СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Музейное дело

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект музейное дело

Просмотр содержимого документа
«Проект Музейное дело»

Проект Музейное дело



Описания опыта воспитательных практик

« Музейное дело »















Выполнила учитель истории,

руководитель школьного музея

советник по воспитанию

МБОУ Россошанской СОШ

Васильева Ольга Ивановна

89281463696

[email protected]









с Россошь, Кашарского района, Ростовской области

2023г.



На полках музея лежат экспонаты —
Безмолвное эхо седой старины.
Всё помнят они: от копья до гранаты,
О многом расскажут потомкам они.


Введение

1.Цель деятельности школьного музея

2.Задачи и функции школьного музея

3.Основные направления школьного музея

  • Поисково –краеведческая

  • Проектно-исследовательская деятельность

  • Организация работы с фондами музея (оформление книг учёта).

  • Экскурсионная Организация экскурсий в музей

  • Участие в муниципальных, областных мероприятиях исторической и краеведческой направленности.

  • образовательная, культурно-просветительская;

  • Волонтерская

  • участие в конкурсах, олимпиадах.

  • Организация встреч с ветеранами

4.Ожидаемые результаты в работе музея

5.Роль музеев в жизни школы



























Введение

Музей школы всегда играл и играет огромную роль в образовательном процессе школы. Создание электронной экспозиции, разработка и пополнение Сайта музея, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, применение аудиовизуальных и компьютерных средств в музее создают новые возможности в работе с учащимися, отсюда существенно изменился подход к экскурсиям. Сегодня востребованными и интересными для активного участия школьников становятся   новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии, квесты. Музей истории села является центром  формирования чувств патриотизма, гражданственности и любви  к «Малой Родине», к истории и культуре района, края, страны.  Экспозиция «Преданья старины глубокой». Этот раздел музея представляет посетителям предметы старины, быта наших односельчан, которыми они пользовались в прошлом. Экспонаты для этого раздела собирают сами ребята или преподносят в дар гости музея. Раздел направлен на сохранение памяти потомков в предметах, поддержание чувства патриотизма у подрастающего поколения. Экспозиция всегда вызывает живой интерес у посетителей, постоянно обновляется. Музей как социальный институт, сохраняя свидетельства исторических событий, жизни и быта людей, творческих достижений, является средством реализации преемственности материальной и духовной культуры в ее непрерывном развитии. Обращенный к прошлому, к исторической памяти, музей, тем не менее, существует в настоящем, постоянно изменяющемся времени, учитывает социокультурные запросы современного общества. Музей органично связан с просвещением и образованием. Эта связь определяется как интересом людей к наглядной форме познания, так и музейными возможностями для социализации личности, ее интеллектуального и творческого развития. Постепенно формировалось понимание музея как пространства образования и культурного досуга, а вместе с этим выстраивалось соответствующее направление музейной деятельности Культурно-образовательная деятельность – одно из важнейших направлений работы музея и значимый компонент музейной коммуникации, направленный на реализацию образовательно-воспитательной и досуговой (рекреационной) функции музея.

1.Целью  деятельности школьного музея является содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей.

2.Задачи школьного музея:

  • формирование у учащихся гражданско – патриотических качеств;

  • активизирование роли школьного музея в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения;

  • формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам;

  • воспитание любви и уважения к прошлому своей страны;

  • приобщение обучающихся к изучению истории родного края, школы, истории Великой Отечественной войны 1941-1945;

  • сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;

  • совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения;

  • воспитание познавательных интересов и способностей;

  • овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;

Школьный музей выполняет следующие функции:

  • Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.

  • Методическая работа с педагогическим коллективом.

  • Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.

  • Ключевые эффекты воспитания как ведущей социальной деятельности общества в социо культурной модернизации России

Формирование гражданской идентичности.

Консолидация общества в условиях роста его разнообразия.

Взаимопонимание и доверие друг к другу.

Социальное выравнивание общества.

Конкурентноспособность Личности

Методы преподавания:

объяснительно – иллюстративный;

репродуктивный;

эвристический ( поисковый);

проблемный;

исследовательский.

Подходы воспитательной деятельности:

личностно- ориентированный;

аксиологический (развитие ценностных ориентаций, нравственное обогащение);

рефлексивно- деятельностный( самоконтроль)



3. Основные направления деятельности школьного музея

Многовековая история нашей страны свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консоли­дации всего общества, является источником и средством духовного, поли­тического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Воспитать патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход в деле воспитания молодежи.

Для активизации деятельности по формированию гражданско-патриотического сознания, нравственно-духовных качеств, чувства сопричастности к судьбе Отечества в нашей школе была создана комплексно-целевая программа с названием «Гражданско- патриотическое и правовое образование школьников».


Основными направлениями работы музея являются:

  • ·  Поисково –краеведческое. Использование музейного материала для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея.

  • Проектно-исследовательское на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами и их семьями

  • Организация работы с фондами музея (оформление книг учёта).

  • экскурсионная; Экскурсионная Организация экскурсий в музей

  • Участие в муниципальных, областных мероприятиях исторической и краеведческой направленности.

  • образовательная, культурно-просветительская;

  • Организации общешкольных мероприятий

  • Волонтерская

  • участие в конкурсах, олимпиадах.

  • Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, приуроченных к Дням Воинской Славы, ветеранами труда

Поисково –краеведческое направление Ежегодно Совет музея предлагает каждому классному коллективу поисковое задание. Разрабатываются памятки с рекомендациями по его выполнению. В качестве актуальных заданий мы выделяем три направления: семья, школа, родной край. Лучшие нравственные качества учащимся можно привить через осознание значимости места своего проживания, любви к семье, природе, людям, живущим рядом с тобой, на твоей малой Родине. Вот примеры заданий: «Собрать сведения о выпуске … года», «Собрать материал по истории улицы …», написать сочинения на одну из тем «Старая фотография», «Судьба семьи в судьбе страны», «История завода и моя семья», «Моя семья в Великой Отечественной войне»…

  • Мы уверены, что усиление внимания к семейному наследию – важнейшая задача краеведения. Пока не поздно следует записать рассказы бабушек и дедушек о своей жизни, об их вкладе в победу над фашизмом в годы ВОВ, в восстановление разрушенного во время оккупации.

Другое направление в работе музея – экскурсионная работа.

  • Тематика экскурсий разнообразна, чаще всего связана с определённым периодом.

  • Например:

4

Проведение обзорных и тематических  экскурсий (1-11 классы.)

Обзорные:

  • Знакомство с музеем (1 класс, гости школы)

  • «Этих дней не меркнет слава …»

  • Они там были…

Тематические:

  • История экспоната

  • Люди родного края.

  • Династия учителей

  • Строительство школы

  • Директора нашей школы

Учителя-выпускники школ

Экскурсии проводятся обзорные и

тематические :

 «Земли родной минувшие года»;

 «Поклонимся суровым тем годам»;

 «Преданья старины глубокой»;

 «Время выбрало нас»;

 «Моё село вчера и сегодня»;

 «История школы».

В течение года

 

5

Проведение бесед, лекций к знаменательным

датам года:

4 ноября – День народного единства

16 ноября – день памяти и скорби,

5 декабря – Битва под Москвой,

9 декабря – День Героев

12 декабря – День конституции РФ.

25 декабря освобождение с. Россошь Кашарского района от немецко-фашистских захватчиков

27 января – День снятия блокады Ленинграда  (1944)

15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана

23 февраля – День защитника Отечества

9 мая – День Победы советского народа в

Великой Отечественной войне 1941 – 1945

18 мая День Музея

В течение года

образовательная, культурно-просветительская работа.

  • Наш музей находится ещё в стадии создания. Тем не менее, мы очень стараемся интегрировать его в учебно-воспитательный процесс. В музее проходят уроки по истории родного края, экспонаты приносятся на урок, используются на внеклассных мероприятиях.

  • Материалы музея используются учителями и учащимися для написания творческих работ на различные конкурсы. Так, на конкурс «Я помню! Я горжусь!», проводимый Министерством Обороны, отправлены 3 работы, выполненные по материалам музея.

  • Традицией стало проведение Дней открытых дверей (1 раза в год). В повестку классных родительских собраний включается посещение музея родителями. Мы делаем попытки устанавливать отношения с другими музеями

  • Волонтерство в сфере наследия  заметное, стремительно развивающееся в 21 веке явление. Несмотря на то, что в музеях России волонтерство существует уже почти два десятилетия, развитие этого направления нередко идет стихийно, выстраивается интуитивно. Количество волонтеров в музеях растет, спектр применения их помощи расширяется, но системный подход к включению волонтеров в работу музея есть лишь у небольшой части крупных музеев и  как исключительная практика у небольших институций в регионах.

4.Ожидаемые результаты

Для музея

  • Оптимизация деятельности музея в русле программы воспитания и социализации;

  • Совершенствование содержания деятельности музея;

  • Рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

  • Укрепление материальной базы музея.

Для учащихся

Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:

  • Исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мыслительный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками, умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);

  • Менеджерские (умение ставить цель, умение планировать деятельность, время, ресурсы, умение принимать решение и прогнозировать их последствия, навыки исследования собственной деятельности, навыки саморегуляции и деятельности);

  • Коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса);

Школьный музей является центром героико-патриотического и нравственного воспитания детей, формирования гражданского и национального самосознания обучающихся и воспитания творческой личности.

 На базе музея проводятся классные часы, встречи с интересными людьми, ветеранами В О в и труда, участниками военных действий в Афганистане и Чечне, встречи с выпускниками школы, уроки мужества, уроки памяти,концерты,конкурсы чтецов, заочные путешествия по местам солдатской славы, конференции, этнографические шоу.

Учащиеся активно используют материалы школьного музея при

подготовке и написании рефератов, сочинений, писем фронтовикам и других творческих работ с героической тематикой.

Работа в музее помогает многим школьникам выбрать будущую профессию. Глубокое изучение истории нашего села, края, народного хозяйства, иногда определяют интересы ребят на всю жизнь. Все виды воспитательной работы, которые ведутся в нашей школе на базе музея, способствуют формированию личности учащихся, воспитывают у них патриотизм, любовь к родному краю, общественную активность. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.








Приложение


Школьный музей

Методическая разработка по музееведению «Хранители воинской славы» «Труженики тыла ДЕТИ ВОЙНЫ»

Разработка учителя истории ,руководителя музея :Васильевой О. И.

Цель:

  1. Расширить и углубить знания учащихся по истории Отечества и родного края в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., Афганской и Чеченских войн.

  2. Воспитывать чувство патриотизма, сострадания, уважения к старшему поколению и памяти погибших, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла;

  3. Формировать умения оценивать события с позиции справедливости, гуманизма.

  4. Развивать познавательный интерес учащихся к героическому прошлому родной земли, творческие способности учеников: актёрские, риторические, художественные.

Задачи:

  1. воспитание достойных граждан Отечества, её патриотов и защитников на примерах героизма земляков, достойных поклонения, подражания;

  2. знакомство учащихся с поисковым и исследовательским материалом, накопленным в разделе «Ради жизни на земле»;

  3. привлечение учащихся к продолжению ведения поисковой и краеведческой работы.

Оборудование:
1. Экспозиция в музее раздела «Труженики тыла»
2. Мультимедийное сопровождение: презентация «Труженики тыла – дети войны»
3. Музыкальное оформление:
а) песня «Священная война» слова Лебедева- Кумача музыка А. А. Александрова.
б) песня «По дорогам былых времен…»
в) голос Левитана
г) песня «День Победы»

4. Видео фильм Великая Отечественная война

1. Вступительное слово.

Дорогие ребята! Сегодня наша встреча посвящена Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.

лет назад отгремела эта война, но ее отголоски слышны до сих пор. Афганская и Чеченская войны этому подтверждение.

Более 27 миллионов жизней унесла Великая Отечественная война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм. Есть в этом и заслуга наших земляков. Мы должны знать героическую страницу истории родного края, всегда помнить ее героев, гордиться ими, чтобы стать настоящими людьми, любящими свою Родину и готовыми стать на ее защиту.

К сожалению, уходит из жизни поколение ветеранов, участников войны, свидетели тех тяжелых, героических лет. Слава и почет нашему ветерану ВОв: Полоса Любовь Александровне Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерное страдание военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле…

Уходили на войну наши деды, отцы, братья и сестра, уходили мальчишки и девчонки 40 годов.

Долгих 4 года шла война. Страна сражалась с мощным и коварным врагом, провела очень много страшных сражений, иногда каждый метр отвоеванной земли давался большим трудом и людскими потерями.

Только вслушайтесь в эти цифры:
Погибло в годы войны русских свыше 20 000 000 чел.,
Сожжено в лагерях 11 000 000 чел.,
Всего погибло в войне 50 000 000 чел.,
Вывезено в Германию для работ 5 000 000 чел.,
46 000 тракторов, 18 000 комбайнов, 16 000 000 голов скота.
Сожжено и разрушено 17 000 школ, 208 театров , 12 000 предприятий, 52 000 колхозов , 862 совхоза.
В первый день войны на страну напало 190 танковых и пехотных дивизий.

Война легла на плечи не только мужчин, но и женщин, детей.

Женщины, проводив своих мужей, детей, на фронт ждали от них весточки, верили в их возвращение. Ждать - очень трудное бремя.

Женщины не только ждали, но и работали, делали все возможное и невозможное. «Все для фронта, все для Победы», этот призыв звал на трудовой подвиг. Они стояли у станков по 12-16 часов, рыли окопы, шили одежду. 800 000 женщин служили в армии ( медики, связисты, саперы, летчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, политработники, танкисты, десантники, партизаны, разведчицы, механики, командиры пулеметной роты, автоматчики)

Дети и война — нет более ужасного сближения
противоположных вещей на свете…”
(А.Твардовский)

В те годы войны дети быстро взрослели. Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет осознавали причастность своей судьбы к судьбе Родины. Они старались ни в чем не уступать взрослым.

Я считаю своим долгом рассказать о суровых и страшных судьбах тех, чье детство затронула война, и спустя много лет их воспоминания тревожат и ранят их душу. Вспомним сегодня земляков, на долю которых выпала самая тяжелая и кровопролитная война в истории человечества. Как легенды вошли в историю рассказы ветеранов о далеком, но близком их прошлом. Юношам и девушкам той военной поры не пришлось познать радостей, которые дарит юность. Война ломала судьбы, отнимала близких и рано заставляла взрослеть. Дети фронтовиков не посрамили отцовского имени. Вместе со взрослыми ковали Победу в тылу, потом восстанавливали народное хозяйство. Они стали ветеранами, за плечами каждого большой трудовой стаж.

1. Знать и помнить

«Эта память – верьте, люди –
Всей земле нужна …
Если мы войну забудем,
Вновь придет она»

«Поколение, которое не знает своего прошлого, не имеет будущего…» гласит народная мудрость.

У каждого человека есть свой родной край, где он родился и вырос – это есть его малая Родина. Для него здесь все родное, здесь даже воздух чище, а солнце светит ярче, чем в другом месте на земле. Прикоснуться к ее истории, значит стать сопричастным ко всем событиям, которые с ней произошли.

Говорят, что Родину себе не выбирают, так и эти хутора, где родились наши земляки, стали для них родным краем на всю жизнь. В этих хуторах прошло их детство, тяжелейшее испытание войны, и каждый житель был готов отдать свою жизнь за родной край. Сейчас в каждом хуторе есть мемориалы и воинские братские захоронения, за которыми ухаживают жители хуторов и учащиеся школ. Это вечная память о том, какой ценой нам досталась победа, чистое небо и мирная жизнь.

В настоящее время в Россошанском сельском поселении проживает мало тружеников тыла Великой Отечественной войны участники ВОВ: это

Тесля Надежда Петровна

Саенко Павлина Петровна

Чмыхало Мария Стевановна

Васильева Раиса Макаровна

Беждорожняя Мария Яковлевна

Васильева Мария Ивановна

У каждого своя история, свой жизненный путь.
Чем дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны, тем глубже осознается важность этих дней, величие подвига народа и наших земляков.

21 июня 1941 года без объявления войны Гитлеровская Германия напала на нашу Родину. Война стала тяжелейшим и трагическим для населения, и защищать Отечество, свой родной край, ушёл каждый четвертый житель нашего района.

В начале июля, в разгар уборки урожая, наши хутора были оккупированы фашистскими захватчиками. Первыми в небе появились немецкие самолеты, потом на горизонте показались мотоциклы, машины. Сильный гул и шум повис над землёй, ужас объял жителей хутора. Немцы расположились в жилых домах, а жители спрятались в погребах. В некоторых домах были образованы штабы и госпитали для раненых. У селян отбирали все продукты питания. Эти события оставили след в душе подростков на всю жизнь, по зову сердца и из патриотических побуждений в годы Великой Отечественной войны они брали на себя ответственность за семью, становились помощниками матерей, заменяли отца в доме.

Время бежит быстро и сегодня с нами уже мало тех, кто завоёвывал Победу на фронте и в тылу. Мы с гордостью говорим о жизни ветеранов внесших вклад в Великую Победу.

2.Труженики тыла – воспоминания обращаемся к летописи тружеников тыла.

«Когда уйдет последний ветеран,
Кто вам о той войне расскажет,
Кто вам окопы старые покажет,
Когда уйдет последний ветеран?

Мирно течет сейчас жизнь в поселках, хуторах: по дорогам мчатся гружёные зерном машины, на полях работают комбайны, на пастбище пасутся стада, в своих огородах заняты женщины. Дети беззаботно катаются на велосипедах, с воодушевлением запускают в небо воздушного змея, ловят рыбу, а старики все чаще сидят на лавочках у своих домов и задумчиво перелистывают в памяти воспоминания о прожитой жизни, о своей молодости.

 В грозные годы войны на этих полях шли ожесточенные сражения. Солдаты отдали свои жизни, шли под пули, чтобы прогнать врага, чтобы победить. Потому что на этой родной земле остались жены, матеря, дети. На плечи женщин и стариков выпало немало и большую помощь им оказывали дети – подростки. Они и в поле, и в мастерской, на ферме …

 Через много лет спустя, те детские воспоминания тружеников тыла помогут нам восстановить в памяти их суровые и страшные судьбы, ту обстановку и те тяготы жизни которые пережили они в свои детские годы. Нынешнему поколению нужно знать о детстве своих дедов, земляков, и нельзя забывать кокой ценой выжил и выстрадал наш народ в годы оккупации. Давным – давно была война, и что же мы будем знать о той войне? Не дай бог такому повториться. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье каждого из нас.

Васильев Иван Дмитриевич - родился 21 июня1928 года в . село Шишкин Киевского района (сейчас Кашарский). Отец был служил в казачьем войске в Новочерксске, когда начался голод в 1933г и он умер Мать осталась одна с5 детьми. Чтобы материально помочь матери, Иван пошел с детства работать в колхоз на трактор

В 1947 г. в мае пошел служить в Советскую Армию. Тогда служили 3.5 года. Провожали всей деревней. Пришел осенью в 1951 году и вскоре женился. На учительнице Зыковой Р. М. ( моей мамы)

. К 70-летию Великой Победы1 «Я помню! Я горжусь»

Низко кланяемся медикам, которые спасали тысячи жизней солдат. На себе вытаскивали из боя, лечили, ухаживали за ранеными. Их подвиг бессмертен. Вот такой медсестрой была в годы войны ----Колеух Ольга Иванова (1923-1980)

Родилась 8 Марта 1923 года в Г. Свердловске, Ворошиловградской обл. в семье крестьянина. В 1940 г. Окончила 8 кл и поступила учится в мед. техникум г. Новочеркасска. В 1941 в Октябре месяце занятия были прерваны. Допризыва в Армию работала в госпиталях, которые останавливались в их городе, ухаживала за раненными. В 1943 г. в мае в Свердловском райвоенкомате была призвана в ряды Красной армии, где была санитаром в санчасти. Участвовала в боях по освобождению Ростовской обл. на реке Миус. В Сталинградской битве. После этого были долгие дороги войны освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики, Кенигсберг и в Восточной Пруссии встретила Победу 9 мая.. Вспоминала случай в госпиталь привезли тяжело раненого бойца , чтобы выжил нужна была кровь. Ольга Ивановна незадумываясь дала свою кровь, и такое было не раз

Имела Награды: «Орден Красной Звезды», Медаль «За Взятие Кенинсберга», Медаль «За Победу»,

После войны направлена на работу в медпункт села Россоши, где и проработала всю свою жизнь. Добрая, внимательная, добросовестная , гуманная душой и сердцем. И в мирное время была как на посту.Лечила всех людей, взрослых, стариков, детей. Все помнят ее как настоящего доктора, которая многих вылечила и спасла. За это удостоена звания Но самая высокая награда -вечная память в сердцах людей.

«Отличник медицинского работника» и многие другие награды. .













«Никто не забыт, ничто не забыто»,

В центре нашего села Россошь находиться мемориал«Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный памяти нашим односельчанам- землякам , не вернувшимся с войны, и тем кто защищал наше село в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г

Мы помним и боль и утраты,

Войну проклиная сто крат.

Бессмертною славой воспеты героев солдат имена.

Земляки – защитники нашей Родины

.Шел солдат по родимой земле. За ним была страна - самая огромная и великая. С ним был народ - самый сильный. Около 11800 жителей Кашарского района ушли на фронт в Великой Отечественной войне. Среди них более 400 человек были наши земляки-односельчане. Половина из них не вернулась домой. Не вернулись с войны Х.Василевка-19 человек, х.Вишневка-46 человек, х.Черниговка-54 человека , с. Россошь-55 человек. В архивах музея в числе других экспонатов есть письма военных лет. Это память тех, не вернувшихся с войны.. Свернутые треугольники с расплывчатыми штампами полевой почты, они были написаны в разные годы войны и разными людьми, но обратный адрес у них один - фронт.

9 мая 1985г. в День 40 - летия Победы был открыт мемориал.В центре могила – памятник, где похоронены С. В. Рындин(192 -1942г) летчик – радист, погиб защищая наше село, участник Сталинградской битвы и операции « Малый Сатурн». Федорченко, Сауков, По бокам лежат плиты с фамилиями не вернувшихся с фронтов односельчан .В центре, в глубине мемориала. Обелиск 1941г.-1945г., а дальше надпись « Никто не забыт, ничто не забыто».Вокруг два ряда растут елки, две березы, как бы охраняют вечный покой защитников Родины. Воздвигнут мемориал был на народные средства жителей села и хозяйства колхоза « Октябрь», председатель Бурлаков И. П. Работой руководили секретарь партийной организации колхоза « Октябрь» ( в те годы существующие) Василий Кириллович Никитенко, председатель сельского Совета Закутская Валентина Павловна .Рабочие делавшие мемориал :

- Сторчилов Николай Иванович- мастер плотник,

Гунников Александр Васильевич- рабочий,

художник—Лукьянчиков Иван Александрович.

Чтут односельчане память погибших земляков. Проходят митинги, уроки памяти и мужества

Ухаживают дети и взрослые, возлагают цветы.

Вы думаете павшие молчат?

«Конечно да» -вы скажите

Не верно. Они кричат,

пока еще стучат сердца живых и осязают нервы.

Они кричат, когда покой.

Когда приходят ветры полевые

И со звездою говорит звезда

и памятники дышат как живые… ( Е. Исаев)

Мы преклоняемся перед теми людьми, которые отдали жизнь за счастье своих детей, внуков и правнуков и благодарны тем, кто не вернулся с Победой!

Помните !

Через века,

Через года,-

Помните! О тех, кто уже не придет никогда, - помните! (Р. Рождественский)



Жительница села Россошь Трофименко Раиса Яковлевна сочинила стихотворение

Памятник хуторянам

В центре нашего села большого

Есть священный сердцу уголк.

Памятник погибшим хуторянам

Тем, кто с фронта возвратиться уж не смог.

Первая могила- летчика солдата

И далек отсюда его дом.

Помнить его будут вечно хуторяне

С теплотой и лаской думая о нем.

В два ряда на жестких постаментах

Мраморные плиты там лежат

Золотом написаны фамилии

Имена погибших всех солдат.

В лютый холод,зимние метели

И весной когда сады цветут.

В два ряда посаженные ели

Как солдаты караул несут.

А в сторонке у дорожки, чуть левее

Вместе две березоньки стоят

Будто сестры невернувшихся жалея,

Пришли сюда, чтоб все им рассказать.

Не из здешних мест эти березы

Солдатам навевающие сны

Это казахстанские березы

Из Казахстана присланы они

В каждом селе стоят те солдаты

Одетые в вечный гранит

Помяните, люди- Ничто не забыто!

Матери помнят -Никто не забыт!(Трофименко Раиса Яковлевна)







К 70-летию Великой Победы.

МБОУ Россошанская СОШ, Кашарский район, Ростовская область. На уроках русского языка и литературы учителя Лемешко А. В. дети писали сочинения « Что я знаю о войне»и сочиняли стихи. Грищеня Анастасия , вспоминая своего прадедушку- участника Великой Отечественной войны сочинила стихотворение « Я спросила у прадеда»

У прадеда я своего спрошу

-а трудно было на войне?

Ответит грустно мне

Сейчас все опишу…

Да, нелегко всем было нам!

Рвались снаряды тут и там!

В окопах мы сидели

И очень мало ели

Ответный бой вели

А немцы наступали

Но мы им не отдали

Ни пядь родной земли!

В плену мы тоже были

Нас всех чуть не убили

Товарищ умер мой…

А как же он хотел домой!

Но русские пришли и нас от гибели спасли

.прогнали немца до Берлина!

Отрадная была картина!

Как рады все мы были, что немцев победили!



3. Помним и гордимся

Давно окончилась война.
Давно ушли в запас солдаты.
Но боль о ней всегда жива,
Мы знать должны, какой была
Война когда – то …

Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерное страдание военных лет и огромное мужество народа. Вспомним наших земляков и по праву будем ими гордиться, на долю которых выпала самое тяжелое испытание в истории человечества …

Мы родились и выросли на мирной земле, и хорошо знаем, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома, как довелось это слышать нашим дедам, труженикам тыла, в свои детские годы.

В годы Великой Отечественной войны происходили ожесточенные бои. Населенные пункты бомбили, население уменьшалось почти вдвое, из них это дети. Дети умирали от голода, болезней, полученных ран. Эти люди полной чашей испили и горечь в жизни, и радость побед, эти события никогда не изгладятся из памяти, навсегда останутся живыми и близкими. Война – не только история, это факт нравственного подвига людей, принявших на себя главную тяжесть, достойно и мужественно исполнивших свою священную долю.

Летом 1942 года на землю нашего хутора ступила нога немецко-фашистских захватчиков. Низкий поклон и глубокая благодарность Вам, дорогие наши ветераны!

Мы гордимся тем, что родились на этой земле в Ростовской области. Там, где и сегодня, в начале третьего тысячелетия, наши односельчане не утратили того жизненного уклада, который был заложен предками.

Я верю, что у моего хсела есть будущее, так как в нем живут люди небезразличные к судьбе своей Родины, любящие свой родной край, в который хочется возвращаться. Мы склоняем головы перед светлой памятью отцов, дедов, родных, и будем достойны их.

111. Заключение

Это надо не мёртвым, это надо живым.

4 долгих года шел солдат к своей Победе. И этот день пришел. 9 мая 1945 года. С каким нетерпением ждали его не только русский народ, но и вся Европа. И сейчас это праздник для всех жителей планеты. Его встречают везде, вспоминают тех, кто не дожил до Победы, т тех кто с нами рядом - солдаты Победы

Идут годы, сменяют друг друга весны, растут новые поколения, но память о народном подвиге не меркнет. Она живет в фотографиях, письмах, воспоминаниях ветеранов, тружеников тыла. Чтобы не угасла память о войне, о подвиге народа, в нашей школе стала доброй традицией о проведении мероприятий направленных на защиту, оказание помощи и внимания ветеранам войны, труженикам тыла, престарелым людям.

Каждый год осенью и весной, учащиеся нашей школы ходят к ветеранам, очищают от мусора и сорняков приусадебные участки, вскапывают грядки, собирают урожай, поздравляют с праздником

Пусть доброта и взаимопомощь молодого поколения окружает всех в наши мирные дни.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!