СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пример составления технологической карты по учебной дисциплине

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пример составления технологическая карта по учебной дисциплине

Просмотр содержимого документа
«Пример составления технологической карты по учебной дисциплине»

Урок по дисциплине «Химия». Тема «Алкены»

ФИО преподавателя: Попов Игорь Анатольевич

Дисциплина: Химия

Дата: 05.04. 2015 г.

Группа: 151 СТ

Специальность: 08.02.02 Строительство и эксплуатация инженерных сооружений

Тип занятия: Комбинированный урок

Форма проведения занятия: Изучение нового материала (проблемная лекция)

Продолжительность урока: 90 минут.

Методическая цель: Использование проблемного обучения и ALACT-моделирования (рефлексивного анализа) при изучении органической химии

Цели занятия:

Обучающие: Познакомить обучающихся с гомологическим рядом алкенов, строением, изомерией и номенклатурой. Рассмотреть химические свойства, способы получения алкенов и области их применения. Дать представление о реакции полимеризации и полимерах. Показать связь между составом, строением, свойствами и областями применения алкенов.

Развивающие: Развивать полученные ранее первоначальные представления об изомерии углеводородов и умения давать название соединений и составлять уравнения реакций органических веществ. Развитие мышления, познавательного интереса, формирование умений выделять общие и существенные признаки и свойства.

Воспитывающие: Воспитание желания учиться активно, с интересом, сознательной дисциплинированности.

Междисциплинарные связи: «Биология», «Экология».

Учебное оснащение занятия:

Оборудование: ПК, проектор, доска, мел

Наглядные пособия: презентация, видео с опытами по теме «Алкены», таблица, модели молекул.

Раздаточный материал: Карточки с заданиями.

Критерии диагностики эффективности занятия: оценка за выполнение заданий карточки и ответы на вопросы по теме «Алкены».

В конце занятия обучающийся должен:

Знать: общую формулу алкенов и формулу этилена; гомологический ряд и виды изомерии алкенов; их химические свойства, способы получения и области применения.

Уметь: изображать формулы структурных изомеров; называть алкены по систематической номенклатуре; составлять уравнения реакций, характеризующих их химические свойства; определять непредельные углеводороды по характерным реакциям.

Иметь представление: о строении этилена; о реакции полимеризации и полимерах.



Хронокарта занятия



п/п

Этапы занятия

Продолжительность

этапа

Методы и формы работы

1.

Организационный момент

5 мин

Приветствие, подготовка рабочего места, психологический настрой

2.

Проверка домашнего задания

10 мин

Проверка заполнения таблицы по теме «Алканы»,

вопросно- ответный метод характеристика алканов по схеме, представленной на доске.

3.

Изложение нового материала.


3.1. Сообщение темы занятия, постановка целей и задач.

3.2 Изложение нового материала:

Состав и строение этилена, определение алкенов. Сообщение студентов об истории открытия этилена. Гомологический ряд этилена, номенклатура и изомерия алкенов. Получение алкенов. Химические свойства алкенов. Реакция полимеризации, полимеры. Применение алкенов. Сообщения студентов об областях применения этилена.


45 мин

Компьютерная презентация (приложение) с кратким конспектированием основных моментов и определений по ходу занятия. Создание проблемной ситуации и её решение.

4.

Закрепление полученных знаний, контроль

20 мин

Практический. Заполнение таблицы, ответы на вопросы. Характеристика алкенов по схеме

5.

Подведение итогов урока, домашнее задание

10 мин

Проверка выполнения задания. Беседа, вопросно-ответный метод. Практические задания на дом по теме «Алкены».


Итого

90 мин






Технологическая карта урока

Этап занятия

Время,

мин

Содержание

деятельности

преподавателя

Содержание деятельности

студентов

Методы и приёмы обучения

Средства

обучения

Формы и методы

контроля качества обучения

1

2

3

4

5

6

7

1

5

1. Приветствие, проверка посещаемости.

2. Разминка, вопросы по теме «Алканы»

1.Самоорганизация.



2. Активное участие, отвечают на вопросы







2. Вопросно- ответный метод




2. Вопросы для разминки (приложение 1а)




Оценка активности студентов

2

10

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания у старших в группах. Предлагает дать характеристику алканов по схеме, представленной на доске. Подводит итоги выполнения домашнего задания

Готовят тетради с таблицами по теме «Алканы» на проверку. Старшие в группах проверяют правильность выполнения задания студентами, передают результаты проверки преподавателю. Устно дают характеристику алканов по схеме.

Практический, беседа
















ПК, проектор

Таблица «Алканы» (приложение 1б), схема на доске

(приложение 2а)















Оценка за домашнее задание















3

45



10









































10

























10












































15

Объяснение нового материала.


1.Сообщает тему и цели занятия. Задаёт ключевые вопросы по теме: «1) Почему алкены мало

распространены в природе? 2)Почему их

не используют в качестве горючего?

3) Почему с алкенами связывают возникновение токсичного смога в промышленных зонах?». Предлагает найти ответы на вопросы в конце занятия. А также не забывать о связи между строением и свойствами веществ (схема на доске). Даёт определение непредельных углеводородов и алкенов. Показывает модели молекул простейшего алкена этилена и этана. Просит найти отличия (число атомов водорода, строение, наличие двойной связи в молекуле этилена)

Предлагает студентам сделать сообщение об истории открытия этилена.

2.Гомологический ряд алкенов начинает рассматривать с повторения понятий гомологи, гомологический ряд изомеры.

Приводит молекулярные, структурные формулы и названия первых представителей гомологического ряда алкенов. Приводит формулы структурных изомеров бутена. Определяет виды структурной изомерии алкенов. Рассматривает номенклатуру алкенов.

3. Далее переходит к получению алкенов. Алкены встречаются в природе нечасто. Поэтому их получают из других веществ. Все способы получения делят на 2 группы – промышленные и лабораторные. Промышленные способы получения алкенов (крекинг и дегидрирование алканов) знакомы студентам по предыдущей теме «Алканы», поэтому им предоставляется возможность самим написать уравнения реакций крекинга октана и дегидрирования пропана. Преподаватель отмечает, что лабораторные способы получения алкенов основаны на реакциях отщепления (элиминирования) с образованием двойной связи. Приставка «де» в названии реакции означает «удаление» чего-либо. Например, дегидратация означает удаление воды.

4. Переходит к химическим свойствам алкенов. Преподаватель задает вопрос студентам: «Какие реакции характерны для алкенов, если исходить из строения молекул?» Алкены склонны к реакциям присоединения, окисления и полимеризации.

Демонстрирует видеоопыт: получение этилен дегидратацией этилового спирта, обесцвечивание бромной воды, водного раствора перманганата калия и горение этилена. Далее предлагает записать реакции присоединения – взаимодействие этилена с водородом, бромом, галогеноводородами, водой. Одновременно характеризует применение получаемых веществ и акцентирует внимание на качественных реакциях распознавания непредельных углеводородов. Затем записываются реакции окисления алкенов раствором перманганата калия и горения. Отмечает, что реакции окисления идут легче, чем в случае алканов. Обращает внимание студентов на то, что алкены, как и другие непредельные углеводороды, вступают в реакции полимеризации. Фактически, это- реакция присоединения.

Студенты делают сообщения по темам: «Получение полиэтилена», «Этилен-фитогормон». В завершении этой части урока преподаватель предлагает послушать стихи об алкенах и применении полимеров.






Возникновение интереса к изучаемой теме























Записывают определения в тетрадь.






Отвечают устно на вопросы преподавателя, ведут конспект




Один из студентов делает сообщение об истории открытия этилена





Устно дают определение гомологов, гомологического ряда и изомеров



Ведение конспекта
















Ведение конспекта





















Записывают уравнения реакций в тетрадь и на доске







Конспект
























Отвечают на вопрос преподавателя



Наблюдают за опытом










Ведение конспекта в виде таблицы «Свойство/Применение»






































2 студента делают сообщения





Беседа
























Лекция







Вопросно- ответный метод





Доклад








Вопросно- ответный метод





Лекция
















Лекция





















Практический









Лекция
























Вопросно-ответный



Наглядный










Лекция








































Доклад




Презентация

(слайд 1)



















Схема на доске

(приложение 2а)



Презентация

(слайд 2)






Модели молекул этана и этилена

Презентация

(слайд3)

















Презентация

(слайды17,18)















Презентация

(слайд 4)




















Презентация

(слайды5,6), доска, мел

(приложение 2б )






Презентация

(слайды 7,8,9)























Презентация

(слайд 10)



Видео-опыт










Презентация

(слайд 11)


















Презентация

(слайды 13,14)








Презентация

(слайд 12)











Презентация

(слайды 15, 16)




























Зрительный контроль качества ведения конспекта




Оценивает активность студентов, правильные ответы на вопрос

Оценивает доклад







Оценивает правильные ответы



Зрительный контроль качества ведения конспекта












Зрительный контроль качества ведения конспекта

















Оценивает студентов, которые первыми правильно составили уравнения реакций


Зрительный контроль качества ведения конспекта




















Оценивает правильность ответа












Зрительный контроль качества ведения конспекта




































Оценивает доклады










4.

20

Закрепление полученных знаний, контроль.

Преподаватель говорит: «Посмотрим, как вы освоили материал сегодняшней темы «Алкены». Сейчас Вы получите задания. Вам надо будет заполнить таблицу, ответить на вопросы и связать строение со свойствами и применением». Выдаёт задания. Проверяет правильность выполнения задания у наиболее активных студентов.

Самостоятельная индивидуальная работа- выполнение заданий карточки. Студенты, правильно выполнившие задания, проверяют у остальных.

Практический

Карточка с заданиями

(приложение 3)

Оценивает правильность выполнения заданий

5.

10

Подведение итогов урока, домашнее задание.

Предлагает студентам, справившимся с заданиями карточки. Ответить на поставленные вопросы и связать состав, строение и свойства алкенов с применением и получением и на примере алкенов подтвердить основное положение теории А.М. Бутлерова. Подводит итоги выполнения заданий студентами. Даёт домашнее задание.


Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание

Беседа, вопросно-ответный метод

Домашнее задание

(приложение 4)

Суммарная оценка работы студентов на уроке







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!