СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Проблемное обучение на уроках физики».

   Обучение студентов ставить вопросы (проблемы) - важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду. Высокий уровень преподавания в Российском образовании достигается благодаря внедрению в учебный процесс новых методов обучения и воспитания. Одним из таких методов является проблемное обучение.

   Традиционное обучение, как правило, обеспечивает студентов системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности. Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность студентов, формирует познавательный интерес. Учащийся может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности конкретной дисциплиной. Поэтому преподавателю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности студента.

   Идеи проблемного обучения давно применялись в практике преподавания физики и других учебных дисциплинах. Появление теоретических работ по проблемному обучению в середине 70-х годов привело к тому, что преподаватели стали активнее использовать его в образовательном процессе. Опыт применения отдельных элементов проблемного обучения в образовании исследован  А.В.  Усовой,  Р. И. Малафеевым, М.И. Махмутовым. Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории С.Л. Рубинштейна, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова. Проблемность в обучении ими рассматривается как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся. Проблемным, эти авторы, называют обучение не потому, что весь учебный материал усваивается только путём самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение преподавателя, и репродуктивная деятельность студентов, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебной проблемы - характерный признак этого обучения.

   Проблема - означает  теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; задача, задание.  Проблемное обучение - это такая организация педагогического процесса, когда студент систематически включается преподавателем в поиск решения новых для него проблем.   Структура процесса проблемного обучения  представляет собой систему связанных между собой и усложняющих проблемных ситуаций. Проблемная ситуация - состояния интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения, Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

   Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Проблемные вопросы - это такие вопросы, с помощью которых создаётся проблема. Проблемный вопрос, как и проблемная задача, является характеристикой объекта мышления. Вопрос может входить в структуру проблемной задачи, выполняя функцию ее требования, и выступать как относительно самостоятельная форма мысли, как отдельное проблематизированное высказывание, требующее ответа. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания.

 В проблемном вопросе должны быть:

   1) сложность, выступающая в форме противоречия;

   2) ёмкостное содержание;

   3) увлекательная форма;

   4) доступный для студента уровень сложности.

   В процессе работы наиболее часто преподаватель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.  Приведу для примера теоретический вопрос, который задаётся после изучения закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников.

Вопрос: Определите, как изменяется сила тока в ветвях параллельного соединения при уменьшении сопротивления одной из его ветвей (неразветвленная часть цепи тоже содержит резистор)?

Чтобы ответить на этот вопрос, студент проходит несколько этапов.

Отметим эти этапы:

   1. Прежде всего, выясняют, как изменится сопротивление параллельного соединения и сопротивление все цепи.

   2. Выясняют, как изменится сила тока в неразветвленной части цепи.

   3. Выясняют, как изменилось падение напряжения на проводнике в неразветвленной части цепи.

   4. Выясняют, как изменилось падение напряжения на параллельном участке.

   5. Выясняют, как изменился ток в ветвях, сопротивление которых не изменилось.

   6. Выясняют, как измелился ток в ветви, сопротивление которой уменьшилось.

   7. Проверяют решение проблемы.

   В процессе решения проблемных ситуаций, студенты сами добывают недостающие для решения знания, при этом они проходят все этапы научного познания мира: от выдвижения гипотезы до её проверки, постигают логику открытия.   Значительное место в проблемном обучении занимает решение проблемных задач. Проблемные задачи позволяют студенту даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствовать сложность физических явлений, но и понять их суть, побудить его к самостоятельному решению проблемы, её осмыслению, попытаться поставить себя на место изобретателя, испытать удовлетворение от интеллектуального труда. Такие задачи позволяют студентам сопоставить получаемый ими результат с раннее изученным материалом, сделать выводы, задуматься.

   Примером таких задач могут быть следующие:

Задача 1: Определите сопротивление реостата, произведя необходимые измерения и расчёты (количество витков, площадь поперечного сечения провода, радиус керамического основания).

Задача 2: Наэлектризовать разноимённые два электроскопа, не прикасаясь к ним заряженным телом.

Задача 3: Дан электрозвонок постоянного тока, гальванический элемент, провода. Как соединить провода, чтобы замыкание цепи вызвало только один удар молоточка о звонковую чашку?

   Решение таких задач опытным путём даёт возможность студентам изученные закономерности применять к анализу реальных явлений.   В задачах такого вида, главным действующим лицом являются  студенты. Они, решая проблему, сами выдвигают гипотезы, доказывают их и проверяют.   Проанализировав работы авторов, занимающихся проблемным обучением, можно предложить следующую структуру проблемного обучения, отличающуюся простотой и доступностью для практического применения:

- актуализация опорных знаний;

- возникновение проблемной ситуации;

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы;

- нахождение способа решения путём догадки или выдвижения гипотезы;

- доказательство гипотезы или догадки;

- проверка правильности решения проблемы.

  Проблемное обучение, основанное на закономерностях развития мышления, призвано научить студентов самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. При проблемном подходе к обучению есть возможность уйти от механического запоминания. Когда перед студентами ставиться учебная  проблема, создаётся тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы - всё это способствует лучшему усвоению материала, причём большая часть усваивается непроизвольно. Студент учится мыслить научно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение на уроках физики»

Метод проектов на уроке по дисциплине «Физика»

Учебная тема: «Электромагнитные волны и физические основы радиотехники».

Проект: «Развитие средств связи на современном этапе»

1 этап: Погружение в тему проекта.

Преподаватель формулирует тему, цель, задачи.

Цель: Предложить идею прибора для коммуникационных систем, или провести мини исследование в выбранном направлении: радио, телевидение, Интернет, сотовая связь, телефон, телеграф.

Задачи:

- Собрать и обобщить информацию по данному типу.

- В проекте осветить вопросы: название прибора, в какой области коммуникационных систем разработан прибор, для чего он предназначен, принцип работы, плюсы и минусы.

- Для исследования исторические сведения; тема исследования; выводы; создание буклета.

- Отчёт по проекту оформить в виде в виде мультимедийной презентации.

Этот этап на занятии, на котором в форме мультимедийной презентации, подготовленной преподавателем, дан краткий обзор основных видов современной связи. Сформулирована тема, цели, задачи проекта.

2 этап: Организация деятельности.

Преподаватель: организует разбивку на группы. Каждой группе предлагается список состава, чтобы студенты в соответствии со своими желаниями и возможностями определили свою роль в подготовке проекта и спланировали свою деятельность.

Студенты: по своему желанию распределяются в группы, выбирают роли и составляют план своей работы над проектом.

Этот этап студенты проводят во внеурочное время, консультируются с преподавателем.

3 этап: Осуществление деятельности.

Студенты на этом этапе очень активны. Ищут материал в справочной литературе, Интернет, проводят систематизацию собранной информации, определяют тему исследования, проводят его или придумывают идею прибора, оформляют презентацию, готовятся к защите проекта.

4 этап: Презентация результатов.

Это обобщающий урок по теме «Развитие средств связи».

Оформление кабинета: Доска. Плакат: Конференция молодых учёных «Развитие коммуникационных систем».

Компьютер, экран, проектор, составленные таблицы, статьи, помещенные в общую стенгазету.

Группы, по очереди выходя к экрану, защищают проект. Участники других групп задают вопросы, идет живое обсуждение проблемы.

Преподавателю предстоит довольно сложная работа: оценить вклад каждого в проделанную работу. Поэтому я сначала предварительно выставляю оценки на листок в каждой группе. Затем обсуждаем их непосредственно с участниками группы.

Проводя такие работы в течение обучения студентов в группах по многим темам, можно выделить положительные моменты по использованию метода проектов.

1. Этот метод позволяет студентам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Студенты овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у студентов критическое и творческое мышление.

2. Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

За этим методом будущее, недаром он отнесён к технологиям ХХ1 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриального общества. Нужно учить именно тому, что может пригодиться, тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования.

В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда

(способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если студент будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большей долей вероятности, реализован в современном обществе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!