СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Математические сказки"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однажды на уроке математики я услышала необычную сказку о числах Меня очень заинтересовало: есть ли еще такие сказки? Кто их сочиняет? Как самим придумать такую сказку? Захотела попробовать себя в роли сказочника-сочинителя, хотела показать одноклассникам и другим ребятам, что серьезная наука  математика, может быть увлекательной.

Просмотр содержимого документа
«Проект по математике 5 класс Математические сказки»

Тема проекта: «Математические сказки»

Направление: «Математика»





Выполнила:

Косивцова Мария,

учащаяся 6 класса

МКОО «Серпомолотская СОШ»

Руководитель: Хныкина Клавдия Соломоновна, учитель математики




пос. Серп и молот, 2018 – 2019 учебный год



Паспорт проекта

Математика, 6 класс

Школа

МКОО «Серпомолотская СОШ»

Руководитель проекта

Хныкина Клавдия Соломоновна

Команда проекта

Косивцова Мария и учащиеся 5 класса

Название проекта

«Математические сказки»

Сроки начала и окончания проекта

Сентябрь 2018 года - ноябрь 2018 года

Деятельность по разработке и реализации Проекта

Актуальность проекта

Создание математических сказок развивает математическое творчество, способствует формированию математических понятий, что является необходимым условием успешной учебы. Создание сказки позволяет привить вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию математического мышления, и стимулируют мыслительный процесс.

Проблемные вопросы

1. Существуют ли математические сказки?

2. Кто их составляет?

3. Можно ли самим придумать такую сказку?

Цель проекта

Сочинение математических сказок

Задачи проекта:

Шаги (действия по решению задач):

Необходимые ресурсы и источники:

1. Собрать информацию о сказках.


1. Чтение статей на Интернет-сайтах.

2.Посещение библиотеки.


Интернет-ресурсы, книги, компьютер.

2.Изучить структуру сказки.

1. Прочитана литература и статьи

Интернет-ресурсы, книги.

3. Найти советы, рекомендации, как сочинить математическую сказку.


1. Изучена литература.

2. Самостоятельно составили схему написания математической сказки.

Интернет-ресурсы, книги.

4. Сочинить несколько математических сказок и оформить книгу.

1. Сочинение сказок по теме проекта.

Учебник математики, бумага, картон, краски, и пр.

Краткое описание выполненного проекта

После выбора темы проекта мы приступили к сбору информации о сказках¸ их видах, структуре, ознакомились с математическими сказками других авторов. После этого сочинили сказки по темам курса математики 4 и 5 классов и оформили книгу с нашими сказками.

Продукт проекта

Книга математических сказок

Эффективность работы над проектом

Сильные стороны

Слабые стороны

Создание собственных сказок, развитие творческих способностей

Не очень много информации о математических сказках, приходилось додумывать самим.

Перспективы развития проекта

В перспективе работу по проекту продолжить в следующем году и сочинить сказки о математических понятиях, изучаемых в курсе математики 6 класса.

Список используемой литературы, ресурсов, оборудования

Лопатина А., Скребцова М. Сказочная математика Москва амрита – Русь 2009.

Арутунян Е. Б., Левитас Г. Г. Сказки по математике Москва Высшая школа 1994

Кривин Ф. Ученые сказки Карпаты 1968







Отчет о работе

Много разных сказок есть на свете. Их любят дети и взрослые. Однажды на уроке математики я услышала необычную сказку о числах. Меня очень заинтересовало: есть ли еще такие сказки? Кто их сочиняет? Как самим придумать такую сказку? Это и определило тему моего проекта: «Математические сказки». Я выбрала эту тему потому, что хотела себя попробовать в роли сказочника – сочинителя, хотела показать одноклассникам и другим ребятам, что серьезная наука математика, может быть увлекательной. В начале исследования возникли проблемы:

  1. Существуют ли математические сказки?

  2. Кто их составляет?

  3. Можно ли самим придумать такую сказку?

Поиски ответа на эти вопросы определило цель моей работы: сочинение математических сказок. Проектным продуктом будет - книжка с математическими сказками для учащихся 4-5 классов.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.

  2. Найти советы, рекомендации, как сочинить математическую сказку.

  3. Сочинить несколько математических сказок и оформить книгу.

После выбора темы проекта я приступила к сбору информации. Я посетила библиотеку в нашей школе и поселенческую библиотеку, ознакомились с необходимой литературой. Сначала я узнала, что такое сказка. Сказка — произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей. Сказки могут быть народные и литературные.

  • Сказка народная — жанр письменного и устного народного творчества: рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Народные сказки считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям. Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и ложью.

  • Сказка литературная — сказка, тесно связанная с народной сказкой, но принадлежит конкретному автору. Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Народная сказка исторически предшествует литературной.

Затем нашла материал о структуре сказки. Вот что я узнала о структуре народной сказки. Русская народная сказка делится на три части. Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку. Например, «жил - был старик, и было у него три сына…”- и все мы понимаем, что началась сказка. Далее следуют сказочные события. В сказках существуют троекратные повторы каких-нибудь событий, испытаний главного героя. Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка. Например, «тут уж ждать да рассуждать долго не стали – весёлым пирком да за свадебку» или «и стали они в добре поживать, лиха не знавать». Иногда рассказчик обращается к присказке. Присказка – это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад. Например, “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

Я поняла, что математические сказки отличаются от народных и литературных. Познакомилась с математическими сказками других авторов. В основном сказки, которые я нашла, составлены школьниками, но есть и книги с математическими сказками. «Сказочная математика» авторы А. Лопатина, М. Скребцова, «Ученые сказки» Феликса Кривина.

Стала искать ответы на вопросы: Кто может быть героем математической сказки? Чем она отличается от литературной или народной сказки? Я узнала, что героями математической сказки могут быть: фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.), цифры и числа. Кроме того, героями математических сказок могут стать чертежные инструменты и письменные принадлежности - линейка, циркуль, ручки, карандаши. Структуры математической сказки в отличие от обычной я не нашла, но выяснила, что в содержание такой сказки обязательно закладывается математическое понятие или свойство.

На одном из сайтов я прочитала требования к математической сказке. Я обдумала их и сформулировала по-своему, и получилось следующее: 
1. В сюжетную линию необходимо закладывать математическое понятие или свойство понятия.
2.Соблюдать последовательность и логичность сюжета. 
3.Стараться, чтобы сюжет был законченным. 
4. Сюжет должен иметь свою оригинальность.

Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной речью и математическими понятиями. Я завершила работу тем, что сочинила несколько сказок, нарисовала к ним иллюстрации, подобрала картинки. На практике было очень трудно придумывать сюжет, чтобы он не повторялся в других уже существующих сказках.









Оценка деятельности каждого участника проектной группы


Сроки

ФИО участника

Что конкретно делал

Сентябрь Октябрь Ноябрь

Косивцова Мария

1. Поиск информации в библиотеке, на Интернет-сайтах.

2. Набор текста сказок на компьютере.

3. Оформление проекта.

Сентябрь Октябрь Ноябрь

Корниенко

Андрей, 5 класс

1. Сочинение сказки.

2. Рисунок.

Сентябрь Октябрь Ноябрь

Саломатина Марианна, 5 класс

1.Сочинение сказки.

2.Рисунок.

Сентябрь Октябрь Ноябрь

Иванов Николай, 5 класс

1.Сочинение сказки. 2.Рисунок





























Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что у нас не получилось придумать сказки о всех математических понятиях за курс 4 и 5 классов. Это произошло потому, что процесс составления сказки очень трудоемкий. Если бы мы начали работу заново, то постарались бы привлечь к сочинению сказок одноклассников. Работа над проектом показала, что выражать свои мысли, выстраивая сюжет сказки, не так-то просто. Чтобы сочинить даже одну короткую, но интересную сказку, надо много времени. Нам удалось решить поставленные проблемы и достичь цели своего проекта с помощью созданной книги сказок. Сочинение сказки позволяет самостоятельно рассуждать, способствует развитию математического мышления, стимулирует мыслительный процесс.







8


Просмотр содержимого презентации
«математические сказки»

Выполнила: Косивцова Мария учащаяся 6 класса Руководитель: Хныкина К.С., учитель математики

Выполнила:

Косивцова Мария

учащаяся 6 класса Руководитель: Хныкина К.С.,

учитель математики

Что такое сказка?  В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло.

Что такое сказка?

В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло.

Какие бывают сказки?  Сказки бывают авторскими (сочиненные определённым автором) и народные (сочиненные многими людьми).

Какие бывают сказки?

Сказки бывают авторскими (сочиненные определённым автором) и народные (сочиненные многими людьми).

Сказки волшебные
  • Сказки волшебные

В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви.

Сказки о животных
  • Сказки о животных

Здесь постоянные персонажи - это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный .

Бытовые сказки
  • Бытовые сказки

Эти сказки иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки - сатирические, в них много юмора и каламбура.

Чем отличается математическая сказка? Героями математической сказки могут быть: фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.), цифры и числа. Кроме того героями математических сказок могут стать чертежные инструменты и письменные принадлежности - линейка, циркуль, ручки, карандаши. В содержание такой сказки обязательно закладывается математическое понятие или свойство.

Чем отличается математическая сказка?

Героями математической сказки могут быть: фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.), цифры и числа. Кроме того героями математических сказок могут стать чертежные инструменты и письменные принадлежности - линейка, циркуль, ручки, карандаши. В содержание такой сказки обязательно закладывается математическое понятие или свойство.

Винни-Пух

Винни-Пух

Красная Шапочка

Красная Шапочка

Колобок

Колобок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!