1 | 5 | 1. Приветствие, проверка посещаемости. 2. Разминка, вопросы по теме «Алканы» | 1.Самоорганизация. 2. Активное участие, отвечают на вопросы | 2. Вопросно- ответный метод | 2. Вопросы для разминки (приложение 1а) | Оценка активности студентов |
2 | 10 | Проверка домашнего задания. Проверка домашнего задания у старших в группах. Предлагает дать характеристику алканов по схеме, представленной на доске. Подводит итоги выполнения домашнего задания | Готовят тетради с таблицами по теме «Алканы» на проверку. Старшие в группах проверяют правильность выполнения задания студентами, передают результаты проверки преподавателю. Устно дают характеристику алканов по схеме. | Практический, беседа | ПК, проектор Таблица «Алканы» (приложение 1б), схема на доске (приложение 2а) | Оценка за домашнее задание |
3 | 45 10 10 10 15 | Объяснение нового материала. 1.Сообщает тему и цели занятия. Задаёт ключевые вопросы по теме: «1) Почему алкены мало распространены в природе? 2)Почему их не используют в качестве горючего? 3) Почему с алкенами связывают возникновение токсичного смога в промышленных зонах?». Предлагает найти ответы на вопросы в конце занятия. А также не забывать о связи между строением и свойствами веществ (схема на доске). Даёт определение непредельных углеводородов и алкенов. Показывает модели молекул простейшего алкена этилена и этана. Просит найти отличия (число атомов водорода, строение, наличие двойной связи в молекуле этилена) Предлагает студентам сделать сообщение об истории открытия этилена. 2.Гомологический ряд алкенов начинает рассматривать с повторения понятий гомологи, гомологический ряд изомеры. Приводит молекулярные, структурные формулы и названия первых представителей гомологического ряда алкенов. Приводит формулы структурных изомеров бутена. Определяет виды структурной изомерии алкенов. Рассматривает номенклатуру алкенов. 3. Далее переходит к получению алкенов. Алкены встречаются в природе нечасто. Поэтому их получают из других веществ. Все способы получения делят на 2 группы – промышленные и лабораторные. Промышленные способы получения алкенов (крекинг и дегидрирование алканов) знакомы студентам по предыдущей теме «Алканы», поэтому им предоставляется возможность самим написать уравнения реакций крекинга октана и дегидрирования пропана. Преподаватель отмечает, что лабораторные способы получения алкенов основаны на реакциях отщепления (элиминирования) с образованием двойной связи. Приставка «де» в названии реакции означает «удаление» чего-либо. Например, дегидратация означает удаление воды. 4. Переходит к химическим свойствам алкенов. Преподаватель задает вопрос студентам: «Какие реакции характерны для алкенов, если исходить из строения молекул?» Алкены склонны к реакциям присоединения, окисления и полимеризации. Демонстрирует видеоопыт: получение этилен дегидратацией этилового спирта, обесцвечивание бромной воды, водного раствора перманганата калия и горение этилена. Далее предлагает записать реакции присоединения – взаимодействие этилена с водородом, бромом, галогеноводородами, водой. Одновременно характеризует применение получаемых веществ и акцентирует внимание на качественных реакциях распознавания непредельных углеводородов. Затем записываются реакции окисления алкенов раствором перманганата калия и горения. Отмечает, что реакции окисления идут легче, чем в случае алканов. Обращает внимание студентов на то, что алкены, как и другие непредельные углеводороды, вступают в реакции полимеризации. Фактически, это- реакция присоединения. Студенты делают сообщения по темам: «Получение полиэтилена», «Этилен-фитогормон». В завершении этой части урока преподаватель предлагает послушать стихи об алкенах и применении полимеров. | Возникновение интереса к изучаемой теме Записывают определения в тетрадь. Отвечают устно на вопросы преподавателя, ведут конспект Один из студентов делает сообщение об истории открытия этилена Устно дают определение гомологов, гомологического ряда и изомеров Ведение конспекта Ведение конспекта Записывают уравнения реакций в тетрадь и на доске Конспект Отвечают на вопрос преподавателя Наблюдают за опытом Ведение конспекта в виде таблицы «Свойство/Применение» 2 студента делают сообщения | Беседа Лекция Вопросно- ответный метод Доклад Вопросно- ответный метод Лекция Лекция Практический Лекция Вопросно-ответный Наглядный Лекция Доклад | Презентация (слайд 1) Схема на доске (приложение 2а) Презентация (слайд 2) Модели молекул этана и этилена Презентация (слайд3) Презентация (слайды17,18) Презентация (слайд 4) Презентация (слайды5,6), доска, мел (приложение 2б ) Презентация (слайды 7,8,9) Презентация (слайд 10) Видео-опыт Презентация (слайд 11) Презентация (слайды 13,14) Презентация (слайд 12) Презентация (слайды 15, 16) | Зрительный контроль качества ведения конспекта Оценивает активность студентов, правильные ответы на вопрос Оценивает доклад Оценивает правильные ответы Зрительный контроль качества ведения конспекта Зрительный контроль качества ведения конспекта Оценивает студентов, которые первыми правильно составили уравнения реакций Зрительный контроль качества ведения конспекта Оценивает правильность ответа Зрительный контроль качества ведения конспекта Оценивает доклады |
4. | 20 | Закрепление полученных знаний, контроль. Преподаватель говорит: «Посмотрим, как вы освоили материал сегодняшней темы «Алкены». Сейчас Вы получите задания. Вам надо будет заполнить таблицу, ответить на вопросы и связать строение со свойствами и применением». Выдаёт задания. Проверяет правильность выполнения задания у наиболее активных студентов. | Самостоятельная индивидуальная работа- выполнение заданий карточки. Студенты, правильно выполнившие задания, проверяют у остальных. | Практический | Карточка с заданиями (приложение 3) | Оценивает правильность выполнения заданий |
5. | 10 | Подведение итогов урока, домашнее задание. Предлагает студентам, справившимся с заданиями карточки. Ответить на поставленные вопросы и связать состав, строение и свойства алкенов с применением и получением и на примере алкенов подтвердить основное положение теории А.М. Бутлерова. Подводит итоги выполнения заданий студентами. Даёт домашнее задание. | Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание | Беседа, вопросно-ответный метод | Домашнее задание (приложение 4) | Суммарная оценка работы студентов на уроке |