СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему Я и мы взаимодействие людей в обществе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему Я и мы взаимодействие людей в обществе»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

По дисциплине

Обществознание

Тема: «Я и мы: взаимодействие людей в обществе»





Выполнила:

Семенов Дмитрий Александрович

Студент 3 курса

группы П-31

(Программирование в компьютерных системах)

Руководитель:

Астанина Александра Владимировна




Работа выполнена и

защищена с оценкой ______________ Дата защиты ___________


Подпись руководителя____________



г. Ставрополь, 2021

Содержание

Введение 3

Глава 1. Взаимодействие людей 5

1.1. Определения терминов взаимодействия 5

1.2. Этапы взаимодействия 6

1.3. Виды взаимодействия 9

Глава 2. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми 10

2.1. Понятие характера 10

2.2. Типы характеров и их особенности 10

Глава 3. Проблемы взаимодействия людей 14

3.1. Проблема становления личности и самосознания в процессе социального взаимодействия 14

3.2. Проблема взаимовлияния личности и общества 16

Заключение 20

Список литературы 22





Введение

Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я — Он», «Мы — Они», координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Объект исследования: взаимоотношение людей в обществе.

Гипотеза: существует какой-то определённый вид взаимодействия, который помогает быстрее адаптироваться в обществе.

Цель: выявить, какие взаимодействия строятся у людей в обществе.

Поставленная цель определяет выбор комплекса задач:

  1. Разобрать взаимодействия людей;

  2. Проанализировать влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми;

  3. Рассмотреть проблемы взаимодействия людей;

Актуальность: Человек, как космобиопсихосоциальное существо, самый активный из всех живых существ в области взаимодействия, потому что он достаточно глубоко сознает природу и сущность взаимодействия, ее цели и результаты.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего развития науки и могут быть использованы при выполнении дипломной работы на выпускном курсе.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в педагогической практике при проведении учебных занятий по обществознанию.

Структура проекта включает в себя введение, основную часть, содержащую теоретические аспекты, касаемые данной темы, заключения и списка используемых источников.

Методическая значимость основана на:

- теоретический анализ научной литературы;

- наблюдение и сбор фактов;

- метод научных абстракций;

- анализ и синтез;

- системный подход.



Глава 1. Взаимодействие людей


1.1. Определения терминов взаимодействия

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга.

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Взаимодействие обычно классифицируют по форме. В этом случае различают межличностное и межгрупповое взаимодействие, межличностные отношения и общение.

Межличностное взаимодействие - это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

- наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

- эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

- ситуативность - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

- рефлексивная многозначность - зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие - имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Межличностные отношения (синоним: взаимоотношения) - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, в которых проявляется система их межличностных установок, ориентации, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности'. Они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общения.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия2. Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают.

Управление впечатлениями Эдвин Гофман Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.

Психоаналитическая теория 3. Фрейд. На взаимодействие людей оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период.


1.2. Этапы взаимодействия

Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный.

На своем начальном этапе (низшем уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.

Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или не принятии партнерами по взаимодействию друг друга. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения (скольжение взгляда, отдергивание руки при пожатии, отворачивание головы, тела, отгораживающие жесты, «кислая мина», суетливость, убегание и т.п.) или прекращения установившегося контакта.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эффект конгруэнции. Конгруэнция - подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта. Конгруэнция предполагает минимум разногласий в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и

К основным факторам достижения конгруэнции обычно относятся:

а) переживание сопринадлежности, которое возникает в случаях:

- когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;

- когда существует основа для межличностного сближения;

- принадлежность субъектов к одной социальной группе;

б) эмпатия, которая легче реализуется:

- при установлении эмоционального контакта;

- при сходстве поведенческих и эмоциональных реакцийпартнеров;

- при наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;

- когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например,они просто описываются);

в) идентификация, которая усиливается:

- при живости, разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;

- когда человек видит в другом черты своего характера;

- когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;

- при ссылках на прежние случаи;

- при общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций. В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми

Можно выделить три основные функции обратной связи. Она выступает обычно:

1) регулятором поведения и действий человека;

2) регулятором межличностных отношений;

3) источником самопознания. Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений. Обратная связь может быть:

а) вербальной (передаваемой в виде речевого сообщения);

б) невербальной, т.е. осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т.д.;

в) выраженной в форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной активности. Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени, она может быть ярко эмоционально окрашена и передаваться человеком другому как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций.

На среднем этапе процесса взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, развивающееся постепенно активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Обычно различают три формы или модели организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождается или опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости-несовместимости (или срабатываемости-несрабатываемости).


1.3. Виды взаимодействия

Различают несколько видов совместимости. Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников. Наконец, социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) - относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов.

В следует помнить, что двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает, прежде всего, мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);

5) минимизация выигрыша другого (агрессия);

6) минимизация различий в выигрышах (равенство).


Глава 2. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми



2.1. Понятие характера

Взаимоотношения личности с окружающей средой проходят сложный путь развития. Эти взаимоотношения зависят от жизненного опыта, поэтому ограничены возрастными возможностями восприятия и понимания не только себя, но и окружающих людей. Человек отличается от любого другого индивидуальным психологическим своеобразием, т.е. характером.

Характер – это совокупность индивидуальных особенностей личности, которые формируются, складываются и проявляются в общении, взаимодействии с окружающими, а также деятельность, выражающаяся в типичных способах поведения.

Характер является приобретенной личностной особенностью человека, формирующейся на протяжении всей его жизни. На характерных особенностях отпечатываются образ мыслей, чувств, индивидуальный опыт, а также особенности деятельности. В связи с изменением условий и формированием определенного образа жизни меняется и сам характер. На человека большое влияние оказывает не только общество, но и его социальное окружение.

Характерные особенности человека определяют его жизненную направленность, духовные и материальные потребности и устойчивые убеждения. Это влияет на понимание собственного смысла жизни и определение стоящих целей и задач перед человеком.

Характер представляет собой синтез личностного и общественного значимого для человека. В нем проявляется стремление к определенной деятельности в обществе и форма взаимодействия с окружающей средой.


2.2. Типы характеров и их особенности

Карл Густав Юнг (1875-1961) разработал типологию характеров, положив в основу их деление по типу экстраверсия-интроверсия.

Экстравертные типы характера:

Экстравертный ощущающий тип – разумность, нет склонности к рефлексии, чувствительность, умение наслаждаться;

Экстравертный интуитивный тип – всегда находится в поиске новых возможностей, нет уважения к окружающим людям и их чувствам. Людей такого типажа считают авантюристами, чаще всего они выбирают профессии, где требуется интуитивная деятельность;

Экстравертный мыслительный тип – человек такого типажа строит жизнь на основе собственных интеллектуальных выводов. При этом если человек идеалист, то он пытается принести всему человечеству благо и при этом не боится использовать самые нечестные, не дисциплинарные способы борьбы;

Экстравертный чувствующий тип – чувства преобладают над разумом, поэтому типаж более подходит женщинам.

Интровертные типы характера:

  • Интровертный ощущающий тип – спокоен во взаимодействии с людьми, иногда пассивен, отличается самообладанием, что связано с тем, что причина или объект волнения чаще всего обесцениваются;

  • Интровертный интуитивный тип – интуиция создает образ мечтателя или художника. Человек подобного типажа является «загадкой» для своего круга знакомых, в его творческих особенностях окружающие видят необычные, порой абсурдные вещи, а сама личность считает себя непризнанным гением;

  • Интровертный мыслительный тип – мыслительная деятельность человека исходит из субъективной основы. Человек направлен внутрь себя, на собственные мысли, часто чувствует себя неловко, молчалив;

  • Интровертный чувствующий тип – преобладает субъективное чувство, такой человек молчалив в общении, малопонятен и труднодоступен. Люди такого типажа могут прятаться за разными масками, скрывать свой внутренний мир от окружающих, поэтому большинство людей не может догадываться о том, каковы их настоящие мотивы и мысли.

Эрих Фромм (1900-1980) также создал одну их классификаций характеров:

Тип «мазохист-садист» всегда стремится найти причину своих успехов и неудач в людях, не обращая внимания на действие иных обстоятельств. Такой человек в процессе общения направляет свою агрессию на собеседника, который представляется ему виноватым в неудаче. Нередко человек может быть склонен к самообвинению, поэтому «жертвой» собственного характера становится он сам. Людей такого типажа отличает стремление к самосовершенствованию и тяга к знаниям, мазохист-садист хочет быть лучше, к чему толкает других – дает наставления и советы. Если человеку дать власть над другими, то это приведет к тому, что «садист» начнет терроризировать их. «Мазохист» испытывает чувство неполноценности, имеет склонность к самобичеванию. Фромм отмечает, что в мазохисте скрываются черты садиста.

Тип «разрушитель» характеризуется стремлением к агрессивности. Человек подобного типа стремится устранить все на своем пути, несмотря на то, кто перед ним – человек или неодушевленный объект. Люди, которые испытывают тревогу или чувство бессилия, ограничены в своих интеллектуальных и эмоциональных возможностях. Человека с типом «разрушитель» можно сравнить с революционными деятелями, которые готовы разрушить все ради светлого будущего.

Тип «конформист-автомат» легко поддается влиянию окружающих, склонен подчиняться обстоятельствам, а также соглашаться с правилами тех групп, в которые попадает, перенимает их способы мышления и поведения, приспосабливается к окружающим. Человек такого типа согласен со всеми, при глубоком общении с ним выясняется, что у него нет собственного мнения, а также собственной позиции. Такой человек испытывает и говорит то, что ожидают от него другие.

Таким образом, совместимость характеров – это сложный и многофакторный процесс. Для обеспечения совместимости с другими людьми требуется 3 основных качества характера:

  • Критическое отношение к себе;

  • Терпимость к окружающим;

  • Доверие к окружающим.

Если эти качества отсутствуют у человека, то он не может быть психологически совместим с другими людьми и, таким образом, может зародиться конфликт.

Двух абсолютно одинаковых людей не существует, различия между ними объективны – они объясняются физиологическими особенностями. Комплекс индивидуальных личностных особенностей имеет большое значение для успешности воспитания, обучения и профессиональной деятельности. Учет индивидуальных личностных особенностей не менее важен для эффективности делового общения и общения в целом, а также оптимизации профессиональной деятельности.



Глава 3. Проблемы взаимодействия людей


Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают друг друга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологической науке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как «процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других» (Смелзер).

Социальное взаимодействие может также рассматриваться как одна из сторон общения, как коммуникационный процесс, направленный на то, чтобы повлиять на действия и взгляды индивидов, вовлеченных в этот процесс.


3.1. Проблема становления личности и самосознания в процессе социального взаимодействия


Данная проблема явилась центральной в творчестве Д.Г.Мида. Основная идея, заложившая ее решение, заключалась в способности индивида относиться к себе как к объекту. “Индивид входит в собственный опыт только как объект, а не как субъект, и оказаться в пределах собственного опыта он может лишь на основе социальных отношений и совместных действий”. Вступая в отношения с другими людьми в процессе освоения различных форм деятельности, индивид начинает действовать по отношению к себе так же, как окружающие действуют по отношению к нему. Лишь через принятие роли другого индивид начинает осознавать свои собственные действия с позиции этого другого. “Мы видим себя так, как видят нас другие, мы обращаемся к себе так, как обращаются к нам другие, мы бессознательно ставим себя на место других и действуем так, как действуют другие”.

Процесс становления личности посредством принятия роли другого в ходе социального взаимодействия содержит две стадии. Первая стадия - стадия “ролевых игр” - характеризуется освоением конкретных установок других индивидов, с которыми данный индивид вступает в непосредственное взаимодействие. Так, ребенок усваивает коллективные формы деятельности и социальные отношения через принятие роли “конкретного другого”. В процессе ролевой игры ребенок принимает какую-либо роль - роль отца, матери, воспитателя, и т. д., - и воспроизводит в себе стимулы, соответствующие данному ролевому поведению. То есть на первом этапе индивид осваивает “роль другого”; в нем появляются его другие Я, которые затем формируются во внутреннего “социального другого”. Однако на этой стадии ребенок переходит от одной роли к другой так, как ему придет в голову, а это значит, что его деятельность еще не организуема социально.

Вторая стадия - стадия “коллективных игр” - характеризуется тем, что индивид осваивает определенные правила соотношения ролей и вырабатывает целостное поведение через усвоение им “роли обобщенного другого”. Установки всех участников взаимодействия в процессе коллективных игр обобщаются индивидом в некое единое целое. Именно с помощью такой организации всех установок других в единое целое действия данного индивида обретают определенную направленность и становятся контролируемыми им самим. Теперь индивид начинает воспроизводить в своем сознании некоего “обобщенного другого”, глазами которого он не только оценивает свою деятельность, но и стремится самостоятельно ее организовывать. Сообщество контролирует деятельность тех, кто в него входит посредством единства установок, составляющих “обобщенного другого”. Лишь научившись самостоятельно организовывать, планировать, и оценивать собственную деятельность как некое единое целое, индивид становится личностью.

Процесс усвоения социальных установок, принятие роли других и воспроизведение индивидом в своем сознании “обобщенного другого” приводит к формированию личности “Я”. Структура же завершенного “Я” по сути дела отражает единство и структуру межличностного взаимодействия.

В структуре личности “Я” Д.Г.Мид выделил две подсистемы: “me” и “i” Под “me” понимается совокупность всех установок других (или “обобщенного другого”), совокупность всех социальных отношений усвоенных индивидом, “организованный ряд отношений с другими, предполагаемый самой личностью”9. “Me” так же выступает в роли цензора, благодаря которому “внешний” социальный контроль принимает форму “внутреннего” индивидуального самоконтроля над побуждениями личности. “I” представлено Д.Г.Мидом как спонтанная, импульсивная, творческая сторона личности; “i” - непредсказуемая реакция, непосредственный отклик индивида на требования сложившейся ситуации; “i” - нерефлексивный, но рефлексируемый при помощи “me” элемент “Я” (Self). Проявления “i” осознаются лишь с позиций “me” и после того, как спонтанная активность “i”была уже произведена; “i” фиксируется лишь в памяти как опыт, но само “i” всегда в настоящем.

Взаимодействие “i” и “me” в личности (Self) описывается Д. Г. Мидом следующим образом: они “разделяются в процессе, но относятся друг к другу как части целого. Разделяясь, они одновременно соотносятся, ибо i есть нечто полностью никогда до конца неразложимое. Me требует определенного вида i, поскольку мы имеем обязательства, данные в самом поведении, но i всегда немного отлично от того, чего требует ситуация; ... оно одновременно вызывает me и отвечает на него. Вместе взятые, они конституируют личность, какой она появляется в социальном опыте. Я - это фундаментально-социальный процесс, протекающий в этих “двух фазах”.


3.2. Проблема взаимовлияния личности и общества

Данная проблема по своей сути логически вытекает из теоретической конструкции, касающейся структуры личности. Поскольку в структуре личности “i” является активной, творческой, спонтанной стороной, то, следовательно, ее поведение в социальной среде всегда имеет долю непредсказуемости. Поведение личности всегда будет вносить те или иные изменения в уже относительно устоявшиеся общественные структуры. А это значит, что индивид всегда выступает в качестве социального субъекта, изменяющего общественную структуру, и вносящего свой вклад в общественную динамику. Однако выделение в структуре личности стороны “me” как снятого результата воздействия внешней социальной среды говорит о признании определенной детерминации ее поведения социальной средой. Более того, постоянное взаимодействие отдельных личностей друг с другом при помощи символов с необходимостью требует взаимного приспособления их действий. Уравняв в правах творческо-спонтанную сторону личности со стороной, представленной “обобщенным другим”, Д.Г.Мид фактически сумел с диалектической точки зрения подойти к решению вопроса о взаимодействии личности и общества.

Важно отметить, что последователи Д.Г.Мида пришли к разным, порой противоположным методологическим позициям в понимании отдельных проблем, связанных с социальным взаимодействием.

В теоретико-методологической традиции символического интеракционизма выделяются две американские социологические школы - чикагская и айовская. Представителей чикагской школы (Г.Блумер, А.Стросс, Т.Шибутани, Р.Парк и др.) в большей степени интересовали процессаы становления социальных связей, развития социальных явлений и конституирования объектов в ходе взаимодействий. В изучении общества представители данной школы больше внимания сосредоточили на процессуальных аспектах социального взаимодействия, так как считали, что индивиды в обществе находятся в состоянии непрерывных взаимных связей (друг с другом и с объектами окружающего мира), в ходе которых непрерывно меняют значения объектов.

Трактовка “i” как активного элемента личности наряду с признанием определяющей роли спонтанно-творческой стороны личности “i” в социальной деятельности индивида приводили представителей чикагской школы к абсолютизации роли субъективных факторов в общественном развитии и, как следствие, к процессуальному рассмотрению социальной реальности. Для представителей айовской школы (М.Кун, Т.Партленд и др.) наибольший интерес представляло изучение уже стабильных, “ставших” символических структур: групповых норм, ценностей, личных установок, правил, то есть всего того, что является основой четко фиксированной, стабильной структуры. Социальная деятельность индивидов рассматривалась ими больше со стороны ее детерминации совокупностью интернализованных установок группы, являющихся основой стабильного поведения индивидов в обществе. Процессуальное или структурное рассмотрение социальной реальности во многом было задано абсолютизацией в одном случае субъективной, в другом - объективной сторон личности.

Подводя итог анализа взглядов Д.Г.Мида на проблему социального взаимодействия, можно сделать следующие основные выводы. Во-первых, социальное взаимодействие рассматривается им на уровне микросоциологического анализа, с одной стороны, как процесс, протекающий между отдельными личностями, с другой стороны, как внутриличностный процесс - процесс общения с самим собой. Во-вторых, социальное взаимодействие понимается всегда как процесс опосредованный, взаимное приспособление индивидуальных линий поведения отдельные личности осуществляют на основе использования значимых символов, что предполагает истолкование (определение значения) и интерпретацию стимулирующих действий друг друга. В-третьих, формирование личности, сознания и самосознания определяется как обусловленное внешними социальными связями; они же выступают условием процесса внутреннего социального взаимодействия, представленного в виде саморефлексии субъекта.

В целом концепция Д.Г.Мида имеет вполне определенную сферу применения, целиком ограничиваясь уровнем внутри - и межличностного взаимодействия. Такой подход не ставит своей задачей и не содержит предпосылок для выхода на анализ общественной организации, социальных структур, институтов. Он не может быть использован и для анализа социальных групп и более широких общностей, хотя их взаимодействие образует неотъемлемую составляющую общественной жизни. В конечном счете концепция Д.Г.Мида представляет собой разновидность субъективистского подхода к анализу общества. Центральным звеном его содержательной конструкции является интерпретация участниками взаимодействия - индивидами - содержания символов, поэтому процесс взаимодействия в конечном итоге оказывается целиком зависимым от индивидуального сознания



Заключение

Взаимодействие представляет собой систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Сущность взаимодействия проявляется в непосредственном или опосредованном влиянии индивидов друг на друга, порождающем их взаимную обусловленность и связь. Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свойсобственный мир и свое сознание. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. Взаимодействие имеет свою специфическую структуру, проявляется в различных формах и на различных уровнях, может быть, различных видов и типов.

Поведение как одна из сторон взаимодействия проявляется в виде внешней (двигательной, выразительной) и внутренней (психической) активности людей. Всякое поведение реализуется через посредство психологических и социально-психологических механизмов. Термин «поведение» в то же время высвечивает внутренние взаимосвязи взаимодействия людей, а также их отношения друг к другу и к различным группам в обществе. «Поведение людей ворганизации» представляет собой закономерный результат совместной деятельности и взаимодействия ее членов и осуществляется по установленным обществом и ими закономерностям.

Образ «я», который еще формируется у молодого человека, уже сформировался у взрослого человека в определенной устойчивой структуре. Жизненный опыт позволяет ему более-менее реалистично оценивать себя, свои достижения и возможности. Взрослый учится сопоставлять свои требования с возможностями, его сознание более объективно, менее эгоцентрично, чем у юного, поэтому его потребность в психологическом «зеркале» уменьшается. Функция самопознания, столь важная в юношеской дружбе, теперь отходит на второй план, и дружеское общение в значительной степени теряет признание. Чтобы решить множество проблем и трудностей, вызванных преувеличением собственной уникальности, непохожести на других, молодому человеку иногда достаточно выразить их вслух и поделиться с другом. Проблемы, которые касаются взрослого, гораздо сложнее, их нельзя решить простым разговором. Поэтому общение с друзьями более предметно.

В молодости дружба занимает привилегированное положение, поскольку она развивается, когда у человека еще нет собственной семьи, профессии или любимого человека. Единственный «соперник» юношеской дружбы - любовь к родителям, но эти чувства лежат в разных плоскостях. С появлением новых «взрослых» привязанностей дружба постепенно теряет свое привилегированное положение»




Список литературы
  1. CD-ROM. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей. Родительские собрания, конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. ФГОС ДО. - Москва: ИЛ, 2018. - 975 c.

  2. Ценностные ориентации подростков, склонных к аддиктивному поведению / К.Н. Груздева; науч. рук. Л.А. Дубровина // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук: тез. I Междунар. студен. науч.-практ. конф, 22 фев. 2018 г. / [сост. Т.Ю. Морозова]. - М., 2018. - С. 488-491.

  3. Психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения у взрослых / В.А. Рудагина // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф., 16-17 марта 2017 г. : [в 2 ч.] / Междунар. акад. наук пед. образования, Моск. гос. обл. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т ; [под ред. Е.И. Артамоновой ; среди авт. А.В. Иванов]. - М., 2017. - Ч. 2. - С. 238-241. - Библиогр.: с. 240-241.

  4. Адлер, Альфред Наука о характерах. Понять природу человека / Альфред Адлер. - М.: Академический проект, 2018. - 248 c.

  5. Кейра, Ф. Характеры и нравственное воспитание / Ф. Кейра. - М.: Либроком, 2019. - 136 c.

  6. Экман, Пол Психология эмоций / Пол Экман. - М.: Питер, 2017. - 240 c.

  7. Вершинин, В. Н. Домашнее воспитание / В. Н. Вершинин. — Чебоксары : КЛИО, 2018. — 200 с.

  8. Головинова, Г. Н. Семья — забота общая / Г. Н. Голови- нова. — М. : УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2019. — 136 с.

  9. Лашкова, Л. Л. Сотрудничество детей и взрослых в проектной деятельности/ Л. Л. Лашкова, Е. В. Макаренко // Детский сад: теория и практика. — 2017. — № 12 (69). — 95 с.

  10. Девять диалогов о психологии обыденной жизни / А. С. Спиваковская, А. Мхитарян. — М. : Пома- тур, 2018. — 136 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!