СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы обучения технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшие принципы, присущие учебному процессу вообще, присутствуют, в частности, в преподавании технологии. А так как процесс трудового обучения имеет свою специфику, необходима более ясная трактовка определений.

Просмотр содержимого документа
«Принципы обучения технологии»

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ


Под принципами обучения понимаются руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.

Важнейшие принципы, присущие учебному процессу вообще, присутствуют, в частности, в преподавании технологии. А так как процесс трудового обучения имеет свою специфику, необходима более ясная трактовка определений.


Суть дидактического принципа

Пути реализации принципа

Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью в обучении технологии

Здесь речь идет не о связи обучения и труда, а о соотношении теории и практики в самом процессе обучения. Ученики должны не только ус­воить содержание научно-технических знаний, но и научиться применять эти знания на практике. Принцип отражает закономерность того, как овладе­вать технологическими знаниями, и отвечает на вопрос, зачем эти знания ученику.

  • Соединение теоретического обучения с практической деятельно­стью и трудом учащихся;

  • Изложение теоретических технико-техноло­гических сведений должно сохранять систему и логику техни­ческих наук;

  • При организации практической работы уча­щихся теоретические сведения должны подчиняться уже логике производственного процесса, технологической последователь­ности его выполнения;

  • Трудовые действия учащихся во время практи­ческих работ должны опираться на научно-технические знания и обосновываться ими. Простое подражание в практической деятельности учащихся действиям учителя ведет к узкому ре­месленничеству.

Принцип научности

Сущность принципа научности в обучении технологии за­ключается в том, что учащиеся должны овладевать научно дос­товерными знаниями

  • Соблюдение технической и технологической терминологии, ис­ключение, так называемого, заводского жаргона;

  • Раскрытие естественнонаучных основ тех­нических явлений, технических устройств и технологических процессов;

  • Ознакомле­ние учащихся с историей изучаемых технических явлений и за­конов, методами их исследования и внедрения в производство.

Принцип доступности в обучении технологии и посильности труда для учащихся

Учебный материал по своему объему и научной глубине должен соответствовать по­знавательным возможностям учащихся, а практические задания, производительный труд, выполняемые учащимися на занятиях по технологии, определяться исходя из уровня предшествую­щей трудовой подготовленности и физических возможностей учащихся.

  • Использование самых современных активных методов и приемов обучения;

  • Учет индивидуальных познавательных воз­можностей учащихся, дифференциация в подборе трудовых за­даний;

  • Правильное дозирование учебного материала;

  • Чередование учебного труда и отдыха учащихся.

Системность и последовательность в обучении технологии

Суть данного принципа обучения заключается в изучении учебного материала в последовательности, отражающей логику технических наук, ход технологического процесса, закономер­ности формирования технологических умений и соблюдении навыков и некоторых других педагогических требований. Изу­чение последующего учебного материала должно строиться на основе усвоения предыдущего.

  • Расположение учебного материала в соответствии с логикой нау­ки, ходом технологического процесса и т.д.;

  • Систематическое повторение и обобщение изученного учебного материала после усвоения отдельных тем и разделов курса технологии;

  • Постепенное усложнение практические работы учащихся;

  • Раскрытие межпредметных и внутрипредметных связей курса технологии.

Сознательность и активность учащихся при обучении технологии

Сознательность в обучении означает ясное понимание уча­щимися конкретных целей учебной работы, осмысленное усвое­ние изучаемых явлений и фактов, умение применять знания в практической деятельности.

Активность в обучении предполагает большую учебную ра­боту учащихся, стремление к овладению знаниями и т.д. Актив­ность тесно связана с развитием самостоятельности учащихся в учебной и трудовой деятельности.

  • Формирование у уча­щихся мотивово учения;

  • Постоянное раскрытие учащимся конкретных целей обуче­ния;

  • Обучение их правильной организации рабочего места, планированию своего труда, самоконтролю в процессе учебно-технологической деятельности;

  • Вовлечение учеников в конструирование и составление черте­жей изготовляемых изделий и разработку технологической доку­ментации.

Прочность усвоения учащимися технико-технологических знаний, умений и навыков

Суть принципа прочности состоит в закреплении усвоенных учащимися знаний в их памяти и в возможно длительном сохра­нении приобретенных технологических умений и навыков.


  • Закрепление изложенного на уроке учебного материала, организация упражнений, реше­ния технических задач и т.д.;

  • Регулярное проведение различных видов повторений учебного материала

  • Требование осмысленного запоминания учащимися учеб­ного материала

Наглядность в обучении технологии

Суть принципа наглядности заключается в построении учеб­ного процесса с опорой на чувственно-практический опыт уча­щихся, на непосредственное восприятие технических устройств и технических явлений или их моделей, макетов, а также образов в виде реальных (рисунка, фотографии, картины) и условных (чер­тежа, эскиза, схемы) изображений.

  • Обязательная демонстрация учителем рабочих приемов и трудовых движений при инструктировании учащихся по выполнению практических работ;

  • Использование в процессе обучения самых различ­ных средств наглядности: натуральных объектов, моделей, маке­тов, плакатов и т.д., то есть применение так называемой внешней;

  • Правильное сочетание слов и образа.

Воспитывающий характер обучения технологии

Сущность принципа заключается в том, что сам процесс обучения технологии, его организация и содержание формируют у учащихся различные ка­чества личности.

  • Хорошая организация учебного процесса;

  • Правильный отбор содержания обучения;

  • Общественно-полезный характер труда.


Все рассмотренные принципы обучения технологии, как уже указывалось, представляют собой систему и взаимосвязаны между собой. Например, на реализацию принципа доступности сущест­венное влияние имеет принцип наглядности, а также систематич­ности и последовательности в обучении и т.д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!