СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы обучения Принципы обучения — нормативные требования, правила, регулирующие взаимодействие «учитель — ученик».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принцип культуросообразности обучения вытекает из его обусловленности широкими социальными процессами и потребностями. Эти потребности, так же как и достижения, выражаются в культуре общества или общности и, соответственно, в социокультурном опыте, составляющем содержание образо-вания. Русский философ В. В. Розанов (1856–1919) обозначал этот принцип как «принцип единства типа». Изучаемые факты, сведения и воззрения должны идти от какой-нибудь одной исторической культуры, в которой они развивались друг из друга, а не друг против друга или подле друга, как это было в смежных, сменявшихся во времени цивилизациях — писал он. Нередко этот принцип обозначается как «принцип связи с жизнью». Принцип целостности (или принцип единства обучения, воспитания и развития ребенка) вытекает из второй закономерности процесса обучения. «Он требует, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодействия с нею, потому что лишь успокоенный в себе, незанятый ум может начать воспринимать плодотворно новые серии впечатлений». Этот принцип на практике реализуется путем комплексного планирования целей обучения.  

Просмотр содержимого документа
«Принципы обучения Принципы обучения — нормативные требования, правила, регулирующие взаимодействие «учитель — ученик».»

 Принципы обучения — нормативные требования, правила, регулирующие взаимодействие «учитель — ученик».



Принцип культуросообразности обучения вытекает из его обусловленности широкими социальными процессами и потребностями. Эти потребности, так же как и достижения, выражаются в культуре общества или общности и, соответственно, в социокультурном опыте, составляющем содержание образо-вания. Русский философ В. В. Розанов (1856–1919) обозначал этот принцип как «принцип единства типа». Изучаемые факты, сведения и воззрения должны идти от какой-нибудь одной исторической культуры, в которой они развивались друг из друга, а не друг против друга или подле друга, как это было в смежных, сменявшихся во времени цивилизациях — писал он. Нередко этот принцип обозначается как «принцип связи с жизнью».
Принцип целостности (или принцип единства обучения, воспитания и развития ребенка) вытекает из второй закономерности процесса обучения. «Он требует, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило своего взаимодействия с нею, потому что лишь успокоенный в себе, незанятый ум может начать воспринимать плодотворно новые серии впечатлений». Этот принцип на практике реализуется путем комплексного планирования целей обучения.
Принцип доступности вытекает из третьей закономерности процесса обучения, требует учета особенностей уровня развития учащихся и предполагает, что все компоненты учебного процесса (задачи, содержание, методы, формы) будут проектироваться с учетом реальных учебных возможностей учащихся, причем не на сегодняшнем уровне, а в зоне ближайшего развития, т.е. на таком более высоком уровне, которого ученики в состоянии достичь при направляю-щей помощи учителя.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя основан на единстве преподавания и учения. При этом активность понимается не только в усвоении содержания, предлагаемого учителем, в выполнении его указаний. Обучение эффективно, когда ученик осознает необходимость своего обучения, не только принимает цели занятия, но и ставит свои собственные, когда участвует в планировании и организации своей деятельности, осуществляет ее осознание, самоконтроль и самооценку.

Принцип научности относится в первую очередь к отбору содержания образования и опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он означает требование преподавать основы научного знания, раскрывать современную проблематику науки, присущие ей методы; включать научные знания и методы в систему мировоззрения ученика, вооружать его методами научного познания природы и общества.
Принцип систематичности и последовательности относится, в первую очередь, к выбору методов и других средств, обоснованной последовательности этапов обучения, хотя предполагает и логическое построение содержания образования. В реализации этого принципа на практике необходимо выделять ведущие идеи изучаемого материала, соответствующие им методы науки, а также методы и организационные формы обучения, объединяя их в логически связанные разделы и блоки.
Принцип прочности реализуется при выборе форм обучения, соответствующих его целям, содержанию и методам. Выбор эффективных форм обучения — важнейшее условие для обеспечения положительного отношения учеников к изучаемому предмету и его отдельным темам. Этим же (через включение в различные виды деятельности, разные ролевые позиции) во многом обеспечивается прочность не только обучающего, но и развивающего, и воспитывающего эффектов обучения.
Принцип наглядности — один из традиционных принципов дидактики, обоснованный Я. А. Коменским, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским. Наглядность в обучении обеспечивается применением различного рода иллюстраций (натуральные объекты, схемы, картинки, карты, муляжи, изображения на экране), демонстраций, лабораторных работ, компьютерной анимации. Однако не меньшее значение имеет и словесная наглядность, образная речь учителя, эмо-циональные переживания учащихся по поводу изучаемого материала. Благодаря им у учеников появляется интерес к учебе, развиваются наблюдательность, внимание, мышление, добываемые знания наделяются личностным смыслом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!