Фамилия, имя, отчество (полностью) | Кузнецова Альфия Нурисламовна |
Должность | Воспитатель |
Ученая степень, ученое звание | |
Кузнецова Альфия Нурисламовна,
воспитатель 1 кв.к.
МКДОУ детский сад №28,
ГО Ревда
Применение современной образовательной технологии «Путешествие по «реке времени» Коротковой как способ достижения целевых ориентиров образования дошкольников.
Построение педагогической деятельности воспитателя в русле концептуальных идей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует – осознанного выбора методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствовали бы поставленной цели развития личности ребенка-дошкольника.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности, почувствовать и поддержать его индивидуальность, развить детскую инициативу.
В свет вышеизложенного, я решила использоватьв своей работе педагогическую технологию «Путешествие по «реке времени».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Выбранная технология познавательно - исследовательской деятельности «Путешествие по «реке времени» - как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, как раз одна из технологий, позволяющих решать такие задачи стандарта ,как овладение основными культурными способами деятельности, проявлением инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.
Опыт работы доказал, что технология «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, их познавательной активности, способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Эта технология активно применяется в различных образовательных программах для дошкольников (в т.ч. в программе «Мы живем на Урале» О.В.Толстиковой, которую я реализую в работе с детьми, в части, формируемойучастникам образовательных отношений).
Познакомившись с технологией Н.М. Коротковой «Путешествие по «реке времени», считаю её не только интересной и доступной детям, но и именно той формой, которая позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.
В начале года были поставлены задачи:
1.Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как приоритетную для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности).
2.Обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения.
3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
4.Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение.
5.Расширять кругозор (в процессе познавательно – исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
Решая образовательные задачи старалась опираться на природную детскую любознательность; поощряла познавательную инициативу детей (детские вопросы, рассуждения, самостоятельные умозаключения), опиралась на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность; организовывала развивающую среду, стимулирующую познавательную активность ребенка;старалась предоставить информации из разных областей культуры (естественных наук, экологии, истории, географии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности.
Целевым ориентиром являлся комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:
- проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как?);
- обнаруживает стремление объяснить связь факторов, используя рассуждения («потому что….»);
-стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
-ребенок проявляет интерес к технико-технологической, информационной среде, основных источниках, способах поиска и передачи информации;
-проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что – то по ним (лепить, конструировать); самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
В образовательном процессе использовала следующие формы совместной образовательной деятельности с детьми:
- рассказы взрослого, просмотр видеофильмов, видео презентаций, беседы, наблюдения;
- экспериментирование;
- чтение детской, познавательно-справочной литературы, энциклопедий;
- рассматривание иллюстрированных альбомов, карт, книг;
- преобразующая фантазийная деятельность;
- детско-родительские проекты, тематически ориентированные на обогащение знаний детей по предложенным темам и др.
Разработала тематическое планирование по следующим темам:
Тема | Месяц |
· История жилища и бытоустройства · История игрушки · История огня (освещение и тепло) · История профессий · История письменности (книгопечатания) · История коммуникации (почта) · Путешествие в прошлое города | Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель Май |
Для проведения игр – путешествий в течение учебного года использовалось время непосредственно образовательной деятельности (ОО «Познавательное развитие»), и время, отведенное на образовательную деятельность в режимных моментах, чаще всего во вторую половину дня (ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).
На всех мероприятиях присутствует одно и то же дидактическое пособие, названное Н.А. Коротковой, карта – панно «река времени». Название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль реки времени намечены четыре «остановки» с понятными детям метками: «древний мир», «старина», «наше время», "будущее".
Как показал опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия.
Детям предлагала доступный, наглядный, эмоционально – насыщенный материал по трем эпохам.Стремилась к тому, чтобы организовать занятие не в форме «урока», а в форме партнерской деятельности взрослого с детьми. Для того, чтобы предполагаемый материал был доступен и интересен детям, в работе использовала следующие методы:
1. Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснение, пояснение, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению детьми своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядный метод.
а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов, различных презентаций, помогающих преподнести более красочно и интересно информацию детям об истории письменности, истории родного города.
в) Составление и оформление макетов("Мой город, "Чудеса на колёсах-от телеги до современных машин"").
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практический метод.
Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия (изготовление тряпичных кукол,письмо на бересте).
4. Игровой метод.
Дидактические, сюжетно – ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Одним из важнейших направлений воспитательно – образовательной деятельности в группе, является осуществление взаимодействия с родителями.
Родители стали непосредственными участниками педагогического процесса.
Я старалась заинтересовать родителей проблемой «Ознакомление детей с окружающей действительностью с использованием технологии «река времени». Привлекла родителей к сотрудничеству и участию в совместных проектах ("История празднования Нового года", "История письменности"),изготовление поделок и макетов. Использовала эффективные способы информирования и просвещения родителей: проводила вечером беседы о делах в группе, с чем дети сегодня познакомились, что нового узнали и что бы хотели узнать. Родителям было очень интересно.
Как и в любых начинаниях, в любой работе встречаются трудности, проблемы.
Недостаточно предметов старины, в основном имеется иллюстративный материал. Замечу, что детям более интересно рассматривать настоящие старинные предметы (потрогать, открыть….), нежели иллюстрации.
Эпоха средних веков сложная и непонятная для детей. Но множество вопросов, которые возникли во время «путешествия», позволили познакомиться не только с замками, рыцарскими турнирами, но и с «зарождением» технического прогресса.
Современный мир охватывает большую протяженность во времени, наблюдается слишком стремительные изменения во всех областях общественной жизни, быстрый рост технического прогресса.
В этом и заключается сложность: охватить всё и выбрать доступное детям.
И закончить я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!