты.

2. Если все-таки возникла необходимость вмешаться в конфликт между обучающимися, то не следует занимать сразу позицию одного из них, даже если кажется очевидным, что он прав. В этом случае другой обучающийся может воспринять вмешательство учителя как несправедливость или пристрастность по отношению к нему. В лучшем случае он не станет продолжать общение при учителе.

3. Разбирая конкретную ситуацию, важно не определить правых и виноватых, а дать понять обучающимся, что ответственность за дальнейшее развитие событий всегда разделяется поровну между участниками конфликта.

4. В процессе беседы важно следить, чтобы обучающиеся не переходили на личности, они должны описать, какие действия, слова их огорчили, обидели.

5. В процессе беседы важно структурировать беседу, но не доминировать в ней. Рассматривайте себя как помощника или посредника. Ваша задача состоит в том, чтобы помочь детям в разрешении конфликта.

6. Чтобы между вами и учащимися возникло диалоговое взаимодействие, важно выполнять следующие условия:

  • если вы задаете вопрос, то нужно подождать, когда собеседник ответит на него;

  • если вы высказываете свою точку зрения, то важно дать возможность обучающемуся высказать свое отношение к ней;

  • если вы не согласны, формулируйте четкие аргументы и поощряйте самих обучающихся аргументировать свою точку зрения;

  • не разрешайте себе захватывать все «коммуникативное пространство»;

  • чаще смотрите в лицо своему собеседнику;

  • чаще повторяйте фразы: «как ты сам считаешь», как ты думаешь?».

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА «УЧЕНИК-УЧЕНИК»

Шаг №1: Сказать «Стоп» конфликтующим. Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон (голосом, жестом, интонацией).

Шаг №2: Сохранять собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов. Демонстрировать спокойствие и уверенность.

Доброжелательный, уверенный тон голоса, спокойная речь – всего этого бывает достаточно для того, чтобы обучающиеся успокоились.

Шаг №3: Выбрать обстановку для обсуждения конфликта (если это возможно). Беседа должна проходить в спокойной, непринужденной обстановке, в которой все ее участники чувствовали бы себя как можно свободнее. Если предварительное обсуждение проходит на месте происшествия, то, можно отойти в сторону и попросить других детей оставить вас одних с участниками конфликта. Следует учесть, что для обстоятельного разговора нужны время и удобное помещение. Выясните, каким временем располагает каждый из участников, чтобы не «комкать» беседу. Если времени мало, лучше немного отложить беседу и найти более удобное время для завершения обсуждения.

Шаг №4: Сформулировать для себя суть конфликта. К чему нужно стремиться при разборе конфликта? Важно уяснить, что Вы (и участники конфликта) ожидаете от такой беседы. Чем вы определяете успех или неуспех беседы? Чего вы хотели бы достичь? (например, понимание детьми их личного вклада в проблему; обучение правильному поведению в ситуации конфликта; готовность выслушать друг друга; окончание конфликта и примирение).

Шаг №5: Определить основную проблему, прояснить конфликтную ситуацию. Оценить обстоятельства, мотивы детей, с помощью наводящих вопросов выяснить причину конфликта (что привело к конфликту).

Обсуждать необходимо следующее:

Что произошло, в чем проблема (сформулировать суть конфликта)?

Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)

Какие чувства вызвал конфликт у участников? (определить, назвать чувства)

Шаг №6: Работать с чувствами детей, показать детям, что вы их слышите и понимаете (техника активного слушания):

  • обязательно повернуться к ребенку лицом;

  • если ребенок расстроен, не задавать ему сразу вопросы;

  • говорить в утвердительной форме, а не в форме вопроса (например, «Я вижу, что что-то случилось…», «Я вижу, что ты расстроен», «Я думаю, тебе это не нравится», «Ты говоришь…», «Давай я скажу, как я тебя поняла, а ты скажешь – верно или нет»);

  • после каждого утвердительного высказывания необходимо сделать паузу;

  • обязательно выслушать обе стороны участников конфликта;

  • выслушивая переживания одного ребенка, дать понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете после выслушать и его.

Шаг №7: Совместно с обучающимися сформулировать возможные пути решения конфликта, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений):

  • «Я верю, что вам удастся разрешить разногласия»

  • «Я уверена, что у вас есть общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта»

  • «Что можно сделать для разрешения конфликта?»

  • «Как быть в этой ситуации?»

Важно помнить, что предложения должны поступать непосредственно от самих обучающихся. Первый шаг в этом направлении заключается в том, чтобы собрать предложения (можно записать). Второй шаг – это выяснение, с какими предложениями были бы согласны обе стороны. Третий шаг – отслеживать, чтобы решение было реалистичным и сбалансированным.

В конце беседы должно быть сформулировано решение, отвечающее желаниям и потребностям всех сторон. Оно должно быть достаточно реалистично, то есть вполне осуществимое. Срок реализации решения должен быть четко определен.

Шаг №8: Объединить конфликтующие стороны в совместную деятельность.

Шаг №9: Помочь обучающимся выполнить решение, если нужно - осуществить проверку.

Шаг № 10: Оценить эффективность усилий, предпринятых для разрешения конфликта. Учитель должен определить, все ли он сделал для конструктивного разрешения конфликта. На основании ответа на этот вопрос либо проблема считается разрешенной, либо делается вывод о необходимости продолжения работы над ней. Если все же данный алгоритм не помог устранить конфликт, то нужно привлечь к его разрешению психолога, социального педагога.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!