СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Изображение фигуры человека и образ человека"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы. Исследовать изображение фигуры человека и образа человека в мировом искусстве. Разработать методическое пособие.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Изображение фигуры человека и образ человека"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №61» города Магнитогорска









Тема проекта:

Изображение фигуры человека и образ человека

Тип проекта:

исследовательский








Автор проекта: Вяльцев Даниил,

обучающийся 7 «а» класса

Наставник проекта: Кочубеева Аделия Григорьевна,

учитель изобразительного искусства





Магнитогорск, 2020

Содержание

Введение

Глава 1. Изображение фигуры и образа человека в искусстве мировой культуры ……. 4

    1. Развитие живописи в Древнем Египте …………………………………………… 4

    2. Искусство Древней Греции ……………………………………………………….. 5

    3. Искусство Древнего Рима ………………………………………………………… 6

    4. Искусство Средневековья ………………………………………………………… 7

    5. Искусство Эпохи Возрождения …………………………………………………... 7

    6. Живопись в России ………………………………………………………………... 8

Глава 2. Исследовательская работа ………………………………………………………….11

2.1 Анализ информации, составление таблицы ……………………………………..11

2.2 Разработка методического пособия ………………………………………………12

Заключение

Литература








Введение

Основной темой и главным предметом искусства является человек — со всеми его свойствами, особенностями, достоинствами и недостатками, во всей совокупности его отношений с окружающим миром. Показывая человека во всей его сложности, неоднозначности, противоречивости, искусство старается помочь человеку познать себя как человека, и потому познание в искусстве выступает прежде всего как самопознание, что было всегда и остается до настоящего времени актуальным.

Цель работы. Исследовать изображение фигуры человека и образа человека в мировом искусстве. Разработать методическое пособие.

Задачи:
- изучить, проанализировать информацию;

- провести исследование изменения изображения фигуры человека и образа;

- по результатам исследованиям разработать методическое пособие.



Глава I. Изображение фигуры и образа человека в искусстве мировой культуры

1.1 Развитие живописи в Древнем Египте

Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

Рис.1 Рисунок по сетке Рис. 2 Гробница Нефертари



Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны

В живописи Нового царства (ученые называют период с 16 по 11 века до н.э.) усиливается впечатление движения. Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

«Гробница Нефертари» -  совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц.

Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

1.2 Искусство Древней Греции


В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела, существовал культ тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства - скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Представление о красоте человека, прежде всего, ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша - символом ловкости, очарования и различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. 

Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Образ человека в искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека [1].


Мирон. Дискобол Афродита Милосская

1.3 Искусство Древнего Рима

В Риме наибольшее распространение получили скульптура и скульптурный рельеф, в основном исторический. В римской пластике нет установки на воплощение идеала человека, прекрасного и нравственно совершенного, как в Греции. Главная отличительная черта римской скульптуры - ее портретность, отличающаяся яркой реалистичностью (например, портрет неизвестного римлянина, скульптурные портреты императоров Нерона, Августа и др.). Ваятель стремился передать облик человека так, как он есть.  Римские скульпторы стремились схватить и изобразить самое характерное в человеке, вплоть до выражения особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя

Скульптурные портреты передают индивидуальность человека с удивительной беспристрастностью, обнажая даже непривлекательные черты изображаемого лица. Здесь и правители, и простой люд. Например, явственно обнаруживается хищность банкира Юкунды, свирепость и подозрительность императора Каракаллы. Величайшим образцом римской скульптуры стала конная статуя Марка Аврелия, голова юного Августа. Его называли философом на троне. Во взгляде, в выражении лица скульптор пытается передать внутреннюю жизнь Августа (1).

Статуя римлянина с бюстами предков Статуя Августа в тоге



1.4 Искусство Средневековья

В средние века живопись не могла придерживаться реалистичного подхода, ведь большинство полотен того времени были заказаны церковью и предназначались для украшения храмов и соборов, или дворцов богатых людей. На полотнах, как правило, в полный рост изображались человеческие фигуры – в центре Иисус Христос или Богоматерь, различные святые, за ними и рядом – остальное их окружение. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль.

Человек на средневековых полотнах принижен по отношению к изображению бога и ангелов, часто в ущерб реализму. Дети на полотнах мастеров того времени казались стариками, а изображенное событие оказывалось более важным для мастера, чем правильное изображение пропорций человеческого тела. Вместе с тем, человек на полотнах художников часто получался более естественным, не идеализированным, в отличие от работ античного времени [1].



1.5 Искусство Эпохи Возрождения

Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом.

Возрождение — время перехода от художника-ремесленника к художнику-творцу, от безымянного мастера к автору. Человек становится подобным богу, он творец на земле, он высшее существо, созданное всевышним. Ценится уникальность человеческой личности. 

Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения, о чем свидетельствуют творения Джотто и Мазаччо. Изобретение способа передачи перспективы способствовало более правдивому отображению действительности.




1.6 Живопись в России

Древнерусская живопись. Древнерусская живопись христианской Руси — играла в жизни общества очень важную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен её характер. Для древнерусской живописи было характерно появление церковной живописи, где изображение человека в основном было в росписях алтаря и подкупольного пространства храмов в библейских и евангельских сценах, а также зарождение особого отношения в русской культуре к иконе. Православная церковь никогда не допускала писания икон с живых людей и требовала четкого соблюдения канона, закреплявшего те особенности иконописных изображений, которые отделяли «горний» (божественный) мир от «дольнего» (земного). Условность письма должна была подчеркивать в облике изображаемых на иконе лиц их неизменную сущность, духовность. Поэтому фигуры писались плоскими, неподвижными. Образ - этически совершенный человек, неторопливый, тихий, склонный к вдумчивому анализу и исполненный тихой доброты и милосердия.



Преподобный Харитон Исповедник. Фреска собора Рождества Богородицы 1125 год

Вторая половина ХIХ в. стала важным этапом в развитии русского изобразительного искусства. В этот период получил дальнейшее развитие жанр психологического портрета.
удивительное умение передать характер, внутренний мир, высокая техника отличали портреты работы И. Н. Крамского (Толстого, Третьякова, Салтыкова-Щедрина). Портретисты искали и находили подлинно народные характеры в образах лучших представителей русского народа — писателей, художников, музыкантов, общественных деятелей.

И. Е. Репин. Модест Петрович Мусоргский. (1839–1881), русский композитор.
Культура в целом неразрывно развивается, меняет свой облик, отражая облик изменяющегося мира, потребности новой жизни.

Живопись XXXXI века. В XX в. Резко меняется характер живописи. На нее воздействуют фото, кино, телевидение, широта и разнообразие впечатлений современного человека. Углубляется интеллектуальный и психологический мир человека.

Появление фотографии и освоение ею цвета поставило перед живописью новые задачи. Просто запечатлеть объект на память теперь может фотография. В живописи

XX в. возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личного видения, индивидуального восприятия жизни.

Аристарх Лентулов — галерея картин.

В направлениях искусства конца XX века че­ловек оказывается лишенным не только возвышенных устремлений, идеальных черт, но теряет также лицо, облик, то есть, и внешние чело­веческие характеристики.

В изобразительном искусстве XXI века свою достойную нишу занимает компьютерная графика. Появляются изображения человека разнопланового характера, отвечающие требованиям современного зрителя, подчиненных велению времени — времени высоких научных исследований и компьютерных технологий

Флориан Николь (Florian Nicolle) — графический художник и иллюстратор. Компьютерная графика.

Глава 2. Исследовательская работа

2.1 Анализ информации, составление таблицы

Собрав информацию, я исследовал, как меняется изображение и образ человека с течением времени. Свои результаты я оформил в таблице.



Эпоха


Изображение и образ человека



Что повлияло

1.

Древний Египет

Черты в фас и в профиль. Женщины с бледно-желтой или розовой кожей.

Мужчины коричневый или темно-красный цвет. Размер фигуры зависит от социального статуса.


«Иерархический» взгляд на живопись

2.

Древняя Греция

Внешний облик человека символизирует определенный уровень его внутреннего мира. Идеализация образа человека.


Культ тела

3.

Древний Рим

Скульптурные портреты передают индивидуальность человека с удивительной беспристрастностью, обнажая даже непривлекательные черты изображаемого лица. Облик человека – выражение особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя.


Скульптурные портреты

4.

Средневековье

Не реалистично. Человек на средневековых полотнах принижен по отношению к изображению бога и ангелов. Изображенное событие более важнее, чем правильное изображение пропорций человеческого тела.


Украшение храмов и соборов, дворцов богатых людей. Изображение событий.

5.

Эпоха Возрождения

Главная цель – реалистическое изображение человека. Перспектива – более правдивое отображение действительности.


Авторство. Появление перспективы.

6.

Древнерусская живопись

Фигуры писались плоскими, неподвижными. Образ – этически совершенный человек, неторопливый, тихий, склонный к вдумчивому анализу и исполненный тихой доброты и милосердия.

Церковная живопись.

7.

Россия. Вторая половина ХIХ в.

Высокая техника передачи характера, внутреннего мира.

Жанр психологического портрета.

8

Россия. XX век.

Возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личного видения, индивидуального восприятия жизни. Че­ловек оказывается лишенным не только возвышенных устремлений, идеальных черт, но теряет также лицо, облик, то есть, и внешние чело­веческие характеристики.

Фото, кино, телевидение.

9.

Россия. XХI век.

Изображения человека разнопланового характера, отвечающие требованиям современного зрителя, подчиненных велению времени — времени высоких научных исследований и компьютерных технологий.

Компьютерная графика.


2.2 Разработка методического пособия

Я разработал методическое пособие, которое может использоваться на уроках изобразительного искусства.


Заключение

Работа над проектом показала мне, что человек - самый сложный объект для изображения. Для настоящего художника человек – неиссякаемый источник творческой работы, постоянного изучения всего сложного богатства его содержания и форм.

Образ человека — одно из самых противоречивых понятий в истории мировой художественной культуры. На протяжении разных эпох, человек воспринимал себя по-разному. И от этого восприятия менялся и образ его жизни. Я провёл исследование эпох мировой культуры и узнал как менялся этот образ.







































Литература

  1. Киселева Н. Е. Человек — многогранный источник творчества художника // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 404-410. — URL

  2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. оргрнизации/ под редакцией Неменского Б.М. – 8-е издание, - М.: Просвещение, 2018

Интернет ресурсы:

https://www.bestreferat.ru/referat-170710.html

http://tvorcestvo.blogspot.com/2014/02/blog-post_3655.html

https://www.syl.ru/article/354411/jivopis-srednevekovya-tendentsii-i-veyaniya-kartinyi-hudojniki

https://li-ga2014.livejournal.com/347601.html

https://moluch.ru/archive/142/39909/


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!