СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Исследование словарного слова «медведь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект Исследование словарного слова «медведь»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Сатисская средняя школа»






Тема: Исследование словарного слова «медведь»












Работу выполнила: ученица 2 класса

Петрушкова Алиса

Руководитель: Тундалева Ольга Викторовна

учитель начальных классов



















2021г.



Содержание

1.Введение

2.Основная часть:

2.1 загадки;

2.2 лексическое значение слова;

2.3 особенности слова;

2.4 этимология слова;

2 5 родственные слова;

2.6 синонимы;

2.7 использование слова в пословицах, поговорках, стихах ,сказках и т.д.;

3.Заключение

4.Список источников информации и иллюстраций










































«Лучше рассмотреть один предмет с десяти разных сторон,

чем десять предметов с одной стороны».

А. Дистервег



I. Введение

В русском языке великое множество слов. Язык как живой организм. Он находится в постоянном движении: появляются новые слова, некоторые выходят из разговорной речи по ряду причин. Часто мы не задумываемся над тем, откуда пришло к нам слово, каковы его корни, где оно встречается. Ни для кого не секрет, что слово легче запомнить, если знаешь его значение. А многие ли знают, где можно узнать значение слова? Ведь запомнить все на свете невозможно, и не зря мудрецы говорят, что умный не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где найти то, чего не знаешь.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что русский язык считается одним из трудных школьных предметов. На уроках русского языка и чтения мы встречаемся с «трудными» словарными словами, которые надо запомнить. Чтобы повысить интерес, внимание к запоминанию словарных слов я решила найти занимательный материал и исследовать слово «медведь» с разных сторон.

Тема моей работы: «Исследование словарного слова».


Гипотеза: Слово подобно человеку. У каждого есть своя жизнь и свое значение на Земле. Если немного потрудиться, можно раскрыть всю красоту и многообразие слова «медведь».


Цель исследования: Выявить многогранность слова «медведь»


Задачи исследования:

-Собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашего класса о словарном слове «медведь»;

-выяснить точное значение слова, его происхождение;

-исследовать словарное слово с разных сторон науки о языке;

-обобщить полученные знания.


Объект исследования - словарное слово – «медведь»

Предмет исследования - написание непроверяемой безударной гласной


Методы исследования:

-анализ источников информации по проблеме;

-практические работы:

-обобщение полученных данных.


Практическое применение: данная работа может быть использована на русского языка, а также во внеклассной работе.


2. Основная часть

Прежде чем начать своё исследование, я решила узнать, что мои одноклассники знают о происхождении такого знакомого слова «медведь». Для этого я провела опрос. Вопросы были следующие:

1.Назовите словари, которые вы знаете?

2.Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, откуда появилось слово «медведь»?

3. Будет ли для вас интересным это узнать.

Данный опрос положил начало моему исследованию.


2. 1. Загадки есть про всё на свете, в том числе и про медведя:


1) Летом бродит без дороги между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.

2) Летом наедается, зимой высыпается.

3) Будет сильно тот реветь, кому встретиться …

4) Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый, грозный… (Ответ: медведь)

2.2. Лексическое значение слова

Толкование

Медведь - многозначное слово, имеет прямое и переносное значение.


Толковый словарь С.И. Ожегова` Прямое значение. (рис.1)

Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами, а также его мех.

Толковый словарь Ушакова 

Большой хищный всеядный зверь с длинной шерстью. Бурый медведь. Белый медведь.

(рис.1)



Переносное значение (рис.2)

Неуклюжий, неповоротливый человек (разг. шутл.).

(рис.2)


Слово медведь может употребляться во фразеологизмах


1) Медведь на ухо наступил - отсутствие музыкального слуха.

2) Медвежья услуга - неумелая, приносящая вместо помощи вред, неприятность.

3) Делить шкуру неубитого медведя - это о том, когда дело еще не сделано, а результаты, которых нет, начинают делить.

4) Смотреть медведем – быть, казаться нелюдимым, угрюмым.

5) Медвежий угол – отдалённое, малонаселённое, глухое место.

2. 3.Особенности слова

1. Орфоэпическое: медведь (2 слога, второй слог ударный)

2. Фонетическое: (звуко - буквенный анализ слова медведь)


медве́дь→[м'идв'эт']

В слове «медве́дь»: 2 слога (мед-ведь), букв -7, звуков- 6:

м

[м']

:

согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий


е

[и]

:

гласный


д

[д]

:

согласный, парный звонкий, парный твёрдый


в

[в']

:

согласный, парный звонкий, сонорный, парный мягкий


е

[э]

:

гласный


д

[т']

:

согласный, парный глухой, парный мягкий


ь


Рекомендованные переносы: мед-ведь


3. Морфологическое: медведь (кто?) - имя существительное: одушевлённое, мужской род единственное число.

4. Морфемика: медведь - слово состоит из корня и нулевого окончания.

2.4 Этимология слова

Медведя так назвали, потому что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.

Медведь – мёд ведающий = «знающий, где есть мёд».

Сорока и медведь

- Эй, Миша – медведь, на вопрос ответь!

- Какой вопрос, Стрекотуха?

- А почему тебя Медведем зовут? Глухаря - понятно: он весной глухой, зайца - беляка – понятно: он зимой белый. А вот медведь – непонятно!

- Хе – хе! Бестолковая ты птица: мед-ведь – значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан. (Н. Сладков)

Медведь – хранитель славянского рода

У восточных славян медведь умеет ходить на двух ногах, любит плясать под музыку, радуется и горюет, любит и нянчит своих детей.


В старину медведя называли Бер. Берлога – жилище Бера. Вспомним слова с корнем – бер.

(Беречь, оберег, берегиня)


2.5. Родственные слова к слову медведь:

  • Медведица

  • Медвежонок

  • Медведушка

  • Медведище

  • Медвежатник

  • Медвежий


2.6. Синонимы

  • Мишка

  • Косолапый

  • Увалень

  • Топтыгин

  • Мишутка

  • Михайло Иванович


2. 7 Использование в пословицах, поговорках, стихотворениях, песнях, сказках

Пословицы про медведя

  • Медведь корове не брат

  • Медведь неуклюж, да дюж

  • Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет

  • Медведя бояться, так ягод не видать

  • С медведем дружись, а за ружье держись

  • Два медведя в одной берлоге не уживутся


Сказки о медведе

«Мужик и медведь»

«Медведь, лиса и заяц»

«Три медведя»

«Маша и медведь»

«Два жадных медвежонка»

«Медведь – липовая нога»

«Медведь – дровосек»

«Медведь – лежебока»




Легенда о том, как на Земле появились медведи



«Когда-то давно Бог ходил по Земле, а один мужик с женой решили его напугать.

Надели на себя тулуп шерстью наружу, спрятались под мостом, и, когда Бог проходил

по нему, страшно зарычали. А Бог им говорит: «Раз вы зарычали, будете весь свой век

рычать!»- и превратил их в медведей. От этих людей и произошли все медведи».



3.Заключение

При работе над данной темой я узнала много нового о слове «медведь». Познакомилась со словарями, энциклопедиями, с авторскими произведениями и произведениями устного народного творчества, в которых встретилось исследуемое слово. Оказывается непроверяемую безударную гласную в корне слова медведь, можно проверить словом мёд, так как медведь означает «мёд ведающий». Я поняла, что без знания русского языка обойтись невозможно.


4. Список источников информации

  1. Л.П. Николаева, И.В. Иванова Работа со словарными словами. – Издательство «Экзамен» М.:2008

  2. Бархударова С. Г. Орфографический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2006.

  3. Карантиров С.И. Этимологический словарь русского языка для школьников. – М., 2002.

  4. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М.: Русское слово, 2001.

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:Азбуковник, 2005.

  6. Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – Просвещение, 2001.

  7. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2002.

  8. Интернет ресурсы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!