Тема проекта: «Математические сказки»
Направление: «Математика»
Выполнила:
Косивцова Мария,
учащаяся 6 класса
МКОО «Серпомолотская СОШ»
Руководитель: Хныкина Клавдия Соломоновна, учитель математики
пос. Серп и молот, 2018 – 2019 учебный год
Паспорт проекта | Математика, 6 класс |
Школа | МКОО «Серпомолотская СОШ» |
Руководитель проекта | Хныкина Клавдия Соломоновна |
Команда проекта | Косивцова Мария и учащиеся 5 класса |
Название проекта | «Математические сказки» |
Сроки начала и окончания проекта | Сентябрь 2018 года - ноябрь 2018 года |
Деятельность по разработке и реализации Проекта |
Актуальность проекта | Создание математических сказок развивает математическое творчество, способствует формированию математических понятий, что является необходимым условием успешной учебы. Создание сказки позволяет привить вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию математического мышления, и стимулируют мыслительный процесс. |
Проблемные вопросы | 1. Существуют ли математические сказки? 2. Кто их составляет? 3. Можно ли самим придумать такую сказку? |
Цель проекта | Сочинение математических сказок |
Задачи проекта: | Шаги (действия по решению задач): | Необходимые ресурсы и источники: |
1. Собрать информацию о сказках. | 1. Чтение статей на Интернет-сайтах. 2.Посещение библиотеки. | Интернет-ресурсы, книги, компьютер. |
2.Изучить структуру сказки. | 1. Прочитана литература и статьи | Интернет-ресурсы, книги. |
3. Найти советы, рекомендации, как сочинить математическую сказку. | 1. Изучена литература. 2. Самостоятельно составили схему написания математической сказки. | Интернет-ресурсы, книги. |
4. Сочинить несколько математических сказок и оформить книгу. | 1. Сочинение сказок по теме проекта. | Учебник математики, бумага, картон, краски, и пр. |
Краткое описание выполненного проекта | После выбора темы проекта мы приступили к сбору информации о сказках¸ их видах, структуре, ознакомились с математическими сказками других авторов. После этого сочинили сказки по темам курса математики 4 и 5 классов и оформили книгу с нашими сказками. |
Продукт проекта | Книга математических сказок |
Эффективность работы над проектом | Сильные стороны | Слабые стороны |
Создание собственных сказок, развитие творческих способностей | Не очень много информации о математических сказках, приходилось додумывать самим. |
Перспективы развития проекта | В перспективе работу по проекту продолжить в следующем году и сочинить сказки о математических понятиях, изучаемых в курсе математики 6 класса. |
Список используемой литературы, ресурсов, оборудования | Лопатина А., Скребцова М. Сказочная математика Москва амрита – Русь 2009. Арутунян Е. Б., Левитас Г. Г. Сказки по математике Москва Высшая школа 1994 Кривин Ф. Ученые сказки Карпаты 1968 |
Отчет о работе
Много разных сказок есть на свете. Их любят дети и взрослые. Однажды на уроке математики я услышала необычную сказку о числах. Меня очень заинтересовало: есть ли еще такие сказки? Кто их сочиняет? Как самим придумать такую сказку? Это и определило тему моего проекта: «Математические сказки». Я выбрала эту тему потому, что хотела себя попробовать в роли сказочника – сочинителя, хотела показать одноклассникам и другим ребятам, что серьезная наука математика, может быть увлекательной. В начале исследования возникли проблемы:
Существуют ли математические сказки?
Кто их составляет?
Можно ли самим придумать такую сказку?
Поиски ответа на эти вопросы определило цель моей работы: сочинение математических сказок. Проектным продуктом будет - книжка с математическими сказками для учащихся 4-5 классов.
Перед собой я поставила следующие задачи:
Проанализировать литературу по данной теме.
Найти советы, рекомендации, как сочинить математическую сказку.
Сочинить несколько математических сказок и оформить книгу.
После выбора темы проекта я приступила к сбору информации. Я посетила библиотеку в нашей школе и поселенческую библиотеку, ознакомились с необходимой литературой. Сначала я узнала, что такое сказка. Сказка — произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей. Сказки могут быть народные и литературные.
Сказка народная — жанр письменного и устного народного творчества: рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Народные сказки считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям. Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и ложью.
Сказка литературная — сказка, тесно связанная с народной сказкой, но принадлежит конкретному автору. Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Народная сказка исторически предшествует литературной.
Затем нашла материал о структуре сказки. Вот что я узнала о структуре народной сказки. Русская народная сказка делится на три части. Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку. Например, «жил - был старик, и было у него три сына…”- и все мы понимаем, что началась сказка. Далее следуют сказочные события. В сказках существуют троекратные повторы каких-нибудь событий, испытаний главного героя. Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка. Например, «тут уж ждать да рассуждать долго не стали – весёлым пирком да за свадебку» или «и стали они в добре поживать, лиха не знавать». Иногда рассказчик обращается к присказке. Присказка – это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад. Например, “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.
Я поняла, что математические сказки отличаются от народных и литературных. Познакомилась с математическими сказками других авторов. В основном сказки, которые я нашла, составлены школьниками, но есть и книги с математическими сказками. «Сказочная математика» авторы А. Лопатина, М. Скребцова, «Ученые сказки» Феликса Кривина.
Стала искать ответы на вопросы: Кто может быть героем математической сказки? Чем она отличается от литературной или народной сказки? Я узнала, что героями математической сказки могут быть: фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.), цифры и числа. Кроме того, героями математических сказок могут стать чертежные инструменты и письменные принадлежности - линейка, циркуль, ручки, карандаши. Структуры математической сказки в отличие от обычной я не нашла, но выяснила, что в содержание такой сказки обязательно закладывается математическое понятие или свойство.
На одном из сайтов я прочитала требования к математической сказке. Я обдумала их и сформулировала по-своему, и получилось следующее:
1. В сюжетную линию необходимо закладывать математическое понятие или свойство понятия.
2.Соблюдать последовательность и логичность сюжета.
3.Стараться, чтобы сюжет был законченным.
4. Сюжет должен иметь свою оригинальность.
Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной речью и математическими понятиями. Я завершила работу тем, что сочинила несколько сказок, нарисовала к ним иллюстрации, подобрала картинки. На практике было очень трудно придумывать сюжет, чтобы он не повторялся в других уже существующих сказках.
Оценка деятельности каждого участника проектной группы
Сроки | ФИО участника | Что конкретно делал |
Сентябрь Октябрь Ноябрь | Косивцова Мария | 1. Поиск информации в библиотеке, на Интернет-сайтах. 2. Набор текста сказок на компьютере. 3. Оформление проекта. |
Сентябрь Октябрь Ноябрь | Корниенко Андрей, 5 класс | 1. Сочинение сказки. 2. Рисунок. |
Сентябрь Октябрь Ноябрь | Саломатина Марианна, 5 класс | 1.Сочинение сказки. 2.Рисунок. |
Сентябрь Октябрь Ноябрь | Иванов Николай, 5 класс | 1.Сочинение сказки. 2.Рисунок |
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что у нас не получилось придумать сказки о всех математических понятиях за курс 4 и 5 классов. Это произошло потому, что процесс составления сказки очень трудоемкий. Если бы мы начали работу заново, то постарались бы привлечь к сочинению сказок одноклассников. Работа над проектом показала, что выражать свои мысли, выстраивая сюжет сказки, не так-то просто. Чтобы сочинить даже одну короткую, но интересную сказку, надо много времени. Нам удалось решить поставленные проблемы и достичь цели своего проекта с помощью созданной книги сказок. Сочинение сказки позволяет самостоятельно рассуждать, способствует развитию математического мышления, стимулирует мыслительный процесс.
8