СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пришло время действовать

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок биологии и химии "Пришло время действовать" в 9 классе разработан совместно учителем химии Маловой О.В.,СОШ №10 г.Канаш 

Просмотр содержимого документа
«Пришло время действовать»

Интегрированный урок химии и биологии

«Пришло время действовать!».

Цель урока: формирование знаний об источниках химически вредных веществ, их негативном влиянии на живые организмы.

Задачи:

Образовательные

- формировать знания о различных источниках загрязнения окружающей среды;

- раскрыть сущность экологических проблем.

Развивающая:

- развивать умение анализировать и делать выводы

Воспитательная:

- воспитывать ответственное отношение к природе, к окружающей среде.

Личностные результаты:

наблюдать и объяснять демонстрационные и самостоятельно проведенные лабораторные эксперименты; анализировать и оценивать

последствия загрязнений окружающей среды

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемных вопросов; умение выражать свою точку зрения

Предметные результаты:

приводить примеры химических процессов в природе, источников загрязнений окружающей среды;

проводить лабораторные опыты и объяснять их результаты.

Тип урока. Комбинированный

Форма проведения: демонстрация опытов, лабораторная работа, рассказ-беседа

Оборудование: ЦОР, компьютер, экран, мультимедийный проектор, наборы химических реактивов: концентрированные кислоты - азотная и серная, медь, раствор куриного белка, известняк, соляная кислота, штатив с пробирками, цветки фиалки, пинцет, прибор для получения газов, глобус, карточка с правилами составления плаката по принципу «Люша»(Loesje).

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный

момент

- в журнале отметка об отсутствующих

Учитель химии. –Здравствуйте. Сегодня мы с вами проведем занятие. Я – учитель химии, меня зовут Ольга Вячеславовна.

Учитель биологии. – Добрый день. Я – учитель биологии, меня зовут Марина Андреевна.

Дежурные, скажите, пожалуйста, кто отсутствует на уроке?





Ответ дежурных

II. Мотивация и целеполагание

(Слайд №2)




























(Слайд №3)





Демонстрация учебного фильма «Основы рационального природопользования».



Проецируется эпиграф к уроку:

«Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков» (древняя индейская сентенция).

Учитель химии: Послушайте стихотворение С. Михалкова «Стон земли».

Учитель биологии: С. Михалков «Стон Земли».
Вращаясь в космосе в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идёт моя руда!
А что мне стоит только штат Невада-
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы,
Выплёскивают с лавой боль Земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти.

Учитель химии: На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь.Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения.

Ребята, как вы думаете, что мы будем изучать на этом уроке?

На этом уроке мы рассмотрим некоторые источники вредных веществ, пагубно влияющих на нашу планету и их негативное действие на живые организмы.

И тема нашего урока «Пришло время действовать.»

Читают эпиграф.



Слушают.



































Высказывают свои предположения.


Записывают тему урока.

III. Основная часть урока.

Источники загрязнения окружающей среды и их влияние на живые организмы.

а) Смог

(Слайды № 4, 5)


(Слайд № 6)

Учитель химии: А сейчас мы посмотрим и разберем, как вредные газы и кислоты, которые находятся в смоге, губительно действуют на все живое: растительность, животных и человека.

Ребята, что такое смог?

В состав основных компонентов смога входят озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения перекисной природы, называемые в совокупности фотооксидантами.

Учитель биологии: Воздействие фотохимического тумана на организм человека крайне опасно для дыхательной и кровеносной системы и часто является причиной преждевременной смерти городских жителей с ослабленным здоровьем.

Учитель химии: Демонстрация опыта: «Горение вулкана».





Отвечают на вопрос.



Слушают учителя

б) Кислотные дожди

(Слайд №7)








(Слайд №8)







Физкультминутка


(Слайд №9)




















(Слайд № 10)













Учитель химии: Ребята, а сейчас разберем, какое действие на окружающую среду оказывает кислотные дожди?

Используя текст слайда, ответьте: каковы основные причины возникновения кислотных дождей, результатом какого фактора они являются?

Учитель химии: Составьте уравнения реакции, лежащие в основе возникновения кислотных дождей в атмосфере.

Демонстрация опыта: Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью и действие на живые организмы.

Учитель химии: Азотная кислота является сильным окислителем. При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с медью образуется газ бурого цвета «лисий хвост» − это оксид азота (IV).

Cu + 4HNO3=Cu(NO3)2+ 2H2O + 2NO2

При взаимодействии оксида азота (IV) с водой образуется азотная кислота HNO3.

  • 4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3 + Q

  • В пробирку опустить с помощью пинцета цветки фиалки.


Просмотр видеоролика «Земля. Вид из космоса».


Учитель биологии: теперь мы с вами выполним лабораторную работу. На столах у вас имеются инструкции для выполнения лабораторной работы.

1. Действие концентрированной азотной кислоты на белок куриного яйца.

1. В пробирку нальем1-2 мл раствора белка.

2. К раствору белка приливаем 1-2 мл раствора концентрированной азотной кислоты.

Что наблюдаете? Что происходит с белком?




Учитель биологии: «Денатурация» – свертывание. Белок – основа жизни. Значит действие азотной кислоты на все живое – губительно.


2. Действие соляной кислоты на скорлупу яиц.

1. В пробирку положите яичную скорлупу.

2. Налейте в пробирку с скорлупой 1-2 мл раствора соляной кислоты.

3. Что наблюдаете?

Учитель химии: Кислотные дожди действуют губительно и на кладку яиц птиц.

Теперь вы увидели, что кислотные дожди способны разрушать и разрушают природную среду. В нашей республике есть много мест, изумляющих своей естественной красотой. Одно из них – национальный парк «Чавашвармане». Это уникальный природный комплекс, богатый разнообразием флоры и фауны, диковинными местами, удивительной, живописной красатой.

И как видно из химических опытов главной угрозой этому уникальному месту могут быть кислотные дожди

Это серьезная проблема, последствия которых опасны к для людей, животных и растений, всему живому на Земле.

Как вы думаете, какие шаги нужно предпринять для того, чтобы уменьшить кислотные дожди?

Учитель биологии: Только люди способны изменить эту ситуацию. Жизнь будущих поколений сегодня в руках каждого из живущих на Земле людей. Нужно направить все усилия на разработку таких безотходных технологий, которые создадут условия для сохранения жизни на нашей планете.




Отвечают на вопрос.








Записывают уравнение.



Окраска пропадает, фиалка становится белой.




Слушают учителя.


Выполняют лабораторную работу №1.



Отвечают на вопрос.

Происходит денатурация белка (белок сворачивается).

Слушают учителя.




Выполняют лабораторную работу №2.



Слушают учителя.












Высказывают свои мнения

(Слайд №11)


Учитель химии: Человечество можети должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Чтобы «вписать» свою деятельность в природные процессы, необходимы не только знания, но и культура. В настоящее время существует множество определений культуры, но в самом общем значении культура – это характеристика человеческой жизнедеятельности.

Слушают учителя.

III. Закрепление знаний.


Учитель биологии: Мы должны понимать, что существующие экологические проблемы легко не решаются. Мы не можем решить эти проблемы поодиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас. Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе?





Обсуждение вопроса.

IV. Подведение итога урока.

Рефлексия.



(Слайд № 12)

Учитель химии: Оправдан ли научно-технический прогресс? Ведь улучшая условия нашей жизни, он неминуемо ведет к катастрофе природную среду.

Все увеличивающееся антропогенное давление в конечном итоге может привести к исчезновению человечества как биологического вида.

Продолжите следующие предложения.





Высказывают свои мнения.

V. Домашнее задание.

(Слайды №13 и 14)






(Слайд № 15 и16)

Учитель химии: Мы с вами обсудили такие экологические проблемы как смог и кислотные дожди. Дома каждый напишите плакат по принципу «Люша» (Loesje). Этот метод используется во всем мире. Карточки с правилами составления плаката по принципу «Люша»(Loesje) вы сейчас получите. Свои плакаты можете выставить в социальных сетях. Это будет ваше личное и первое действие в деле сохранения нашей земли.

Учитель биологии: Друзья, вот эта планета (показывает на глобус) – колыбель человечества, наш дом. И пусть он всегда будет чистым и уютным домом для людей, животных, птиц, растений! Это зависит от каждого из нас.

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя».

Е. Евтушенко




Записывают домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!