СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Музыка в кино"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Киномузыка один из компонентов кинопроизведения, одно из его важнейших выразительных средств. Эта тема особенно актуальна в наши дни, в эпоху развития кино и телевидения. 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Музыка в кино"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 города Лесосибирска»

(МБОУ «СОШ №2»)










Проект по музыке на тему:

«Музыка в кино»






Выполнил:

ученик 8А класса

Руководитель:

Ефимова Марина Валентиновна,

учитель музыки,

высшая категория



Лесосибирск 2022

Содержание:

Введение

1. Музыка немого кино.

2. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.

Заключение

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

























Введение


Кино любят дети и взрослые. Мы заходим в кинозал, зажигается волшебный луч в белом окне. И здесь мы можем увидеть все, что угодно: любое время – от прошлого до настоящего и будущего, разных людей, живущих в любой точке земного шара, невиданных зверей, планету, подводный мир и т.д. Звуки, краски, слова становятся событиями и людьми, вызывают у нас радость или грусть, восторг или уныние, отчаяние, смех, а иногда и страх. Многих актеров уже давно нет в живых, а на экране они живут, шутят, смеются, и мы можем посмотреть эти бессмертные образы, созданные артистами кино, благодаря волшебному лучу. В кино объединены почти все виды искусства: театр, живопись, литература, искусство танца, поэзия. А какое же место в кино отведено музыке?

Актуальность: Киномузыка один из компонентов кинопроизведения, одно из его важных выразительных средств. Эта тема особенно актуальна в наши дни, в эпоху развития кино и телевидения. 

Цель: узнать, какую роль играет музыка в кинофильмах.

В своей работе я использовал следующие методы исследования:

- изучение и анализ литературы по выбранной теме проекта;

-наблюдение.

Практическое значение моего проекта в том, что материалы данного проекта могут быть использованы на уроках литературы, музыки и во внеурочной деятельности.








1. Музыка немого кино.


«Немое кино» – общепринятое обозначение кинематографа в первые десятилетия его истории, когда фильмы выходили на экраны без синхронно записанного звука. Именно отсутствие доступной технической возможности записи и синхронного воспроизведения звука оказалось наиболее важным обстоятельством, которое определило художественную специфику кинофильмов в этот период; другие ограничения (например, отсутствие цвета) оказались менее принципиальны. Специфической особенностью немых фильмов является использование титров (интертитров) – текстовых вставок, которые давали пояснения по сюжету, воспроизводили реплики персонажей или даже комментировали происходящее для аудитории, но, безусловно, и музыка играла не последнюю роль. Именно она в условиях отсутствия звуковых реплик актёров подсказывала зрителю развитие событий или же усиливала впечатление, которое хотел произвести режиссер.









Первые фильмы, которые появились в конце 19 века, были беззвучными. Знаменитым братьям Люмьер удалось запустить в прокат короткометражные фильмы, но над синхронизацией звука и изображения кино различные кино изобретатели работали еще долго. Полностью озвученные фильмы появились только к 1920 году, а все, что показывали до этого, получило название «немое кино».

В начале 20 века фильмы уже не были абсолютно беззвучными. Показ картин осуществлялся под аккомпанемент фортепиано. Профессия человека, который аккомпанировал в кинотеатре, получила название «тапер».

Звезды немого кино оставили глубокий след в истории мирового кинематографа. Это знаменитый Жорж Мельес, автор фильма «Путешествие на Луну», Фридрих Вильгельм Мурнау, создатель первых фильмов ужасов, посвященных вампирам. Знаменитые актеры немого кино – Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд, Бастер Китон, Гарольд Ллойд, Луиза Брукс и многие другие, получают высокие оценки кинокритиков даже в наше время.

Немые фильмы не обладали высокой четкостью изображения и широкими техническими возможностями. Однако их никак нельзя назвать примитивными. Выразительная игра актеров, и изобретательность режиссеров сделали эпоху немого кино уникальным периодом. Немое кино стало платформой для создания звуковых фильмов и дальнейшего развития кино творчества.

С изобретением звукозаписывающей аппаратуры (конец 1920-х – начало 1930-х гг.) каждый фильм получает свою собственную фонограмму. Музыка становится частью структуры кинопроизведения. Теперь музыка непросто сопровождение картинки, это неотъемлемая её часть. Музыка способна погрузить зрителя в нужную атмосферу, создать необходимое настроение. Зачастую одна лишь мелодия в начале фильма может подсказать зрителю жанр произведения. Хорошая подборка мелодий, песен, различной музыки может обеспечить шестьдесят процентов успеха фильма.

Несмотря на успех немого кино, работа над совершенствованием кинематографа не прекращалась. В 1927 году обществу был представлен первый звуковой фильм, «Певец джаза». Речь шла уже не о музыкальном сопровождении, герой на экране говорил. В данном фильме это было всего несколько реплик, однако это было настолько ново, что вызвало резонанс в обществе. Так началось становление звуковых фильмов, в процессе которого качество звука менялось и совершенствовалось.

Общество встретило звуковые фильмы восторженно. Впрочем, актеры немого кино, в том числе и знаменитый Чарли Чаплин, считали, что с приходом звука, актерская игра утратит свою выразительность. Это было отчасти правдой, играть в звуковых фильмах действительно было гораздо проще, но возможностей для воспроизведения реальности стало гораздо больше. Изначально звук в кино был фотографическим. На непрозрачную область кинопленке наносилась звуковая дорожка, ширина которой изменялась в зависимости от колебаний звука. В конце 1950 годов появилась альтернатива этой технологии – магнитный звук. Первой компанией по созданию звуковых фильмов была кинофабрика «Уорнер Бразерз». Во время становления звукового кино появилось множество однотипных фильмов, вся суть которых развитием звука увеличивалась и продолжительность кинолент, и их сложность. Режиссеры получали новые возможности для раскрытия той или иной темы и демонстрации зрелищных сцен. Спецэффекты в кино неразрывно связаны со звуком. Появление звука в кино повлияло не только на технические аспекты кинематографа, но и на стилистику. Звук усиливал эффект реальности происходящего на экране. С рождением звукового кино, увеличилось качество демонстрации фильмов. Кинокомпании поставили производство фильмов на поток. Появились новые принципы съемки, например, панорамная и широкоэкранная. Качество демонстрации фильмов делало кинематограф все более популярным в обществе. Первые звуковые фильмы стали основой для создания масштабных картин со спецэффектами, которыми мы можем наслаждаться в наше время.

Музыка, а иногда и песни для фильма – это как приправа для блюда. Без них вы узнаете историю, но не сможете насладиться ей сполна, распробовать все ингредиенты в полной мере, почувствовать едва уловимые нотки вкуса. Самая явная и в то же время самая главная цель музыкального сопровождения – это усилить эмоции зрителя при просмотре различных сцен. Тут даже не надо приводить конкретных примеров. Все мы замечали, что при расставании героев часто играет грустная мелодия; когда маньяк преследует жертву слышна напряженная музыка; в комедиях места без шуток иногда заполняют задорной музыкой, чтобы веселье не прекращалось; а после того как Энди Дюфрейн сбегает из тюрьмы Шоушенк и срывает с себя арестантскую робу, напряженная музыка сменяется победными фанфарами, переходящими в спокойную мелодию. Если у зрителя черствое сердце, а у актера недостаточно мастерства, чтобы достучаться до аудитории, то музыка способна растопить лед и прийти на помощь артисту.

Музыка в кино призвана творить атмосферу. Каждому жанру свой стиль. Многие молодежные группы становились популярными благодаря своим композициям, написанным в качестве саундтрека к популярным фильмам. Многие ужастики и триллеры еще больше «растягивают» наши нервы напряженной, порою режущей уши музыкой. Барабанная дробь часто предсказывает появления приведения или маньяка из-за стены. Крутая рок-музыка в конце боевика как бы намекает, что враги повержены, а главный персонаж – герой. А вот ласково-медленные мотивы мелодрам заставляют слезные железы работать еще интенсивнее.

Часто именно музыка становится главным плюсом картины. И актеры не очень, и сценарий так себе, и такое чувство, что режиссёр только колледж закончил, а фильм нравится. Часто и ранее неизвестные коллективы, и певцы становились известными, после работы в известной картине.

У каждого всемирно известного режиссера свои предпочтения в музыке. Услышав только заглавную песню можно догадаться, чьих рук это творение. Взять только таких режиссеров как Тарантино и Кустурица. Саундтреки к их фильмам очень уникальные.

Таким образом, можно заключить, что появление и развитие музыки в кино – большой эпохальный шаг в искусстве. Это явная потребность человеческого сознания, отражающая эстетический вкус общества.



2. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.


Большой вклад в развитие киномузыки внесли крупнейшие советские композиторы-симфонисты, пришедшие в кинематограф в 1930-е годы, – Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Ю.А. Шапорин и другие. Подлинно творческое содружество связывало композитора С.С. Прокофьева и режиссёра С.М. Эйзенштейна, работающие над проблемой звукозрительной структуры фильма. Музыка Прокофьева к фильмам Эйзенштейна «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1-я серия – 1945 г., 2-я – 1958 г.) отличается скульптурной выпуклостью музыкальных образов, их точным совпадением с ритмикой и динамикой изобразительного решения (новаторски разработанный звукозрительный контрапункт достигает особого совершенства в сцене ледового побоища из фильма «Александр Невский»). Одну из главных ролей сыграла музыка таких композиторов, как И.О. Дунаевский, М. Таривердиев.

И саак Осипович Дунаевский является одним из самых знаменитых советских композиторов. Он родился в начале XX столетия. За его плечами Харьковская консерватория, где композитор обучался игре на скрипке. По окончанию консерватории он занялся музыкальным творчеством, и стал писать музыку для театральных спектаклей. Его быстро заметили и стали предлагать работу. Вскоре Дунаевский познакомился с Л.О. Утесовым, и они вместе занялись знаменитым советским кинофильмом «Веселые ребята», музыку к которому написал Дунаевский. Это стало его звездным часов. Фильм и музыку из него знал весь советский народ. После этого Дунаевский стал популярным советским композиторам. Он писал музыку к известным кинофильмам, самыми знаменитыми из которых были «Цирк» и «Дети капитана Гранта». Дунаевский создавал песни, которые сегодня стали народными. Например, сегодня уже многие считают песню, – «Каким ты был, таким ты и остался» (https://mp3spy.cc/music/каким+ты+был+таким+остался/) народным фольклором, однако музыку к ней писал именно Дунаевский. Также к его творчеству относится «Ой, цветет, калина», «Широка страна моя родная» и другие, ставшие народными, песни.

Микаэл Таривердиев – это имя хорошо известно каждому в России. Его больше знают по музыке к популярным фильмам, таким как «Семнадцать мгновений весны» (https://mp3spy.cc/music/музыка+из+17+мгновений+весны/), «Ирония судьбы». М. Таривердиев написал музыку к 132 кинофильмам.

Н икита Богословский – один из патриархов музыки в кино. Он написал массу произведений как для художественных и анимационных, так и для документальных фильмов. Но самое главное, что некоторые его песни настолько “всегда были с нами”, что порой кажется, что песни эти народные. «Любимый город (может спать спокойно)», «Спят курганы темные», «Шаланды, полные кефали» (https://mp3spy.cc/music/шаланды+полные+кефали+песня/), «Темная ночь» – все эти песни, известные с детства, написал Никита Богословский, хотя кажется, что их автор или народ, или, в крайнем случае, Марк Бернес (поскольку часто авторство приписывают исполнителю).

Среди известных мелодий из фильмов можно отметить:

  • «Пес Барбос и необычайный кросс»

  • «Остров сокровищ»

  • «Всадник без головы»

З а свою продолжительную карьеру Александр Зацепин написал, как огромное количество песен для эстрады (в том числе, для Аллы Пугачевой), так и множество мелодий для кино. Среди самых известных:


  • «Иван Васильевич меняет профессию»

  • «Бриллиантовая рука»

  • «Земля Санникова» (Есть только миг) (https://mp3spy.cc/music/земля+санникова/ )

А лексей Рыбников за 30 лет написал музыку более чем к ста кинофильмам, среди которых «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен», «Остров сокровищ», «Вам и не снилось», «Через тернии к звездам». Последние его работы – музыка к фильмам Эльдара Рязанова об Андерсене, Павла Лунгина – к сериалу «Дело о мертвых душах», Николая Лебедева - к фильму «Волкодав».


Е вгений Дога. Лучше всего о композиторе говорит музыка из кинофильмов, которые несут на себе отпечаток вдохновения режиссеров, актеров, музыкантов, постоянных и верных его спутников на творческом пути»: «Мой ласковый и нежный зверь» (https://mp3spy.cc/music/мой+ласковый+нежный+зверь/), «Анна Павлова», «Гонки по вертикали», «Одиноким предоставляется общежитие», «Портрет жены художника», «Весенняя олимпиада».

Евгений Крылатов. Уже не одно поколение наших детей растёт на замечательных песнях композитора – таких, как: «Колыбельная медведицы», «Лесной олень», «Ласточка», «Крылатые качели», «Прекрасное далёко», «Три белых коня» и других замечательных песнях. Особенно плодотворно творчество Е. Крылатова – в кинематографе. Им написана музыка более чем к 120-ти фильмам и мультфильмам. Среди них такие, как: «Умка», «Трилогия – Простоквашино», «Чародеи», «Русалочка», «Ох уж, эта Настя», «Достояние Республики» (https://mp3spy.cc/music/фильм+достояние+республики/), «И это всё о нём», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего», и другие замечательные фильмы.

Итак, музыка, которую композиторы создают к фильмам, помогает более глубоко сопереживать судьбе экранных героев в фильмах: и горевать, и смеяться вместе с ними, и чисто интуитивно чувствовать опасность. Без музыки и музыкального произведения многие постановки бы стерлись из памяти, были бы серее, невзрачней. И вся прелесть киномузыки в том, чтобы увлечь человека на время в свой мир и заставить взглянуть на окружающее его заново: глазами художника, ушами композитора, устами поэта.

Заключение


Музыка начинается сразу с появлением первых титров на волшебном экране, который может нам рассказать и поведать о любых событиях: исторических, фантастических, реальных и т.д. Выбирай любую тему, и кино расскажет тебе, но сначала, конечно же, пойдет музыка, подготавливая зрителя к тому, что будет происходить на экране. Удивительный, волшебный дар музыки, не видя сюжета на экране можно по музыке определить жанр начинающегося фильма.

Важное место занимает музыка и в комедийных, хроникально-документальных, научно-популярных фильмах, где художник-музыкант дополняет звучанием происходящее на экране. Невозможно представить себе без музыки и детские, мультипликационные фильмы.

Просматривая фильм в кинозале, на телеэкране, обязательно прислушайтесь к музыке. Она многое может подсказать Вам. Вы сильнее ощутите художественное воздействие картины как произведения искусства, если музыка по-настоящему слилась с замыслом режиссера, с игрой актера, с идеей фильма.

Подводя итоги и перефразируя известное выражение, можно сказать, что одна часть фильма – это актеры, вторая – их игра, и третья часть - операторская работа, а еще режиссура, графика (при необходимости) и, наконец, – музыкальное сопровождение. Без одного из этих компонентов многообещающий фильм запросто может стать провалом. И, пожалуй, нет ни одного по-настоящему великого фильма без достойной музыки. Она может успокоить зрителя, возбудить его или пробудить любые другие угодные режиссеру эмоции. Она может как лечить, так и калечить. Пренебрежение музыкой легко может отправить фильм на задворки истории. Любимые фильмы мы пересматриваем десятки раз, а хорошие саундтреки слушаем сотни и даже тысячи раз. Если кино – это магия, то музыка – это волшебная палочка, без которой особо не поколдуешь.

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

  1. Баженова, Л.В.Музыкальные уроки кинообразования /Л.В.Баженова// Музыка в школе. - Вып.2.

  2. Корганов Г., Фролов И.. Кино и музыка. - М.: Искусство, 1964.

  3. https://www.kinonews.ru/article_75415/

  4. https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка_к_фильму

  6. https://www.kino-teatr.ru/kino/composer/sov/t/

  7. http://book-hall.ru/delimsya-opytom/stsenarii-meropriyatii/odinokaya-brodit-garmon


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!