Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сатисская средняя школа»
Тема: Исследование словарного слова «медведь»
Работу выполнила: ученица 2 класса
Петрушкова Алиса
Руководитель: Тундалева Ольга Викторовна
учитель начальных классов
2021г.
Содержание
1.Введение
2.Основная часть:
2.1 загадки;
2.2 лексическое значение слова;
2.3 особенности слова;
2.4 этимология слова;
2 5 родственные слова;
2.6 синонимы;
2.7 использование слова в пословицах, поговорках, стихах ,сказках и т.д.;
3.Заключение
4.Список источников информации и иллюстраций
«Лучше рассмотреть один предмет с десяти разных сторон,
чем десять предметов с одной стороны».
А. Дистервег
I. Введение
В русском языке великое множество слов. Язык как живой организм. Он находится в постоянном движении: появляются новые слова, некоторые выходят из разговорной речи по ряду причин. Часто мы не задумываемся над тем, откуда пришло к нам слово, каковы его корни, где оно встречается. Ни для кого не секрет, что слово легче запомнить, если знаешь его значение. А многие ли знают, где можно узнать значение слова? Ведь запомнить все на свете невозможно, и не зря мудрецы говорят, что умный не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где найти то, чего не знаешь.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что русский язык считается одним из трудных школьных предметов. На уроках русского языка и чтения мы встречаемся с «трудными» словарными словами, которые надо запомнить. Чтобы повысить интерес, внимание к запоминанию словарных слов я решила найти занимательный материал и исследовать слово «медведь» с разных сторон.
Тема моей работы: «Исследование словарного слова».
Гипотеза: Слово подобно человеку. У каждого есть своя жизнь и свое значение на Земле. Если немного потрудиться, можно раскрыть всю красоту и многообразие слова «медведь».
Цель исследования: Выявить многогранность слова «медведь»
Задачи исследования:
-Собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашего класса о словарном слове «медведь»;
-выяснить точное значение слова, его происхождение;
-исследовать словарное слово с разных сторон науки о языке;
-обобщить полученные знания.
Объект исследования - словарное слово – «медведь»
Предмет исследования - написание непроверяемой безударной гласной
Методы исследования:
-анализ источников информации по проблеме;
-практические работы:
-обобщение полученных данных.
Практическое применение: данная работа может быть использована на русского языка, а также во внеклассной работе.
2. Основная часть
Прежде чем начать своё исследование, я решила узнать, что мои одноклассники знают о происхождении такого знакомого слова «медведь». Для этого я провела опрос. Вопросы были следующие:
1.Назовите словари, которые вы знаете?
2.Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, откуда появилось слово «медведь»?
3. Будет ли для вас интересным это узнать.
Данный опрос положил начало моему исследованию.
2. 1. Загадки есть про всё на свете, в том числе и про медведя:
1) Летом бродит без дороги между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
2) Летом наедается, зимой высыпается.
3) Будет сильно тот реветь, кому встретиться …
4) Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый, грозный… (Ответ: медведь)
2.2. Лексическое значение слова
Толкование
Медведь - многозначное слово, имеет прямое и переносное значение.
Толковый словарь С.И. Ожегова` Прямое значение. (рис.1)
Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами, а также его мех.
Толковый словарь Ушакова
Большой хищный всеядный зверь с длинной шерстью. Бурый медведь. Белый медведь.
(рис.1)
Переносное значение (рис.2)
Неуклюжий, неповоротливый человек (разг. шутл.).
(рис.2)
Слово медведь может употребляться во фразеологизмах
1) Медведь на ухо наступил - отсутствие музыкального слуха.
2) Медвежья услуга - неумелая, приносящая вместо помощи вред, неприятность.
3) Делить шкуру неубитого медведя - это о том, когда дело еще не сделано, а результаты, которых нет, начинают делить.
4) Смотреть медведем – быть, казаться нелюдимым, угрюмым.
5) Медвежий угол – отдалённое, малонаселённое, глухое место.
2. 3.Особенности слова
1. Орфоэпическое: медведь (2 слога, второй слог ударный)
2. Фонетическое: (звуко - буквенный анализ слова медведь)
медве́дь→[м'идв'эт']
В слове «медве́дь»: 2 слога (мед-ведь), букв -7, звуков- 6:
м | → | [м'] | : | согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий | |
е | → | |
д | → | [д] | : | согласный, парный звонкий, парный твёрдый | |
в | → | [в'] | : | согласный, парный звонкий, сонорный, парный мягкий | |
е | → | |
д | → | [т'] | : | согласный, парный глухой, парный мягкий | |
ь | → | |
Рекомендованные переносы: мед-ведь
3. Морфологическое: медведь (кто?) - имя существительное: одушевлённое, мужской род единственное число.
4. Морфемика: медведь - слово состоит из корня и нулевого окончания.
2.4 Этимология слова
Медведя так назвали, потому что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.
Медведь – мёд ведающий = «знающий, где есть мёд».
Сорока и медведь
- Эй, Миша – медведь, на вопрос ответь!
- Какой вопрос, Стрекотуха?
- А почему тебя Медведем зовут? Глухаря - понятно: он весной глухой, зайца - беляка – понятно: он зимой белый. А вот медведь – непонятно!
- Хе – хе! Бестолковая ты птица: мед-ведь – значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан. (Н. Сладков)
Медведь – хранитель славянского рода
У восточных славян медведь умеет ходить на двух ногах, любит плясать под музыку, радуется и горюет, любит и нянчит своих детей.
В старину медведя называли Бер. Берлога – жилище Бера. Вспомним слова с корнем – бер.
(Беречь, оберег, берегиня)
2.5. Родственные слова к слову медведь:
Медведица
Медвежонок
Медведушка
Медведище
Медвежатник
Медвежий
2.6. Синонимы
Мишка
Косолапый
Увалень
Топтыгин
Мишутка
Михайло Иванович
2. 7 Использование в пословицах, поговорках, стихотворениях, песнях, сказках
Пословицы про медведя
Медведь корове не брат
Медведь неуклюж, да дюж
Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет
Медведя бояться, так ягод не видать
С медведем дружись, а за ружье держись
Два медведя в одной берлоге не уживутся
Сказки о медведе
«Мужик и медведь»
«Медведь, лиса и заяц»
«Три медведя»
«Маша и медведь»
«Два жадных медвежонка»
«Медведь – липовая нога»
«Медведь – дровосек»
«Медведь – лежебока»
Легенда о том, как на Земле появились медведи
«Когда-то давно Бог ходил по Земле, а один мужик с женой решили его напугать.
Надели на себя тулуп шерстью наружу, спрятались под мостом, и, когда Бог проходил
по нему, страшно зарычали. А Бог им говорит: «Раз вы зарычали, будете весь свой век
рычать!»- и превратил их в медведей. От этих людей и произошли все медведи».
3.Заключение
При работе над данной темой я узнала много нового о слове «медведь». Познакомилась со словарями, энциклопедиями, с авторскими произведениями и произведениями устного народного творчества, в которых встретилось исследуемое слово. Оказывается непроверяемую безударную гласную в корне слова медведь, можно проверить словом мёд, так как медведь означает «мёд ведающий». Я поняла, что без знания русского языка обойтись невозможно.
4. Список источников информации
Л.П. Николаева, И.В. Иванова Работа со словарными словами. – Издательство «Экзамен» М.:2008
Бархударова С. Г. Орфографический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2006.
Карантиров С.И. Этимологический словарь русского языка для школьников. – М., 2002.
Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М.: Русское слово, 2001.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:Азбуковник, 2005.
Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – Просвещение, 2001.
Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2002.
Интернет ресурсы.