СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение современных форм работы для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы организации этапов урока для повышения эффективности образовательного процесса  

Просмотр содержимого документа
«Применение современных форм работы для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики»






Применение современных форм работы

для повышения познавательной активности учащихся на уроке математики








Подготовила

учитель математики

Габидуллина Флиса Разиховна















Евпатория – 2014






Содержание



Введение 3

  1. Психологические предпосылки позитивного отношения к учению 4

  2. Формирование мотивации учения 5

  3. Формы организации работы на уроках математики. 6

  4. Примеры практического применения различных форм работы 21

на уроке математики.

Заключение 25

Список использованной литературы 27






















Введение


Современное общество диктует новые культурно- образовательные задачи. Условием успеха в развитии мышления является высокая познавательная активность учащихся. Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, по которой учебный материал становится предметом активных умственных и практических действий каждого учащегося.

Из многолетнего педагогического опыта работы известно, что традиционные уроки дают учащемуся возможность активно работать всего часть урока. В остальное время он является в лучшем случае только пассивным слушателем. Пассивность неминуемо приводит к потере интереса к предмету, а затем и к учебе в целом, что нередко находит выход в нарушениях дисциплины. Отсюда вытекает, что в современных условиях необходимо применять современные технологии в организации учебно - воспитательного процесса.

Творческие находки учителей новаторов Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.И.Ильина и др. вооружают учительство эффективными методиками проведения урока, новым подходом к проблемам обучения и воспитания подрастающего поколения. Правильно выбранная форма организации учебного процесса - способ организации успешной учебно - познавательной деятельности учащихся, с помощью которой они достигают результатов обучения без принуждения.





















  1. Психологические предпосылки позитивного отношения к учению.


Важнейшими психологическими предпосылками положительного отношения учащихся к учению являются следующие:


  1. Учебный материал сам по себе вызывает любознательность, интерес, или учитель специальными приемами возбуждает эту любознательность.


  1. Учебный материал чем–то полезен в представлении ученика. Может быть использован в том или ином практическом плане.


  1. Учебный материал возбуждает в учащихся «спортивные» эмоции. Ребенок старается овладеть им не только из-за любознательности или сознания полезности, сколько и своеобразного спортивного азарта – стремление преодолеть очередной барьер в овладении материалом.


  1. Воздействие учителя, родителей.


  1. Общая психологическая атмосфера дружной, слаженной, полнокровной работы на уроке: ученик непроизвольно поддается ей, даже если сам материал вначале и не вызывал в нем особого интереса.


  1. Личное сознание необходимости учиться, детское самолюбие, чувство собственного достоинства у школьника, толкающая его на преодоление собственной инерции, чтобы быть «не хуже других», хотя ,может быть, сам предмет в представлении ребенка не ахти уж какой интересный, нужный или полезный.


  1. Успешность трудовых усилий учащегося. В этом отношении существует непреложный закон: всякий труд привлекателен лишь в той мере, в какой он успешен. Успешная работа сама возбуждает стремление к ее продолжению до успешного завершения. Наоборот, безуспешные усилия разочаровывают, делают учение непривлекательным и даже могут внушить отвращение к нему.


  1. Отношение окружающих к учебному труду учащегося. Если окружающие, в первую очередь учитель, внимательны к его трудовым усилиям, справедливо оценивают их и своевременно приходят на помощь – все это в ученике поднимает рабочее настроение, окрыляет школьника и активизирует учебную работу.




  1. Формирование мотивации учения.


Общий путь формирования мотивации учения состоит в том, чтобы способствовать превращению имеющихся у начинающего учиться школьника широких побуждений в зрелую мотивационную сферу с преобладанием отдельных мотивов и избирательностью.


Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в коллективную форму учебной деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося; помощь учителя в виде советов, наталкивающих учащегося на правильное решение; привлечение учителем учеников к оцениванию своего труда и труда одноклассников.


Формированию мотивации способствует занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры; ситуации спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; разъяснение значимости ученика; умелое применение учителем поощрения и порицания.


Общая задача учителя состоит в том, чтобы ученик был постоянно мотивированным к действиям и в начале, и в ходе его, и в конце урока.


В начале урока ученик должен понять, что полезного и нового он узнает сегодня. где сможет применить усвоенное, какие преимущества дает ему усвоение материала урока. Учитель актуализирует мотивы предыдущих достижений (подводит итог предыдущей темы), вызывает мотивы относительно неудовлетворенности (не усвоена еще одна важная сторона темы), усиливает мотивы направленности на предстоящую деятельность (пример ситуации, в которых необходимо знание будущего материала), усиливает мотивы удивления, любознательности (создание практической ситуации, столкновение учащихся с их затруднениями). Затем учитель организует обсуждение того, что ученики знают, чего не умеют, подводит их к осознанию того, чему нужно научиться.


На втором этапе урока учитель для поддержания мотивации может использовать чередование разных видов деятельности; привлекает к активному поиску самих учащихся, подключает их к самоконтролю и самооценке.


Важным в этапе завершения урока является то, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным опытом, и чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее обучение, т.е. положительная мотивация перспективы. Этого учитель добивается усилением оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с оценкой учителя.

  1. Формы организации работы на уроках математики.

III.1. Основные формы организации обучения.

В современной дидактике понятием “общие формы организации обучения” объединяются фронтальные, групповые, индивидуальные формы учебной работы. Они пронизывают весь учебный процесс. Фронтальные и групповые формы могут применяться как на обязательных, так и факультативных занятиях. Эти формы организации обучения отличают друг от друга охват учащихся учебной работой, особенности управления их учебной деятельностью со стороны учителя.

При фронтальном обучении педагог управляет учебной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. Он осуществляет прямое эмоциональное воздействие на коллектив учащихся, организует их сотрудничество, определяет единый темп работы. Фронтальная учебная деятельность незаменима на этапе первичного усвоения нового материала. При условиях коллективного способа обучения в средних образовательных учреждениях и ограниченности времени на изучение конкретных дисциплин она дает возможность сразу донести информацию до значительного числа учащихся. Но фронтальная учебная деятельность имеет ограниченные возможности в обеспечении высокой эффективности учебного процесса на других его этапах. Также фронтальный вид организации обучения не рассчитан на учет индивидуальных различий учащихся. Взятый темп урока слабым учащимся может показаться высоким, а сильным – низким. По этой причине слабые учащиеся уйдут с занятия, не усвоив учебный материал, а сильные недостаточно расширят и углубят знания.

Групповую учебную деятельность учащихся можно рассмотреть как совместную учебную деятельность небольших по составу групп учащихся, которые действуют в пределах одного класса. Достижения общей цели групповой деятельности осуществляются через совместные усилия отдельных членов группы. Для этого вида учебной деятельности непосредственное общение учащихся является одновременно и условием, и результатом его действия.

Групповые формы дают возможность учителю управлять деятельностью малых групп с помощью лидеров, определяемых с учетом пожелания ребят. Каждая из них выбирает свой темп работы. Групповая форма создает условия для проявления возможностей каждого учащегося, в частности, потому, что, общаясь между собой, учащиеся имеют возможность высказываться свободно и значительно чаще, чем при фронтальной работе всего класса.

Групповая учебная деятельность, в отличие от фронтальной и индивидуальной, не изолирует учащихся друг от друга, а наоборот дает возможность реализовать их естественное стремление к общению, взаимопомощи и сотрудничеству. И хотя общение может иметь место и в индивидуальной и фронтальной формах работы учащихся, однако там оно не включено в структуру деятельности, осуществляется только с разрешения учителя, по его инициативе и продолжается недолго.

Во время решения учебной задачи совместная работа учащихся может осуществляться по-разному. Во-первых, она может осуществляться на всех этапах выполнения группового задания. Во-вторых, учащиеся могут выполнять задания индивидуально, но с элементами взаимопомощи и периодически обговаривать ход работы. В третьих, каждый член группы может индивидуально выполнять часть общего задания, после чего учащиеся вместе подводят итоги, обговаривают полученные результаты и формулируют общий ответ.

Характерной чертой групповой деятельности является возможность получить информацию не только из учебника и учителя, но и друг от друга. Во время групповой работы активизируется деятельность всех ее исполнителей.

Высокие результаты усвоения знаний и формирования умений в процессе групповой деятельности объясняются также тем, что каждый ее участник направляет свою активность не только на объект, но и на другие субъекты. И делает это с целью налаживания контактов, чтобы увидеть в них себе подобных и совместными усилиями овладеть объектом деятельности.

Благодаря координированным учебным усилиям отдельных членов группы в ней устанавливается достаточно быстрый темп решения учебных задач, стимулируется работоспособность учащихся. Совместные действия положительно влияют не только на объем, но и на качество работы. Создается атмосфера демократизма, дружественного общения, повышается активность каждого учащегося. Все это облегчает учебу каждому учащемуся – и сильному, и слабому.

Успех обучения во многом зависит от правильного формирования состава групп. Учащиеся должны быть доброжелательными друг к другу, в каждой группе должен быть учащийся, наделенный организаторскими способностями, который может исполнить роль консультанта.

Ценность групповой учебной деятельности заключается еще в том, что она способствует и совершенствованию математической речи учащихся. В условиях традиционной организации урока доминирует монолог учителя. Случается, что на протяжении долгого времени учащийся ни один раз не отвечает устно, не дополняет ответы одноклассников. А групповая деятельность создает условия для усвоения учебного материала в ходе общения.

Важную роль групповая деятельность играет и в достижении воспитательных целей обучения. В групповой деятельности формируется умение учащихся прийти на помощь: объяснить, проверить, посоветовать; складываются дружеские отношения, которые не имеют ничего общего с псевдотоварищеской в форме подсказки или списывания.

Групповая деятельность дает возможность успешно реализовать развивающие цели обучения. Контакты и обмен мнениями существенно стимулируют мышление учащихся. Характер умственной деятельности изменяется: ускоряются ассоциативные процессы, и увеличивается их ценность. Обобщаются и систематизируются анализирующая и синтезирующая составные мышления.

Групповая учебная деятельность является эффективной на этапах закрепления, углубления и систематизации знаний. Обучение в составе групп дает возможность учащимся за короткое время актуализировать теоретические знания, а учителю – оперативно осуществить проверку уровня их усвоения каждым членом группы. Кроме учета знаний, такая проверка одновременно является способом их систематизации, а также формированием самооценки результатов обучения.

Уровень усвоения учебного материала невозможно определить только лишь устным опросом. Основным показателем является умение учащихся практически применять знания. С этой целью в структуре учебных занятий следует предусмотреть выполнение письменных работ, решение задач, решение проблемных ситуаций.

Групповые формы работы можно использовать на уроках разных типов – комбинированных уроках, семинарских занятиях, уроках-зачетах.

Фрагментарное включение групповой учебной работы учащихся в структуру комбинированного урока целесообразно осуществлять:

  • в начале урока – с целью оперативного опроса учащихся всего класса;

- перед объяснением нового материала – с целью актуализации полученных до этого знаний;

  • после объяснения нового материала – с целью его закрепления и систематизации.

Особой разновидностью групповой формы обучения является дифференцированно-групповая форма. Она предполагает организацию работы групп учащихся с разными учебными возможностями.

К групповой форме относится и работа учащихся парами, при которой чаще всего взаимодействуют ученики, сидящие за одной партой.

Таким образом, групповая работа имеет ряд преимуществ перед другими формами организации учебного процесса. Самое главное достоинство данной формы обучения состоит в одновременном развитии учащихся с разными уровнями знаний. Работая в группе, слабые учащиеся увеличивают свой запас информации, имеют возможность своевременно получить дополнительные пояснения по непонятным вопросам. В силу постоянного контроля со стороны сильных учащихся они допускают меньше ошибок. Учащиеся с средним уровнем знаний в условиях группового обучения оперативно выясняют непонятные вопросы, выделяют рациональные способы решения задач. Полезна групповая форма работы и для сильных учащихся. Помогая усвоить учебный материал одноклассникам-согруппникам, они проверяют и укрепляют собственные знания.


При индивидуальной работе каждый учащийся работает самостоятельно, проявляя инициативу. Темп его работы определяется степенью целеустремленности, работоспособности, развитости интересов, склонностей. Темп работы зависит также от учебных возможностей и подготовленности учащегося. При такой организации учащиеся не вступают в сотрудничество со своими товарищами, но выполняют одинаковые по сложности задания.

Если каждый учащийся выполняет задания, определенные в соответствии с его возможностями, такую работу можно назвать индивидуализированной.

Индивидуальная учебная деятельность доминирует во время выполнения домашних заданий и самостоятельных работ в классе. Многие учителя с этой целью применяют специально разработанные карточки- задания. Иногда выделяют одного- двух учеников для выполнения специальных самостоятельных заданий или для дополнительной работы с учителем. Класс в это время работает над общим заданием. Такую организацию процесса обучения можно назвать индивидуализированно - групповой формой.

Названные формы учебной работы по-разному сочетаются в структуре уроков, семинаров, учебно-практических занятий и других конкретных форм организации обучения.


III.2. Методика организации нетрадиционных форм работы на уроке математики

Интерактивные формы организации учебного процесса Интерактив – с английского слова «interact», где «inter» - взаимный, «act» - действовать. Интерактивный – способный к сотрудничеству, диалогу.

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности, имеющая конкретную цель - создать комфортные условия обучения, в которых учащийся может оценить свои возможности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс осуществлялся в условиях постоянного и активного сотрудничества всех его участников. Учащиеся в процессе работы знают, что делают и что должны получить. Интерактивное обучение исключает как доминирование одного участника процесса над другим, так и одной мысли над другой. В процессе интерактивного обучения учащиеся учатся быть демократичными, общаться с другими, критически мыслить, принимать продуманные решения.


Виды интерактивной формы организации учебного процесса:

Работа в малых группах. Этот вид работы позволяет учащимся наработать навыки, необходимые для общения и совместной работы. Она стимулирует работу в команде. Идеи, выработанные в группе, помогают участникам чувствовать себя членами команды, узнать личные возможности и укрепить их. Работа в малых группах используется для решения наиболее сложных проблем в случаях, когда задание требует совместной, а не индивидуальной работы.

При работе в малых группах необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1.Убедитесь, что учащиеся владеют необходимыми знаниями и умениями. Если проблема окажется слишком сложной для большинства учащихся – они не будут прилагать усилий для ее решения.

2. Объединяйте учащихся в группы от трех до пяти учащихся. В процессе формирования групп остерегайтесь навешивания на учащихся каких-либо ярлыков.

3. Предложите учащимся занять отдельные места в классе. Убедитесь в том, что все члены группы видят друг друга.

4. Напомните учащимся о ролях, которые они должны разделить между собой и выполнять во время групповой работы.

Спикер (руководитель группы):

  • зачитывает задание группе и организует порядок его выполнения;

  • предлагает участникам группы высказаться по- очереди;

  • настраивает группу на работу;

  • подводит итоги работы и назначает докладчика.


Секретарь:

  • ведет записи результатов работы группы кратко и разборчиво;

  • как член группы, должен быть готовым к выражению мнения группы в процессе подведения итогов работы или помочь докладчику.


Посредник:

  • следит за временем;

  • настраивает группу на работу.


Докладчик:

  • докладывает о результатах работы группы, четко выражая их мнение.


5. Дайте каждой группе время на выполнение работы. Во время работы окажите каждой группе необходимую помощь. Предложите группам представить результаты работы.

6. Прокомментируйте работу групп.


Работа в парах или в мини - группах является одной из форм работы в малых группах. Один из вариантов проведения этой формы работы:

  • поставьте учащимся вопросы для обсуждения. Дайте немного времени для того, чтобы продумать возможные ответы или решения самостоятельно;

  • объединяйте учащихся в пары, определите, кто из пары начнет высказываться, и попросите их обговорить свои идеи друг за другом; лучше сразу определить время на высказывание каждого из членов пары и общее обсуждение. Это поможет учащимся с самого начала привыкнуть к четкой организации работы в парах. Они должны достичь согласия с ответом или решением.

Каждая пара обменивается своими идеями и аргументами со всем классом, что помогает решить общую поставленную проблему.

Диалог. Его суть состоит в совместном поиске группами согласованного решения. Это находит отображение в заключительном тексте, перечне признаков, схемах и т.д. Диалог исключает противостояние, критику позиции той или иной группы. Все внимание сосредотачивается на сильных моментах в позиции других.

Учащиеся класса объединяются в 5-6 рабочих групп и группу экспертов из сильных учащихся. Рабочие группы получают 5-10 минут для выполнения задания. Группа экспертов создает свой вариант решения задания, следит за работой групп и контролирует время. После окончания работы представители каждой группы на доске или на листе бумаги выполняют итоговые записи. Потом, по очереди, предоставляется слово одному докладчику от каждой группы. Эксперты фиксируют общие взгляды, а в конце предлагают обобщенный ответ к заданию. Группы обсуждают и дополняют его. В тетради записывается окончательный вариант ответа.


Синтез мнений. Очень похожий по цели и начальной фазой на диалог вариант групповой работы.. Но после определения группы и выполнения задания учащиеся не делают записей на доске, а передают свой вариант другой группе, которая дополняет его своими мнениями, подчеркивают то, с чем не согласны. Обработанные листы передаются экспертам, которые сравнивают написанное с собственным вариантом, разрабатывают общий отчет, который обсуждает весь класс.


Совместный проект. Имеет такую же цель и объединение в группы, что и диалог. Но задания, которые получают группы, разного содержания, они высвечивают проблему с разных сторон. После окончания работы каждая группа отчитывается и записывает на доске определенные положения. В результате из ответов представителей групп составляется совместный проект, который рецензируется и дополняется группой экспертов.


Поиск информации. Разновидностью, примером работы в малых группах является командный поиск информации (в основном той, что дополняет ранее прочитанную учителем лекцию или материал предыдущего урока, домашнего задания), а потом ответы на вопросы. Используется, чтоб оживить «сухой», иногда неинтересный материал.

Для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в разных источниках информации. Это могут быть:

  • раздаточный материал;

  • документы;

  • учебники;

  • справочные издания;

  • информация с Интернета;

  • модели, макеты.

Учащиеся объединяются в группы, где каждый получает вопрос по теме урока, определяется время на поиск и анализ информации. В конце урока заслушиваются сообщения от каждой группы, которые потом повторяются и, возможно, обобщаются всем классом.


Работа в динамичных парах. Заранее формируются рабочие пары учащихся. Учитель на уроке раздает карточки с заданиями и предлагает поразмышлять и обменяться мнениями в паре. Дети готовят ответ. Разрешается использовать тетради и учебники. Каждая пара проговаривает вариант ответа. Кто из учеников лучше знает материал, помогает тому, кто знает его хуже.


Мозговой штурм – может быть использован для учащихся любого возраста во время изучения нового учебного материала. Целесообразно использовать для выдвижения нескольких решений конкретной задачи, во время организации групповой формы работы, при решении творческих, эвристических задач. Эффективный интерактивный метод коллективного обсуждения, который широко используется в преподавании многих предметов. Он способствует выражению своей точки зрения и творчества путем выражения мнения всех участников, помогает находить несколько решений конкретной проблемы.

Порядок проведения:

1.Предложите учащимся сесть так, чтобы они чувствовали себя удобно и непринужденно.

2.Определите общие правила:

- Во время выдвижения идей не пропускайте ни одной. Если будете судить и оценивать идеи во время их выдвижения, участники больше внимания заострят на защите своих идей, чем пробно предлагать новое и более досконально.

  • Необходимо добиваться высказывания большого количества идей. В условиях выдвижения большого количества идей участники имеют возможность дать полет фантазии.

- Настраивайте всех участников развивать или изменять идеи других. Объединение или замена ранее выдвинутых идей часто приводит к выдвижению новых, которые превосходят предыдущие.


Микрофон – дает возможность каждому сказать что-то быстро, по очереди, отвечая на вопрос или высказывая свое мнение или позицию в решении задачи. Представьте, что у вас в руках микрофон и вам необходимо высказать свое мнение. Поэтому другие учащиеся не могут кричать с места, поскольку говорить имеет право только тот, у кого в руках микрофон.

Круг идей - срабатывает, когда ставят вопросы или выступают докладчики от малых групп.

  1. Когда малые группы выполнили свое задание и готовы представить свою информацию, попросите каждую группу представить только один аспект, который они обсуждали. Продолжая по кругу, спросите каждую группу по очереди, пока не будут исчерпаны все ответы.

  2. Это дает возможность каждой группе обменяться всеми результатами своей работы, исключая ситуации, когда первая выступающая группа подает всю информацию.

  3. Этот метод хорошо срабатывает и для создания списка идей. Попросите каждого из групп подавать по одной идее по очереди. Этот метод эффективен для разных видов деятельности при решении сложных проблем.

4. Попросите участников записать свою мысль или идею на карточке-индексе без имени. Соберите все карточки и составьте список обозначенных в них идей на доске или начинайте дискуссию, используя информацию с карточек.


III.3. Приемы для организации активного осмысления изучаемого материала.


Прием “ Отложенная отгадка”- можно применить:

1) перед изучением нового материала. Ответ на загадку будет получен в конце изучения материала;

2)при закреплении изученного материала или при изучении новой темы для поддержки внимания учащихся учителем умышленно допускаются ошибки, о наличии которых заранее дети предупреждаются;

3) учитель дает ученикам определенный материал и просит найти в нем ошибки (можно даже указать их количество). Конечно, среди таких ошибок есть две- три явных, еще две-три типовых, другие ошибки малозаметны. И только одну ошибку может обнаружить даже не каждый специалист. Нахождение такой ошибки может означать настоящее глубокое знание предмета. Если материал ученикам знакомый, возникает естественная ситуация успеха. Если материал новый учащиеся могут почувствовать себя экспериментаторами, исследователями, экспертами;

4)этот же прием можно использовать с помощью командного участия учащихся. Каждая команда дома готовит ответы с ошибками и по определенной теме или разделу и предлагает их другой команде. Можно для экономии времени обменяться заготовленными дома текстами с ошибками. Тут возможно двойное соревнование: кто лучше спрячет и кто больше найдет ошибок.


Прием «Эрудит ЮША» (Юридическая шпаргалка абитуриента). Конспектировать учебный материал пытаются в основном все. Но мало кто учится искусству краткого и доступного изображения учебной информации так, чтобы это было понятно всем и в самом деле было легко запоминающимся самому.

В центре шпаргалки изображаются несколько главных ключевых понятий.

Написать их надо разным цветом и шрифтом и обвести. По бокам рисуются стрелки, линии. Необходимо отобразить с какими понятиями соотносятся записанные ключевые слова, рисунки – символы. Условие одно: сама шпаргалка должна быть понятной любому из присутствующих.

Учитель раздает учебный материал (можно взять какой-либо параграф из учебника), и каждый старается составить по нему шпаргалку за заданное время.

После окончания заданного времени учитель собирает работы, перетасовывает и передает их по кругу участникам для оценки. Каждый из учеников оценивает очередную шпаргалку.


Прием «Задачи без вопросов». Дается описание определенной ситуации. Дети вникают в нее и сами ставят числовые вопросы. Кстати, ценное в этом задании то, что ученики составляют вопросы не только по ситуации, а по аналогии, по противоречиям, по личному опыту. Это помогает выходить за границы предмета.


Прием « Слово- предложение – вопрос – ответ». Учитель указывает на ученика и говорит: « Слово» (можно показать чертеж). Учитель произносит слово, относящееся к чертежу. Учитель указывает на другого ученика и говорит: «Предложение». Ученик составляет предложение с названным словом, желательно характеризующее данный чертеж. Третий ученик ставит вопрос к этому предложению, четвертый отвечает на поставленный вопрос. Роль учителя может взять на себя любой из учащихся. Например, слово - «параллелограмм», предложение - «параллелограммом называется…», вопрос - «свойства параллелограмма» и т.д.


Прием “Практичность теории”. Цель приема состоит в доказательстве необходимости знания изучаемой темы для решения конкретных жизненных задач.


Игра “Да или нет” служит для повышения интереса к изучаемому объекту при выявлении его свойств и признаков. Учитель называет свойства определенного математического объекта. Учащиеся должны подтвердить или отвергнуть утверждение.


III.4. Приемы для организации активного повторения изученного на уроке.

  1. Прием “Своя опора” – составление опорного конспекта изученного материала, объяснение его соседу, рассмотрение его опорного конспекта.

Прием «Свои примеры» - составление задач или примеров по изученной теме. Способствует более глубокому осмыслению учебного материала, раскрывает уровень его усвоения.


Прием «Рефлексия». После изучения материала ставятся вопросы не только по новому материалу, но и такие, которые подводят их до рефлексии. Например: «что на уроке было главным, интересным, чему вы научились?».


Прием «Верю –не верю». Учитель составляет вопросник и зачитывает его в классе. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы…?». Учащиеся должны или согласится с утверждением или отвергнуть его. Например, «Верите ли вы, что диагонали квадрата пересекаются под прямым углом?» и т.д.


Прием «Предметное лото». Класс делится на две команды. У каждой команды карточка с вопросами с соответствующими вопросами. Учитель вынимает бочонок с цифрою лото. Отвечают те, у которых вопросы под этим номером.


Прием «Условные знаки». Чтобы организовать эту игру, необходимо на карточках нарисовать условные знаки, которые используются на схемах и которые знакомы учащимся. Соревнуются 2 команды по три учащихся в каждой. Каждая команда имеет несколько карточек. Начинается игра с жеребьевки. Команды строятся одна против другой. Кто-то из учащихся первой команды, поворачиваясь к учащемуся, стоящему напротив, показывает ему карточку, на которую нанесен условный знак какого-нибудь элемента. Тот должен без задержки назвать его. После этого он показывает свою карточку. А ученик другой команды называет знак. И т.д. Замена партнера возможна с условием полного использования карточек предыдущими парами.


Прием «Ученые и их открытия». Учащиеся сидят парами за одним столом. Один из них называет имя ученого, другой должен назвать его открытие. Например, первый ученик говорит: «Пифагор», другой называет формулировку его теоремы. Если ученик задерживается с ответом, он выбывает из игры, и его заменяет другой ученик из другой команды. Побеждает команда, которая четко отвечает на вопросы, и в которой выбыло из игры меньше участников (командами считаются ряды участников).


Прием «Тематические термины». Учащимся предлагают записать на листах бумаги термины использованные в данной теме. Через определенный час преподаватель останавливает запись слов и предлагает одному из учащихся зачитать записанные слова. Другие вычеркивают слова, которые повторяются. Учащийся, у которого обнаружится наибольшее количество терминов, является победителем. Игра индивидуальна. Ее целесообразно проводит для разминки, например, при проверке качества знаний учащихся.


Прием «Математический конвейер». Интересная форма для проверки усвоения изученного материала. Учащимся предлагается набор задач, которые они должны по очереди перерешать и в конце сложить полученные баллы. Карточки с задачами передаются по цепочке от одного учащегося к другому, создавая таким образом эффект конвейера.


Прием «Математическая зарядка» (для учащихся 5-6 классов). На нескольких карточках даются простые примеры с ответами. На одних – ответы правильные, на других - неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Учитель поочередно показывает классу карточки, а ученики в ответ делают определенные движения. Например, ответ верный – поднятие руки вверх, неверный – вперед. Прием способствует настрою детей на работу и сосредоточению.


Прием «Лото». Для организации этой игры на листе бумаги необходимо записать большими буквами формулы темы или раздела. Потом бумагу разрезать так, чтобы на каждой части бумаги остались буквы, цифры, математические знаки и так далее. Части бумаг в двух экземплярах перемешивают на столе. Потом учитель вызывает к столу двух учащихся и предлагает составить формулы. Побеждает наилучший знаток формулы. На выполнение этой работы отводится определенное время. Игра индивидуальная. Ее можно использовать как один из способов проверки формул.


Прием «Магазин». Один из группы учащихся является «директором магазина», которому поступил «товар». Вопрос, который на доске, записывает учитель. Директор предлагает «продавцам» принять товар (ответить на вопросы). А потом он сортирует «товар»: высший сорт – абсолютно правильный ответ (высокий уровень), первый сорт – неполные ответы (достаточные ответы), второй сорт – ответы с неточностями (средний уровень) и столовый сорт – неправильные ответы (низкие уровень). Сам директор тоже должен ответить на заданные вопросы. Может быть и так, что во время сортировки товара директор понимает неправильность или недостаточность своего ответа и говорит об этом учителю. В любом случае он заслуживает хорошую оценку учителя. Игру можно проводить на обобщающем уроке по определенной теме. Кроме того, в магазин может поступить несколько видов (несколько вопросов) «товара».


Прием «Маг». Учащиеся класса делятся на три команды: любознательные, смекалистые, критики. Любознательные ставят вопросы или задания по теме занятия или по пройденному материалу. Смекалистые отвечают на поставленные вопросы или решают задания. Критики следят за регламентом, критикуют действия и решение двух групп, предлагают разделение пяти баллов между тремя командами. Максимальная оценка: 2 балла - за вопрос, 3 балла – за ответ. Критики забирают баллы, которые они аргументированно отнимут у двух других команд. Учитель имеет право (вето) на несправедливое решение критиков и право присудить дополнительные баллы за особенно интересный вопрос (задание) или ответ (решение).

После каждого тура команды меняются местами. В конце учитель подводит итоги, выставляет баллы против каждой фамилии, анализирует действия учащихся, указывает на допущенные ошибки, заслушивает размышления учащихся.


Прием «Найди пару».

I вариант.

Прием проводит с целью закрепления знаний по определенной теме. Каждый ряд учащихся является одной командой. Команды получают одинаковые комплекты листов с изображением фигур, с формулами, относящимися к этим фигурам. При этом каждый учащийся получает один лист. Задание: найти лист - пару и распознать фигуру. Побеждает та команда, которая создала наибольшее количество пар.

II вариант.

Класс делится на две группы. Первая группа получает карточки с вопросами, другая – карточки с ответами. Каждый должен найти свою половину. Ответом может быть практическое задание, тогда парам необходимо его выполнить.


Прием «Аукцион». Используется прием на этапе обобщения знаний. Учащиеся повторяют какую-то функцию, ее свойства, особенности построения графика, признаки. Они дополняют друг друга, набирая как можно больше знаний про этот объект. Выигрывает тот, кто назовет признаки последним, а другие не смогут дополнить.


Прием «Интеллектуальный марафон». Для проведения игры необходимо приготовить игровое поле и фишки. На соответственно оформленном игровом поле для каждого участника есть своя «беговая дорожка». Каждый вопрос на ней обозначен на ней кружочком. Фишки каждой команды передвигает помощник ведущего вперед до финиша, если участники марафона дают правильные ответы.

Участники игры должны пробежать «марафонскую дистанцию» - 42 вопроса. Игра требует от участника быстрой реакции, согласованности действий и лаконичных ответов игроков – четких, правильных, кратких.

Побеждает тот участник игры, который первым приходит на финиш. Игру можно проводить в несколько этапов.


Прием «Интеллектуальный тир». Необходимо подготовить игровое поле в виде мишени с изображением яблока посередине (количество колец 20-30), фишки для каждой команды разного цвета. Каждая команда получает карточку, в которую записывает номер вопроса, варианты ответов, количество баллов. Одновременно могут играть несколько команд. Особенность игры заключается в том, что вопросы предполагают несколько вариантов правильных ответов. Для записи ответов в игровую карточку командам отводят одну минуту. Около каждой команды есть ассистент ведущего, которому по окончанию коллективной работы продолжительностью в одну минуту капитан подает игровую карточку. Ведущий зачитывает правильный ответ. Ассистенты считают их количество и объявляют результаты игры. На игровом поле помощник ведущего передвигает фишки команд к центру (яблоку) на столько колец, сколько правильных ответов записала команда в игровой карте.


Прием «Пресс-конференция». Это игра – коллективная. Из класса выбирают несколько учащихся, которые играют роль «академиков», «директоров заводов» и т.д. Другие учащиеся – «журналисты». Они представляют какие-либо издания или телерадиопрограммы». Журналисты задают вопросы участникам пресс-конференции. Вопросы заблаговременно должен знать учитель, потому что они должны отвечать теме пресс-конференции, возрасту и уровню знаний учащихся. Оценивают правильность ответов, соответствие вопросов теме. Пресс-конференцию лучше проводить на обобщающих уроках по определенной теме.

Прием «Хоккей». Как и в настоящем хоккее, количество хоккеистов от каждой команды по шесть (один вратарь, двое защитников и три нападающих). Правила игры в учебном хоккее похожи на правила игры в настоящем. Только здесь «хоккеисты» сидят за партами. Бросок в ворота в учебном хоккее означает вопросы, заданные соперником. «Гол» - на вопрос ответ не дан. Или ответ неправильный. «Шайба отбита» – защитники или вратарь дали правильный ответ.

Арбитром может быть сам учитель. Он следит за соблюдением правил, удаляет нарушителей, останавливает время, дает игрокам разрешение на вопрос и на ответ, использует музыкальную паузу. Все остальные выступают в роли запасных игроков или болельщиков.


Прием «Математическое домино – закончи фразу». Ученикам предлагают фразы, которые не имеют окончаний, сами окончания находятся на других бумагах. Учащимся необходимо как можно быстрее правильно подобрать окончание к этим фразам (как итогово-обобщающий урок).


Прием «Барон Мюнхгаузен». От имени барона дается ошибочное утверждение. Задание игроков – распознать обман. Например, «внешний угол треугольника всегда больше любого внутреннего» угла.


Прием «Математический слалом». Использует прием в работе с разной информацией. Класс делится на группы, им дают время для изучения какой-либо информации. Потом каждая группа готовит по тексту определенное количество вопросов для соперника. Правильность ответа оценивают сами учащиеся. Тексты лучше брать познавательного характера.


Прием «Быстрый диктант». От обычного математического диктанта отличают три особенности:

  1. задания не одинаковы по сложности,

  2. изменяющийся темп диктанта;

  3. одновременно с классом у доски работают два ученика.


Прием «Математические карты». Класс разбивается на группы желательно с одинаковым числом участников. Раздаются карточки с заданиями теоретического характера. Карта бита, если есть ответы на все вопросы. Проигрывает тот, у кого остается небитая карта.


Прием «Математическая эстафета». Эффективен при отрабатывании умений и навыков по определенной конкретной теме. Класс делится на команды и выполняет по очереди задания. Побеждает команда, которая быстрее других и верно решила все задания.


Прием «Дистанционный диктант». Класс делится на пять команд. Текст диктанта тоже делят на пять частей. Листы этих частей прикрепляют к доске подальше от команды, для которой предназначены. Каждый из членов команды становится гонцом. Он подходит к тексту, читает его, запоминает, возвращается к команде, диктует свою часть товарищам. Команды соревнуются: побеждает та, которая закончит свой диктант раньше и не сделает ошибок или сделает их меньше, чем другие команды. Во время выполнения этого задания учащиеся развивают зрительную память, тренируют внимание. Диктант представляет теоретические и практические задания.


Прием «Интеллектуальный хоккей». Играют две команды, в составе которых по шесть игроков. Команды выстраиваются друг против друга таким образом: на первой линии – один игрок (вратарь), на другой – двое (защитники), на третьей – трое (нападающие). Игроки третей линии выбирают из предложенного им перечня вопрос команде-сопернице, объявляют его. Линия защитников ищет правильный ответ. Игрокам разных линий во время обсуждения ответа на вопрос нельзя общаться. За правильный ответ на вопрос игроки другой линии получают два балла. Если их ответ неправильный, то «удаляется» первая линия, за правильный ответ он получает один балл. Команды могут поставить друг другу 10-15 вопросов. Побеждает команда, получившая наибольшее количество баллов.


Прием «Трое мудрецов». Играют две – три команды. Каждая команда выдвигает своего мудреца. Всего их может быть три. В ходе игры команда может играть с кем-либо из мудрецов. Мудрецы занимают почетное место перед командами. Командам по очереди задают вопросы и предлагают три возможных ответа. Команда выбирает мудреца, с которым будет играть. Мудрец предлагает свой вариант ответа. Команда выбирает, соглашаться или нет. За правильный ответ и мудрец, и команда получает один балл. Если ответ неправильный, баллы не засчитываются.

Побеждает команда, которая получает наибольшее количество баллов. Наимудрейшим назначают мудреца, который дал наибольшее количество правильных ответов.


III.5. Приемы для проверки домашнего задания.


  1. Прием «Разбиение задач на отдельные задания». Применяя этот прием, учитель при решении задач и изучения теорем формирует и постоянно проверяет каждый раз умение выполнять чертеж, выделять условия теоремы, при объяснении задачи или теоремы, заданной на дом.

Прием «Вопрос - ответ». Иногда проверку домашнего задания можно делать так: учащемуся, которого вызвали к доске, одноклассники задают вопросы по изученному параграфу, не заглядывая в учебник. Оценивают точность и правильность ответов и самих вопросов.


Прием «Пинг-понг». Используют во время опроса по домашнему заданию. К доске выходят два ученика и по очереди задают друг другу вопросы по теме. Учитель оценивает ответы. Оценка зависит от количества правильных ответов, дополнительные балы можно ставить за качество ответов. Прием не требует предварительной подготовки со стороны учителя. Рассчитана на активизацию внимания учащихся во время ответа у доски.


Прием «Кто больше». Учащимся предлагают перечислить на листах бумаги термины, которые используются в данной учебной теме. Через три – четыре минуты учащиеся прекращают запись слов. Учитель предлагает одному из учащихся зачитать записанные им слова. Другие вычеркивают названия, которые повторяются. Учащийся, у которого записано наибольшее количество терминов, побеждает.


















IV. Примеры практического применения различных форм работы на уроке математики.


1. Тема: Действие с дробями. Прием «Математическая разминка». На доске записаны числа. Учитель, указывая на числа, называет устно действие, которое необходимо выполнить с этими действиями. Упражнение готовят из нескольких действий. Результатом промежуточных действий учащиеся не называют, а отвечают в конце примера.

Называя каждый свой ответ, учащиеся должны обосновать и объяснить использованное правило.

Эта форма работы способствует развитию памяти, формированию навыков быстрого выполнения вычислений, найти и осознанно исправить ошибки.


6 класс

1) 1/8, 3/125; 416; 16; 100;2; 11

  • общий знаменатель (1000);

  • отнять (584);

  • прибавить (600);

  • поделить (6);

  • возвести в степень (36);

  • умножить (396).


7 класс

2) 20/50; 30/50; 2/5; 999; 0,2 3

  • выбрать большую дробь, сократить (3/5);

  • прибавить (1);

  • прибавить (1000);

  • умножить на результат возведения в степень (1000*0,008=8).


2. Тема: Действие с дробями. Прием «Карточки - полоски». Учитель раздает ученикам карточки – полоски с упражнениями на один-два действия и чистые полоски для ответов. Выполняют упражнение устно, записывают только ответы, за определенное время.

Карточки учитель готовит на 10 – 15 вариантов, из расчета использования их дважды или трижды. Учащиеся могут проанализировать ошибки, а в следующий раз решить аналогичные примеры правильно и быстрее.


Примеры карточек – полосок:


5 класс.

0,35+0,65;

1-0,43;

1-5/9;

(7,78-0,78)*2;

73,52-3,2;

3/10 от 50;


6 класс.

1/8*1/2;

4/7*7/16;

3/5*(1-10/15);

2/3*19/27 и т.д.


3. Тема: Формулы сокращенного умножения. Прием «Домино». Эта дидактическая игра позволяет во время контроля знаний повторить материал несколько раз, тем самым лучше усвоить его. Класс делится на группы. Каждой группе предлагается комплект математического домино разной сложности.

«Домино» - это прямоугольные карточки. Они разделены в середине вертикальной линией. На одной половине записано арифметическое или алгебраическое выражение, а другая половина пустая или содержит аналогичное выражение, но не равное первому. Двучлен или трехчлен (или их произведение) тождественны первому выражению, учащиеся должны найти на первой карточке. Их необходимо выложить так, чтобы тождественные выражения оказались рядом.

Домино считается разложенным только тогда, когда все карточки использованы. А если карточки не тождественны, значит учащиеся допустили ошибки и их нужно найти. При этом можно пользоваться учебников или обратиться за помощью к учителю.



(в - 9) 2


в 2 – 18в + 81

(9 + в) 2


81 + 18в + в 2

81 – в 2



(в – 9)(в + 9)


в 2 - 81



  1. Тема: Некоторые способы решения тригонометрических уравнений.

«Работа в малых группах»

1-й способ.

Всем функционирующим в классе малым группам учитель предлагает выполнить одно и тоже письменное задание. После ознакомления учащихся с разными типами уравнения и способами их решения с целью закрепления навыков решения тригонометрических уравнений каждая группа получает карточку с заданием: установить тип тригонометрического уравнения и выбрать способ и нахождения корней уравнения.

sin2x + cos4x = -2;

sin2x + cos2x = -1;

0,5 sin2x + cos 2 x = 0;

3 sin2 2x - 2 sin4x + 3 cos 2 2x = 0;

1 - cos x - 3 sin x/2 = 0;

sin2x + sin4x + sin6x = 0.


Получив задание, каждая группа приступает к его выполнению. Если ученик не знает ответа или сомневается в его правильности, то он сразу получает пояснение от других членов группы. В процессе совместной работы члены группы имеют возможность следить за ходом выполнения упражнения каждым учащимся. Чтобы такого рода активность субъекта группового обучения не была иллюзорной, общение по оказанию помощи должно быть конструктивным и сводиться до выяснения сути задания, а не механического списывания. Поэтому оценивание и контроль групповой деятельности самих учащихся должны поддерживаться контролем и оцениванием со стороны учителя. Для этого можно провести математический диктант, выборочный устный опрос, турнир между группами и т.д. Можно провести самостоятельную работу в 4-х вариантах с разными уровнями сложности.

I вариант. II вариант.


2sin2 x - 2cos x = 5/2; 3 sinx + 2cos x = 2

sin2x = - cos2x; (sinx + cos x)2 = cos2x;

  1. 2 sin2x = 6 cos 2 x; ctgx = -4 –3tgx; и т.д.


Контроль учителя за результатами учебной деятельности каждого члена группы дает им возможность сразу понять, что только через осознанную и нелегкую работу в группе они могут достичь высокого индивидуального результата обучения. Для учащихся становится очевидным, что невозможно тратить время на пустое общение с другими учащимися или на посторонние дела, если стремишься усвоить материал и одержать высокую оценку.


2-й способ.

Разным группам в классе предлагается выполнить разные задания. Несмотря на это, целостность познавательной деятельности всего класса сберегается, поскольку остаются общими образовательные, воспитательные, развивающие цели занятия. Это дифференцированная групповая деятельность.


3-й способ.

Каждая группа работает над выполнением части общего для всего класса задания. Такая работа обязательно завершается коллективным обсуждением и защитой выполненных заданий. Главные выводы и итоги этого обсуждения становятся достижением всех учащихся класса и фиксируются письменно всеми учащимися.

4-й способ.

Иногда выполнение группового задания требует разделение учебной работы между ее исполнителями. Тогда каждый член группы выполняет часть общего задания и такую учебную деятельность можно назвать индивидуализированно – групповой. Выполнение задания оценивается и обсуждается сначала в группе, а потом его рассматривает весь класс и учитель.


  1. Тема: Решение тригонометрических неравенств. «Работа в малых группах».

После объяснения нового материала работа в группах дает возможность глубже закрепить знания, получить пояснения консультанта.

Для работы в группах можно предложить учащимся решить такие неравенства.

2sin(30 - 3x)  1;

2cos(60 - 4x)  1;

2sin(3x - 45) 2;

4sin(x/3)* cos(x/3)  -1;

(tg4x – tg2x)/ (1 + tg2xtg4x)  1.

Каждый член группы, начиная с консультанта, выбирает карточку с заданием и решает неравенство в тетради, поясняя действие другим членам группы. Консультант фиксирует правильность выполнения задания каждым членом группы, помогает ему и оценивает его работу.

В конце урока все учащиеся сдают учителю тетради для проверки.






















Заключение.

Сегодня нестандартных методов обучения великое множество, и выбирая из этой массы информацию, учитель должен опираться на свою профессиональную интуицию. Выбранная форма работы должна максимально способствовать готовить на уроках творчески активную личность, заинтересованную в познании.

Правильно выбранная форма - способ организации успешной учебно-познавательной деятельности учащихся, с помощью которого они достигают результатов без принуждения.

Включая учеников в активную учебную работу, используя при этом разнообразные формы познавательной деятельности, можно значительно расширить учебно-воспитательные возможности урока, повысить результативность учебной деятельности.

Для правильного выбора соответствующей формы учебной работы учитель должен определить ее реальные возможности в достижении цели обучения: проанализировать, какие условия создает эта форма для успешного усвоения знаний, овладения умениями и навыками, формирования личности ученика, его развития. Важно выявить, какие условия создает определенная форма обучения для рационального расходования учебного времени при оптимальном темпе работы, для активизации учебной деятельности всех учащихся, как она способствует развитию их самостоятельности, проявлению инициативы. Учитель должен выяснить, создается ли при соответствующей форме эмоциональный настрой, способствующий формированию гуманистических качеств личности, обстановка взаимопомощи и доброжелательности, а также в какой мере эта форма учитывает индивидуальные особенности учеников и их способности.

При выборе формы работы необходимо учитывать условия, в которых разворачивается учебный процесс. Наличие разнообразного дидактического материала, специального оборудования позволяет индивидуализировать процесс обучения, прибегая к дифференцированно – групповой, индивидуализированно – групповой, индивидуализированной формам работы.

На выбор формы учебной работы влияет содержание учебного материала, который может иметь разную трудность. Трудный материал на первом этапе всегда требует фронтальной работы. В его изложении главная роль всегда принадлежит учителю. Если учебный материал является не трудным, он может быть изучен при помощи групповой работы.

Выбор формы учебной работы зависит от звена процесса обучения. При формировании новых знаний преимущество отдается сочетанию фронтальной с дифференцированно - групповой или с индивидуализированно – групповой формами.

При закреплении и совершенствовании знаний преимуществом пользуется групповая форма, сочетаемая с дифференцированно - групповой или с индивидуализированно – групповой формами.

При повторении учебного материала наряду с фронтальной могут применяться дифференцированно - групповая или с индивидуализированно – групповая формы.

При проверке выполнения домашнего задания предпочтение отдается дифференцированно - групповой или индивидуализированно – групповой в сочетании с фронтальной формой обучения.

При выборе форм учебной работы необходимо учитывать, как формы способствуют проявлению активной позиции каждого ученика, которая выражается в защите своего мнения, умения доказывать, аргументировать соответствующие положения, отстаивать свою точку зрения, помогать товарищам при затруднениях, добиваться поставленных целей.

Сама организация деятельности должна способствовать формированию положительных мотивов этой деятельности, формированию познавательной потребности, воспитанию стойких познавательных интересов.

Важно определить, как обеспечивается самоуправление процессом учения и самоорганизация по достижению поставленной цели, повышению учебной работоспособности учащихся, созданию комфорта, способствующего эмоционального комфорта, оказанию взаимопомощи, поддержки, проявлению коллективизма, формированию гуманистических качеств личности.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

























Список использованной литературы.


  1. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе - М., Просвещение,1988. – 157с.

  2. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики – М. Просвещение, 1990. – 224с

  3. Пихота О.М. Образовательные технологии: учебно-методическое пособие – К. А.С.К., 2001. – 256с.

  4. Пометун О.И. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: научно – методическое пособие. - К. А.С.К., 2003. – 193с.

  5. Соколовская И.И. Математика в школе: научно – методический журнал. – М., Пресс,1993, 79с.





28




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!