СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Может ли человек жить без прошлого? (По повести В.Распутина "Прощание с Матёрой")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация является одной из пяти презентаций в рамках учебного проекта «Экологические проблемы современности и их отражение в произведениях литературы». Цель исследования: поразмышлять о том, должен ли человек чтить память своих предков и любить свою родную землю.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Может ли человек жить без прошлого? (По повести В.Распутина "Прощание с Матёрой")»

         (Повесть В. Распутина  «Прощание с Матерой»). Авторы: обуч-ся группы № 3-12 Афанасьев Евгений, Кровопусков Дмитрий, Никонов Павел, Фурсов Евгений.

(Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой»).

Авторы: обуч-ся группы № 3-12

Афанасьев Евгений, Кровопусков Дмитрий, Никонов Павел, Фурсов Евгений.

«Неуважение к предкам  есть первый признак безнравственности».  А.С. Пушкин

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». А.С. Пушкин

.  Поразмышлять о том, должен ли человек чтить память своих предков и любить свою родную землю.

.

Поразмышлять о том, должен ли человек чтить память своих предков и любить свою родную землю.

. 1. Кратко сформулировать сюжет повести «Прощание с Матерой». 2. Выяснить, как и почему представители разных поколений в повести относятся к своей малой Родине и памяти предков. 3. Найти самую яркую сцену повести. 4. Ответить на вопрос: «Может ли человек жить без прошлого?».

.

1. Кратко сформулировать сюжет повести «Прощание с Матерой».

2. Выяснить, как и почему представители разных поколений в повести относятся к своей малой Родине и памяти предков.

3. Найти самую яркую сцену повести.

4. Ответить на вопрос: «Может ли человек жить без прошлого?».

. 1. Прочитали повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». 2. Прочитали и проанализировали литературоведческие статьи, посвященные этой повести. 3. Нашли и проанализировали статьи из Интернета. 4. Подобрали фотографии.

.

1. Прочитали повесть В. Распутина «Прощание с Матерой».

2. Прочитали и проанализировали литературоведческие статьи, посвященные этой повести.

3. Нашли и проанализировали статьи из Интернета.

4. Подобрали фотографии.

.  «Прощание с Матерой» - книга о том, что взаимоотношения человека и земли – проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова «Родина», «народ», «родник», «природа» - одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера – это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище – вся земля уйдет под воду навечно.

.

«Прощание с Матерой» - книга о том, что взаимоотношения человека и земли – проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова «Родина», «народ», «родник», «природа» - одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера – это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище – вся земля уйдет под воду навечно.

.  Представители старшего поколения (Анна, Дарья, Богодул и другие старики) знают только свою родную Матеру, любят ее и не хотят с ней расставаться. По мнению Анны , самый большой грех на свете – это лишить  человека его Родины. Все  они свято чтят память своих  предков. А старая Настасья   откровенно тоскует: «Кто ж  старое дерево пересаживает?».

.

Представители старшего поколения (Анна, Дарья, Богодул и другие старики) знают только свою родную Матеру, любят ее и не хотят с ней расставаться. По мнению Анны , самый большой грех на свете – это лишить

человека его Родины. Все

они свято чтят память своих

предков. А старая Настасья

откровенно тоскует: «Кто ж

старое дерево пересаживает?».

.  Своеобразным духом Матеры является старик Богодул (живет на острове, одному Богу известно сколько). Именно он приносит старухам весть о крушении могил на старом деревенском кладбище. И эта весть заставляет их активно действовать.

.

Своеобразным духом Матеры является старик Богодул (живет на острове, одному Богу известно сколько). Именно он приносит старухам весть о крушении могил на старом деревенском кладбище. И эта весть заставляет их активно действовать.

 Сцена на кладбище  дает повод для глубоких размышлений. Работники санэпидемстанции «доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем». Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище – нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, «задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит…». Ее поддерживает вся деревня.

Сцена на кладбище дает повод для глубоких размышлений. Работники санэпидемстанции «доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем». Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище – нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, «задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит…». Ее поддерживает вся деревня.

. Сын Дарьи, Павел , представитель среднего поколения жителей Матеры. Он понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главное. Для него важны только материальные ценности, глубинные связи со своим прошлым, предками разорваны , поэтому отношение к Родине, природе у него потребительское . А Петруха , тоже представитель среднего поколения, вообще поджег материнский дом, чтобы поскорее получить денежки и пропить их.

.

Сын Дарьи, Павел , представитель среднего поколения жителей Матеры. Он понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главное. Для него важны только материальные ценности, глубинные связи со своим прошлым, предками разорваны , поэтому отношение к Родине, природе у него потребительское . А Петруха , тоже представитель среднего поколения, вообще поджег материнский дом, чтобы поскорее получить денежки и пропить их.

 Внук Дарьи, Андрей , представитель младшего поколения. У него напрочь утрачены все связи с прошлым, со своими предками, а значит и со своей Родиной. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память – это плохо, без нее лучше. Это не созидатель, а разрушитель , человек бездушный, робот, который не задумывается над содеянным.

Внук Дарьи, Андрей , представитель младшего поколения. У него напрочь утрачены все связи с прошлым, со своими предками, а значит и со своей Родиной. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память – это плохо, без нее лучше. Это не созидатель, а разрушитель , человек бездушный, робот, который не задумывается над содеянным.

. В повести представлены  3 поколения Старшее: свято чтит память об ушедших (Анна, Дарья, Богодул) Среднее: Младшее:

.

В повести

представлены

3 поколения

Старшее: свято

чтит память об

ушедших (Анна,

Дарья, Богодул)

Среднее:

Младшее:

Итак, могут ли люди жить без прошлого?  Нет, не могут. Человек, у которого в душе нет уважения к памяти предков, чувства привязанности к родной земле, а значит и ответственности за нее, обречен на гибель. У такого человека нет будущего.

Итак, могут ли люди жить без прошлого?

Нет, не могут. Человек, у которого в душе нет уважения к памяти предков, чувства привязанности к родной земле, а значит и ответственности за нее, обречен на гибель. У такого человека нет будущего.

.  Кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?

.

Кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?

1. Панкеев И. А. Валентин Распутин: По страницам произведений. – М.: Просвещение, 2009 2. Распутин В. Г. Век живи – век люби. Повести. Рассказы. – М.: Известия, 2010 3. Сорокин В.В. История создания повести В Распутина «Прощание с Матёрой». – М., 2002 http://www.hotjapan. с om/about.php/ http :// www.uniqueworld.ru / http:// www.interfax.by / http://calend.ru/holidays/japan

1. Панкеев И. А. Валентин Распутин: По страницам произведений. – М.: Просвещение, 2009

2. Распутин В. Г. Век живи – век люби. Повести. Рассказы. – М.: Известия, 2010

3. Сорокин В.В. История создания повести В Распутина «Прощание с Матёрой». – М., 2002

  • http://www.hotjapan. с om/about.php/
  • http :// www.uniqueworld.ru /
  • http:// www.interfax.by /
  • http://calend.ru/holidays/japan


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!