СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Притчи-как один из активных методов обучения на уроках ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступления на МО учителей ОРКСЭ по теме "Активные методы обучения на уроках ОРКСЭ".

Просмотр содержимого документа
«Притчи-как один из активных методов обучения на уроках ОРКСЭ»

Притчи - как один из активных методов работы на уроках ОРКСЭ.


Одной из форм работы на уроке ОРКСЭ является знакомство и работа с притчами. «Без притчи века не изживёшь» - гласит народная мудрость.

В силу своей специфики притчи являются важным опорным материалом в ходе преподавания предмета ОРКСЭ.

Притча – один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник жанр притчи на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Народы разных стран, стремясь осмыслить и закрепить свой жизненный опыт, обращались к форме притчи. Притчи легко запоминаются, прочно держатся в памяти, побуждают к разумным делам и справедливости, несут советы прямые и аллегорические: как жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами. Сфера проблематики притч неисчерпаема, как сама жизнь. Притчей называются близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Словарь В. И. Даля толкует притчу как «поучение в примере».

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

Свойства притчи:

1. Краткость.

2. Не требует доказательств.

3. Подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,.

4. Дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок.

5. Строится на сравнении.

6. Предполагает мыслительную деятельность.


        Притчи можно разделить на 2 категории:

1) религиозного характера, требующие толкования и использования

культурного и исторического контекста;

2) светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.


Притчи раскрывают вечные темы, ставят вечные проблемы – Добра и Зла, Жизни и Смерти, Любви и Предательства, Щедрости и Скупости, Правды и Лжи, Праведности и Греховности.


Способы использования притч в учебном процессе:

* Обсуждение основной идеи и смысла притчи.

* Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

* Придумать название притчи.

* Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).

* Выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием.

* Инсценировка притчи.

* Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)

* Подбор пословиц, поговорок.

* Сравнение с басней (определить).

* Найти или предложить вставить пропущенные слова.

* Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).

* Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.

* Определение ценностей, которые отражает притча.


Приведу пример работы с притчами.

1. Притча «Два волка» задание для 1 группы
(Урок по теме: «Свобода и моральный выбор») 
1) Знакомство с притчей. Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята читают ее про себя, затем хорошо читающий ученик, либо сам педагог, читает притчу заново вслух. 
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 
2) Работа с притчей.

- Понравилась ли вам эта история? Как вы поняли, о чем она?

- C чем сравнивает старик внутренний мир человека? - Что представляет собой каждый волк? - Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука? - В чём нравственный урок притчи? - Какое название можно придумать к этой истории? (Далее педагог раскрывает истинное название притчи). Поучительный вывод здесь виден не сразу. Только поразмыслив, мы понимаем, что в притче «Два волка» внутренний мир человека сравнивается с борьбой двух волков (миров). Белый и чёрный волки представляют противоположные понятия о добре и зле. И человеку всегда необходимо самостоятельно сделать выбор между добром и злом. 
2. (2 группа). Придумать окончание притчи.

Когда на уроке мы говорили о том, для чего же нужно делать добро, можно начать с притчи о счастье.

Притча о счастье.

Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек. …Нужно продолжить эту историю. Это, кстати, – один из многих вариантов работы с притчей... Эта история кончается так: человек спросил у счастья, чего оно само хочет. – «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье… побежало за ним следом…

3. (3 группа) Определите тему, подберите пословицы, которые подходят к теме притчи?

Совесть без муки

Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!


Кто за правое дело стоит – всегда победит.


Не одежда красит человека, а добрые дела.


Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги.



Честь ум рождает, бесчестье и последний отнимает.


За совесть, за честь хоть голову снесть.


Совесть без зубов, а загрызёт.


Злая совесть стоит палача.



Не тот друг, что мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Кому работа в тягость, тому неведома радость.


Злой человек – как уголь: если не жжёт, то чернит.




Заключительное слово.

Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена определённая правда, определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно. Это семена, которые, попав в сердце ребенка, обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы. 






























(1 группа) В чём нравственный урок притчи? Какое название можно придумать к этой истории?

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 


(2 группа) Придумать окончание

Притча о счастье

Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек. …



(3 группа) Определите тему, подберите пословицы, которые подходят к теме притчи?

Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!





Кто за правое дело стоит – всегда победит.



Не одежда красит человека, а добрые дела.

Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги.


Честь ум рождает, бесчестье и последний отнимает.



За совесть, за честь хоть голову снесть.



Совесть без зубов, а загрызёт.


Злая совесть стоит палача.




Не тот друг, что мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.


Злой человек – как уголь: если не жжёт, то чернит.


Кому работа в тягость, тому неведома радость.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!