СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Математические сказки"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по математике "Математические сказки" для учащихся 5 класса. Математическая сказка о порядке арифметических действий по мотивам народной сказки "Теремок".

Просмотр содержимого документа
«Проект "Математические сказки"»

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области





Проект

«Математические сказки»



















Выполнил: Богомолов Алексей,

ученик 5 класса

Руководитель: Сикачёва Ирина Владимировна













п. Колонтаевка, 2019 год

Паспорт проекта

Математика 5 класс

Образовательная организация

МБОУ «Колонтаевская СОШ» Льговского района Курской области

Руководитель проекта

Сикачёва Ирина Владимировна

Класс

5

Команда проекта

Богомолов Алексей

Название проекта

Математические сказки

Сроки начала и окончания проекта.

Сентябрь 2018 года - апрель 2019года

Деятельность по разработке и реализации Проекта

Актуальность проекта

Актуальность проекта - создание математических сказок развивает математическое творчество, способствует формированию математических понятий, что является необходимым условием успешной учебы. Создание сказки позволяет привить вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию математического мышления, и стимулируют мыслительный процесс.

Проблемные вопросы

1. Существуют ли математические сказки?

2. Кто их составляет?

3. Можно ли самим придумать такую сказку?

Цель проекта

Сочинение математических сказок

Задачи проекта:

Шаги (действия по решению задач):

Необходимые ресурсы и источники

1. Собрать информацию о сказках.


1. Чтение статей на Интернет-сайтах.

2.Посещение библиотеки.


Интернет-ресурсы, книги, компьютер.

2.Изучить структуру сказки.

1. Прочитана литература и статьи

Интернет-ресурсы, книги.

3. Найти советы, рекомендации, как сочинить математическую сказку.


1. Изучена литература.

2. Самостоятельно составил схему написания математической сказки.

Интернет-ресурсы, книги.

4. Сочинить несколько математических сказок и оформить книгу.

1. Сочинение сказок по теме проекта.

Учебник математики, бумага, картон, краски, и пр.

Краткое описание выполненного проекта

После выбора темы проекта я приступил к сбору информации о сказках¸ их видах, структуре, ознакомился с математическими сказками других авторов. После этого сочинил сказки и предложил своим одноклассникам сочинить их по темам курса математики 5 класса и оформил книгу с нашими сказками.

Продукт проекта

Книга математических сказок

Эффективность работы над проектом

Сильные стороны

Слабые стороны

Создание собственных сказок, развитие творческих способностей

Мало информации о математических сказках, приходилось додумываться до всего самому.

Перспективы развития проекта

В перспективе работу по проекту продолжить в следующем году и сочинить сказки о математических понятиях, изучаемых в курсе математики 6 класса.

Список используемой литературы, ресурсов, оборудования

Лопатина А., Скребцова М. Сказочная математика Москва амрита – Русь 2009.

Арутунян Е. Б., Левитас Г. Г. Сказки по математике Москва Высшая школа 1994

Кривин Ф. Ученые сказки Карпаты 1968

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4314/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%E0%E7%EA%E0

http://sokolova-aa.ru/students-works/matematicheskie-skazki-vypusk-1















Защита проекта

Много разных сказок есть на свете. Их любят дети и взрослые. Однажды на уроке математики я услышал необычную сказку о числах. Меня очень заинтересовало: есть ли еще такие сказки? Кто их сочиняет? Как самим придумать такую сказку? Это и определило тему моего проекта: «Математические сказки». Я выбрал эту тему потому, что хотел себя попробовать в роли сказочника – сочинителя, хотел показать одноклассникам и другим ребятам, что серьезная наука математика, может быть увлекательной. В начале моего исследования возникла проблема:

1. Существуют ли математические сказки?

2. Кто их составляет?

3. Можно ли самим придумать такую сказку?

Поиски ответа на эти вопросы определило цель моей работы – сочинение математических сказок. Проектным продуктом будет - книжка с математическими сказками для пятиклассников. Перед собой я поставил следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.

  2. Найти советы, рекомендации, как сочинить математическую сказку.

  3. Сочинить несколько математических сказок и оформить книгу.

После выбора темы проекта я приступил к сбору информации. Я посетил библиотеку в нашей школе и ознакомился с необходимой литературой. Сначала я узнал, что такое сказка. Сказка — произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей. Сказки могут быть народные и литературные.

  • Сказка народная — жанр письменного и устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние – это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации.

  • Сказка литературная — сказка тесно связанная с народной сказкой, но принадлежит конкретному автору. Народная сказка исторически предшествует литературной.

Затем, я нашёл материал о структуре сказки. Вот что я узнал о структуре народной сказки. Русская народная сказка делится на три части. Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку. Например, «жил - был старик, и было у него три сына…”- и все мы понимаем, что началась сказка. Далее следуют сказочные события. В сказках существуют троекратные повторы каких-нибудь событий, испытаний главного героя. Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка. Например, «тут уж ждать да рассуждать долго не стали – весёлым пирком да за свадебку» или « и стали они в добре поживать, лиха не знавать». Иногда рассказчик обращается к присказке. Присказка – это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад. Например: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

Я понял, что математические сказки отличаются от народных и литературных. Познакомился с математическими сказками других авторов. В основном сказки, которые я нашёл, составлены школьниками, но есть и книги с математическими сказками. «Сказочная математика» авторы А. Лопатина, М. Скребцова, «Ученые сказки» Феликса Кривина. Стал искать ответы на вопросы: Кто может быть героем математической сказки? Чем она отличается от литературной или народной сказки? Я узнал, что героями математической сказки могут быть: фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник и т. д.), цифры и числа. Кроме того героями математических сказок могут стать чертежные инструменты и письменные принадлежности - линейка, циркуль, ручки, карандаши. Структуры математической сказки в отличие от обычной я не нашёл, но выяснил, что в содержание такой сказки обязательно закладывается математическое понятие или свойство. На одном из сайтов я прочитал требования к математической сказке. Я обдумал их и сформулировал по-своему, и получилось следующее: 
Первое, что нужно сделать – это определить тему, то есть то, о чем будет наша сказка.

Второе – обязательно сформулировать основную мысль будущего рассказа, то

есть для чего, с какой целью вы его пишете, чему он должен научить слушателей.

И третье – непосредственно построить рассказ по следующей схеме:

1. Экспозиция (кто, где, когда, что сделал)

2. Завязка действия (с чего все началось)

3. Развитие действия

4. Кульминация (самые важные моменты)

5. Спад действия

6. Развязка (чем все закончилось)

7. Концовка.

Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной речью и математическими понятиями. Я завершил работу тем, что сочинил несколько сказок, нарисовал к ним иллюстрации, подобрал готовые картинки. В ходе работы я столкнулся с трудностями в поиске материала о том, как сочинять математическую сказку. На практике было очень трудно придумывать сюжет, чтобы он не повторялся в других уже существующих сказках.



Заключение.

Закончив свой проект, я могу сказать, что у меня не получилось придумать сказки о всех математических понятиях за курс 5 класса. Это произошло, потому что процесс составления сказки очень трудоемкий, хотя я привлекал к сочинению сказок одноклассников. Работа над проектом показала, что выражать свои мысли, выстраивая сюжет сказки, не так-то просто. Чтобы сочинить даже одну короткую, но интересную сказку, надо много времени. Мне удалось решить поставленные проблемы и достичь цели своего проекта с помощью созданной книги сказок. Сочинение сказки позволяет самостоятельно рассуждать, способствует развитию математического мышления, стимулирует мыслительный процесс.















Сказка «Теремок»

(О порядке действий)

За морями, за лесами, в волшебной стране «Математика», на зелёном лугу вырос теремок «Натуральные числа». Жили в нём числа, которые использовались при счёте предметов. Жили они не тужили.

Однажды в летний погожий денёк на лугу появился знак «Плюс». Увидел он в поле теремок, остановился и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

- Мы, натуральные числа! А ты кто?

-Я- плюс,

И этим я горжусь!

Я для сложения гожусь.

Я – добрый знак соединенья,

И в этом моё предназначенье.

- Иди к нам жить!

Зашёл знак «плюс» в теремок. Стал жить с натуральными числами, их складывать.

Долго ли , коротко ли, идёт по зелёному лугу знак «минус». Видит в поле теремок, подошёл и постучался:

- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

- Мы, натуральные числа, считаем предметы.

- Я, знак «плюс», складываю эти числа.

- А ты кто?

- Я – минус. Я знак для вычитания

Тоже добрый знак. Всегда смогу понять

Ведь не со зла я отнимаю,

А свою роль я выполняю.

- Иди к нам жить!

Зашёл знак Минус в теремок и стали они жить, поживать складывать и вычитать числа.

Долго ли, коротко ли. Идёт по лугу знак Умножение, увидел в поле теремок, подбежал к нему, постучал в окошко и спрашивает:

- Терем -теремок! Кто в тереме живёт?

- Мы, натуральные числа.

- Я, знак Плюс.

- Я, знак Минус.

- А ты кто?

- Я знак Умножения

Для облегчения сложения.

Ведь умней – умножить раз,

Чем слагать всё целый час.

- Иди к нам жить!

Знак Умножение зашёл в теремок . Стали они вместе жить, складывают, вычитают, умножают.

Долго ли, коротко ли прибежал к теремку знак Деление, заглянул в дверь и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

- Мы, натуральные числа.

- Я, знак Плюс.

- А я, знак Минус.

- Я, знак Умножения.

- А ты кто ?

- Я знак Деление

Выполняю в несколько раз уменьшение

То — целиком, а то — с остатком,

Не всё в делении гладко.

— Иди к нам жить!

Забрался знак деления в теремок. Стали они веселиться: складываться, вычитаться, умножаться и делиться.

Долго ли, коротко ли, на лугу появилась степень. Увидела теремок, подошла поближе, постучалась в дверь и спрашивает:

- Терем — теремок! Кто в тереме живёт?

— Мы: натуральные числа, знак Плюс, знак Минус, знак Умножить, знак Деление.

А ты кто?

— Я – степень,

Степень это хорошо или это плохо?

Степень – это хорошо!

Степень вам покажет

Сколько раз вам умножать

Основанье ваше.

— Давай с нами жить в теремке!

Обрадовалась степень и вошла в теремок. Стали они все вместе жить поживать. Числа то складывались, то умножались, то вычитались, то делились, то в степень возводились.

А тем временем на лугу появились скобки. Услыхали шум и гам, остановились и закричали:

— Терем – теремок! Кто в тереме живёт?

— Мы – натуральные числа, мы – знаки арифметических действий, я – степень.

А Вы кто?

— Нам друг без друга скучно,

друг с другом мы – неразлучно!

В примерах мы бываем,

Первое действие в них называем.

— А в каком порядке нам выполняться? – спросили арифметические действия.

— А мне как быть? – поинтересовалась степень.

— Примеры, чтобы сложные решать

Порядок действий надо соблюдать.

Если степень в примере есть,

То её непременно первой надо вычислять,

Если скобки есть – то там,

А за тем за ними.

Старшим надо уступать-

Умножению и делению,

Уж потом вычитанию да сложению.

На том и порешили. С тех пор в теремке воцарился полный порядок в выполнении действий.

Вот такая сказочная история случилась в математической стране.

А Вы поняли, как надо выполнять действия?




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!