Просмотр содержимого документа
«Статья "Проблемное обучение как средство развития логического мышления студентов на занятиях химии"»
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ХИМИИ
И.И. Гарибян - доц. кафедры “Химия”
Ташкентский институт текстильной и лёгкой промышленности
В процессе решения задач востребованными оказываются не только знания, но и умение логически оперировать ими. Логические способности студентов могут быть развиты только в том случае, когда они активно участвуют в процессе усвоения новых знаний. Одним из наиболее эффективных методов развития у студентов самостоятельного логического мышления является проблемное обучение, т.к. именно оно наиболее близко творческой деятельности ученого.
Приёмы создания проблемных ситуаций выбираются в зависимости от конкретного содержания учебного материала, но могут возникать самым неожиданным образом. В одних случаях проблемная ситуация создается с явной опорой на имеющиеся знания студентов. Опираясь на них, студенты делают вывод, который оказывается в противоречии с фактами. Это означает, что знания недостаточны и нужна дополнительная информация для разрешения возникшего противоречия. Такой вариант проблемной ситуации всегда вызывает острый интерес у студентов, отсюда и познавательная эффективность бывает высокой. Например, проблемную ситуацию можно проиллюстрировать следующим примером: анализируя последовательность металлов в электрохимическом ряду напряжений, студенты обращают внимание на тот факт, что начинается он литием, что означает наиболее ярко выраженную у данного элемента металлическую активность по сравнению с другими металлами. Сопоставляя положение металлов в главной подгруппе 1 группы периодической системы Д.И.Менделеева, ученики делают вывод, что литий среди этих металлов характеризуется наоборот наиболее низкой металлической активностью. Возникает противоречие, которое студенты в состоянии разрешить самостоятельно, если предложить им проанализировать роль растворителя, в частности воды, в процессе стабилизации катионов металлов, напомнив при этом, что электрохимический ряд напряжений составлен для водных растворов.
Или, например, при изучении темы «Электроотрицательность» студент задал вопрос: «Водород отдаёт электроны литию или наоборот?». Одноклассники ответили, что электроны отдаёт литий, так как у него радиус атома больше. Тут же другой ученик спросил: «А во что превратится тогда водород?». Мнения разделились: одни посчитали, что атом водорода, присоединяя электрон, превратился в атом гелия, так как у него заряд ядра (+2), а у данной частицы (+1). Так что же эта за частица? Возникла проблемная ситуация, которую можно разрешить, ознакомившись с понятием об ионах. Проблемное изучение химии всегда связано с интенсивным логически выстроенным мыслительным процессом, с широким использованием в ходе решения учебной проблемы рассуждений и доказательности истинности суждений. В ситуации учебной проблемы, ранее сформированные понятия, полученные сведения, приобретенные умения получают развитие, углубляются новыми доказательствами. В процессе применения метода проблемного обучения достигается постепенное формирование у студентов умения самостоятельно выделить проблему, а затем приступить к нахождению оптимального варианта её решения. Занятие, которое не вызывает желание подумать, выяснить и понять, не должно просто существовать.
Способность к самостоятельному логическому мышлению даёт студентам уверенность в своих силах, что очень важно для поддержания хорошего рабочего настроения и успешной работы над решением задачи.
Таким образом, развитая логика химического мышления позволяет творчески подходить к анализу условий любой задачи и, как следствие, выбирать оптимальный вариант её решения. Это умение особенно необходимо студентам в процессе решения всех задач.