СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Про педагогику образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Про педагогику образования»


Областное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации специалистов)

«Новгородский институт развития образования»

кафедра педагогики и психологии




УТВЕРЖДАЮ

Ректор ОАОУ «НИРО»

СОГЛАСОВАНО

Заведующая кафедрой педагогики и психологии

___________________ В.Н. Аверкин

«17» января 2014 год

___________________ Е.И. Крайнева

«17» января 2014 год







Дополнительная профессиональная программа

повышения квалификации


«СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ

В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»







Разработчики:

О.В. Егорова,

старший преподаватель кафедры

педагогики и психологии





Великий Новгород

2014 г.

Программа

курсов повышения квалификации учителей химии

«Система преподавания химии в условиях модернизации общего образования»


Пояснительная записка.

Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и реализация Федерального государственного образовательного стандарта.

Решение этой проблемы предполагает поиск наиболее оптимальных методов и форм организации обучения и эффективных средств обучения.

Модернизация общего образования выявила потребность повышения качества образования обучающихся.

Современному педагогу необходимы: формирование умения учиться, готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.

Практика показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению кабинетов современными техническими средствами обучения, улучшению условий труда преподавателей, учить эффективно могут только те педагоги, которые сами готовы постоянно учиться. Этому может способствовать повышение квалификации педагогов.

Настоящая программа разработана для повышения квалификации учителей и преподавателей химии образовательных организаций различного типа, готовых к самосовершенствованию.

Цель программы: оказание педагогам теоретической и практической помощи в:

  • осмыслении государственных приоритетов в области модернизации общего образования,

  • в понимании особенностей, назначения и функций Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования,

  • в освоении особенностей построения предметных курсов и дидактического материала различных УМК по химии, как инструмента реализации ФГОС.

Программа предусматривает знакомство слушателей с особенностями ФГОС основного общего и среднего образования, содержанием всех компонентов УМК по химии различных авторов и овладение способами работы с данными УМК с целью достижения результатов образования, предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных, предметных. Помощь учителю в реализации своих знаний и профессионализма в условиях модернизации общего образования и введения ФГОС основного общего и среднего образования.

Задачи программы:

помочь слушателям осмыслить особенности, назначение и функции ФГОС, помочь осмыслить пути обновления методики преподавания химии на ступенях основного общего и среднего образования в контексте ФГОС, формировать у слушателей профессиональные компетенции,

сформировать мотивационную основу перехода к обучению в системно-деятельностной парадигме,

формирование и развитие у слушателей умений самоорганизации в педагогической деятельности;

оказание помощи учителю в осознании основных направлений модернизации школьного химического образования в системе целей обучения, развития и воспитания, в организационных формах и технологиях;

выявление и осознание тактических действий в выборе методов, приемов и средств преподавания предмета, подготовки к государственной итоговой аттестации, профильной и предпрофильной подготовки учащихся.


Планируемые результаты:


Освоивший программу слушатель должен:

обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

-осуществлять обучение учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и иных законодательных и нормативно-правовых документов.

-использовать современные технологии, в том числе информационные, а также наиболее эффективные формы, методы и средства обучения.

-использовать новые программы химического образования в преподавании химии.

-разрабатывать и использовать дидактические материалы, учебно-методические комплексы в учебном процессе.

-пользоваться современными образовательными технологиями, необходимыми для преподавания химии в условиях модернизации образования;

владеть: навыками разработки рабочих программ и технологий обучения при преподавании химии в условиях модернизации образования (введения ФГОС и др.);

навыками оценки качества знаний, умений и компетенций обучающихся в процессе освоения программы по химии;

интерактивными формами обучения, новыми подходами к проектированию самостоятельной работы обучающихся, организации и обеспечению качества самостоятельной исследовательской и научно-исследовательской работы обучающихся, современными технологиями организации учебно-воспитательного процесса.

знать:

-назначение, функции и структуру ФГОС,

-особенности планируемых результатов образования: личностных, метапредметных, предметных,

-учебно-методическое обеспечение преподавания дисциплины «химия» в школе

уметь:

-демонстрировать знание предмета и программы обучения,

-определять в содержании используемых учебно-методических комлектов средства достижения планируемых результатов ФГОС основного общего и среднего образования: личностных, метапредметных, предметных.

-уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока) с учетом задачи достижения результатов образования ФГОС,

-владеть различными технологиями, формами и методами обучения,

-организовать и обеспечить качество самостоятельной исследовательской и научно-исследовательской работы обучающихся;

-уметь объективно оценивать универсальные учебные действия учащихся, используя различные формы и методы контроля.

Календарный учебный график


График обучения




Форма обучения

Аудиторных часов в день

Дней в неделю

Общая продолжительность

программы

С отрывом от работы (очная)

8 часов

8 дней

64 часов

Без отрыва от работы (заочная)

-

-

44 часа


Документ, выдаваемый после завершения обучения удостоверение о повышении квалификации установленного образца на 108 часов.


Организационно-педагогические условия

-представлен пакет дидактических материалов, включающий мультимедийные презентации;

-разработаны методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации (раздаточные материалы);

-используются информационно-коммуникационные технологии;

-разработана рубежная и итоговая диагностика.


Материально-техническое обеспечение программы.

Аудитории, используемые для проведения курсов повышения квалификации, соответствуют требованиям санитарно-гигиенических правил и нормативов (просторные, чистые, светлые, проветриваемые помещения, с возможностью затемнения оконных просветов при просмотре слушателями презентационных материалов).

В аудиториях предусмотрено необходимое количество мест для слушателей, мультимедийное оборудование, звукоусиливающая аппаратура, выход в Интернет, кафедра для лектора.


Категория обучающихся: учителя и преподаватели химии.

Объем программы 108 ч.

Форма обучения: очно-заочная

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Л

П

С

1

Модернизация школьного химического образования

24

17

7

16


2

Содержание и методика преподавания химии

40

32

8

28

Контрольная работа

3

Самостоятельная работа

44



44

Выпускная работа

Итого:

108

49

15

44




Учебно-тематический план

курса «Система преподавания химии в условиях модернизации общего образования»


Цель: Помочь учителю реализовать свои знания и профессионализм в условиях обновления общего образования.

Категории слушателей: Учителя и преподаватели химии общеобразовательных учреждений.

Форма обучения: Очно-заочная: - 108 часов: аудиторные занятия – 64 часа, самостоятельная работа – 44часов.


Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Л

П

С



1

Модернизация школьного химического образования

24

17

7

16



1.1

Нормативная база химического образования

Государственные образовательные стандарты по химии в основной и средней школе, их учебно-методическое обеспечение

8

7

1



1.2

Программно – методическое обеспечение преподавания химии.

Особенности современных учебно-методических комплектов по предмету «Химия», соответствующих новым требованиям государственного образовательного стандарта.

8

4

4



1.3

Общие вопросы теории специальной педагогики. Задержка психического развития и проблемы школьной неуспеваемости.

4

4




1.4

Универсальные учебные действия.

4

2

2




2

Содержание и методика преподавания химии

40

32

8

28

Выпускная работа


2.1

Развитие познавательного интереса учащихся как средство повышения мотивации изучения химии

2

2



Контрольная работа


2.2

Использование приемов развития мышления на уроках химии

2

2




2.3

Формирование мотивационной сферы и творческих способностей учащихся на уроках химии

2

2




2.4

Современные технологии в обучении химии.

Обучение химии на основе межпредметной интеграции.

12

8

4



2.5

Технологии проектирования современного урока

2

2




2.6

Оценка эффективности обучения химии, виды контроля за усвоением знаний

2

2




2.7

Профильное обучения и предпрофильная подготовка учащихся. Организация и проведение элективных курсов. Методика разработки программ элективных курсов.

2

2




2.8

Организация экспериментальной и исследовательской работы школьников на уроке и во внеурочное время

2

2




2.9.

ЕГЭ. Анализ. Опыт подготовки к ЕГЭ. Проблемы. Решение задач, включенных в КИМы ЕГЭ.

6

4

2



2.10

Особенности итоговой аттестации по предмету «Химия» в 9 классе.

2

2




2.11

Концептуальные основы стандартов II поколения. Компетентностный подход в преподавании химии.

4

2

2




Круглый стол «Эффективность использования инновационных подходов в преподавании химии» Опыт. Проблемы.

2

2





Итого:

108

49

15

44



Защита выпускной работы.


Формы контроля

  1. Контрольная работа.

  2. Выпускная работа по теме:

- Системно-деятельностный подход в преподавании химии.


Критерии оценки

Критерий

В рамках формируемых компетенций
педагог демонстрирует:

пороговый

знание и понимание теоретического содержания курса с незначительными пробелами; несформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях

стандартный

полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; недостаточную сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях

эталонный

полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях


Содержание программы модуля

Часть I.

«Модернизация школьного химического образования».

1.1. Нормативная база химического образования. Государственные образовательные стандарты по химии в основной и средней школе, их учебно-методическое обеспечение

Современное звучание Закона «Об образовании Российской Федерации». Национальная доктрина образования и Федеральная программа развития образования. Образовательная политика Новгородской области.

Государственный стандарт общего образования и его назначение. Федеральный компонент стандарта общего образования.

Стандарт как общественный договор, системно-деятельностный подход, формирование трех видов результатов в образовательном процессе. Метапредметность. Структура учебной деятельности. Документы, определяющие содержание государственной итоговой аттестации выпускников школы. Положение об учебном кабинете химии.

Место предмета в Федеральном базисном учебном плане. Фундаментальное ядро содержания предмета. Структура Федерального образовательного стандарта по химии. Концептуальные основы образовательных стандартов по химии. Примерная и рабочая программы по предмету. Требования ФГОС к рабочей программе и способы ее разработки.

1.2 Программно – методическое обеспечение преподавания химии. Особенности современных учебно-методических комплектов по предмету «Химия», соответствующих новым требованиям государственного образовательного стандарта.

Цели и задачи преподавания предмета. УМК, входящие в Федеральный перечень, рекомендованный для преподавания по новым стандартам. Принципы выбора УМК, отвечающих концепции и требованиям ФГОС.

Сравнительный анализ программ и учебников по физике для основной школы. Задачники для основной школы. Программы и учебники для различных профилей старшей школы. Особенности учебников для базового и профильного уровня. Задачники для профильного уровня.

УМК О.С. Габриеляна, Н.Е. Кузнецовой и других.

1.3 Общие вопросы теории специальной педагогики. Задержка психического развития и проблемы школьной неуспеваемости.

Возрастные психологические особенности школьников и их учет при обучении и воспитании


1.4 Универсальные учебные действия.

Понятия «компетенция», «компетентность», «общеучебные умения», «универсальные учебные действия», их содержание и взаимосвязи. Универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Классификации компетенций и УУД. Общие подходы к формированию и развитию компетентностей и УУД. Исследовательские и проектные действия как условие интеллектуально-личностного развития учащихся и формирования компетенций.

Формирование УУД как одна из целей образования. Психолого-педагогические и методические основы формирования учебной деятельности и универсальных учебных действий.


Раздел 2.

Актуальные вопросы содержания и методики школьного химического образования

(40 часов: 32часов лекции и 8 часов практические занятия)


2.1. Развитие познавательного интереса учащихся как средство повышения мотивации изучения химии

Обучение как система познавательной деятельности. Сущность познавательного интереса, его структура и характеристика. Структура процесса обучения. Мотивация учебной деятельности и ее формирование. Активные и практические методы обучения химии.

Роль кабинета химии в развитии познавательного интереса учащихся на уроках.

2.2 Использование приемов развития мышления на уроках химии

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека. Виды и формы мышления. Технологии, способствующие развитию мышления обучающихся на уроках химии. Приемы развития мышления на уроках химии и во внеурочной деятельности.

2.3. Формирование мотивационной сферы и творческих способностей учащихся на уроках химии.

Приемы формирования мотивации к учебной деятельности, целеполагания, планирования, самоконтроля и самооценки. Технология развития информационно-интеллектуальной компетенции (ТРИИК). Особенности применения проблемной технологии в системе новых стандартов.

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся, коммуникативных и регулятивных УУД с помощью технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Метод проектов и его функция в реализации концепции новых стандартов. Формирование УУД с помощью технологии «Метод проектов». Руководство исследовательским проектом в профильной школе.

2.4. Современные технологии в обучении химии. Обучение химии на основе межпредметной интеграции.

Педагогические технологии и их сравнительный анализ. Теория проблемного обучения, теория учебной деятельности, теория поэтапного формирования умственных действий.

Системно-деятельностный подход к обучению как основа концепции ФГОС. Концептуальные основы системно-деятельностного подхода и деятельности учителя по формированию у обучающихся «умения учиться».

Межпредметная интеграция. Возможности интеграции химии с другими предметами.

2.5 Технологии проектирования современного урока

Представление модели урока и анализ педагогической деятельности при реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы. Самоопределение учителя в целях, задачах, технологиях обучения. Возможные затруднения учителя при реализации требований ФГОС. Разработка сценариев уроков по предмету.

2.6. Оценка эффективности обучения химии, виды контроля за усвоением знаний

Международные исследования в области оценки образовательных достижений и компетенций.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы как инструмент реализации требований ФГОС общего образования к результатам освоения основной образовательной программы. Функции системы оценивания, объект оценки, содержательная и критериальная база. Итоговая оценка и результаты промежуточной и итоговой аттестации. Основные направления и цели оценочной деятельности.

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования. Оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе обучения химии.

2.7. Профильное обучения и предпрофильная подготовка учащихся. Организация и проведение элективных курсов. Методика разработки программ элективных курсов.

Система профильного обучения. Типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные, элективные. Предпрофильная подготовка учащихся по химии. Программы профильной и предпрофильной подготовки по химии. Программы элективных курсов. Методика разработки программ. Требования к программе профильной и предпрофильной подготовки.

2.8. Организация экспериментальной и исследовательской работы школьников на уроке и во внеурочное время

Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и процессов. Научные гипотезы. Основные элементы естественно- научной картины мира.

Экспериментальная исследовательская деятельность в процессе обучения химии. Исследовательская направленность лабораторных работ. Нормативные перечни учебного оборудования кабинетов химии. Контроль демонстрационных и экспериментальных умений.

Формы организации внеурочной деятельности. Возможности предмета в организации внеурочной деятельности. Метод проектов как ведущая форма внеурочной деятельности. Роль внеурочной деятельности в формировании портфолио ученика.

2.9 ЕГЭ. Анализ. Опыт подготовки к ЕГЭ. Проблемы. Решение задач, включенных в КИМы ЕГЭ.

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий по уровням сложности. Изменения в экзаменационной работе по сравнению с предыдущим годом.

Методика решения качественных задач по химии. Технологии решения расчетных задач. Методика решения задач по наиболее трудным темам химии (на основе анализа результатов ЕГЭ в Новгородской области).

Совершенствование методики преподавания физики с учетом результатов государственной итоговой аттестации выпускников.

2.10 Особенности итоговой аттестации по предмету «Химия» в 9 классе.

Анализа результатов ОГЭ в Новгородской области Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий по уровням сложности. Изменения в экзаменационной работе по сравнению с предыдущим годом.

Совершенствование методики преподавания физики с учетом результатов государственной итоговой аттестации выпускников.

2.11 Концептуальные основы стандартов II поколения. Компетентностный подход в преподавании химии.

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Основные цели изучения химии в школе.

Концепция ключевых компетенций. Типы компетенций. Формирование компетенций на уроках химии. Компетентностный подход. Технологии, реализующие компетентностный подход.

Деятельностный метод обучения. Концептуальные основы деятельностного метода как технологии. Действия учителя на основных этапах деятельностного метода и результаты каждого этапа.


Программой предусматриваются профессиональные связи слушателей курсов с творчески работающими учителями города и области через проведение круглого стола «Эффективность использования инновационных подходов в преподавании химии (опыт и проблемы)».

Контроль качества подготовки слушателей проводится в форме предоставления контрольной работы и написания выпускной работы на одну из актуальных тем по выбору слушателей.

Контрольная работа по теме:

1. Проанализируйте содержание одной из учебных тем школьного курса химии (по выбору) и укажите её взаимосвязь с содержанием смежных дисциплин (напр., включенных в естественнонаучный цикл).

Результаты анализа оформите в виде таблицы:

Общая тема:

Тема урока

Естествознание

Физика

География

Биология

Экология









2. Охарактеризуйте межпредметные связи данной учебной темы курса химии основной школы.


Содержание самостоятельной работы в межсессионный период:

1. Составление индивидуального плана самостоятельной работы по выбранной теме самостоятельной работы.

2. Изучение нормативных документов по вопросам реализации ФГОС (Фундаментальное ядро содержания общего образования, ФГОС основного общего образования и др.).

3. Изучение литературы по вопросам реализации ФГОС в соответствии с выбранной темой самостоятельной работы.

4. Определение темы выпускной работы по конкретному виду деятельности.

5. Разработка проекта урока, основанного на использовании системно-деятельностного подхода (выбор темы урока, постановка цели и конкретных задач, определение структуры урока, отбор содержания учебного материала, проектирование деятельности учителя и обучающихся на уроке по формированию учебной деятельности учащихся, универсальных учебных действий, подведение результатов урока, оценка результатов деятельности учащихся и др.). Оформление модели урока, как части выпускной работы.

6. Подготовка выпускной работы по выбранной теме.

Литература, предлагаемая в период самостоятельной работы слушателей:


  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ»

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р

  3. ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № № 1897 от «17» декабря 2010 г.)

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.- М.: Просвещение. 2010-2011 гг.

  5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

  6. Материалы сайта standart.edu.ru

  7. Карабанова О.А. Программа развития универсальных учебных действий как развивающий потенциал стандартов общего образования второго поколения // Образовательная политика. – 2009. – №9. – С. 9-11.

  8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981

  9. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М., 1975

  10. Правила безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ// Химия в школе. – 2005. - №1

  11. Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. 8-11 классы. – М.: «Дрофа», 2006

  12. Сборник элективных курсов: 9 класс. – Волгоград

  13. Химия: Сборник заданий ЕГЭ. – М.: «Просвещение»; «Эксмо», 2006-2009 гг. – 04. – 14

  14. Журналы «Химия в школе».

  15. Элективные курсы по химии. – www.lexed.ru

  16. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. – М: «Вентана-Граф», 2006

  17. Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М: «Вентана-Граф», 2006

  18. Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1989.

  19. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (на примере дисциплин естественнонаучного цикла): Учебное пособие. – СПб.: Образование, 1998.

  20. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемно – интегративный подход и методика его реализации в обучении химии// Химия в школе. – 1993. - № 3.

  21. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: учебное пособие 8 – 9 кл. – М.: Вентана – Граф, 2004.

  22. Титова И.М. Малый химический тренажёр: Технология организации адаптивно – развивающих диалогов. Комплект дидактических материалов для 8 – 11 классов общеобразовательной школы. – М.: Вентана – Граф, 2001 – 2007

  23. Назарова Т.С. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. Б-ка учителя химии. 96 с.: ил.

24. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!