СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы обучения пятиклассников английскому языку и методы их решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию статью, которая посвящена проблемам обучения чтению учеников 5 класса. Многие учителя жалуются, что дети не понимают правил чтения, хотя на уроках постоянно их повторяют и объясняют. Возможно, эта подборка методов поможет сделать работу учителей легче и проще.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы обучения пятиклассников английскому языку и методы их решения»

Казанцева Е.В, учитель английского языка



ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Каждый год происходит переход учащихся из начального звена в средний, меняются учителя, требования, объем информации. Кроме того, сами дети переживают возрастные изменения и уже по-другому воспринимают учебу в школе, на первое место выходит общение со сверстниками, становление коммуникационных навыков. Учитель, который принимает детей из начального звена, должен пройти некий путь адаптации, и этот путь непрост. Сколько шишек набиваем мы с ребятами, сколько нехоженых троп нам приходится одолеть, прежде чем выйдем на ровную дорогу изучения предмета. Часто именно английский становится предметом сложным и нелюбимым в пятом классе и наша задача – помочь ребенку не разочароваться, сохранить интерес к нему.

В этой статье мне хотелось бы описать небольшой опыт работы с пятиклассником. С первых же занятий выяснилось, что нужно преодолеть несколько барьеров, которые мешают освоить английские правила чтения: деление на слоги, умение видеть гласные и не путать их с согласными, понимание открытого и закрытого слога.

Были и небольшие проблемы с пониманием букв, мальчик долго не мог запомнить разницу между Jj, Ii и Yy. Это распространенная проблема, она может решаться путем не только прописывания, но и детального изучения элементов букв, их надстрочных и подстрочных особенностей. Один из приемов – просьба написать буквы по памяти, и мы писали их каждый раз, пока полностью не идентифицировали все буквы.

Изучение гласных стало следующим этапом после установки всех букв алфавита. Очень удобно строить представление на базе приемов, разработанных В.Ф. Шаталовым – таблиц и схем. Предлагаю такую запись:

a

o

u

e

i

y



Неслучайно в этой таблице «круглые» гласные сверху, а «стройные» снизу, в дальнейшем это помогло изучить правила чтения букв Gg, Cc:

Gg

a

o

u

[g]

game

Gg

e

i

y

[ʤ]

page



Наиболее сложный момент – это чтение в открытом и закрытом слогах, даже уже после полного понимания чтения в III и IV типах проблема сохранялась долго. Чтобы ее решить, сначала работали над слогоделением. Да, в начальной школе дети учатся этому довольно быстро, и слова русского языка ученик делил на слоги легко. Перенести правила на «английские рельсы» было сложно из-за неверной или неуверенной идентификации гласных – согласных. Современным ребятам требуется частое повторение нюансов букв, скорее всего это связано с тем, что английский текст они видят перед глазами гораздо реже, мозг как будто забывает буквы и начинается интерференция русских букв и английских (некоторые ребята настолько сильно путают буквы, что хочется говорить о дислексии). Выход – в постоянном повторении, в выработке насмотренности.

Проблема открытого и закрытого слога стояла передо мной долго. Попытки с ней справиться привели к разработке некоторых принципов для построения дидактического материала, способствующего запоминанию правила.

Принцип 1. Однородность (в одной колонке даются слова на один тип правила с одной гласной): fat, mat, cat.

Принцип 2. Одна гласная – два правила (в соседних колонках располагаются слова с одной гласной, но с разными типами слогов):

fat

fame

mat

mate

cat

Kate



Принцип 3. Смешивание (разные типы слогов и одна и та же гласная даются в одной колонке).

Принцип 4. Лесенка (слова располагаются в зависимости от проблематичности – больше тех слов, в правиле которых ученик ошибается):



rate


rat

mate

car

cat

Kate

Читать можно пол вертикали и горизонтали, такая лесенка многофункциональна.

Принцип 5. Один лишний (в стандартном столбце есть одно слово на отличающееся правило):

fat

fame

mate

mat

cat

Kate



Принцип 6. Постепенность (изучать таким образом правила чтения нужно плавно, переходя к следующей гласной, смешивая со словами предыдущей изученной буквы).

Принцип 7. Доступность (рассказ о правиле дается в форме сказки, рассказа, персонажа):

«Однажды я шла по заснеженной улице маленькой деревеньки и заметила, что передо мной два одинаковых домика.Только один стоит грустный, а другой веселый. Оказалось, что во втором домике проблема с печкой, забилась труба. Посмотрела я на крышу грустного домика, а там, прямо на трубе, расселась буква Kk и из трубы плохо идет дым: [Ʊ] - [Ʊ]!... » - так можно рассказать о чтении «оо» и «оо+ k».

Данные принципы помогают создавать дидактический материал настолько разнообразный, что учащиеся никогда не скучают на уроках английского языка, постоянно находятся в тонусе, потому что каждое следующее занятие – новое открытие.

Самый главный принцип, который должен сопровождать весь процесс – принцип рефлексии. Нужно постоянно акцентировать внимание учеников на том, какие правила они изучили, что поняли, могут ли прочитать подобные слова в тексте.

Можно сделать вывод, что методы работы с детьми никогда не должны стоять на месте. Учителя применяют и старые методики, и придумывают новые, постоянно оттачивая свое мастерство. Современные дети, считается, - носители «клипового» мышления, поэтому задания тоже должны быть структурированными, небольшими по объему, полифункциональными. Большое значение имеет частота встречаемого текста на иностранном языке, чтобы дети начали читать, нужно создавать условия для чтения, пусть и не аутентичные.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!