СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольном учреждении воспитание экологической культуры воспитанников является важной задачей воспитательной работы с детьми.

Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста»

Проект

«Лекарственные растения»

для детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение

  1. Актуальность

  2. Паспорт проекта

  3. Этапы реализации проекта

  4. Распределение деятельности участников проекта по этапам

  5. Перспективное планирование мероприятий проекта

  6. Выполнение проекта

Заключение

Приложение

Список литературы

Введение

В дошкольном учреждении воспитание экологической культуры воспитанников является важной задачей воспитательной работы с детьми.

Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой  проблемы,  является метод проектной  деятельности.  Применение метода проекта позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать их речевое развитие, значительно разнообразить организационные формы и методические приемы работы с детьми.

               Проектная деятельность обеспечивает взаимосвязь всех образовательных областей и позволяет углубить и расширить представления детей, о  лекарственных  растениях. На Руси лекарственные растения применялись также издавна. Лечили людей знахари, ведуны, и  монахи. В конце 16 века в России появились рукописные лечебные травники.  По приказу Петра 1 были созданы первые ботанические сады или аптекарские огороды при аптеках. Аптекарские огороды появились во всех крупных городах при военных госпиталях. А  лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота.  Пётр 1 приказал снабжать  лекарственными растениями не только царский двор,  но и армию.  

 Приобретаемые в этих условиях знания, умения навыки, становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях жизни.                                      

  1. Актуальность.

На экранах телевизоров, плакатах в общественном транспорте и на улице мы видим большое количество рекламы различных медикаментов. Дети не представляют, что еще не так давно наши предки лечились исключительно в «лесной аптеке». Эти растения растут у нас под ногами, а ребята даже не представляют, что их можно использовать в медицине. Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить. Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.  Изучение лекарственных растений, их сбор и изготовление гербария - интересное и увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное для большинства юных исследователей, максимально безопасное с точки зрения техники безопасности. Данный проект учит правильно организовывать план своей работы. В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Около 70% препаратов изготавливаются из растений. Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: например, шалфей для полоскания горла, липовый чай при простуде, валериану при бессоннице. Поэтому эта тема актуальна для современного человека.

Идея проекта родилась после вопроса одного из ребят группы: «А для чего нам на участке мята? Мама ее у нас в огороде выполола, сказала, что это сорняк».

                      2.Паспорт проекта «Лекарственные  растения»

Цель проекта: Формирование у воспитанников представлений о лекарственных свойствах растений и о возможностях их применения с целью оздоровления человека. 

Задачи

-   Обогащать представления детей о растениях и их лекарственных свойствах; Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности и речь детей, навыки моделирования и экспериментирования.

- Формировать эстетическое восприятие окружающего природного мира, экологически грамотное поведение в природе

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Срок проекта: ноябрь- январь.

  1. Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие: Физическое развитие:

Участники проекта: воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет

Предполагаемый результат: 

Дети должны знать:  виды  лекарственных растений, способы их сбора и применения;  стихотворения о лекарственных растениях;  Значение лекарственных  растений в жизни человека.

Дети должны уметь:  отличать лекарственные растения от других видов;  соблюдать правила поведения в природе;  проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений;

Дальнейшее развитие проекта: Продолжать знакомить детей с другими видами лекарственных трав: познакомить с лекарственными свойствами лесных и садовых ягод.  

 

Работа с родителями в рамках проекта: (Приложение 1)

Продукт проектной деятельности: «Сборник сказок о лекарственных растениях», Сборник «Лекарственные растения глазами детей». Гербарий лекарственных растений. Дидактическая игра «Узнай по запаху».

3.  Этапы реализации проекта

I  этап  –  Организационно - подготовительный.

1.Подбор программно-методического обеспечения.

За основу была принята программа «Программа  воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.   .Гончароа  Е.В. Теория и методика экологического образования  детей дошкольного возраста. Издательство Нижневартовского  государственного гуманитарного университета 2008г

6. Выполнение проекта.

Первым шагом внедрения   проекта «Лекарственные растения.» стало изучение специальной методической литературы. Затем подготовлено методическое обеспечение: дидактическая игра: «Узнай по запаху», «Собери ромашку»,  сборники: стихов, загадок, поговорок, пословиц о лекарственных растениях.  Сборник сказок о лекарственных растениях. Изготовлены гербарии. (Приложение 5). Разработаны   конспекты организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей с лекарственными растениями для реализации проекта. Для родительского уголка созданы папки – передвижки: «Лекарственные растения и их польза для человека», разместили информацию о проекте: проблема, цели, задачи.  Подготовили консультации для родителей «Лекарственные растения вместо таблеток», памятки «Лечебные чаи».  Провели родительское собрание по теме «Знакомство с лекарственными растения», где познакомили родителей с планом реализации проекта «Лекарственные растения». Во время проведения собрания была представлена выставка дидактических игровых пособий, настольные игры. В конце собрания вручены родителям памятки «Польза лекарственных растений». В индивидуальных беседах старались убедить в необходимости сотрудничества для полноценного развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей.

Отобрали формы и методы для работы с детьми: ООД, беседы, наблюдение, чтение литературных произведений о лекарственных растениях, дидактические игры, акция, развлечение, продуктивные виды деятельности, игры-инсценировки.  

    Второй шаг - создание соответствующей   развивающей предметно - пространственной среды в группе. С этой целью изготовлены и размещены в уголке природы дидактические и настольные игры, иллюстрации.  В свободное пользование предоставлены карандаши, фломастеры, альбомы, раскраски лекарственных растений.  В книжном уголке размещены книги для просмотра и чтения, детские журналы о лекарственных растениях.

    Реализация проекта началась с моделирования проблемной ситуации. Заранее подготовлено дидактическое пособие «Узнай по запаху». В гости к детям пришёл  доктор детского сада Наталья Владимировна. Она  приглашает детей в младшую группу, чтобы девочка Маша выпила таблетку от простуды,  но она не любит пить таблетки?  Наталья Владимировна попросила детей помочь ей.  Дети подготовительной группы предложили напоить девочку Машу вкусным лечебным чаям. Далее с помощью   решения проблемных вопросов    воспитателя дети пришли к выводу, что существует много неизвестных лекарственных растений, которые очень полезны не только при простудах и решили узнать об этом побольше.  Данная мотивация послужила поводом, чтобы собрать нужную информацию о лекарственных растениях, рассказать о них окружающим. В ходе реализации проекта постоянно расширяли свои знания о лекарственных растениях и их пользе.

   По заданию героя Айболита дети вместе с родителями выполняли рисунки на тему «Лекарственные растения глазами детей» изготавливали гербарий лекарственных растений.  Провели акцию «Лечебные  растения нашего края».

    Презентация проекта « Лекарственные растения» прошла в форме развлечения для детей и родителей «У самовара я и моя мама»   Каждый  ребёнок  загадывал загадку о лекарственных растениях. Воспитанники проводили дегустацию лечебных чаёв для родителей. Дети наглядно продемонстрировали уровень развития знаний и представлений о лечебных свойствах лекарственных растений.                                        

Для формирования и закрепления у детей знаний о лекарственных растениях в ООД включались дидактические игры и упражнения такие как: «Собери ромашку», «Узнай по запаху», просмотр  видео-роликов.

Заключение

        Проведенная работа подтверждает прогнозируемый результат: при целенаправленном и систематическом применении проектной деятельности у детей сформированы знания о лекарственных растениях; умения применять их в быту. Данные итоговой диагностики, проведенной в январе месяце, подтверждают прогнозируемый результат: количественный уровень усвоения программы по ознакомлении детей с лекарственными травами   по группе составил: высокий уровень 90% детей, средний уровень 10% детей. Детей с низким уровнем усвоения нет.

       Благодаря методу проекта стало возможным создать единое познавательно-творческое пространство в детском саду и семье воспитанников. В ходе реализации проекта у детей возрос уровень познавательных интересов.  Дети активно участвовали в проектной деятельности, с желанием выполняли задания: учили стихи, загадки, рисовали буклеты, лепили цветы, собирали и высушивали лекарственные травы.  При встрече с родителями они с увлечением рассказывали о своих открытиях о пользе лекарственных растений. 

        Методы и приёмы,  применяемые в  ходе реализации проекта, способствовали формированию знаний, развитию у дошкольников познавательного интереса, стремление к самостоятельной практической  деятельности.  

         Так как проект «Лекарственные растения»  показал свою эффективность,  в будущем планируется: дальнейшая  его реализация  в работе с воспитанниками последующих наборов; пополнение  проекта новыми разработками, мини-проектами; обобщение полученного   опыта в форме публикаций.

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!