СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект фразеологизмы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках русского языка учитель знакомит учащихся с фразеологическими оборотами,которые украшают речь, делают её выразительной и эмоциональной.

Просмотр содержимого документа
«Проект фразеологизмы»





Проект



Использование фразеологизмов в разговорной речи.






















Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Ежебокова Н.А.



2019


На уроках русского языка учитель знакомит учащихся с фразеологическими оборотами,которые украшают речь, делают её выразительной и эмоциональной.

Работа над фразеологизмами очень интересна, с помощью них школьники включаются в активную умственную деятельность и задумываются над значением слов. Так как большая часть фразеологизмов русского происхождения и они, живые свидетели прошлого, поэтому фразеологизмы помогают нам больше узнать об окружающем мире, истории и культуре России. Знание их обогащает ум, даёт возможность лучше постигнуть язык более сознательно им пользоваться.

Но в работе над проектом учащиеся столкнулись с проблемой. Они выяснили, что речь современных школьников бедна устойчивыми словосочетаниями, и они часто не понимают некоторых оборотов, которые встречаются в текстах для чтения, и употребляют их неправильно. Во фразеологизмах слова приобретают особые зна­чения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их сло­весный состав, и их значение. Но и этого оказывается мало. Необхо­димо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фра­зеологизм, понимать образную основу.

Целью нашей совместной работы является: научиться понимать смысл фразеологических оборотов и активно использовать их в собственной речи. Ведь, понять «почему мы так говорим», всегда интересно.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.    Обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации;

2.  Усвоения учащимися понятия фразеологизм;

3. Формирования умения пользоваться фразеологическим словарём.

4. Выяснить, какие фразеологизмы часто используются в нашей речи.



Объект исследования: фразеологические обороты.

Продукт проекта: научиться понимать смысл фразеологических оборотов.

Тип проекта: групповой.



Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, пословицы и поговорки). Однако фразеологиче­ский состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

Фразеологические обороты образовались по – разному:

  1. Фразеологические обороты, созданные на основе пословиц и поговорок. Голод не тётка, рука руку моет.

  2. Фразеологизмы, вошедшие в нашу жизнь из профессиональной речи.

Бить баклуши, точить лясы.

  1. Некоторые выражения пришли из мифов (Ахиллесова пята), фольклора Сказка про белого бычка – русская народная сказка), литературных произведений (мартышкин труд из басни И.А.Крылова «Мартышка и очки»).

Фразеологизмы могут быть многозначны. Например, поставить на ноги:

1.    вылечить, избавить от болезни

2.    вырастить, воспитать, довести до самостоятельности

3.    заставит активно действовать, принимать деятельное участие в чём – либо

4.    укрепить экономически, материально

Все фразеологизмы могут быть разделены на две группы:

1.    исконно русские

2.    заимствованные

Основную массу употребляющихся в настоящее время фразеологических оборотов составляют устойчивые сочетания слов исконно – русского происхождения (ища ветра в поле, водой не разольёшь). Они возникли в русском языке или унаследованы из более древнего языка.

Образ рождается как отражение реальной действительности. Для того, чтобы представить себе в виде образа явление действительности мы должны во – первых опираться на знание этой действитель­ности, во – вторых прибегнуть к воображению.

 Образ обычно создаётся за счёт «двойного видения». Так мы видим перед собой высокого человек, и это реальное, но одновременно мы можем вспомнить ещё


пожарную каланчу, которая раньше была самым высоким строением в городе. Совмещая эти два «видения» мы назы­ваем высокого человека пожарной каланчёй, и это уже образ. Для луч­шего понимания образности фразеологизмов необходимо развивать воображение.

С учащимся 3-6 классов мы провели опрос.

Фразеологизмы

Слышал

Употребляю в речи

Могу объяснить смысл

Точить лясы




Ахиллесова пята




Баюшки - Баю




Белая ворона




Белены объелся




Берёзовая каша




Бить баклуши




Блудный сын




Бумага не крас-неет. Бумага всё стерпит




Вилами на воде писано




Восьмое чудо света




Гвоздь программы




Где раки зимуют




Голод не тётка




Горе луковое




Душа в пятки ушла




Заварить кашу




Задеть за живое




Зарубить на носу




Знать на зубок




Зубы заговаривать




Избушка на курьих ножках




Как с гуся вода




Крокодиловы слёзы




Мартышкин труд




На лбу написано




Ни пуха ни пера




Перемывать косточки




Плясать под чужую дудку




После дождичка в четверг




Поставить на своё место




Разбитое корыто




Семь пятниц на неделе








Сказка про белого бычка




Скатертью дорога




Чучело гороховое




Типун тебе на язык





Учащимся7-8 классов мы предложили написать сочинение о своем друге, используя фразеологизмы.

При изучении фразеологизмов происходит разви­тие воображения. Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления.

Заключение.

 С 1 класса мы обогащаем свой словарный запас. Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь устная и письменная, чтение, окружающий мир. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Огромную роль может сыграть работа с фразеологизмами. Но в начальной школе на изучение фразеологизмов уделяется мало внимания. И чем раньше мы начнем постигать секреты родного языка, тем быстрее и глубже сможем им овладеть и постигнуть национальную культуру.




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!