КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Пермский техникум промышленных и информационных технологий»
Методическая разработка по теме:
«ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»
Заведующая отделением Окунева Нина Ивановна
г. Пермь, 2018 г.
ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Принцип – это система наиболее общих существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации учебного процесса и управления познавательной деятельностью обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Анализ принципов показывает возможность и необходимость опоры на них при организации эффективного профессионального обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью.
1.Принцип педагогического оптимизма обусловлен:
Опирается на идею Л.С. Выгодского «о зоне ближайшего развития», позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной программы. При установке на положительный результат обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие. Руководство педагога снижается, становится излишним, а решение задач учеником – самостоятельным.
2. Принцип коррекционно – компенсирующей направленности предполагает опору на здоровые силы обучающегося, на сохранные анализаторы, функции, системы организма.
Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором (дородовое, родовое, послеродовое нарушение) и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.
Органическое порождение головного мозга порождает вторичное нарушение высших психических процессов и свойств личности с УО (примитивные реакции, негативизм, завышенная самооценка, недоразвитие воли). Необходимо использовать психолого – педагогическое воздействие на вторичные отклонения, поддающиеся коррекции (лечебно педагогическому воздействию).
Коррекционно-компенсирующая направленность отражается в содержании, методах, организации и организационных формах коррекционного образования (меньшая наполняемость групп, охранительный педагогический режим – нагрузка, специальные приемы учебной деятельности, организация индивидуальных занятий и др.).
3. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.
Компенсация и коррекция недостатков развития рассматривается не как самоцель, а как средство обеспечения максимально возможной самостоятельности и независимости в социальной жизни.
Найти ту социальную нишу, в которой недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсировались бы, позволяя вести социально и материально независимый образ жизни.
4.Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.
То, чему обычного подростка можно научить на словах, для учащегося с УО становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.
Образовательный процесс на наглядно – действенной основе и предметно – практическая деятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психические функции: восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация – являются мощным коррекционно – компенсирующим средством в работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями.
5.Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося (особенности высшей деятельности, темперамента, скорости протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и умений, умение учиться, работоспособность, мотивацию, уровень развития эмоционально – волевой сферы), так и его специфические особенности.
Дифференцированный подход обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений, позволяет уделять внимание недостаткам развития каждого учащегося путем избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств.
Предусматривает разные уровни трудности с учетом разных подгрупп обучающихся внутри группы.
Деление обучающихся на микрогруппы условно и непостоянно; по мере продвижения вперед учащиеся могут переходить в микрогруппу более высокого уровня.
6. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Учебно – познавательная деятельность лиц с ОВЗ отличается от нормы особым содержанием, глубоким своеобразием протекания и нуждается в особой организации и способах ее реализации.
Направлена на коррекционно – компенсирующее преобразование различных психических функций и удовлетворение особых образовательных потребностей человека в соответствии с его недостатком.
Особенности развития лиц с ОВЗ заставляют вносить специфические изменения в содержание и способы УПД, выбора возможных направлений коррекционно педагогического воздействия и отбора адекватного содержания и средств компенсаторного развития.
Только зная закономерности и особенности развития и познавательных возможностей ученика, пути и способы оказания компенсирующей помощи, можно организовать УВП и управлять им.