Урок по алгебре в 9 классе
Тема: «Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений».
Эпиграф: «Незнающие пусть научатся, знающие - вспомнят еще раз». (Античный афоризм.)
Цель урока: систематизация и обобщение изученного материала путём решения задач.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить и проверить ЗУН учащихся при решении разнообразных заданий с использованием тригонометрических формул.
Применять свои знания в практических ситуациях.
Развивающие:
Развивать мышление, математическую речь, навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
Повысить интерес к предмету.
Воспитывать положительный мотив учения.
Формировать отношения взаимной ответственности при совместной работе.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Форма проведения: фронтальная, парная, коллективная.
Оборудование на уроке: карточки с заданиями, тест, карточки для рефлексии, справочный материал для слабых учащихся.
Структура урока:
Подготовительный этап (мотивация повторения, выявление целей урока и ориентация учащихся в учебной деятельности на уроке).
Актуализация ЗУН.
Решение задач.
Проведение тестирования.
Подведение итогов урока и домашнее задание.
Рефлексия.
ХОД УРОКА I. Организационно-мотивационный момент.
Сегодня мы подводим итог по разделу «Тригонометрия». Повторим формулы основных тригонометрических тождеств и систематизируем знания и умения, применяя формулы при преобразовании тригонометрических выражений. Задания на тригонометрию есть на ВОУД и ЕНТ, поэтому нам предстоит поработать и с формулами, решая упражнения и выполнить тест.
II. Актуализация знаний учащихся.
Цель: повторение теоретического материала, подготовка учащихся к работе на уроке.
Фронтальный опрос.
1. Устное решение упражнений.
Упростите выражение:
cos² 24°+sin² 24° (1)
(sin α+1)(1-sinα) (cos²α)
sin α·ctg α (cosα)
tg α·cos α (sin α)
1-(cos²α+sin²α) (0)
sin²α+cos2 α - 2 (-1)
-tg 37°·ctg 37° (-1)
2. Определите четверть:
90°α° (2 чет)
3π/2απ (4 чет)
360°α1 чет)
παπ/2 (3 чет)
3. Дописать тригонометрические тождества и вывести следствия:
вариант | вариант |
| 1 | | 1 |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
2sinα cos α | sin2α | 2sinα cos α | sin2α |
через и | | через и | |
| | | |
| | | |
4 задание: вычислить.
5 задание: вычислить.
| |
Дано: Найти: , . | | Дано: Найти: , . | |
III. Решение упражнений.
Цель: систематизация знаний и умений. Часть учащихся работают самостоятельно на местах по карточкам.
Самостоятельная работа
Вариант 1
1.Найди sinα и tg α, если известно, что cos α=8/17 и 3π/2 (-15/17;-15/8)
2.Упрости выражение: 1 cos α
------- + ---------- . (1/ cos α)
ctg α 1+sin α
3.Докажи тождество: 1
------- - cos β = sin β•tg β .
cos β
Самостоятельная работа
Вариант 2
1.Найди cos α и сtg α, если известно, что sin α=12/13 и 0
2.Упрости выражение: 1 sin α
------- + ---------- . (1/ sin α)
tg α 1+cos α
3.Докажи тождество: 1
------- - 1 = сtg² β .
sin²β
Самостоятельная работа
Вариант 3
1.Найди cos α и сtg α, если известно, что sin α=0,8 и π/2
2.Упрости выражение: 1- sin α• cos α• tg α. (cos² α)
3.Докажи тождество: sin²β
---------- • ctg² β = -1 .
sin²β-1
Слабоуспевающие учащиеся выполняют упражнения на доске под контролем учителя. На столах у них справочный материал. 1. Найди cos α и tg α, если известно, что sin α=5/13 и π/2απ. (-12/13;-5/12) 2. Упрости выражение:1-ctg α·cos α·sin α. ( sin²α) 3. Докажи тождество: 1/sin β-sin β=cos β·ctg β.
Тренажер: Знаки тригонометрических функций.
Определите знак выражения.
1. cos 40° 6. tg98° 11. Sinπ / 9 16. сos ( - 2 π / 3)
2. sin70° 7. ctg200° 12. cos3 π / 15 17. sin ( - 23 π / 9)
3. cos113° 8. sin ( - 140° ) 13. cos5 π / 3 18. сos 1
4. sin240° 9. cos ( - 300° ) 14. sin13 π / 5 19. sin (-2)
5. cos290° 10. tg ( - 120° ) 15. tg5 π / 11 20. Tg ( π - 1 )
Ответы тренажёра.
1. cos 40° + 6. tg 98° - 11. Sin π / 9 + 16. сos (- 2 π / 3) -
2. sin 70° + 7. ctg 200° + 12. cos 13 π / 15 - 17. sin (- 23 π / 9) -
3. cos 113° - 8. sin (- 140° ) - 13. cos 5 π / 3 + 18. сos 1 +
4. sin 240° - 9. cos (- 300 ) + 14. sin 13 π / 5 + 19. sin (-2) -
5. cos 290 + 10. tg (- 120° ) + 15. tg 5 π / 11 + 20. Tg ( π - 1 ) -
IV. Тестирование Вариант 1
1. Найти cos α, если известно, что sin α=1/2
А) -1/2
В) √3/2
С) -√3/2
Д) 1/2
Е) 1
2. Упрости: (sin α+ cos α)²+(sin α- cos α)².
А) 0
В) 2
С) -2
Д) -1
Е) 3
3. Упрости: sin² 7° +cos² 7°.
А) 14
В) -1
С) 7
Д) 1
Е) 0
4.Упрости: tg α· ctg α - cos α².
А) 0
В) 1
С) sin² α
Д) - sin² α
Е) cos²α
5. Упрости: 7sin² α +7cos² α-5
А)-12
В)12
С)7
Д)2
Е)9
Вариант 2
1. Найти sin α, если известно, что cos α =√2/2
А) -√2/2
В) √3/2
С) 2
Д) √2/2
Е) 1
2. Упрости: (1- cos α)(1+ cos α)
А) 0
В) cos α
С) sin α
Д) cos α²
Е) sin² α
3. Упрости: cos² 5° + sin² 5°
А) 10
В) -1
С) 5
Д) 1
Е) 0
4. Упрости: sin² α- ctg α tg α
А) 0
В) -cos α²
С) sin² α
Д) -1
Е) cos α²
5. Упрости: 4sin² α +4cos² α+1
А) 5
В) 7
С) 9
Д) -7
Е) 0
Самоконтроль Вариант 1 вариант 2 1.в 1.д 2.в 2.е 3.д 3.д 4.с 4.в 5.д 5.а Критерии оценок: «5»-все задания «4»-4 задания «3»-3 задания
Самостоятельная работа.
Уровень «А» (на «3»):
1 вариант
Упростить:
Указание: Сгруппируйте первый и третий члены.
Дано: . Найти: , .
2 вариант
Упростить:
Указание: Сгруппируйте первый и второй члены.
Дано: . Найти: , .
Уровень «В» (на «4»):
1 вариант
Упростить:
Дано: . Найти: , .
2 вариант
Упростить:
Дано: . Найти: , .
Уровень «С» (на «5»):
1 вариант
Упростить:
Дано: . Найти: , , .
2 вариант
Упростить:
Дано: . Найти: , , .
V. Подведение итогов.
Итак, сегодня мы в нестандартных комбинированных заданиях повторили и систематизировали знания и умения. (Итоги подводят ученики)
Выставление оценок.
Домашнее задание: Из сборника по подготовке к экзаменам решить
VI. Рефлексия:
Заполнение карточек:
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
За урок я не устал/устал
Материал урока мне был понятен/не понятен
интересен/скучен
полезен/бесполезен