№
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
16.
Тема урока:
Приставка и суффикс как средства образования новых слов
|
Цели урока: Познакомить уч-ся с приставками и с суффиксами
Задачи: 1. научить учащихся выделять части слова, определять суффиксы и приставки; различать однокоренные слова и формы слова. 2.развивать умения правильно произносить слова, различать части речи, производить разбор по членам предложения.
3. воспитание вдумчивости, рассудительности.
|
Учащиеся готовятся к уроку.
|
2.Актуализация знаний
|
Игра «Найди общее» птица жизнь зверь
|
Уч-ся играют игру «Найди общее»
|
3.Изучение нового материла
|
- Слово учителя. Ребята, прочитайте текст, помещенный на странице 58 «Зачем ходят на работу?» и ответьте на данный в заголовке вопрос.
- Найдите в тексте слова с одним и тем же корнем. Как называются такие слова?
- Подберите однокоренные слова к слову СТРОИТЬ.
- Что такое форма слова? Найдите формы слов из данного ряда: работа, на работу, работать, заработок, работаешь; Жить, живет, живут, житель. Жизнь, живу; Пишу, пишет, записать, писатель, пишешь.
- Научитесь правильно произносить слова: птица, зверь, брюки, пиджак, уголь, заработок, вьют, шьют, производит, добывает.
|
Уч-ся читают текст, ведут вопросно-ответную беседу, делают выводы, знакомятся с теоретическим материалом, работают в группе, по парам.
|
4.Закрепление нового материала
|
1. Задание №2 стр.59 (найти однокоренные слова, выделить приставки и суффиксы, указать части речи)
Задание №3 стр.60 (определить способ образования слов)
2. Работа по словообразовательной схеме на стр. 60
3. Подбор слов, соответствующих данным схемам из задания №3:
ПОД… НИК ПО…КА …ВЕД…А ЗА…КА
4. Задание №4 «Легко ли строить город?» (ответить на вопрос, доказать свой ответ; объяснить образование выделенных слов)
5. Разбор по членам предложения: Строители создают новые города. Они строят новые дома.
6. Диаграмма Венна ПРИСТАВКА…………. СУФФИКС
|
Учащиеся выполняют задания, находят однокоренные слова, определят способ образования слов, работают по схеме, работают в группе, по парам, индивидуально.
|
5. Рефлексия
|
Дневник тройной записи
|
Заполняют таблицы
|
6. Подведение итогов.
|
Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.
|
|
7.Последующие задания
|
Задание № 5 стр.61
|
Запись в дневниках.
|
№
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
17.
Тема урока: Образование слов при помощи приставок
|
Цели урока: Сформировать знания уч-ся об образовании слов при помощи приставок
Задачи: 1. познакомить с частью слова – приставкой, служащей для образования новых слов; со значениями приставок; с правописанием некоторых приставок; 2. развитие способностей сравнивать значения слов, делать выводы по прочитанному, подбирать глаголы-антонимы и глаголы-синонимы при помощи приставок; выполнять грамматические разборы. 3. воспитание активности и добросовестности при выполнении работ, внимательности и аккуратности.
|
Учащиеся готовятся к уроку.
|
1.Опрос домашнего задания
|
Задание 5 стр.61
|
Уч-ся читают домашнее задание
|
2.Актуализация знаний
|
Морфологический разбор слов перешел, образование.
|
Уч-ся выполняют морфологический разбор слов, переводят на родной язык.
|
3.Изучение нового материла
|
- Чтение текста упражнения №1 «Как я учил русский язык»
- Назовите однокоренные глаголы – вышел, дошел, перешел, зашел;
Проехал, переехал, уехал.
- Чем они отличаются друг от друга?
- Есть ли приставки на казахском языке?
- Рассмотрите схему образования однокоренных глаголов с приставками и переведите их на казахский язык.
ВЫ- ПРО-
ВО- ШЕЛ У- ЕХАЛ ЕХАЛ
ДО- ЗА-
- Приставки НА-, ЗА- всегда пишутся с гласной А: написать, закричать
- Приставки ПО-, ОТ-, ДО-, СО-, ПРО-, ПОД- всегда пишутся с гласной О: посеял, довез, собрал, прочитал
|
Уч-ся читают текст, ведут вопросно-ответную беседу, делают выводы, по ролям читают текст, знакомятся с теоретическим материалом, работают в группе, по парам.
|
4.Закрепление нового материала
|
Задание №3 стр.62 (устно)
Задание №4 стр.63 (устно)
Задание №5 «О чем говорят приставки?»
Задание №6-7 глаголы-синонимы и глаголы-антонимы (устно)
Задание №8 (письменно) вставить глаголы ПРИЙТИ-УЙТИ, ПРИЕХАТЬ-УЕХАТЬ
|
Учащиеся выполняют задания, работают у доски, работают в группе, по парам, индивидуально.
|
5. Рефлексия
|
Дневник двойной записи
|
Заполняют таблицы
|
6. Подведение итогов.
|
Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.
|
|
7.Последующие задания
|
Задание № 10 стр. 64 (письменно)
|
Запись в дневниках.
|