Часть 1
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А – Переход в контрнаступление под Сталинградом | 1. 1943 |
Б – Набег Едигея | 2. 1395 |
В – Создание ОВД | 3. 1408 |
Г – Заключение Нерчинского договора | 4. 1955 |
| 5. 1689 |
| 6. 1942 |
| |
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Присоединение Коломны к Москве
2) Сокрушение Непобедимой армады
3) Арест большевиками Временного правительства
Ответ: ___________________
3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ | СОБЫТИЯ |
А – Церковный раскол | 1. Созыв I Государственной Думы |
Б – Внутренняя политика Николая II | 2. Поход Андрея Боголюбского на Киев |
В – Индустриализация | 3. Начало строительства Транссиба |
Г – Раздробленность | 4. Соловецкое сидение |
| 5. Строительство Днепрогэса |
| 6. Гибель Игоря Старого |
| |
А | Б | В | Г | | |
| | | | | |
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
Свияжск | (А) | ___ (Б) |
(В) | Ссылка Александра Меншикова | (Г) |
Севастополь | (Д) | 1850-е |
(Е) | Проведение Второго съезда РСДРП | 1900-е |
Пропущенные элементы:
1) Берёзов
2) 1820-е
3) Строительство крепости для последующего наступления
4) 1720-е
5) Минск
6) Основание города
7) Оборона от англо-французских войск
8) Лондон
9) 1550-е
5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | УЧАСТНИКИ |
А – русско-турецкая война 1735-1739 | 1. А. Суворов |
Б – Карпатский партизанский рейд | 2. Б. Миних |
В – СВО | 3. Д. Боброк |
Г – Куликовская битва | 4. С. Ковпак |
| 5. М. Пирогова |
| 6. А. Матросов |
| |
А | Б | В | Г | | |
| | | | | |
6. Прочтите отрывок из воспоминаний исторического деятеля.
«При постройке Великого Сибирского пути, когда мы получили концессию на постройку дороги через Маньчжурию (по направлению от Читы к Владивостоку), - я ввёл там охранную стражу, которая состояла из отставных военных или военных действительной службы, из пограничников, которые временно как бы вышли в отставку для того, чтобы поступить в охранную стражу, так как непосредственно военных на дороге держать было невозможно... Этот Заамурский округ пограничной стражи сыграл выдающуюся роль во время последней японской войны. Все военачальники не могли нахвалиться офицерами и солдатами этой пограничной стражи Заамурского округа, что, впрочем, вполне понятно.
Как только я вступил в управление министерством финансов, Государь как-то раз в разговоре сказал мне, что, кроме Сибирской железной дороги, которую он мне поручил исполнить и относительно которой я ему дал обещание, что приложу все усилия, чтобы осуществить его мысль о соединении России с Владивостоком, он желал бы поручить мне ещё исполнение одного дела, а именно питейного дела.
Итак, я решил провести мысль Императора Александра III. Ещё при нём, во время Его царствования мне удалось провести основания питейной монополии. Говорили, что если я введу питейную монополию в Петербурге, то явится чуть ли не восстание. Влияние это на Великого Князя было оказано теми лицами, которые были заинтересованы в питейных доходах».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Автор воспоминаний упоминает события, связанные со строительством КВЖД;
Автор воспоминаний утверждает, что его предложения реформ встречали сопротивление среди представителей власти;
В ходе войны, которая упоминается в отрывке, Россия одержала победу;
Современником событий, которые описаны в воспоминаниях, был К.П. Победоносцев;
Автор воспоминаний разработал манифест об усовершенствовании государственного порядка;
В период, который описан в воспоминаниях, в Российской империи начался промышленный переворот.
Ответ: ____________________
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «Лебединое озеро» | 1) Автор - Чайковский |
Б) «Девятый вал» | 2) Памятник культуры создан в XVII веке |
В) Повесть о Шемякином суде | 3) Памятник является примером такого направления в искусстве, как романтизм |
Г) «Двенадцать» | 4) Автор был членом Содружества передвижных выставок |
| 5) Автор – поэт-символист |
| 6) Автор – участник объединения «Могучая кучка» |
| |
А | Б | В | Г |
| | | |
8. Заполните пропуск в предложении: «Данная памятная монета посвящена событиям тысяча девятьсот _______________ года». Ответ запишите словом (сочетанием слов)
Ответ: ____________________________________________
Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.
9. Укажите название государства, действия войск которого обозначены в легенде схемы цифрой «1»).
Ответ: _________________
10. Назовите город под цифрой «6».
Ответ: __________________
11. Прочтите отрывок из источника о событиях на схеме. Используя схему, укажите название реки, которое пропущено в тексте.
«Начало похода было намечено на середину лета, однако польскому королю пришлось отложить выступление из-за набега русского отряда под командованием князя Дмитрия Хворостинина. Противник задержал приказ о наступлении на Псков, пока не получил известия об отходе русских из Литвы. Это позволило укрепить оборону города. Выступив, польские войска взяли город Остров, находившийся на реке ___________. Переправившись через ___________, 18 августа передовые отряды войска Речи Посполитой подошли к Пскову с юга. Увидев малочисленность авангарда противника, русские воеводы предприняли вылазку и отбросили противника на несколько вёрст».
Ответ: _______________________
12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «7» обозначено место подписания Столбовского мира;
2) Оборону города под цифрой «6» возглавлял Михаил Скопин-Шуйский;
3) Эта война началась и завершилась в эпоху правления одного монарха;
4) Город под цифрой «5» был взят русскими войсками;
5) Цифрой «8» обозначен город, входивший в состав Российского государства на момент начала этой войны;
6) На схеме обозначено государство, переставшее существовать во время войны, события которой обозначены на схеме.
Ответ: _____________________
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из обращения государственного деятеля.
«Дорогие друзья»! Сегодня «…» я ухожу в отставку.
Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны пройти думские выборы. Так это и произошло. Это было очень важно для России. мы создаём важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи власти, власти от одного Президента России другому, вновь избранному. И всё же я принял другое решение. Я ухожу раньше положенного срока. Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми.
Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думу за новое поколение политиков, я понял: главное дело своей жизни я сделал. Россия уже никогда не вернётся в прошлое, всегда теперь будет двигаться только вперёд. И я не должен мешать этому естественному ходу истории.
Сегодня я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. За то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, цивилизованное будущее. Одним рывком не получилось. В чём-то я оказался слишком наивным. Где-то проблемы оказались слишком сложными. Но я хочу, чтобы вы знали. Боль каждого из вас отзывалась болью во мне. Бессонные ночи, мучительные переживания: что надо сделать, чтобы людям хотя бы немного жилось легче и лучше? Не было у меня более важной задачи.
Мне на смену приходит новое поколение, поколение тех, кто может сделать больше и лучше».
13. Назовите автора обращения. Назовите год, когда прозвучало обращение. Назовите преемника автора обращения на государственном посту.
14. Какое решение принял автор обращения? В чём причина такого решения? Назовите одну причину. В чём автор обращения видит свою вину? Укажите одно пояснение. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображения и выполните задания 15, 16.
15. Назовите руководителя нашей страны в период, когда был выпущен конверт. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
16. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан после события, годовщине которого посвящён конверт? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите город, где расположен этот памятник архитектуры.
17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
А) | «Несколько позже, 6 сентября, из Ставки прибыла директива. Фронты, действия которых я координировал, получили наступление с выходом на среднее течение Днепра и захватить плацдармы. Воронежский фронт под командованием Н. Ф. Ватутина должен был нанести удар на Ромны — Прилуки — Киев. Степной фронт под командованием И. С. Конева — наступать на полтавско-кременчугском направлении. Для тщательной подготовки наступления к Днепру у нас не было возможностей. В войсках обоих фронтов чувствовалась большая усталость от непрерывных сражений. Ощущались некоторые перебои в материально-техническом обеспечении. Но все мы, желанием скорее выбросить врага с нашей земли, от солдата до маршала, горели освободить многострадальный украинский народ из-под тяжкого гнёта оккупантов, которые свои неудачи на фронтах вымещали на беззащитном населении». |
Б) | «Наши войска с ходу форсировали Десну, 21 сентября овладели Черниговом. А 13-я армия уже подошла к Днепру и 22 сентября начала его форсировать на участке Мнево, Чернобыль, Сташев севернее Киева. Преодолевая сопротивление врага, используя все захваченные на берегу лодки, плоты, бочки, солдаты под руководством опытных и решительных командиров приступили к преодолению водной преграды на широком фронте. Форсирование обеспечивалось хорошо организованным артиллерийским огнём с берега. Орудия били и навесным огнем, и прямой наводкой. Стреляли и танки, подошедшие к берегу. Штурмовая и истребительная авиация поддерживала наземные войска ударами с воздуха. Передовые подразделения пехоты, быстро переправившись на противоположный берег, зацепились за него, отражая атаки противника, пытавшегося сбросить их в реку». |
Укажите год, когда произошли упомянутые в отрывках события. Укажите кодовое название любой крупной наступательной операции советских войск, проведённой в этом же году. Что, по мнению автора одного из отрывков, осложняло тщательную подготовку к наступлению в ходе этих событий?
18. В середине XIX века Россия вступила в очередную войну с Османской империей и потерпела поражение. Укажите:
А) Внешнеполитическую причину поражения;
Б) Внутриполитическое последствие поражения;
В) Внешнеполитическое последствие поражения. Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
А)____________________________________
Б)____________________________________
В)____________________________________
19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «рекрут». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в международном положении СССР в 1945-1953 гг. и 1953-1964 гг. по какому(-им) признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис: _________________________________
Обоснования тезиса:
1) ________________________________
2) ________________________________
21. Во второй половине XVIII века происходили боевые действия. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что итоги этих военных действий значительно повлияли на международное положение Пруссии и Российской империи. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для СССР: ___________________________________
Аргумент для США: ___________________________________