СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемно-диалогическое обучение

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение Кизимовой Т.Б., заведующей структурным подразделением «Методический отдел», на практико-ориентированном занятии «Современный урок. Инновационные технологии как механизм повышения качества образования».

Просмотр содержимого документа
«Проблемно-диалогическое обучение»

«Проблемно-диалогическое обучение как механизм повышения качества»

Сообщение Кизимовой Т.Б., заведующей структурным подразделением «Методический отдел», на практико-ориентированном занятии «Современный урок. Инновационные технологии как механизм повышения качества образования». 20.04.2023


1.Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.

Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.


Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог


Приемы создания проблемной

ситуации

Побуждение к осознанию

противоречия

Побуждение к

формулированию

проблемы

1. Одновременно предъявить

ученикам противоречивые

факты, теории, мнения

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

– Какой возникает вопрос?

– Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников

вопросом или практическим

заданием на новый материал

– Вопрос был один? А сколько

мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили?

– Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Шаг 1. Выявить житейское

представление учащихся

вопросом или практическим

заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный

факт сообщением, расчетом,

экспериментом, наглядностью

– Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

4. Дать практическое задание,

не сходное с предыдущими

– Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем

это задание не похоже на предыдущие?





Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал.

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт.

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

Урок географии в 10*м классе по теме «Развивающиеся страны» (по материалам урока О.В. Юрченко, г. Химки).








Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.


Сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно».

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация.


2 . Практическая работа.

Разработайте проблемный диалог по теме.




















Приемы создания проблемной

ситуации

Побуждение к осознанию

противоречия

Побуждение к

формулированию

проблемы

1. Одновременно предъявить

ученикам противоречивые

факты, теории, мнения

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

Выбрать подходящее:

– Какой возникает вопрос?

– Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников

вопросом или практическим

заданием на новый материал

– Вопрос был один? А сколько

мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили?

– Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Шаг 1. Выявить житейское

представление учащихся

вопросом или практическим

заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный

факт сообщением, расчетом,

экспериментом, наглядностью

– Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

4. Дать практическое задание,

не сходное с предыдущими

– Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем

это задание не похоже на предыдущие?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!