КГКП «Ясли - сад «Березка»
Проблемно-деловая игра для педагогов «Поликультурное и полиязычное образование в детском саду»
Подготовила и провела
Антропова Л.И.
Ход игры
В музыкальном зале полукругом стоят столы, педагоги рассаживаются за ними.
Вступительное слово:
«Казахстан должен восприниматься во всем мире
как высокообразованная страна,
население которой пользуется тремя языками:
казахский язык – государственный, русский язык
как язык межнационального общения и
английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику»
Н. А. Назарбаев «Новый Казахстан – в новом мире».
Полиязычие является основой формирования поликультурной личности. Цель поликультурного и полиязычного образования заключается в формировании человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий. Развитие полиязыкового сознания личности – это алгоритм развития речи, мысленная, устная и письменная коммуникация.
Поликультурная личность – это личность, воспринимающая себя в качестве субъекта полилога (беседы, дискуссии) культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии (сопереживание - эмоции) и толерантности, эмоциональной устойчивостью, умением жить в мире и согласии с представителями разных культурных групп, способная к успешному самоопределению и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества.
Овладевая полиязыковой культурой, человек тем самым расширяет свои возможности. Определяя полиязыковую культуру, как совокупность показателей, отражающих уровень распространенности «языков культуры» в языковом пространстве, а также уровень владения родным и не родными языками в пространстве конкретного социума, мы видим важный фактор решения многих социальных проблем современного образования в исследовании роли языковой культуры.
Необходимость триязычия и полиязычия неоднократно подчеркивалась Президентом РК на государственном уровне. В своем обращении народу Президент Н.А. Назарбаев отметил, что "...Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство… Поликультурность Казахстана - это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности".
«Полиязычное образование, являясь следствием социокультурной трансформации современной языковой ситуации в Казахстане, предстает как инновационный процесс, требующий специальной системы обеспечения полноценной деятельности субъектов образования в измененных новых условиях» [2].
Глава государства Н. А. Назарбаев ставит перед отечественным образованием принципиально новые задачи. Сегодня в Казахстане заложены основы для формирования целостной казахстанской модели инновационного образования, эффективно интегрирующей все уровни обучения – от детского сада до высшего образования и науки.
Внедрение в дошкольных организациях образования современных инновационных методик и креативных образовательных технологий обучения позволит заложить потенциал для более успешного и качественного продолжения обучения в школе, колледже, в вузе, что, в свою очередь, напрямую повлияет на развитие интеллектуального будущего нашей страны.
Поиском оптимальной модели полиязычного образования в Казахстане в рамках реализации языковой политики государств, направленной на создание системы полиязычного, поликультурного образования и интеграцию и мировое образовательное и социально – экономическое пространство, занимаются многие представители современного казахстанского общества.
По стандарту, языковая компетентность ребенка к 6 годам заключается в свободном владении языком в рамках к лексико – грамматическому и фонетическому уровню развития для своей возрастной группы.
«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» заключается в том, что ребенок систематично и планомерно знакомится с культурой, обычаями, традициями казахского народа и других народов, проживающих на территории Казахстана ,постепенно в практике реального общения открывает для себя сходства и различия с другими людьми. И полиязычие рассматривается как средство формирования поликультурной личности.
В настоящее время уже сформированы некоторые принципы обучения в системе полиязычия:
казахский язык – русский язык – английский язык;
изучение языков должно идти параллельно, опорой должен являться родной язык.
Вы выслушали не большое вступительное слово о поликультурном и полиязычном образовании в Республике Казахстан, и внедрение в дошкольных организациях в детских садах. И сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 команды, для проведения деловой игры по поликультурному и полиязычному образованию, придумали название команды, связанное с темой игры. Для нашей игры мы выбрали жюри (представляю жюри)
Жюри оценивает работу групп по критериям: полнота ответа, слаженность работы в группе (умение корректно отстаивать свое мнение и договариваться с коллегами).
Задание 1. (каждой группе раздаются листы с высказывание о поликультурном или о полиязычном воспитании)
1. Прочитайте высказывания разных авторов о поликультурном или о полиязычном воспитании, образовании.
2. Подчеркните слова, выражающие цель высказывания.
3. Объясните, как вы понимаете цель этого высказывания, к какому воспитанию оно относится (поликультурному или полиязычному).
Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Н.А.Назарбаев: «Народ будет мудр в воспитании потомства, заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении…Будет одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками… Он будет патриотом своей страны, известной и уважаемой во всем мире».
В.В. Макаев., З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова: «Формирование личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий».
Задания 2
Закончи мысль и объясни. (задания раздается каждой команде) Полиязычие – это….. Поликультурие – это…
Задание 3. Решите кроссворд
Задание 4. Проведи любую народную игру, название скажи на трех языках.
Задания 5. Как помочь родителям?
Начерти схему, которая поможет родителям, лучше познакомить ребенка с традициями и обычаями своего народа? Схему рисует каждая команда свою.
Подведение итогов жюри.
Награждение вымпелам.
Литература
1. Назарбаев Н.А. – Послание Президента народу Казахстана // Новый Казахстан в новом мире. – 2007.
2. Жетписбаева Б.А. – Полиязычное образование: теория и методология. –Алматы: Білім. – 2008 – C. 343. 3
3. интернет ресурсы:
http://publikacia.net/archive/2015/2/2/22
http://collegy.ucoz.ru/blog/2015-01-22-483
https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32605
Методический материал для проведения проблемно-деловой
игры для педагогов по теме
«Поликультурное и полиязычное образование в детском саду»
Решите кроссворд
| 1п | |
2о | б | ы | ч | а | й | |
| т | |
| 3р | е | л | и | г | и | я |
| | 4и | г | р | а | | |
| о | |
| 5с | в | я | т | к | и | |
| | и | |
| 6я | з | ы | к | |
| 7м | у | з | е | й | |
Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству.
Унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов, равнозначно понятию «традиционный»,
Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий. Объединение людей в организации.
Форма народной игровой культуры, понятные и интересные детям.
Славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды».
Знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание), многофункциональное явление.
Учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Социально-культурный феномен, обладающий большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам.
| 2э | | | | | | | | | |
т | 3г | | 6м |
н | а | | | а |
1т | о | л | е | р | а | 4н | т | н | о | с | т | ь | |
| с | | | м | | а | | | | | р | |
| о | ц | е |
н | и | ш |
ь | я | 5к | а | з | а | х | с | к | и | и |
| | |
| | | | |
Один из компонентов содержания социального развития старших дошкольников в поликультурном обществе. Означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Группа людей, объединённых общим признаком.
Язычковый клавишно-пневматический русский национальный музыкальный инструмент.
Социально-экономическая, культурно-политическая и духовная исторически сложившаяся общность людей.
Национальный язык Республики Казахстан
Русская деревянная игрушка, в виде расписной куклы, внутри которой находится подобные ей куклы меньшего размера.
| | 1п | о | л | и | я | з | ы | ч | и | е | |
| | о | | | | |
| л | |
| 2и | г | р | у | ш | к | а | |
| 3к | в | а | с | | |
| у | |
| 4к | у | л | ь | т | у | р | а | | |
| | ь | | | |
| | т | | |
| у | | | |
| 5н | а | р | о | д | | |
| | н | | |
| о | |
| 6с | в | и | с | т | у | л | ь | к | а |
| т | | | |
7ф | о | л | ь | к | л | о | р |
По вертикали
Способность образования выразить разнообразие и многообразие культуры, отобразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур.
По горизонтали
Что является основой формирования поликультурной личности
Одна из форм народной игровой культуры, понятная и интересная детям.
Традиционный славянский кислый напиток, который готовят на основе брожения из муки и солода (пшеничного, ячменного) или из сухого ржаного хлеба, иногда с добавлением пахучих трав, мёда, служил основой холодных похлёбок.
Человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Этнос или группа людей, общая по происхождению (кровное родство). Позже, как признак стали использовать ряд вторичных признаков язык, культура, территория, религия, историческое прошлое и т. д.
Русский народный музыкальный инструмент. Изготавливается из глины, дерева. С языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару дождя и ветра и отпугивание нечистой силы. Впоследствии, превратился в детскую забаву в виде игрушек.
Народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы. Создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство