СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Языки народов мира

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект Языки народов мира»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


Кафедра

Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по ОУД. География

Тема: «Языки народов мира»




Выполнил:

Семенов Дмитрий Александрович

Студент 3 курса

группы П-31

(Программирование в компьютерных системах)

Руководитель:

Асташова Елизавета Александровна



Работа выполнена и

защищена с оценкой ______________ Дата защиты ___________


Подпись руководителя____________



г. Ставрополь, 2020

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Классификация языков мира 4

Глава 2. Крупнейшие языковые семьи 7

Глава 3. Вымирание языков 11

Заключение 13

Список интернет-источников и литературы 14






Введение

В настоящее время насчитывается более двух с половиной тысяч языков. Точное число языков не установлено, так как это очень трудный процесс. До сих пор есть территории, слабо изученные в языковом отношении. К ним относятся некоторые районы Австралии, Океании, Южной Америки. Население таких районов обычно немногочисленно, живет небольшими изолированными друг от друга группами, языки их изучены слабо, и не всегда можно решить, говорят такие группы на разных языках или на разных диалектах одного и того же языка. В странах с разноязычным населением также не всегда легко разграничить языки и диалекты [1]. Также некоторые языки "умирают" вместе с народом, порой их невозможно восстановить.

Цель: выявить по каким классификациям распределяют языки и по какой причину они исчезают.

Поставленная цель определяет выбор комплекса задач:

1. Рассмотреть классификацию языков мира

2. Узнать о крупнейших языковых семьях.

3. Пронаблюдать причины вымирания языков

Актуальность: Каждый гражданин той или иной страны заинтересован в богатстве и известности родного языка.



Глава 1. Классификация языков мира

Распределение языков мира по определённым таксономическим

рубрикам в соответствии с принци­па­ми, вытекающими из общей цели исследования, и на основе определённых признаков. Проблема классификации языков возникает при их сравнительном изучении и мыслится иногда как его конечная цель, для достижения которой необходимо всестороннее рассмотрение систем сравниваемых языков в поисках наиболее существенных характеристик, которые кладутся в основу класси­фи­ка­ции (параметры классификации языков) — одномер­ной (по одному параметру) или многомерной (по нескольким параметрам). Существует два основных вида Классификации языков — генеалогическая класси­фи­ка­ция языков и типологическая класси­фи­ка­ция языков, основное различие между ними в том, что первая базируется на понятии родства языкового, вторая — на понятии сходства (формального и/или семантического). С точки зрения своих целей они несводимы друг к другу, но их принципы могут пересекаться: генеалогическая К. я. нередко строится с учётом типологических признаков, что бывает неизбежным при недостаточной сравнительной изучен­но­сти соответствующих языков, когда их генеалогическая класси­фи­ка­ция носит предварительный характер. Независимость двух видов классификации языков проявляется в возможности типологической класси­фи­ка­ции в пределах уже установленных генеалогических группировок.

Существует и третий вид классификации языков — ареальная классификация языков (см. Ареальная лингвистика), занима­ю­щая хотя и автономное, но промежуточное положение между двумя указанными класси­фи­ка­ци­я­ми. Ареальная классификация языков возможна и для идиомов внутри генеалогической классификации языков (например, полесский ареал, охваты­ва­ю­щий белорусско-украинские диалекты), и для языков разной генетической принад­леж­но­сти (напри­мер, карпатский ареал венгерско-славянских диалектов); в ареальной классификации языков важную роль играют призна­ки, связан­ные с контактными явлениями (см. Контакты языковые); ареальная класси­фи­ка­ция возможна и внутри одного языка применительно к его диалектам, она лежит в основе лингви­сти­че­ской географии.

При генетическом подходе к классификации языков оперируют таксономическими категориями: семья, ветвь, группа и т. п., при типологическом — тип, класс, при ареальном — ареал, зона (например, зона переходных говоров); особую категорию ареальной классификации языков образуют языковые союзы. Только генеалогическая классификация языков носит абсолютный характер (каждый язык принадлежит к одной опреде­лён­ной генеалогической группировке и не может изменить этой принадлежности; случаи ошибочного отнесения языка к одной семье или группе с последующим переносом в другую семью в расчёт не принимаются). Типо­ло­ги­че­ская классификация языков всегда относи­тель­на и исторически изменчива ввиду изменчивости самой структуры языка и её теоретического осмысления; ареальная классификация языков обладает большей или меньшей устойчивостью в зависи­мо­сти от характера параметров класси­фи­ка­ции. Только для ареальной классификации языков существенна террито­ри­аль­ная локализация идиомов, генеалогическая и типологическая классификации языков строятся независимо от простран­ствен­но­го размещения языков.

Вопросы классификации языков стали активно разрабатываться с начала 19 в., один из первых капитальных трудов в этой области — «Митридат» И. К. Аделунга (1806—17), где в синкретической форме намечены все три вида К. я. С середины 20 в. интенсивно обсуждаются теоретические принципы различных видов К. я.; многие языки ещё не нашли окончательного места в генетической классификации языков (особенно в Африке, Океании, Полинезии), для некоторых же решается вопрос уже о метагенеалогической класси­фи­ка­ции, исходя­щей из возможности более глубокого родства ряда установленных семей (см., например, Нострати­че­ские языки). Во 2‑й половине 20 в. повысился интерес к проблемам ареальной класси­фи­ка­ции, типо­ло­ги­че­ская класси­фи­ка­ция обогатилась новыми идеями и методами.




Глава 2. Крупнейшие языковые семьи

Языковая семья – это группа языков, которая выделена на основе их общего происхождения от единого родительского языка (праязыка).

Определение языковых семей и распределение между ними языков осуществляется языковой систематикой и сравнительно-историческим языкознанием в целях установления и объяснения общих языковых явлений, встречающихся в нескольких языках.

Согласно данным самого известного международного справочника по языкам мира «Этнолог: Языки мира» (в оригинале - «Ethnologue: Languages of the World»), в настоящее время существует 7111 живых человеческих языков, которые распределены и сгруппированы в 141 языковую семью.

Выделение крупнейших языковых семей может осуществляться как по количеству языков, которые составляют языковую семью, так и по численности текущих носителей языков семьи.

В соответствии с первым подходом пять крупнейших языковых семей выглядит следующим образом:

нигеро-конголезская языковая семья – включает 1’524 языка;

австронезийская языковая семья – включает 1’223 языка;

трансновогвинейская языковая семья – включает 476 языков;

сино-тибетская языковая семья – включает 453 языка;

индоевропейская языковая семья – включает 437 языков.

А, согласно другому подходу, первая пятёрка представлена следующими семьями:

индоевропейская языковая семья – охватывает 3 миллиарда 237 миллионов людей;

сино-тибетская языковая семья – охватывает 1 миллиард 385 миллионов людей;

нигеро-конголезская языковая семья – охватывает 519 миллионов людей;

афразийская языковая семья – охватывает 499 миллионов людей;

австронезийская языковая семья – охватывает 325 миллионов людей.

Таким образом, наиболее распространёнными в мире языковыми семьями следует признать индоевропейскую, сино-тибетскую и нигеро-конголезскую языковые семьи.

Индоевропейская языковая семья

Индоевропейская языковая семья является самой распространённой языковой семьёй на планете. На языках этой семьи разговаривают свыше 3 миллиардов людей, которые населяют все обитаемые континенты Земли.

Название данной языковой семьи («индоевропейская») было дано в 1813 году английским учёным Томасом Юнгом. Немецкоязычная литература чаще использует название «индогерманская». А ранее использовался термин «арийская», которым сейчас называют отдельную языковую ветвь.

Общим материнским языком для индоевропейской языковой семьи считается праиндоевропейский язык, который существовал 5-6 тысяч лет назад. Однозначной позиции насчёт места зарождения праиндоевропейского языка нет, существуют несколько гипотез, которые называют этим местом Восточную Европу, степи в районе границы Европы и Азии и Переднюю Азию.

Исследования показали, что археологической культурой эпохи единого праиндоевропейского языка была древнеямная культурно-историческая общность («ямная культура»), территориальное расположение которой было на востоке современной Украины и юге современной России. Впоследствии носители этой культуры мигрировали, в первую очередь, на территории Западной и Центральной Европы, что обусловило нынешнюю распространённость индоевропейской языковой семьи.

В структуре индоевропейской языковой семьи выделяют следующие десять языковых ветвей:

  1. арийская ветвь;

  2. греко-фригийско-армянская ветвь;

  3. палеобалканская ветвь;

  4. балто-славянская ветвь;

  5. германская ветвь;

  6. венетская ветвь;

  7. италийская ветвь;

  8. кельтская ветвь;

  9. тохарская ветвь;

анатолийская (хетто-лувийская) ветвь.

К основным языкам индоевропейской языковой семьи относят английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, русский, греческий и другие языки.

Сино-тибетская языковая семья

Сино-тибетская языковая семья ранее называлась китайско-тибетской, поскольку основным представителем этой семьи является китайский язык. Благодаря этому языку общая численность людей, относящихся к сино-тибетской языковой семьи, превышает 1,3 миллиарда. Ареалом этой семьи является территория современного Китая и отдельные регионы Юго-Восточной Азии.

Сино-тибетская языковая семья подразделяется на две подсемьи— китайскую (синитическую) и тибето-бирманскую. Данные языковые подсемьи имеют множество типологических различий, однако современные лингвисты продолжают утверждать о существовании между ними языкового родства.

Это родство подтверждается реконструкцией многих форм сино-тибетских праязыков (в первую очередь, прото-сино-тибетский язык), наличием существенного числа лексических соответствий, а также общих фонологических и грамматических черт.

Помимо китайского, в состав сино-тибетской семьи входят тибетский, бирманский, тангутский, каренские языки, а также языки носу и бай.

Нигеро-конголезская языковая семья

Нигеро-конголезская языковая семья объединяет большинство языков, распространённых на африканском континенте: от Сенегала до Южно-Африканской Республики.

Раньше эта семья называлась нигеро-кордофанской (или конго-кордофанской), однако после исключения из этой семьи в 1989 году кордофанских языков она обрела текущее название.

Количество носителей языков этой семьи превосходит полмиллиарда людей. Благодаря большому разнообразию диалектов среди африканских народностей и племён нигеро-конголезская семья лидирует по числу входящих в нее языков: их больше полутора тысяч.

Главной отличительной чертой языков этой семьи является большое разнообразие такой лексико-грамматической категории существительных, как именной класс.

Предположительным местом зарождения прото-нигеро-конголезского языка называют Западную или Центральную Африку. Его распространение было вызвано сельскохозяйственной миграцией населения на юг континента.

Основными представителями нигеро-конголезской языковой семьи были языки руанда, макуа, конго, шона, рунди и другие.




Глава 3. Вымирание языков

ЮНЕСКО сообщает, что через 100 лет по крайней мере половина языков планеты вымрут.

Никогда в истории такого не происходило. Никогда не вымирало столько языков. Почему же сейчас языки вымирают? Около 300 лет назад мир начал делиться и создавать внутренние барьеры: мир оставался разделённым и без документов оказалось невозможно путешествовать. Земля оставалась разделённой на 200 стран, в каждой из которых своё правительство, свой почитаемый флаг и привилегированное мышление: и, чтобы построить это внутреннее единообразие, был введен единый язык, который государство объявило ценным. Другие языки были ущемлены, и против них велась борьба.

200 лет назад было основано государство, которое мы сейчас называем Мексикой. После 300 лет испанской конкисты, в 1862 году, 65 процентов населения говорили на одном из местных языков. Испанский тогда был языком меньшинства.

Сегодня мы, говорящие на языках коренных народов, составляем 6,5 процентов. Испанский стал преобладающим языком. Два столетия назад на языках науатль, майя, майо, тепеуа, тепекано, михе и на других языках коренных народов говорило большинство, но сейчас лишь немногие их знают.

Как они оказались в меньшинстве? Мы неожиданно решили отказаться от своих языков? Не совсем. Это связано с политикой правительства, которая лишила их ценности в пользу единого языка — испанского. Чтобы избавиться от наших языков, наших предков подвергали наказаниям и насилию, их ущемляли из-за использования родного языка.

«Ваш язык ничего не стоит» — постоянно говорили им. «Чтобы быть гражданами Мексики, вы обязаны говорить на национальном языке, испанском. Перестаньте использовать свой язык», — настаивали они.

Государство предприняло неимоверные усилия ради принудительной испанизации с целью уничтожения наших языков, прежде всего начав с школьной системы.

Мексика отобрала наши языки, вода, давшая ей имя, стирает нас с лица планеты и заставляет молчать. Даже когда законы изменились, дискриминация продолжается в сферах образования, здоровья и судопроизводства.

Наши языки не вымирают, их убивают.

Они убивают наши языки, когда они не уважают наши земли, когда продают и отдают их, когда убивают тех, кто их защищает.

Как наши языки могут развиваться, когда говорящих на них убивают, заставляют молчать или исчезнуть?

Как наше слово может расцвести на земле, которой нас лишили?

В моём родном Аютла-Михе, в Оахаке, у нас нет воды. Около двух лет назад вооруженные группы лишила нас родников, которые мы исторически использовали для самообеспечения, и эта несправедливость продолжается и по сей день, несмотря на тот факт, что мы об этом открыто заявили и устроили демонстрацию в свою защиту. Несмотря на законы, заявляющие о том, что вода — право человека, она не доходит до наших домов, и это сказывается, прежде всего, на детях и пожилых людях.

Земля, вода и деревья — это то, что питает существование наших языков. В условиях постоянных нападений на нашу землю, как наши языки смогут ожить?

Наши языки не умирают, их убивают. Мексиканское государство стирает их. Единый ход мыслей, единая культура, единое государство, с водой в его имени, стирают языки.



Заключение

В целом по тому, как развиваются языки, выделить одну тенденцию нельзя, и для лингвистов, это в общем-то открытие. Кто-то может предположить, что человечество придет к простейшему языку, но это не так. Английский тоже не становится проще, однако в разных странах его, конечно, адаптируют под себя. Не думаю, что все местные языки исчезнут, достаточно нескольких миллионов носителей, чтобы язык жил.

В ходе работы на данным проектом были решены все задачи, а именно рассмотрели классификацию языков мира, узнали о крупнейших языковых семьях и пронаблюдали причины вымирания языков.

Поскольку были решены все задачи исследовательского проекта, можно утверждать, что поставленная цель «выявить по каким классификациям распределяют языки и по какой причину они исчезают» достигнута.



Список интернет-источников и литературы
  1. http://tapemark.narod.ru/les/228a.html

  2. https://www.google.com/amp/s/spravochnick.ru/amp/yazykoznanie_i_filologiya/yazykovye_semi_yazykov/krupneyshie_yazykovye_semi/

  3. Теоретические основы классификации языков мира/Под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Наука, 1980. - 207 с.

  4. Харрисон Дэвид. Когда умирают языки. Пенсильвания, 2007, 304с.

  5. Языкознание. Большой энциклопедический словарь/Под ред. В.Н. Ярцевой. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 688 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!