Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеталовская средняя общеобразовательная
школа Зерноградского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Большеталовская СОШ
Зерноградского района
Приказ от 31 августа 2022 года №188
Е.Н.Каплун /____________/
Проект «Я - волонтёр»
по реализации региональной методической темы
«Система педагогического наставничества как средство профилактики девиантного поведения подростков»
Автор: Наталья Фёдоровна Мерзлякова
2022 - 2023 учебный год
Введение
Проект «Я-волонтёр!» разработан в соответствии с нормативной базой документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Приказ Министерства просвещения Российского Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 №1726-р
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Проект социально-педагогической направленности «Я-Волонтёр!» направлен на освоение обучающимися волонтерской деятельности. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром: получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества.
Актуальность и педагогическая целесообразность проекта обусловлена потребностью современного общества в социально активной молодежи, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанных на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм и милосердие, человеколюбие и сострадание, способных оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола.
Новизна проекта заключается в том, что он формирует механизмы вовлечения молодых людей в многообразную общественную социально-значимую деятельность, направленную на развитие инициативы и ответственности, повышение уровня толерантности, добровольности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции
Отличительная особенность проекта: в отличие от уже существующих данный проект включает в себя не только изучение волонтерского движения, но и практическую творческую деятельность обучающихся, где проявляется умение работать в команде, а также активное участие каждого.
Цель проекта – создание условий, способствующих самореализации личности через общественно-полезную деятельность
Задачи:
Образовательные:
формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой;
сформировать сплоченный коллектив волонтеров;
установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и развития волонтерского движения через добровольческие проекты, мероприятия, акции, листовки, буклеты, фото-отчеты о направлениях волонтерской деятельности;
обучение принципам коллективно-групповой деятельности: основы общения и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация.
Развивающие:
обучение социальному проектированию и организации деятельности;
обеспечение подростков технологиями, знаниями и умениями, необходимыми для участия в добровольческой деятельности с целью приобретения навыков по решению социальных проблем;
развивать активность, самостоятельность, творческие способности.
Воспитательные:
оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей;
воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
Раздел I. Организация рабочего процесса
Участники проекта: обучающиеся школы в возрасте 12-16 лет
Волонтеры нашего проекта - это не только ребята из благополучных семей, но и те, которые находятся на различных видах профилактического учета. Им необходимо пропустить идею волонтёрства через себя и тогда они узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Формы и режим занятий
Режим занятий подчиняется требованиям СанПин.
Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения для проведения занятий.
Оптимальная наполняемость группы – 20 человек.
Программа проекта «Я-волонтер!» рассчитана на 1 год обучения,
1 час в неделю, 35 часов в год.
Формы проведения занятий:
свободные дискуссии, беседы, игры, мастер-класс, встреча, тренинг, практикум, экскурсии, трудовые десанты, просмотр видеофильмов.
Формы организации работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Режим занятий
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу
Организационно-методические условия реализации программы
Кабинет с хорошим освещением.
Оборудованные рабочие места для обучающихся и педагога.
Методы проведения заданий:
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. Практические занятия – это форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач. В процессе работы с различной техникой педагог постоянно напоминает учащимся о правилах пользования и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Форма подведения итогов реализации проекта
Система отслеживания и оценивания результатов обучения происходит
во время собеседования, проведения мероприятий, акций, а так же в процессе педагогического наблюдения.
Анализ результатов: степень активности обучающихся в группах, уровень знаний, умений, показанных обучающимися в работе, рекомендации к совершенствованию. Уровень обученности обучающихся отслеживается во время проведения конкурсов, викторин, акций, выставок работ учащихся, в процессе педагогического наблюдения.
Материально-техническое оснащения кабинета для проведения занятий:
Интерактивная доска, компьютер, проектор, другие наглядные пособия,
раздаточный материал, альбомы, фломастеры, клей, ножницы, офисная бумага,
цветная бумага, цветной картон, выход в интернет.
Раздел II. Учебный план
№ | Модуль и его содержание. | Часы |
1 | Модуль 1 (1-е полугодие) Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения Основной предметной областью является знакомство с возникновением и развитием волонтерского движения, направления деятельности волонтерского движения в России. | 14 |
2 | Модуль 2 (2-е полугодие) Основы профилактических знаний, игровая деятельность, социально-значимые дела Основной предметной областью данного модуля является познания в области волонтерской работы, основ профилактических знаний и каждой ее составной части в отдельности. | 20 |
| Всего: | 34 |
№ | Наименование темы | Количество часов | Форма контроля | ФИО обучающихся, состоящих на различных видах учета | |
теория | практика |
Модуль 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения (14час.) |
Введение (3 часа) |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с составом группы. | 1 | | | Великородний Роман, Гасило Роман, Горовенко Филипп, Денисенко Павел. | Все ребята достаточно равнодушно отнеслись к теоретическому материалу. Не вызвало восторга и предложение поучаствовать в составлении плана работы. Только Денисенко Павел внес несколько практически реальных предложений |
2 | Составление плана работы. История возникновения и развития волонтерского движения в России. | 1 | 1 | наблюдение |
3 | Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии. | 1 | | |
Раздел 1. Игровые технологии в работе волонтера (3 часа) |
4 | Игры-адаптации. Игры с эстрады. | | 1 | | Великородний Роман, Гасило Роман, Горовенко Филипп, Денисенко Павел. | Все ребята с удовольствием разучивали игры, но при организации их для малышей принял участие только Великородний Р. |
5 | Игровая программа. | | 1 | |
6 | Организация игровых переменок, детских праздников | | 1 | Участие в организации игр. |
Раздел 2. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (5 часов) |
7 | Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» | | 1 | тренинг | Великородний Роман, Гасило Роман, Горовенко Филипп, Денисенко Павел. | Во время тренинга Гасило Р. И Горовенко Ф. признались, что курят. Но при обсуждении вопроса о влиянии никотина и алкоголя на организм человека, ребята задумались. Денисенко П. И Великородний Р. высказывались за соблюдение здорового образа жизни. |
8 | Влияние курения на организм человека | 1 | 1 | анкета |
9 | Влияние алкоголя на организм человека. | | 1 | |
10 | Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. | | 1 | |
11 | Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике. | 1 | | |
Раздел 3. Информационные технологии в работе волонтеров (3 часа) |
12 | Информационный буклет. Принципы создания. | 1 | | анкета | Великородний Роман, Гасило Роман, Горовенко Филипп, Денисенко Павел. | Горовенко Ф. проявил творчество при составлении буклета, а Денисенко П. проявил информационную осведомленность. Гасило Р. демонстрировал незаинтересованность. |
13 | Создание буклетов | | 1 | беседа |
14 | Создание буклетов | | 1 | | |
Модуль 2. Основы профилактических знаний, игровая деятельность, социально-значимые дела (20 час.) |
Раздел 4. Специальная подготовка волонтеров (5 часов) |
| 1 | | анкета | Великородний Роман, Гасило Роман, Горовенко Филипп, Денисенко Павел. | Теоретическая часть заинтересовала только Денисенко П. Практическую помощь пожилым людям оказали с удовольствием. Горовенко Ф. проявил творческую инициативу при изготовлении Талисманов доброты. Все юноши серьёзно отнеслись к написанию писем участникам СВО. Горовенко Ф. и Великородний Р. дополнили письма рисунками |
15 | Акция «Письмо в поддержку участника СВО» |
16 | Основные проблемы в жизни пожилого человека. | | 1 | |
17 | Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. | | 1 | акции |
18 | Изготовление Талисманов доброты | | 1 | акция |
19 | Формирование посылки с Талисманами доброты | 1 | | акция |
Раздел 5. Психологическая подготовка волонтеров (5 часов) |
20 | Особенности работы с младшими школьниками | | 1 | | Великородний Роман, Гасило Роман, Горовенко Филипп, Денисенко Павел. | Большой интерес у всех вызвали тренинги. Горовенко Ф., у которого 2 младших сестренки и 1 младший брат поделился секретами общения с ними. Денисенко П. отличился толерантным отношением ко всем в группе. |
21 | Психологические особенности людей пожилого возраста | 1 | | |
22 | Тренинг личностного роста | | 1 | |
23 | Тренинг коммуникативных навыков | | 1 | |
24 | Тренинг толерантности | | 1 | |
Раздел 6. Основы проведения социальных дел (5 часов) |
25 | Беседа «Это касается каждого» | | 1 | | Великородний Роман, Гасило Роман, Горовенко Филипп, Денисенко Павел. | |
26 | Акция «Твори добро» | 1 | | |
27 | Акция «От сердца к сердцу» | | 1 | |
28 | КДТ «Чтобы дольше жили книжки» | | 1 | |
29 | Беседа «Международный день толерантности» | | 1 | |
Раздел 7. Профориентация (5 часов) |
30 | Встреча с главой администрации Большеталовского сельского поселения Сильченко Н.В. | | 1 | экскурсия | Великородний Роман, Гасило Роман, Горовенко Филипп, Денисенко Павел. | |
31 | Презентация «Профессии современности» | | 1 | |
32 | Беседа «Кем я хочу быть?» | | 1 | анкета |
33 | Тесты, анкетирование | | 1 | |
34 | Подведение итогов | | 1 | |
| ИТОГО: | 34 | 10 | 24 | | | |
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
о волонтерском движении в России;
права и обязанности волонтеров;
основные направления деятельности волонтеров;
основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся должны уметь:
аргументировано отстаивать свою позицию;
адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
применять на практике полученные знания и умения;
организовывать и проводить мероприятия;
подводить итоги, анализировать проведенное мероприятие;
самостоятельно изготавливать поздравительные сувениры, открытки.
Интернет-источники
1.http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82 Практическое руководство для начинающих волонтеров
2."Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua
3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
4.«Донорство» сайт: http://www.donors.ru
5. Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России