СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Басни Крылова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Басни Крылова"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИРХИДЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ А.И. БАЛДУННИКОВА»

(МБОУ «Ирхидейская СОШ»)

669213 ул. Заречная,6 с. Ирхидей, Осинский район, Иркутская область

Тел.: 8(39539) 99-4-29 E-mail: [email protected]










Учебный проект

«Басни И.А.Крылова»







Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы

Алсаханова Аграфена Владимировна

























Ирхидей, 2021г.

Паспорт проекта

Название проекта: «Басни И.А.Крылова» 

Автор проекта: Алсаханова Аграфена Владимировна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории

Форма работы: проектная деятельность

Тип проекта: Учебно - познавательный

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Участники проекта: учащиеся 5 класса


Содержание

1. Актуальность темы

2. Цели и задачи проекта

3. Планируемые результаты

4.Методы и приемы

5. Межпредметные связи

6. Формы реализации проекта

7. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

8. Краткая характеристика поэтапной работы над проектом

9.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Актуальность темы:

Басни И. А. Крылова широко известны во всем мире. Они удивляют своим веселым юмором, афористичностью, умением глубоко заглянуть в человеческую сущность, осуждением пороков и недостатков отдельных людей и всего общества в целом, смелыми и поучительными выводами.

Крылов всвоих произведениях умело показывает такие проблемы, как борьба между правдой и ложью, добром и злом, искренностью и лицемерием, ведьнесмотря на то, что герои басен – животные, птицы, насекомые, они олицетворяют собой людей и их поступки. Читая басни Крылова и наблюдая за своими современниками, приходишь к выводу, что и в нашей жизни встречаются персонажи басен великого баснописца. Именно этим и определяется актуальность этой темы.

Цели проекта:

  • расширить представления учащихся о баснях;

  • пробудить интерес к творчеству И.А.Крылова;

  • определить нравственную ценность басен Крылова;

  • развивать навыки выразительного чтения;

  • формировать умение выступать перед аудиторией;

  • побуждать к успешному выполнению проблемных и поисковых заданий, научиться работать в группах.

Задачи проекта:

1. Выявить у обучающихся знания о баснях.

2. Научиться различать жанровые особенности басен;

3. Способствовать формированию эмоционального, осознанного восприятия художественного текста, потребности в самостоятельном и выразительном чтении художественных произведений.

Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС основного общего образования определены планируемые результаты изучения темы:

Предметные:

-проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

-проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни,

-развитие навыков выразительного чтения;

Личностные:

-воспитание интереса к классической литературе,

-нравственно-этическая ориентация,

-способность к самооценке своих действий, развитие самоопределения, стремление к речевому самосовершенствованию;.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: поиск информации, умение строить речевое высказывание, осознанное чтение текста художественного произведения;

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цели, планировать свою деятельность, стремление к постижению нового.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с другими людьми, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом познавательных задач.

Методы и приемы

Технология проектной деятельности позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять полученные знания.аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на новую ступень познания и творческой деятельности. При подготовке и реализации проекта использованы словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения.Они включают в себя такие приемы обучения, как подготовка и выразительное чтение наизусть, создание и описание своих иллюстраций, устное монологическое высказывание, беседа, самостоятельный поиск информации в энциклопедиях, справочниках,литературно-критических статьях, в Интернете.

Межпредметные связи

Уроки литературы направлены на всестороннее развитие личности ребенка, поэтому при подготовке и реализации данного проекта учащиеся используют материалы из разных областей искусства и знаний – изобразительного искусства, литературы, риторики, информатики.Это помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать окружающую действительность во всем ее разнообразии, способствует приобретению новых знаний, развитию творческого мышления.

Формы реализации проекта

Основными формами реализации программных задач является:

  • чтение и осмысление басен;

  • рассматривание иллюстраций к басням, создание собственных рисунков;

  • изучение и анализ литературы по теме;

  • поиск информации в сети Интернет и ее переработка, обобщение и использование в подготовке проекта;

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

В ходе реализации задач предполагается, что учащиеся приобретут:

  • необходимые знания о баснях;

  • желание читать новые басни;

  • научатся находить свои недостатки, представления об окружающем мире, выражать свое отношение к той или иной проблемной ситуации;

  • развитие творческого потенциала;

  • научиться систематизировать и перерабатывать информацию;

  • умение пользоваться различными ресурсами.

Конечный продукт деятельности: чтение наизусть басен Крылова, иллюстрации к ним, электронная презентация о творчестве И.А.Крылова

Краткая характеристика поэтапной работы над проектом:

Этап 1. Подготовительный.

  • Познакомиться с определением басни как литературного жанра, с истоками басенного жанра.

  • Сформулировать тему будущего проекта, определить цели и задачи. Для этого ответить на проблемные вопросы:

- Любое ли произведение можно назвать басней?

- Все ли басни одинаковые?

- Может ли басня повлиять на жизнь человека?

  1. этап. Планирование.

  • Разделиться на три группы.

  • Распределить обязанности и составить план работы: одна группа готовит выразительное чтение басен, вторая – рисует иллюстрации к басням, третья – готовит электронную презентацию о творчестве И.А.Крылова.

  • Выбрать басни для чтения наизусть, создания иллюстраций в зависимости от поставленных целей и задач.

  • Разработать критерии самооценки результата проектной деятельности

После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:

– как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал;
– как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;
– что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.

Этап 3. Реализация проекта.

  • Работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, знакомятся с разными источниками (интернет, книги, журналы, сборники басен, иллюстрации к ним);

  • Готовятся к представлению проекта (отрабатывают выразительное чтение, устное описание своих иллюстраций, оформляют электронную презентацию);

  • Учитель просматривает собранные материалы, консультирует, дает рекомендации по их доработке и оформлению.

Этап 4. Представление проекта.

  • Каждая группа представляет результат проекта классу. Основная задача этого этапа – представить одноклассникам результаты своей деятельности (представляют электронную презентацию о творчестве И.А.Крылова, читают наизусть понравившиеся им басни, показывают свои иллюстрации и комментируют их);

  • Ответы на вопросы класса.

Этап 5. Осмысление и оценка проекта.

  • Обсуждение результатов проекта по заранее составленным критериям самооценки;

  • Подведение итогов, оценивание


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Использованная литература:

  1. Литература.5 класс. Часть 1.Коровина В.Я и др. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

  2. К. Н. Поливанова. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Цветкова Г.В. «Литература. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся». – Волгоград: изд-во «Учитель»,2013.

Интернет-  ресурсы: 

1.http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/11/14/rabochaya-programma-kursa-proektnaya-deyatelnost-v-5

2.fobr.ru › wp-content › uploads › 2014/03 › Метод-пр...

3.https://www.ooazeya.ru/sites/default/files/doc/kolesova-metod%20proektov.pdf

Обеспечение проекта оборудованием

        Ноутбук, принтер, сканер, мультимедиапроектор




















Приложения

Представление видеопрезентации









Художники













Чтецы














Аналитическая записка об итогах реализации проекта

по литературе в 5 классе.

Название проекта: «Басни И.А.Крылова» 

Автор проекта: Алсаханова Аграфена Владимировна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории

Форма работы: проектная деятельность

Тип проекта: Учебно - познавательный

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Участники проекта: учащиеся 5 класса


Проектная деятельность – один из способов реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы, главная цель которого –воспитание личности учащихся, их развитие на основе самостоятельной учебной и познавательной творческой деятельности. Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбирать деятельность по интересам, по силам, побуждает добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем.

Тема «Басни» в 5 классе включает в себя изучение нескольких басен: «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». Проект «Басни И.А.Крылова» завершает эту тему.

Представление проекта началось с выступления группы «Презентация». Представитель этой группы Табитуев Андрей показал и прокомментировал электронную презентацию о жизни и творчестве И.А.Крылова.

Вторая группа «Чтецы» выступила с выразительным чтением басен. Брянцева Евгения подготовила басню «Ворона и лисица», Имеева Аграфена – «Свинья под дубом», Филиппов Петр – «Стрекоза и Муравей». Ребята готовились, прослушивая друг друга, старались прочитать выразительно, используя мимику и жесты. После чтения каждый рассказал, чему его научила басня, как он понимает ее мораль.

Третья группа – «Художники» - представила и прокомментировала иллюстрации, которые они подготовили. Филиппова Анна нарисовала иллюстрацию к басне «Лебедь, Рак и Щука»и объяснила свой выбор тем, что эта басня помогает понять, как важны в жизни дружба и взаимопонимание. Шаранхаева Светлана рассказала, что в басне «Мартышка и очки» Крылов высмеивает незнание и невежество людей, которые считают себя умными. Гармаева Сарюна удивилась, что в басне «Ворона и лисица» мораль можно понять по-разному; лесть –это плохо, но, с другой сторны, она помогла лисице завладеть сыром. Нашкеева Алина выбрала басню «Заяц на ловле», потому что в жизни часто встречаются люди, похожие на этого хвастливого зайца, который добивается своего с помощью обмана. Ребята с интересом слушали друг друга, спорили, задавали вопросы.

После этого каждый ученик оценивал свою работу по трём основным направлениям:

– как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился, что нового узнал;
– как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие затруднения я испытывал в работе;
– что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.

Ребята с удовольствием делились своими впечатлениями от работы над проектом, рассказывали, что нового узнали о Крылове, его баснях. Наибольшее затруднение вызвали у учащихся работа над формулировкой целей и задач проекта и этап планирования, когда они выбирали басни для чтения наизусть и иллюстрирования, потому что нужно было понять смысл басни, ее морали, подготовить комментарий.

В процессе подготовки и реализации проекта были достигнуты следующие планируемые результаты:

Предметные: пробуждение интереса к творчеству И.А.Крылова, прочные знания об особенностях жанра басни, совершенствование речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения;

Личностные: этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие самоопределения, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно- моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать;

Метапредметные:

Познавательные УУД: поиск необходимой информации, правильное построение речевого высказывания в устной форме, осознанное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цели, планировать свою деятельность, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения во время работы, умение спорить, корректно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Подводя итоги, можно отметить, что цели и задачи, поставленные в начале работы над проектом, достигнуты.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!