ПРОЕКТ « Математика в сказках »
Автор:
Мусиенко О.А.
«
Актуальность проекта:
- Математика – настоящее волшебное царство… а цифры, числа, геометрические фигуры, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи.
- Тема проекта: « Математика в сказках ». Дети любят слушать сказки и с интересом решают примеры и задачки со сказочными сюжетами.
- Проблема. Как с помощью сказок можно изучать математику?
Участники проекта:
Тип проекта:
дети средней логопедической группы «Мечтатели», воспитатели.
По содержанию: информационно-практико-творчески ориентированный.
По числу участников: групповой (дети средней логопедической группы).
По времени проведения: среднесрочный (октябрь –ноябрь-декабрь)
По характеру: в рамках ДОУ.
Цель проекта
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в совместной игровой деятельности через сказочный сюжет.
Задачи Проекта:
- Закреплять детям представления о геометрических фигурах на основе составления сказок.
- Выделять особые признаки фигур с помощью, осязательно-двигательного анализатора, соотносить форму предмета с известными геометрическими фигурами.
- Создавать множества из разных по количеству элементов. Определять равенство и неравенство.
- Формировать представления о количественном и порядковом счете . Соотносить каждое числительное только с одним предметом.
- Развивать познавательный и творческий интерес ,активное участие в математике через сказочный сюжет.
- Развивать логическое мышление, внимание, память у детей.
- Способствовать развитию эмоциональной сферы детей в учебно-игровой деятельности.
- Воспитывать дружеские чувства детей друг к другу, согласовывая действия в игровой и учебной деятельности.
- Поощрять желание детей принимать участие в совместном решении математических заданий.
Проект включает в себя три этапа:
- Подготовительный
- Основной (исследовательский)
- Заключительный
Гипотеза проекта : Если реализовать многогранные возможности сказки, то возможно более качественное усвоение математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат проекта.
Используя сказочные сюжеты : - Дать детям представления о
множестве, равенстве,
неравенстве.
- Учить количественному и
порядковому счету.
- Уметь отвечать на вопросы
сколько?, который по счету?, на
котором месте?
- Иметь представления о
геометрических фигурах,
выделять их особые признаки,
сравнивать.
1. Подготовительный
- Определение темы проекта.
- Постановка цели и задач проекта.
- Составление плана основного этапа проекта.
2. Основной (исследовательский)
Реализация проекта через разные виды детской деятельности:
- Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Домино», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Танграм», «Волшебные круги», «Чудесный мешочек» и т.д.
- • Музыкальные игры: «Лесенка», «Научи матрёшку считать», «Слушай и хлопай», «Учёный кузнечик».
- • Пальчиковые игры (на закрепление счёта).
- • Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Третий лишний», «На одной ножке по дорожке», «Ловишки на одной ноге».
- • Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.
- • Слушание сказок: «Репка», «Три медведя», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Царевна лягушка», «Теремок», «Хаврошечка», «Три поросенка», чтение сказок Пушкина А.С.
- • Циклы игр по теме: «Цифры», «Веселый паровоз», «Количество и счёт»,
«Волшебные фигуры», «Весёлый счет», «Найди пару»
3. Заключительный
- Использование сюжетов сказок в математической работе.
- Совместная деятельность родителей и детей по сочинению авторских математических сказок.
- Изготовление пособий по математике.
- Провести занятие «Волшебная математика».
Сказка «Царевна лягушка» Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.
Сказка «3 медведя»
Главных героев – 3. Всех предметов по 3(кровати, миски, стулья).
Сказка «Теремок»
7 зверей заселялись в Теремок: муха, комар, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк. Медведь – 8-й – развалил Теремок.
В сказках А.С.Пушкина числа также встречаются довольно часто.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Старик со старухой много лет прожили вместе:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
«Они жили в ветхой землянке
Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц.
Ровно тридцать лет и три года…».
Три раза старик кидал в море свой невод.
Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем.
«Раз он в море закинул невод, –
Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, 3 раза лебедь превращает его в насекомое.
Три раза выручает лебедь царевича, подарив ему чудеса.
Пришел невод с одной тиной,
Он в другой раз закинул невод, —
Второе чудо:
«И очутятся на бреге,
Пришел невод с травой морской,
В третий раз закинул он невод, —
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря».
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой – золотой…»
Пожелав жениться на царевне, был готов
«За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью: к красному солнцу, к месяцу ясному, к ветру буйному.
После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она не восстала ото сна».
«семь богатырей, семь румяных усачей»
Самостоятельная деятельность: рассматривание картинок, дидактические игры
Кто репку тянул?
В гостях у трех медведей
Волшебная геометрия
Строим сказку
Путешествие колобка
Сколько сказочных героев?
Сказки наших детей о геометрических фигурах
В гости к трём поросятам
Сказочная геометрия
Узнай сказку по фигурам
Волк и семеро козлят
Три поросёнка
Три медведя
Репка
Цифры в сказках
Работа с родителями
-Дать рекомендации родителям по использованию дидактических и подвижных игр с элементами математики. -Совместное сочинение авторских сказок детей и родителей по математике. -Изготовление родителями наглядного и демонстрационного материала по математике. -День открытых дверей для родителей с показом занятия «Волшебная математика»
Вместо эпилога
ВЫВОДЫ
- Работая над данным проектом, мы подвели детей к пониманию того, что математика – настоящее волшебное сказочное царство. А цифры, числа, фигуры если вы сильно захотите, могут превратиться в удивительные сказочные персонажи и действия».
- И предложили создать вместе с родителями детские книжки с авторскими сказками по математике.
- Теперь, слушая сказки, ребята стали обращать внимание на геометрические фигуры , которые там встречались. В сюжетных рисунках сказок дети находят и определяют формы и величину построек, сравнивают их с геометрическими фигурами.
- Умело проводят количественный и порядковый счет сказочных персонажей и других объектов.
- Имеют понятия о цифре и числе.
- Прочитав ряд сказок, дети обратили внимание, что в сказках встречаются числа от 1 до 10, а чаще 3 и 7.
- У детей развивается логическое мышление, зрительное внимание, умение согласовывать числительные с существительными, активная речь.
Как говорил М. В. Ломоносов: « Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит ».
Результаты проекта подтверждают эту истину.