СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Природа и люди Древней Индии"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в нетрадиционной форме – урок-путешествие, с применением технологии АМО. Этот урок я обосновываю психологическими особенностями детей среднего школьного возраста: детям нравится «путешествовать», познавать мир, читать тексты источников, делать краткие записи, обсуждать проблемы. Познание нового проходит в игровой форме.

Просмотр содержимого документа
«"Природа и люди Древней Индии"»

Конспект АМО-урока.


Учитель: Мельникова Ю.В.

Предмет: история Древнего мира.

Тема: Природа и люди Древней Индии.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

УМК: История древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных школ. / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Просвешение» 2015 г., стр. 95-100.

Цели урока:

- Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её природными особенностями, верованиями и занятиями населения Индии.

- Проанализировать культурные традиции и обычаи Древней Индии, выделив изобретения, покорившие весь мир.

- Приступить к формированию умений планировать изучение истории страны на основе ведения дневника путешественника, диагностировать в ходе урока умения извлекать и воспроизводить знания, полученные на основе работы с историческими источниками.

Задачи урока:

- формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней;

- воспитание учащихся в духе толерантности и мира между людьми и народами, интереса к культуре и жизни народа другого государства;

- развитие способности учащихся анализировать информацию в исторических источниках, развивать картографические умения;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.

Личностные результаты:

достаточный объём понятий и терминов для свободного выражения мыслей по теме урока.

Метапредметные результаты:

умение осознанно использовать исторические термины в соответствии с задачами коммуникации; планирование и регуляция своей деятельности.

Предметные результаты:

научатся самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника, исторических источников, презентации к уроку;

получат возможность научиться анализировать исторические источники, заполнять контурную карту, опорные сигналы в «Дневниках путешественников».

УУД личностные:

ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные:

Р1 – планирование своей деятельности;

Р2 – принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

Р3 – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

Р4 – контролируют и оценивают свои действия по результату.

УУД познавательные:

определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения; представляют информацию в виде «Дневников путешественников», карт.

УУД коммуникативные:

К1 – приобретают опыт работы в команде;

К2 – усвоение морально-этических норм общения и сотрудничества;

К3 – приобретают умение согласовывать свои действия.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока:

Столы для двух команд, «билеты № 1 и № 2», «Дневники путешественников», наборы «парусов» (красного и зелёного цвета), мультимедийное оборудование, рисунок «корабля» для путешествия, настенная карта «Древняя Индия», письмо из «страны чудес», элементы костюма Клеопатры, «восточной гостьи», почтальона; фрагменты индийской и египетской музыки, презентация, отрывки из сочинений Диодора Сицилийского, отрывки из поэмы «Махабхарата», 2 шкатулки, мешочки (чай, сахар, рис, перец).

В ходе урока активные методы обучения позволили учащимся взаимодействовать друг с другом, быть активными участниками учебного процесса.

Структура урока включала в себя следующие этапы:

Фаза I. Начало образовательного процесса.

1. Инициация – АМО «Мы вместе!»

Цель: создать комфортную обстановку начала урока, настроить обучающихся на предстоящую работу.

2. Этап вхождения или погружения в тему – АМО «Письмо из Страны чудес».

Цель: стимулировать познавательную активность.

Задачи: погрузить детей в тему урока, активизировать внимание, выполнять словесную инструкцию, использовать знания, полученные ранее, развивать мыслительные операции.

3. Этап определения ожиданий обучающихся.

Цель: определить, что дети ожидают от путешествия.

Фаза II. Работа над темой.

1. Этап закрепления изученного материалаАМО «Кроссворд».

Цель: актуализировать знания об основных понятиях, изучаемых на предыдущих уроках.

Задачи: повышать интерес к предмету через средства развивающего обучения.

2. Этап интерактивная лекция – АМО «Инфо-угадайка».

Цели: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначены разделы темы.

АМО «Импровизированный спектакль».

Цель: способствует формированию коммуникативных умений учащихся, вызывает у ребят интерес к предмету, погружение в ту или иную историческую среду, «проживание» чьей – то жизни.

АМО «Чудесный сундучок».

Цель: оживление внимания.

3. Этап проработка содержания темы – АМО «Крестики-нолики».

Цель: эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу; выявить степень участия каждого в данном проекте.

Фаза III. Завершение образовательного мероприятия.

1. Этап эмоциональная разрядка – АМО «Восточная гостья».

Цель: Данный прием релаксации, интересен тем, что позволяет “оживить” учащихся после интенсивной работы на уроке.

2. Этап подведение итогов – АМО «Поднимем паруса».

Цель: дать наглядную оценку того, насколько учащимся было комфортно на уроке.





















Ход урока


Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этап инициация

(До звонка дети входят в класс и берут «билеты» для путешествия).

АМО «Мы вместе!»


- Здравствуйте, ребята, сегодня урок у нас не совсем обычный, у нас гости, поздоровайтесь, пожалуйста, с ними. Когда гости в доме, то это всегда волнительно. Чтобы волнение ушло, давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем: «Мы вместе! У нас всё получится!»

(Учащиеся берутся за руки, произносят слова и садятся на свои места, согласно «билетам»).


Этап вхождение или погружение в тему

АМО «Письмо из Страны чудес»

(Стук в дверь, появляется почтальон. Отдаёт письмо и уходит).

Почтальон: Здравствуйте, Вам письмо.


- Давайте прочтём письмо.

«Дорогие ребята! Приглашаем вас совершить путешествие в страну, которая является родиной шахмат, чая, математических цифр. Мы ждём вас! Приятного путешествия!

Жители чудесной страны»


- Ребята, прослушав письмо и рассмотрев иллюстрации, вы догадались в какую же страну нас приглашают?


Дети: Индию. (СЛАЙД 1)


Этап определение ожиданий обучающихся

(Открывается карта «Древняя Индия»).

- Верно. Теперь я вижу, что мы можем отправиться в путешествие вот на этом корабле. Все открытия вы будете фиксировать в своих дневниках путешественников. Подпишите их, запишите дату и тему нашего путешествия.

(СЛАЙД 2. На экране презентация – тема путешествия «Природа и люди Древней Индии»).

- Как вы считаете, о чём мы будем говорить во время путешествия?


Дети:

- Где расположена Индия.

- Природные и географические особенности

- Чем занимались жители Древней Индии.


Фаза 2. Работа над темой

Этап закрепление изученного материала

АМО «Кроссворд»

(СЛАЙДЫ 3 – 8)

- Но прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним, какие государства Древнего Востока вам уже известны.

1. Страна, расположенная на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря (Египет).

2. Благодатная страна, обещанная Богом еврейскому народу (Палестина).

3. Страна двух рек (Двуречье).

4. Столицей этой державы был город Ниневия (Ассирия).

5. В этой стране был изобретён алфавит (Финикия).



Е

Г

И

П

Е

Т


П

А

Л

Е

С

Т

И

Н

А





Д

В

У

Р

Е

Ч

Ь

Е

А

С

С

И

Р

И

Я


Ф

И

Н

И

К

И

Я



(Уч-ся разгадывают кроссворд, показывают государства на карте).


Этап интерактивная лекция

АМО «Инфо-угадайка»


- Итак, мы отправляемся в страну чудес. Древние греки называли Индию «волшебной, сказочной страной». А почему они её так называли, мы с вами ответим в конце нашего путешествия.

(СЛАЙД 9)


(СЛАЙД 10)

- Для того чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить её основные географические объекты. Для работы нам необходима карта в учебнике стр. 96 и контурная карта в Дневнике путешественника.

- Индия находится в южной части Азии, на полуострове Индостан (показ на карте). Полуостров – часть суши, с востока, юга и запада омывается водами Индийского океана. Подпишите на карте название полуострова, и название океана, водами которого он омывается. (Отмечают на контурной карте Индостан и Индийский океан). (СЛАЙД 11)


- А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека». (СЛАЙД 12)

- Диодор (жил в I. До н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским»), в течение тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). Во второй книге описана история Древней Индии.


Чтение первого отрывка. (СЛАЙД 13)

- Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересечённых множеством рек.


- Что вы узнали из этого отрывка? (дети: в Индии есть равнины и реки)

- Как называются две полноводные реки Индии? (Инд и Ганг) (СЛАЙД 14)

- Своё название страна получила от названия реки Инд, а воды Ганга жители Индии считали священными. (СЛАЙД 15)


Чтение второго отрывка.

- Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями.


- А какая информация содержится в этом отрывке? (дети: в Индии есть горы)

- Смотрим на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Гималаи) (СЛАЙД 16)

- Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Слово «Гималаи» означает «жилище снега». В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Она называется – Джомолунгма - «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не даю проникнуть в Индию холодным ветрам с севера.


Чтение третьего отрывка. (СЛАЙД 17)

- Индия никогда, говорят, не знала голода. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, другой - летний.

- Что мы узнали о климате Индии? (там идут дожди) (СЛАЙД 18)

- Дожди в Индии идут часто. Именно поэтому там влажно и очень жарко. (СЛАЙД 19). Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.


(СЛАЙД 20)

- Рассмотрим растительный и животный мир Древней Индии.

(СЛАЙД 21)

- Джунгли не похожи на леса нашей Родины. В джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую невозможно пробраться даже с помощью каменного или медного топора. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Если в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю территорию. И они не только давали древним обитателям страны древесину для поделок, построек и отопления жилища, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев.


- Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (дерево для постройки жилья, фрукты, ягоды, орехи, лекарственные травы). (СЛАЙД 22)


- А для знакомства с животным миром прослушайте отрывок из поэмы «Махабхарата». Я читаю, вы следите по тексту и делаете необходимые записи в дневник. (СЛАЙД 23)

В ветвях деревьев гнездились,

шумели, порхали и пели

Птицы лесные и всюду…

в дикой глуши попадались

То кабан, то шакал, то буйвол,

то рысь, то пантера…

И светлая влага кипела

Множеством рыб, крокодилов и змей…

…и ветви обвивши хвостами,

С криком качались на них обезьяны,

по сучьям деревьев

Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…


- Какие животные обитают в джунглях? (Кабаны, шакалы, буйволы, рыси, пантеры, обезьяны). (СЛАЙД 24)

- Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, хищными животными).


- Верно. Человек, если попал в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду. Но в джунглях человека подстерегала опасность. Там водятся множество зверей и птиц. Живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте».

(СЛАЙД 25)

Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и также участвовал в сражениях. Воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни джунглей. Как называется эта книга? («Маугли»)


(СЛАЙД 26)

- Давайте и мы прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения (под музыку тропического леса):

  • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

  • идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

  • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

  • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

  • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

  • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).


(СЛАЙД 27)

- Шли мы по джунглям и вышли к посёлку. (СЛАЙД 28) Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого они делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы они не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие. (СЛАЙД 29)


АМО «Импровизированный спектакль» (СЛАЙД 30)

- А теперь вашему вниманию представляем небольшой спектакль. «Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране».


1-й путешественник:

Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растет белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из нее красивые и прочные ткани.

Клеопатра вскликнула.

Ты лжёшь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!


1-й путешественник:

Помилуйте! Это правда!


- И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка. Царица помиловала путешественника и сказала


Клеопатра:

Расскажи, что ещё выращивают в этой удивительной стране.


- И тогда заговорил 2-й путешественник.


2-й путешественник:

Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привёз.




АМО «Чудесный сундучок»

(В сундучке находятся мешочки с рисом, чаем, сахаром, перцем).


- Что же привёз путешественник?


(СЛАЙД 31)

Там, где много воды, индийцы выращивали рис. Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок – сахар. Это был самый древний сахар в мире. В Индии готовили пряности и благовония, которые стали главным товаром, за которым устремились торговцы из разных стран.

(СЛАЙД 32)

- Но кроме посёлков существовали в Индии и города, найденные при раскопках. Самые известные из них Хараппа и Махенджо-Даро. (СЛАЙД 33)

- Широкие прямые улицы, двухэтажные кирпичные дома с канализацией, а в домах украшения, детские игрушки и печати с загадочными, ещё никем не прочтёнными письменами. Почему люди покинули эти города, никто не знает. Это загадка для учёных. Но кто знает, может кто-то из вас, вырастет, получит образование и раскроет эту тайну?!

(СЛАЙД 34)


- А знаете, что некоторые индийцы ходили по улицам с метёлочками в руках. Как вы думаете, почему? (по одному ответу от группы) Прочитайте ответ на стр.99. первый абзац параграфа.

(СЛАЙД 35)

- Действительно, индийцы верили в переселение душ и относились ко всему живому с милосердием, чтобы ни расплачиваться за своё плохое отношение к животным после смерти.


Этап проработка содержания темы

АМО «Крестики-нолики»


(СЛАЙД 36)

- А теперь пришло время подвести итоги. Сейчас мы с вами будем играть в игру «крестики-нолики». Если вы согласны с высказыванием, то ставите в клетке «Х», если нет, то «О».

1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (Х)

2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи.(Х).

3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана.(О)

4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (О).

5. Джунгли - это густой, труднопроходимый лес. (Х)

6. Основные занятия древних индийцев земледелие, скотоводство.(Х)

7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными.(Х).

8. В отличие от Египта Индия имеет меньшую площадь. Правда или нет. (О)


Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

Этап эмоциональная разрядка

АМО «Восточная гостья»

(СЛАЙД 37)

- Вы, конечно, устали в пути, давайте отдохнём. (Звучит индийская музыка и появляется «восточная гостья»).


Восточная гостья:

Намаскар! (Здравствуйте! Повторяют движения под музыку).

Бахут! (Спасибо)

Намастэ джи! (До свидания!)


Этап подведение итогов

- Ребята, вы помните, на какой вопрос мы искали ответ во время нашего путешествия. Так почему же Индию называли страной чудес? (СЛАЙД 38)

(Краткие ответы детей).

(СЛАЙД 39)

АМО «Поднимем паруса»

- Нам пора возвращаться, давайте поднимем на обратном пути цветные паруса, красные – если вам было очень интересно и всё удалось, зелёные – было интересно, но что-то не получилось.

(Дети крепят паруса).


- Домашнее задание: параграф 20, подготовить рассказ о путешествии в Индию.


- Спасибо за урок!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!