МБДОУ детский сад «Солнышко»
Проект
«ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА
по формированию у детей дошкольного возраста
экологической культуры
Воспитатель: Никулина И.П.
с. Ершичи
2022 год
Актуальность: Актуальность и значимость экологического воспитания детей дошкольного возраста в наше время становится жизненно необходимой, одной из главных задач всех педагогов и родителей. Благодаря проведению в дошкольном учреждении экологических проектов, праздников в доступной для ребятишек форме помогают в решении серьезных воспитательных и образовательных задач: усвоить знания о живой и не живой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей. Они влияют на его отношение к окружающей среде. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте. Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации. Впечатление от проведения таких масштабных мероприятий запомнится для ребенка на всю жизнь.
Участники проекта: дети в возрасте от 4 до 5 лет средней группы, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: ноябрь - декабрь 2022 г.- долгосрочный.
Ожидаемый результат:
- формирование основ экологической грамотности у детей;
- воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;
- вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
- развитие у детей коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей.
Цель: содействие становлению экологического сознания, выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления.
Задачи:
- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомле-ния их с явлением природы;
- Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к раститель-ному и животному миру;
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализиро-вать, сравнивать и обобщать;
- Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире и мире природы);
- Развивать способности детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Прогнозируемые результаты:
• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры ребёнка;
• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Этапы реализации проекта
Первый этап проекта был подготовительный. На этом этапе определились с целями, задачами, спрогнозировали результаты проекта. Было подобрано программно-методическое обеспечение по данной проблеме; наглядно-демонстрационный, иллюстрированный, раздаточный материал. Разработали перспективный план работы по проекту. Изучили и проанализировали художественную литературу по реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята»; аудио- и видео материалы, интернет – ресурсы. Включили в проект образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. В работе с родителями, в рамках проекта разработали: памятки, консультации для родителей, с целью привлечения внимания к проблеме защиты природы.
Второй этап основной, самый плодотворный и содержательный.
Здесь роль отводилась практической работе. Уже согласно поставленным целям и задачам, во время просмотра мультфильма, мы познакомили детей со сказочными героями Шалуном, Ёлочкой, Тихоней и Умницей. Это эколята – защитники природы, вместе они охраняют и берегут её, помогают детям понять, как заботиться о птицах, животных, насекомых, как ухаживать за растениями и т. д., поэтому образы этих героев мы использовали при проведении мероприятий в рамках проекта.
Ставя задачу пробудить в каждом ребенке желание помогать природе, заботиться о ней, разработали конспекты образовательных мероприятий, экологических занятий, экскурсий с участием героев, защитников природы. Гостья ребят Ёлочка попросила провести для нее экскурсию, и рассказать, что растет в нашем детском саду. Заметив на школьном участке красивую ель, которая очень похожа на саму Ёлочку, предложила ребятам сделать для нее на память портрет. Ребята нарисовали ель с натуры красками. Свои шедевры ребята подарили Ёлочке. Она вернется снова в лес, и там всем расскажет про наших талантливых, заботливых и добрых защитников природы!
С детьми проводились следующие формы работы:
Беседы: «Берегите лес», «Поможем природе», «Растения просят помощи», «Правила поведения в природе», «Что мы знаем об овощах и фруктах?», «Чистый воздух в городе», «Беседы о труде людей, которые приносят пользу для природы», «Что такое природа? Живая и неживая природа», «Почему воду нужно беречь?», «Знакомство с Лекарственными растениями», «Растения помогают человеку жить», «Зимний лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Что такое «Красная книга».
Чтение художественной литературы: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы»,А. Яшина «Покормите птиц зимой». В. Степанов «Животные наших лесов». Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок: О природе, о диких животных, птицах, домашних животных, деревьях и растениях.
Наблюдения: «Труд дворника», «Комнатные растения», «Рассматривание семян различных растений», «И капает дождик опять», «Наблюдение за птицами зимой», «Облака – белогривые лошадки».
Опыты: «В почве есть воздух», «Прозрачная вода», «Воздух повсюду», «Песочная страна», «Сравнение веточек сосны и ели», «Как снег становится водой».
Художественно-эстетическое развитие:
Выставки детского творчества: конкурс рисунков «Природа и творчество», конкурс рисунков «Ковер осенний золотой», конкурс рисунков «Зимушка хрустальная».
Рисование цветными карандашами и акварелью: «Наши друзья деревья», «Братья наши меньшие», «Берегите природу», «Сосновая веточка».
Аппликация/ Конструирование: «Горка», «Дикие животные», «Домашние животные», «Кормушки для птиц».
Лепка: «Весёлый огород», «Божия коровка», «Цветы».
Дидактические игры: «Домашние животные», «Времена года», «Кто, что ест?», «Третий лишний» (птицы), «Чудесный мешочек», «Что где растет?», «Доскажи словечко» , «Выбери нужное», «Когда это бывает?».
Подвижные и малоподвижные игры: «Лиса и зайцы», «Эстафета «Собери мусор», «Узнай по голосу», «Листопад», «Грибники», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору...».
Сюжетно - ролевые игры: «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».
Музыкальная деятельность: Ю. Антонов «Не рвите цветы», А. Вивальди «Времена года», М. Глинка «Жаворонок», В. Добрынин «Земля наш дом», Л. Коган «Березка».
Просмотр мультфильмов: Фиксики, серия «Чему учит экология», «Мальчик и Земля», Смешарики, серия «Маленькое, большое море», «Мусор».
Пальчиковые игры: «Гроза»; «Пальчики в лесу», «Осенние листья», «Паучок», «Пчелки», «Червячки», «Ветер».
Воспитанники регулярно ухаживают за комнатными растениями. Они хорошо знают, какие условия наиболее благоприятны и необходимы для роста растений. Вопрос: как и откуда, появляются, новые жители в горшочках очень заинтересовал ребят. И они решили провести эксперимент. Узнать дома из книг и других источников, вместе с родителями, о разведении комнатных растений, стало домашним заданием для ребят. Из полученных знаний наши почемучки выяснили способы размножения цветов и их строение. Поместив отростки в стаканчики с водой, они стали ждать. Через несколько дней их наблюдения увенчались успехом, появились первые маленькие корешки. Ребята решили еще немного подождать, а когда корни подросли, посадили, молоденький хлорофитум в горшочек.
На этом наши наблюдения не закончились. У дошколят есть еще много вопросов и в них им предстоит разобраться. Конечно, в этом им помогут сказочные герои Эколята. «Шаг за шагом, день за днем. Мы природу узнаем, как беречь ее, любить и воспитанными быть!».
Воспитанники продолжали знакомство со сказочными героями «Эколята» - друзьями и защитниками природы, которые знают о природе много интересного, помогли детям подружиться с ней, научили, как беречь, охранять и уважать природу, заботиться о ней.
Было обыграно много экологических ситуаций, творческих мастерских подчинённых целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к природе.
Во время образовательной деятельности ребята пополнили знания о Красной книге и заповедниках, рассмотрели иллюстрации обитателей растительного и животного мира, находящихся в Красной книге Смоленской области, посмотрели мультфильм «Большое - маленькое море».
Работа с родителями: Консультации «Экологическое воспитание детей в семье»; «Воспитание любви к природе», «Игры экологического содержания»,
«Покормим птиц зимой», «Несколько советов для родите-лей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе»,
«Прогулка и её роль в развитии ребенка».
Памятка для родителей по экологии «Прогулка в природу».
П.П. «Где и как зимуют животные?».
Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
Совместное творчество детей и родителей.
Изготовление рисунков на тему: «Мы друзья – природы».
Третий этап работы заключительный. Мы подводили итоги, достигли ли мы поставленных целей, насколько проект дал результаты, необходимо ли в будущем проводить аналогичные проекты и. т. д.
В процессе формирования у детей представлений об окружающей нас природе, растительном и животном мире, а также в рамках реализации природоохранного проекта «Эколята — Дошколята» итоговым мероприятием была создание фотовыставки рисунков родителей совместно с детьми «Мы друзья – природы».
Вывод: В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.