СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение современной образовательной технологии «Путешествие по «реке времени» Коротковой как способ достижения целевых ориентиров образования дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Построение педагогической деятельности воспитателя в русле концептуальных идей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует – осознанного выбора методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствовали бы поставленной цели развития личности ребенка-дошкольника.

Просмотр содержимого документа
«Применение современной образовательной технологии «Путешествие по «реке времени» Коротковой как способ достижения целевых ориентиров образования дошкольников.»



Фамилия, имя, отчество (полностью)

Кузнецова Альфия Нурисламовна

Должность

Воспитатель

Ученая степень, ученое звание







Кузнецова Альфия Нурисламовна,

воспитатель 1 кв.к.

МКДОУ детский сад №28,

ГО Ревда

Применение современной образовательной технологии «Путешествие по «реке времени» Коротковой как способ достижения целевых ориентиров образования дошкольников.

Построение педагогической деятельности воспитателя в русле концептуальных идей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует – осознанного выбора методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствовали бы поставленной цели развития личности ребенка-дошкольника.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности, почувствовать и поддержать его индивидуальность, развить детскую инициативу.

В свет вышеизложенного, я решила использоватьв своей работе педагогическую технологию «Путешествие по «реке времени».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Выбранная технология познавательно - исследовательской деятельности «Путешествие по «реке времени» - как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, как раз одна из технологий, позволяющих решать такие задачи стандарта ,как овладение основными культурными способами деятельности, проявлением инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

Опыт работы доказал, что технология «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, их познавательной активности, способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Эта технология активно применяется в различных образовательных программах для дошкольников (в т.ч. в программе «Мы живем на Урале» О.В.Толстиковой, которую я реализую в работе с детьми, в части, формируемойучастникам образовательных отношений).

Познакомившись с технологией Н.М. Коротковой «Путешествие по «реке времени», считаю её не только интересной и доступной детям, но и именно  той формой, которая позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.

В начале года были поставлены задачи:

1.Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как приоритетную для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности).

2.Обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения.

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).

4.Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение.

5.Расширять кругозор (в процессе познавательно – исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать  элементарные  географические и исторические представления).

       Решая образовательные задачи старалась опираться на природную детскую любознательность; поощряла познавательную инициативу детей (детские вопросы, рассуждения, самостоятельные умозаключения), опиралась на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность; организовывала развивающую среду, стимулирующую познавательную активность ребенка;старалась предоставить информации из разных областей культуры (естественных наук, экологии, истории, географии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные  и специфичные для них виды деятельности.

Целевым ориентиром являлся комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу  дошкольного возраста:
- проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему?  зачем? как?);

- обнаруживает стремление  объяснить связь факторов, используя рассуждения («потому что….»);

-стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);

-ребенок проявляет интерес к технико-технологической, информационной среде, основных источниках, способах поиска и передачи информации;

-проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что – то по ним (лепить, конструировать); самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации  и коммуникации).

            В образовательном процессе использовала следующие  формы совместной образовательной деятельности с детьми:

- рассказы взрослого, просмотр видеофильмов, видео презентаций, беседы, наблюдения;

- экспериментирование; 

- чтение детской, познавательно-справочной литературы, энциклопедий;

- рассматривание иллюстрированных альбомов, карт, книг;

- преобразующая фантазийная деятельность;

- детско-родительские проекты, тематически ориентированные на обогащение знаний детей по предложенным темам и др.

Разработала тематическое планирование по следующим темам:

Тема

Месяц

·         История жилища и бытоустройства

·         История игрушки

·         История огня (освещение и тепло)

·         История профессий

·         История письменности (книгопечатания)

·         История коммуникации (почта)

·         Путешествие в прошлое города

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

 

Май

Для проведения игр – путешествий в течение учебного года использовалось время  непосредственно образовательной деятельности (ОО «Познавательное развитие»), и время, отведенное на образовательную  деятельность в режимных моментах, чаще всего во вторую половину дня (ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).

На всех мероприятиях присутствует  одно и то же дидактическое пособие, названное Н.А. Коротковой,  карта – панно «река времени». Название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль реки  времени намечены четыре «остановки» с понятными детям метками: «древний мир», «старина», «наше время», "будущее".

     Как показал опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия.

Детям предлагала доступный, наглядный, эмоционально – насыщенный материал по трем эпохам.Стремилась к тому,  чтобы организовать занятие не в  форме «урока», а в форме партнерской деятельности взрослого с детьми. Для того,  чтобы предполагаемый материал был доступен и интересен детям, в  работе использовала следующие  методы:

1.      Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснение, пояснение, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает  лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению детьми своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2.      Наглядный метод.

а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов, различных презентаций, помогающих преподнести более красочно и интересно информацию детям об истории письменности, истории родного города.

в) Составление и оформление макетов("Мой город, "Чудеса на колёсах-от телеги до современных машин"").

Данный метод способствует  развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3.      Практический метод. 

Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия (изготовление тряпичных кукол,письмо на бересте).

4.      Игровой метод.

Дидактические, сюжетно – ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Одним из важнейших направлений воспитательно – образовательной деятельности в группе, является осуществление взаимодействия с родителями. 
Родители стали непосредственными участниками педагогического процесса.
 Я старалась заинтересовать родителей проблемой «Ознакомление детей с окружающей действительностью с использованием технологии «река времени». Привлекла родителей к сотрудничеству и участию в совместных проектах ("История празднования Нового года", "История письменности"),изготовление поделок  и макетов. Использовала эффективные способы информирования и просвещения родителей: проводила вечером беседы о делах в группе, с чем дети сегодня познакомились, что нового узнали и что бы хотели узнать. Родителям было очень интересно.

Как и в любых начинаниях, в любой работе встречаются трудности, проблемы.
Недостаточно предметов старины, в основном имеется иллюстративный материал. Замечу, что детям более интересно рассматривать настоящие старинные предметы (потрогать, открыть….), нежели иллюстрации.

            Эпоха средних веков сложная и непонятная для детей.  Но множество вопросов, которые возникли во время «путешествия», позволили  познакомиться не только с замками, рыцарскими турнирами, но и с «зарождением» технического прогресса.

            Современный мир охватывает большую протяженность во времени, наблюдается слишком стремительные изменения во всех областях общественной жизни, быстрый рост технического прогресса.

  В этом и заключается сложность: охватить всё и выбрать доступное детям.

И закончить я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!