СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приставка и суффикс как средства образования новых слов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

16.

Тема урока:

Приставка и суффикс как средства образования новых слов

Цели урока: Познакомить уч-ся с приставками  и с суффиксами  

Задачи: 1. научить учащихся выделять части слова, определять суффиксы и приставки; различать однокоренные слова и формы слова.  2.развивать умения правильно произносить слова, различать части речи, производить разбор по членам предложения.

3. воспитание вдумчивости, рассудительности.

Учащиеся готовятся к уроку.

2.Актуализация знаний

Игра «Найди общее»          птица         жизнь       зверь

Уч-ся играют игру «Найди общее»    

3.Изучение нового  материла

  1. Слово учителя. Ребята, прочитайте текст, помещенный на странице 58 «Зачем ходят на работу?» и ответьте на данный в заголовке вопрос.
  2. Найдите в тексте слова с одним и тем же корнем. Как называются такие слова?
  3. Подберите однокоренные слова к слову СТРОИТЬ.
  4. Что такое форма слова? Найдите формы слов из данного ряда: работа, на работу, работать, заработок, работаешь; Жить, живет, живут, житель. Жизнь, живу; Пишу, пишет, записать, писатель, пишешь.
  5. Научитесь правильно произносить слова:  птица, зверь, брюки, пиджак, уголь, заработок, вьют, шьют, производит, добывает.

Уч-ся читают текст, ведут вопросно-ответную беседу, делают выводы, знакомятся с теоретическим материалом, работают в группе, по парам.

4.Закрепление нового материала

1. Задание №2 стр.59  (найти однокоренные слова, выделить приставки и суффиксы, указать части речи)

Задание №3 стр.60 (определить способ образования слов)

2.   Работа по словообразовательной схеме на стр. 60

3.  Подбор слов, соответствующих данным схемам из задания №3:

ПОД… НИК        ПО…КА        …ВЕД…А        ЗА…КА 

4. Задание №4 «Легко ли строить город?»  (ответить на вопрос, доказать свой ответ; объяснить образование выделенных слов)

5. Разбор по членам предложения: Строители создают новые города. Они строят новые дома.

6. Диаграмма Венна                    ПРИСТАВКА………….  СУФФИКС

Учащиеся выполняют задания, находят однокоренные слова, определят способ образования слов, работают по схеме,  работают в группе, по парам, индивидуально.

5. Рефлексия

Дневник тройной записи

Заполняют таблицы

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.

 

7.Последующие задания

Задание № 5 стр.61

Запись в дневниках.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

17.

Тема урока: Образование слов при помощи приставок

Цели урока: Сформировать знания уч-ся об образовании слов при помощи приставок

Задачи: 1. познакомить с частью слова – приставкой, служащей для образования новых слов; со значениями приставок; с правописанием некоторых приставок; 2. развитие способностей сравнивать значения слов, делать выводы по прочитанному, подбирать глаголы-антонимы и глаголы-синонимы при помощи приставок; выполнять грамматические разборы. 3. воспитание активности и добросовестности при выполнении работ, внимательности и аккуратности.  

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Опрос домашнего задания

Задание 5 стр.61

Уч-ся читают домашнее задание

2.Актуализация знаний

Морфологический разбор слов перешел, образование.

Уч-ся выполняют морфологический разбор слов, переводят на родной язык.   

3.Изучение нового  материла

  1. Чтение текста упражнения №1 «Как я учил русский язык»
  2. Назовите однокоренные глаголы – вышел, дошел, перешел, зашел;

Проехал, переехал, уехал.

  1. Чем они отличаются друг от друга?
  2. Есть ли приставки на казахском языке?
  3. Рассмотрите схему образования однокоренных глаголов с приставками и переведите их на казахский язык.

ВЫ-                                    ПРО-

ВО-                     ШЕЛ      У-                   ЕХАЛ                 ЕХАЛ

ДО-                                   ЗА-

  - Приставки НА-, ЗА- всегда пишутся с гласной А: написать, закричать

 - Приставки ПО-, ОТ-, ДО-, СО-, ПРО-, ПОД- всегда пишутся с гласной О: посеял, довез, собрал, прочитал

Уч-ся читают текст, ведут вопросно-ответную беседу, делают выводы, по ролям читают текст, знакомятся с теоретическим материалом, работают в группе, по парам.

4.Закрепление нового материала

Задание №3 стр.62 (устно)

Задание №4 стр.63 (устно)

Задание №5 «О чем говорят приставки?»

Задание №6-7 глаголы-синонимы и глаголы-антонимы (устно)

Задание №8 (письменно)  вставить глаголы ПРИЙТИ-УЙТИ, ПРИЕХАТЬ-УЕХАТЬ

Учащиеся выполняют задания, работают у доски, работают в группе, по парам, индивидуально.

5. Рефлексия

Дневник двойной записи

Заполняют таблицы

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.

 

7.Последующие задания

Задание № 10 стр. 64 (письменно)

Запись в дневниках.

Просмотр содержимого документа
«Приставка и суффикс как средства образования новых слов»

Приставка и суффикс как средства образования новых слов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

16.

Тема урока:

Приставка и суффикс как средства образования новых слов

Цели урока: Познакомить уч-ся с приставками и с суффиксами

Задачи: 1. научить учащихся выделять части слова, определять суффиксы и приставки; различать однокоренные слова и формы слова. 2.развивать умения правильно произносить слова, различать части речи, производить разбор по членам предложения.

3. воспитание вдумчивости, рассудительности.

Учащиеся готовятся к уроку.

2.Актуализация знаний

Игра «Найди общее» птица жизнь зверь

Уч-ся играют игру «Найди общее»

3.Изучение нового материла

  1. Слово учителя. Ребята, прочитайте текст, помещенный на странице 58 «Зачем ходят на работу?» и ответьте на данный в заголовке вопрос.

  2. Найдите в тексте слова с одним и тем же корнем. Как называются такие слова?

  3. Подберите однокоренные слова к слову СТРОИТЬ.

  4. Что такое форма слова? Найдите формы слов из данного ряда: работа, на работу, работать, заработок, работаешь; Жить, живет, живут, житель. Жизнь, живу; Пишу, пишет, записать, писатель, пишешь.

  5. Научитесь правильно произносить слова: птица, зверь, брюки, пиджак, уголь, заработок, вьют, шьют, производит, добывает.

Уч-ся читают текст, ведут вопросно-ответную беседу, делают выводы, знакомятся с теоретическим материалом, работают в группе, по парам.

4.Закрепление нового материала

1. Задание №2 стр.59 (найти однокоренные слова, выделить приставки и суффиксы, указать части речи)

Задание №3 стр.60 (определить способ образования слов)

2. Работа по словообразовательной схеме на стр. 60

3. Подбор слов, соответствующих данным схемам из задания №3:

ПОД… НИК ПО…КА …ВЕД…А ЗА…КА

4. Задание №4 «Легко ли строить город?» (ответить на вопрос, доказать свой ответ; объяснить образование выделенных слов)

5. Разбор по членам предложения: Строители создают новые города. Они строят новые дома.

6. Диаграмма Венна ПРИСТАВКА…………. СУФФИКС

Учащиеся выполняют задания, находят однокоренные слова, определят способ образования слов, работают по схеме, работают в группе, по парам, индивидуально.

5. Рефлексия

Дневник тройной записи

Заполняют таблицы

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.


7.Последующие задания

Задание № 5 стр.61

Запись в дневниках.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

17.

Тема урока: Образование слов при помощи приставок

Цели урока: Сформировать знания уч-ся об образовании слов при помощи приставок

Задачи: 1. познакомить с частью слова – приставкой, служащей для образования новых слов; со значениями приставок; с правописанием некоторых приставок; 2. развитие способностей сравнивать значения слов, делать выводы по прочитанному, подбирать глаголы-антонимы и глаголы-синонимы при помощи приставок; выполнять грамматические разборы. 3. воспитание активности и добросовестности при выполнении работ, внимательности и аккуратности.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Опрос домашнего задания

Задание 5 стр.61

Уч-ся читают домашнее задание

2.Актуализация знаний

Морфологический разбор слов перешел, образование.

Уч-ся выполняют морфологический разбор слов, переводят на родной язык.

3.Изучение нового материла

  1. Чтение текста упражнения №1 «Как я учил русский язык»

  2. Назовите однокоренные глаголы – вышел, дошел, перешел, зашел;

Проехал, переехал, уехал.

  1. Чем они отличаются друг от друга?

  2. Есть ли приставки на казахском языке?

  3. Рассмотрите схему образования однокоренных глаголов с приставками и переведите их на казахский язык.

ВЫ- ПРО-

ВО- ШЕЛ У- ЕХАЛ ЕХАЛ

ДО- ЗА-

- Приставки НА-, ЗА- всегда пишутся с гласной А: написать, закричать

- Приставки ПО-, ОТ-, ДО-, СО-, ПРО-, ПОД- всегда пишутся с гласной О: посеял, довез, собрал, прочитал

Уч-ся читают текст, ведут вопросно-ответную беседу, делают выводы, по ролям читают текст, знакомятся с теоретическим материалом, работают в группе, по парам.

4.Закрепление нового материала

Задание №3 стр.62 (устно)

Задание №4 стр.63 (устно)

Задание №5 «О чем говорят приставки?»

Задание №6-7 глаголы-синонимы и глаголы-антонимы (устно)

Задание №8 (письменно) вставить глаголы ПРИЙТИ-УЙТИ, ПРИЕХАТЬ-УЕХАТЬ

Учащиеся выполняют задания, работают у доски, работают в группе, по парам, индивидуально.

5. Рефлексия

Дневник двойной записи

Заполняют таблицы

6. Подведение итогов.

Выставляются оценки. Подсчитываем баллы.


7.Последующие задания

Задание № 10 стр. 64 (письменно)

Запись в дневниках.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!