СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы и решения методики преподавания русского языка и пути их решения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему Проблемы и решения методики преподавания русского языка и пути их решений.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы и решения методики преподавания русского языка и пути их решения»

    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ  ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА  В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЙ   САЛОХИДДИНОВА АЛЬБИНА НОРИМАНОВНА

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЙ САЛОХИДДИНОВА АЛЬБИНА НОРИМАНОВНА

Я выбрала профессию учителя …    Учитель Я! Нелёгкая работа  Да что работа! Школа жизнь моя  Заботы радости печали и тревоги-  Дорога эта, знаю, для меня.

Я выбрала профессию учителя

Учитель Я! Нелёгкая работа Да что работа! Школа жизнь моя Заботы радости печали и тревоги- Дорога эта, знаю, для меня.

Лев Николаевич Толстой  Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Лев Николаевич Толстой

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль. По мнению психологов, интерес - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке»

Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль.

По мнению психологов, интерес - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке»

  Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес? Какие педагогические технологии позволяют раскрыть ребенку знания, которые учитель оценит справедливо? Над этими вопросами работали, работают и будут работать многие педагоги.

  Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес? Какие педагогические технологии позволяют раскрыть ребенку знания, которые учитель оценит справедливо? Над этими вопросами работали, работают и будут работать многие педагоги.

Добиться активного мышления, заинтересовать детей к своему предмету, как к родному. Известно, что ребенок учится с удовольствием,  пока ему интересно. А для этого нужно, чтобы учитель знал и любил свой предмет. « Детская влюбленность в предмет зависит от нашей влюбленности » - подчеркивал Л.Н. Толстой.  А значит, чем больше эрудиция учителя, чем убедительнее его речь, тем больше интереса у ученика.  Основная задача учителя русского языка

Добиться активного мышления, заинтересовать

детей к своему предмету, как к родному.

Известно, что ребенок учится с удовольствием,

пока ему интересно. А для этого нужно,

чтобы учитель знал и любил свой предмет.

« Детская влюбленность в предмет зависит от

нашей влюбленности » - подчеркивал Л.Н. Толстой.

А значит, чем больше эрудиция учителя,

чем убедительнее его речь, тем больше

интереса у ученика.

Основная задача учителя русского языка

В настоящее время, в век информационных  технологий, когда ответ на любой вопрос можно найти в интернете. Учитель должен идти в ногу  со временем, быть компетентным, как в отношении своего предмета, так и методики преподавания. Существует много педагогических технологий преподавания языка и литературы. Наиболее актуальны интерактивные, компьютерные технологии, технологии проблемного обучения, проектные информационные технологии. Каждый учитель должен прочно владеть ими, и в зависимости от класса выбирать ту или иную технологию.

В настоящее время, в век информационных

технологий, когда ответ на любой вопрос можно

найти в интернете. Учитель должен идти в ногу

со временем, быть компетентным, как в

отношении своего предмета, так и методики

преподавания. Существует много педагогических

технологий преподавания языка и литературы.

Наиболее актуальны интерактивные,

компьютерные технологии, технологии

проблемного обучения, проектные

информационные технологии. Каждый учитель

должен прочно владеть ими, и в зависимости

от класса выбирать ту или иную технологию.

С какими проблемами в методике преподавания мы сталкиваемся на сегодняшний день? Первый остро стоящий вопрос – это вопрос технического оснащения школ. К сожалению, далеко не каждая школа обеспечена техникой в каждом предметном кабинете. Но каждый  компетентный учитель должен уметь сделать интересным урок, заинтересовать учеников  и привить любовь к своему предмету.

С какими проблемами в методике преподавания мы сталкиваемся на сегодняшний день?

Первый остро стоящий вопрос – это вопрос

технического оснащения школ. К сожалению,

далеко не каждая школа обеспечена техникой

в каждом предметном кабинете. Но каждый

компетентный учитель должен уметь сделать

интересным урок, заинтересовать учеников

и привить любовь к своему предмету.

Кабинет оснащённый ТСО

Кабинет оснащённый ТСО

Как сделать урок русского языка интересным, занимательным, любимым и доступно понятным для каждого учащегося? Как говорил В. Сухомлинский:  « Ребенок – это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру».

Как сделать урок русского языка интересным, занимательным, любимым и доступно понятным для каждого учащегося?

Как говорил В. Сухомлинский:

« Ребенок – это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру».

            Игровые технологии являются незаменимым решением в данной ситуации.   Игры – это упражнения близкие к обычным упражнениям. Обычный материал для игр это не развлекательные загадки, кроссворды, а обычные упражнения, только преподносимые особым способом.  И конечно же игровая форма работы помогает преодолевать трудности.

Игровые технологии являются незаменимым решением в данной ситуации. Игры – это упражнения близкие к обычным упражнениям. Обычный материал для игр это не развлекательные загадки, кроссворды, а обычные упражнения, только преподносимые особым способом. И конечно же игровая форма работы помогает преодолевать трудности.

Игровые технологии можно использовать  с 5 по 10 классы. Подобные уроки наряду  с традиционными способами способствуют лучшему восприятию большого и сложного  материала. Здесь на помощь приходят: уроки – игры,  уроки – путешествия в страну Грамматики.

Игровые технологии можно использовать

с 5 по 10 классы. Подобные уроки наряду

с традиционными способами способствуют

лучшему восприятию большого и сложного

материала. Здесь на помощь приходят:

уроки – игры,

уроки – путешествия в страну Грамматики.

Игровые технологии В свои уроки русского языка я включала упражнения, сказки, загадки, игровые моменты типа «Кто быстрее?», «Отдохнём, поиграем!», «Давайте поговорим!», «Знаете ли вы?»

Игровые технологии

В свои уроки русского языка я включала упражнения, сказки, загадки, игровые моменты типа «Кто быстрее?», «Отдохнём, поиграем!», «Давайте поговорим!», «Знаете ли вы?»

Следующая проблема – это общение.  Есть некоторые аспекты преподавания русского языка в национальной школе.   Это языковой барьер. В узбекской школе доминантным является узбекский язык. Дети с русским языком контактируют в ситуации урока и во внеурочных мероприятиях. Многие старшеклассники не могут грамотно излагать  своё мнение, не могут найти в русском языке эквиваленты слов при общении, соответственно вставляют слова из родного языка, автоматически больше предпочитают отвечать на узбекском языке.
  • Следующая проблема – это общение.
  • Есть некоторые аспекты преподавания русского языка в национальной школе.
  •   Это языковой барьер. В узбекской школе доминантным является узбекский язык. Дети с русским языком контактируют в ситуации урока и во внеурочных мероприятиях. Многие старшеклассники не могут грамотно излагать  своё мнение, не могут найти в русском языке эквиваленты слов при общении, соответственно вставляют слова из родного языка, автоматически больше предпочитают отвечать на узбекском языке.
Слово является основной единицей речи  Поэтому обучая учащихся школ с неродным языком обучения русскому языку, учитель должен на каждом уроке в первую очередь работать над тем, как обогатить словарный запас учащегося.  Начиная со 2- класса, учитель русского языка вводит в пассивную лексику новые слова, словосочетания и выражения необходимые учащимся для общения, ведь чем большим количеством владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной речи, так и в письменной форме.

Слово является основной единицей речи

Поэтому обучая учащихся школ с неродным языком обучения русскому языку, учитель должен на каждом уроке в первую очередь работать над тем, как обогатить словарный запас учащегося.

Начиная со 2- класса, учитель русского языка вводит в пассивную лексику новые слова, словосочетания и выражения необходимые учащимся для общения, ведь чем большим количеством владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной речи, так и в письменной форме.

В узбекской школе находящейся, в сельской местности в условиях минимального общения, где единственным носителем русского языка является учитель русского языка, практическое овладение русским языком, невозможно без знания определённого количества слов, которое должен усвоить ученик. Основным средством обогащения словаря учащихся является чтение. Читая на русском языке, учащиеся постепенно накапливают новые и закрепляют в своей памяти ранее встречавшиеся слова.

В узбекской школе находящейся, в сельской местности в условиях минимального общения, где единственным носителем русского языка является учитель русского языка, практическое овладение русским языком, невозможно без знания определённого количества слов, которое должен усвоить ученик. Основным средством обогащения словаря учащихся является чтение. Читая на русском языке, учащиеся постепенно накапливают новые и закрепляют в своей памяти ранее встречавшиеся слова.

Но проблема организации чтения остаётся  актуальной тем более для бинарных детей,  где русский язык им неродной и даётся с трудом. Ни для кого не секрет, что учащиеся с каждым годом всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность и бедная речь. Учителю нужно сделать всё, чтобы уроки были интересными, чтобы учащимся захотелось прочитать или дочитать то или иное художественное произведение после урока. В школах имеются пришкольные библиотеки, но в них малое  количество книг на русском языке.

Но проблема организации чтения остаётся

актуальной тем более для бинарных детей,

где русский язык им неродной и даётся с трудом.

Ни для кого не секрет, что учащиеся с каждым

годом всё меньше и меньше читают. Отсюда

и безграмотность и бедная речь. Учителю нужно

сделать всё, чтобы уроки были интересными,

чтобы учащимся захотелось прочитать или

дочитать то или иное художественное

произведение после урока. В школах имеются

пришкольные библиотеки, но в них малое

количество книг на русском языке.

Нужно обеспечить школы книгами русской художественной литературы.   Узбекская художественная литература Русская художественная литература

Нужно обеспечить школы книгами русской художественной литературы.

Узбекская художественная литература

Русская художественная литература

Интерактивный метод   Также существует множество разнообразных приемов организации занятий, которые помогают детям проявить свои способности. Один из эффективных приемов - интерактивные методы обучения.

Интерактивный метод

Также существует множество разнообразных приемов организации занятий, которые помогают детям проявить свои способности. Один из эффективных приемов - интерактивные методы обучения.

 Работа при интерактивном взаимодействии часто строится в парах и малых группах. Это и помогает развитию учеников.

Работа при интерактивном взаимодействии часто строится в парах и малых группах. Это и помогает развитию учеников.

       «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»        В отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения

«Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»  

В отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения

Интерактивные методы, которые я использую на уроках русского языка 1) Карусель 2) Незаконченное предложение 3) Дерево решений 4) Метод пресс 5) Займи позицию 6) Дискуссия 7) микрофон 8) Синтез идей 9) Шкала мнений 10) Ромашка качеств 11) Стреляй метко 12) Сундук мудрости 13) Вертушка 14) Лепбук  

Интерактивные методы, которые я использую на уроках русского языка

  • 1) Карусель
  • 2) Незаконченное предложение
  • 3) Дерево решений
  • 4) Метод пресс
  • 5) Займи позицию
  • 6) Дискуссия
  • 7) микрофон
  • 8) Синтез идей
  • 9) Шкала мнений
  • 10) Ромашка качеств
  • 11) Стреляй метко
  • 12) Сундук мудрости
  • 13) Вертушка
  • 14) Лепбук

 

Такие уроки с применением интерактивных  методов обучения позволяют обеспечить активность ученика, в сочетании  с инициативой и самостоятельностью, повысить интеллектуальный фон класса, созданный за счёт активности мышления каждого школьника. Используя такие методы, мы можем решить многие проблемы по изучению русского языка в национальной школе.

Такие уроки с применением интерактивных

методов обучения позволяют обеспечить

активность ученика, в сочетании

с инициативой и самостоятельностью,

повысить интеллектуальный фон класса,

созданный за счёт активности мышления

каждого школьника.

Используя такие методы, мы можем решить

многие проблемы по изучению русского языка

в национальной школе.

   Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.   В. О. Ключевский-русский историк

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

В. О. Ключевский-русский историк

Благодарю за внимание !

Благодарю за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!