СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему : «История Древне – Славянских кукол»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема проекта посвящена изучению кукол, истории их возникновения, разнообразия и значения в жизни людей.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему : «История Древне – Славянских кукол»»

Тема. «История Древне – Славянских кукол»

Объект. Древне – Славянские куклы.

Предмет. Виды и типы кукол.

Цель. Изучить историю древне – славянских кукол.

Задачи: выяснить, как развивались куклы. Их значимость в жизни ребенка. Сравнить куклы древности и современности.

Актуальность: куклы не отъемлющая часть жизни каждого ребенка. И им будет интересно узнать, какие были куклы в древности.

























ВВЕДЕНИЕ

Тема проекта посвящена изучению кукол, истории их возникновения, разнообразия и значения в жизни людей. Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. Куклы - это не только игрушки, это часть души того или иного народа, часть эпохи, куклы - душа человека, который их изготовил. История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека.

В наше время интерес к народной игрушке возрастает. Сейчас можно увидеть в магазинах куклы разных народов, люди коллекционируют кукол. Создание кукол своими руками – настоящее искусство, которое заинтересовывает все больше и больше людей. Знать историю кукол – это не только интерес к кукле как игрушке, это и интерес к своим корням, своей истории. Узнавая историю возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, узнаем во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

Данная тема особенно актуальна, ведь о куклах можно вести беседу невероятно долго. Игровая деятельность с куклой обеспечивает ребёнку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребёнка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром. Кукла, сопровождая детские игры, имеет огромное значение в развитии и воспитании ребёнка. И игры с куклой охватывают все основные сферы культуры, так что в период детства в ребёнке закладывается широкий круг навыков и понятий, подготавливающих его к дальнейшей взрослой созидательной деятельности в коллективе людей.







Возникновение куклы в древности. Древне – Славянская кукла.

История кукол для игры также как и обрядовых, обереговых начинается в глубокой древности. Археологи находили кукол в гробницах детей самых древних цивилизаций. Это были глиняные, изготовленные из слоновой кости, деревянные и даже тряпичные куклы. В древнем Египте куклы для богатых изготавливались с восковыми лицами и настоящими волосами.  Состоятельные римляне имели возможность играть тряпичной куклой уже в третьем веке до н.э. У греческих детей куклы с подвижными конечностями и съемными одежками были в 200г до н.э. Древнегреческие куклы удивляют  своей роскошью, мастерством изготовления. Как и у современных Барби, у  Греческих и Римских куколок имелись модные, красивые платья, игрушечная утварь, домики с мебелью. Исследователи предполагают, что такими куклам, даже в самых богатых семьях редко разрешали играть детям, возможно, они служили больше для украшения, чем для игры. А дети играли куклами попроще. Сложные, высокохудожественные игрушки  для детей в истории человечества появились довольно поздно. Например, во Франции только с 16 века специально для детей стали изготавливать куколок для игры с набором одежек. Можно считать, что производство детских игрушек, близких к современным, уходит корнями в Германию 15-го века. Все это были куклы для детей состоятельных родителей. Дети небогатых родителей довольствовались в игре зачастую предметами только определяющими куклу, например кусок щепки мог обозначать младенчика, прутик — меч.  Для бедных детей изготавливались глинянные (13 век), деревянные (начиная с 15-го века) куклы. Это были популярные игрушки в Испании, Германии, Дании. наменитые Пандоры появились во Франции в 1619 году. Они изготавливались из дорогих пород дерева, им шили роскошные наряды. Куклы были потрясающе красивы и доступны только знати и королевским особам. И опять же, эти шедевры не предназначались детям, как и появившиеся позже фарфоровые куклы. Когда Франция приобрела статус законодательницы мод, то кукла-копия молодой женщины с полным гардеробом, включая нижнее белье и набор косметики, выполняла функции современного журнала мод. Знатные состоятельные дамы выписывали из Парижа шикарных кукол, чтобы иметь представление о последних французских новинках. Гардеробы  копировались в модных ателье, а сама кукла предназначалась для формирования вкуса у девочек.   В европейских странах в 17 веке с изобретением фарфора началась целая эпоха знаменитых фарфоровых кукол — первая революция в этой отрасли.  Их  могли купить только очень богатые люди. Куклы хранили в специальных шкафах или кукольных домах.

Настоящим сокровищем являлась французская механическая кукла-автомат, появившаяся в конце 17-го начале 18-го веков, которая изготавливалась часовщиками. Это могли быть целые механические композиции двигающихся куколок, с музыкальным сопровождением.  Обязательно нужно упомянуть о французских куклах фирмы БРЮ, которые считаются вершиной совершенства в истории кукольного искусства, и знаменитых куклах фирмы ЖЮМО. 

Вторая революция в истории кукол произошла в конце 19-го века, когда куклу стали выпускать на французских фабриках, заменив часть фарфоровых деталей на деревянные, кожаные, и совсем дешевые папье-маше. Вот это уже были куклы предназначенные для игры. Массовое производство кукол для детей в Европе появилось только в конце 19-го начале 20-го веков, когда появились новые дешевые материалы в результате развития химической и полимерной промышленности. Масштабное производство кукол в Соединенных Штатах началось после гражданской войны в 60-х годах 19-го века. В это время появились первые пупсы.


У состоятельного сословия в России, как и на Западной Европе, пользовались успехом фарфоровые, механические и, изготовленные мастерами, дорогие модные по тем временам куклы.

В народе же во все века, в плоть до середины 20-го века  популярной была тряпичная игровая кукла, а детям до трех лет можно было давать в руки только игрушки, изготовленные из теплых материалов. Теплыми,  считали «экологически чистые», как мы теперь называем, материалы такие, как дерево, другие природные материалы (трава, шишки, глина, льняные очесы, мох, лишайник, древесный уголь) и ткани, которые были только натуральные. Разговор о производстве тканей, как об особом, сакральном женском ремесле, существовавшем в семьях на протяжении тысячелетий, заслуживает отдельного внимания. «Холодные» материалы, по мнению наших предков, «выхолаживали-замораживали» душу ребенка, могли сделать его черствым, неприветливым и суровым человеком.

Первыми куклами, которые делали наши предки были куклы  из золы — зольные. Для детей скручивали пустышки и лялечки.  При изготовлении зольной куклы в древности зола из домашнего очага смешивалась с водой и скатывалась в шарик, который служил наполнителем для головы куклы. Зола для наших предков всегда была символом домашнего тепла и сытости. Эта игровая кукла — сильный оберег.  Славянские сказки, пословицы, поговорки донесли образ «печи» как живого существа – доброго, теплого и уютного до наших дней. В старину печка согревала и кормила, и лечила, а угольки символизировали тепло, добро и заботу. Такая же получалась и куколка – домашняя и заботливая хозяюшка. Такую куклу можно было встретить в Архангельской области Шенкурского района еще в начале прошлого века. В крестьянской семье, чтобы занять ребенка, славянки из тех лоскутов, что были под рукой завязывали жеванные или смоченные молоком кусочки хлеба в пустушку-утешницу. Иногда вкладывали жеванный мак в головку куколки, которую малыш мог взять в ротик и использовать как соску, или теребить в ручках как игрушечку.  На Украине популярны были куколки с головой из ореха (например, «торохкальце») или маковкой. Мак издревле считался и символом плодородия и мощным оберегом от нечистой силы.

Наши предки боялись, что в куклу у которой определены глаза, уши, рот, нос может проникнуть недобрый дух и вредить ребенку, поэтому делали их безликими. Поселившись в куклу, недобрый дух может наблюдать за домочадцами. Люди боялись присутствия «чужих глаз» и непонятных сущностей в своем жилище. Верили, что с определением черт лица, в куклу вселялась душа и тогда она могла быть использована для колдовства и наведения порчи. А вот безликая кукла безопасна и безвредна. Особенно это важно было для детей.

Безликая кукла развивает воображение.  Играя, дети могут наделять куклу разными качествами, настроением, создавать свой сказочный мир. Удивительно то, что у куклы нет лица, иногда нет ручек или ножек, но у нее при этом обязательно есть характер и дети это чувствуют. Она может, как смеяться, так и плакать, играть разную роль в тех сюжетах, которые придумывают дети, копируя поведение взрослых и постигая окружающий мир, и при этом быть Оберегом для них. Некоторыми обереговыми и обрядовыми куклами можно было играть детям, а другими нет.

В древности, дети проигрывали в куклы все праздничные обряды, которых строго придерживались в своем быту наши предки, повторяли традиционный семейный уклад.  По тому, как играли малыши, взрослые определяли дальнейшую судьбу рода. Если в игре у детей появляются князья и княгини, значит быть свадьбе. Если много и усердно малыши «крутят» лялечек, значит ждать пополнения в семье, а если топят, сжигают и закапывают своих куколок, значит быть смерти. Если не играет девочка в куклы, значит будет плохая мать или не будет иметь детей. Эти приметы сохранились в народе на славянских землях до наших дней, что еще раз подчеркивает сакральную, мистическую суть куклы.

Народная кукла – это, прежде всего, оберег. Игровые куклы всегда обережные.  Рожденного младенца в колыбельке уже обязательно встречали куколки – обереги. Особенно важно было охранять от злых духов болезни, сглаза и всякой нечисти младенцев. В древности, во времена высокой смертности,  младенцы были особенно беззащитны, и  до года считались еще «не совсем людьми».

Для того чтобы ребенок крепко спал, ему шили мягкую, приятную на ощупь куколку «для сна», чтобы ребенок мог обнять ее и уснуть спокойным сном. Толстенькая, уютная, она изготавливалась исключительно из льняних тканей и ниток, и набивалась очесами льна. Лен в старину славяне считали удивительным магическим материалом, потому что лен и согревает зимой и охлаждает летом, снимает болезни и усталость и придает силы.

Когда ребеночек подрастал и делал первые самостоятельные шажочки за порог дома, на шейку ему вешали «нянюшку». Эта куколка оберегала и развлекала малыша. Он мог поиграть с куколкой-оберегом, поговорить с ней пока мамы нет рядом. С такой куколкой не страшно было ему отправиться во двор погулять.

Самыми распространенными, в народе для детей, были куклы «на ложке». Эту куколку женщина скручивала из тряпочек  даже в самых бедных семьях, когда семья вставала из-за стола. Мама обтирала ложку, снимала с головы платок и за считанные минуты создавала новую куклу. Ребенок возился с такой куклой, пока мать была занята работой по дому, а затем ложку опять использовали по назначению.

До семи-восьми лет в куклы играли и девочки и мальчики. Малышей не разделяли по половому признаку, одевали одинаково – в рубаху, и называли «отрок». Подросшие мальчики уже носили штаны, а девочки юбки – поневы. У детей с этого возраста появлялись свои мужские и женские обязанности. Дети очень рано привлекались к работам по хозяйству. С этого момента куклы полностью переходили в ведение девочек, как элемент исключительно женской магии. В семьях хранилось до сотни кукол, а то и больше. 

Игровые народные куклы изготавливались по наитию с учетом традиций, которые передавались от бабушек к внучкам. В отличие от народных обережных, обрядовых, предназначенных на выполнение определенных функций, игровые куклы изготавливались из того что было под рукой, без строго определенных канонов. Можно было реализовать свое стремление к творчеству.


Значимость куклы в жизни ребенка.

У маленьких детей игра в куклы была общей забавой.  А игровая кукла  для маленького ребенка – это кукла, которую давали ему в ручки, чтобы ребенок получал опыт тактильных ощущений, пробовал «на зуб», развивал воображение, то есть, постигал окружающий его мир. А значит — это проверенная, «правильная», добрая, универсальная и безопасная кукла.

Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей.

Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. С куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов.

Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребёнка. Ребенок запоминает в каком порядке должны быть одеты вещи и какая вещь для какой ситуации предназначена. Все эти навыки в дальнейшем он применяет в жизни.

Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле.


Куклы древности и современности


Таким образом, изучив историю появления куклы, а также богатый разнообразный кукольный мир, выяснили,  что в куклы существовали всегда, но самые первые куклы отличались от современных и по материалу изготовления и по назначению. В современном кукольном мире существуют авторские Куклы, а так же необычные куклы из цветов 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Кукла во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью ребёнка, в которой формируется его типичный облик: ум, характер, физические и нравственные качества. Однако конкретно-исторические условия  каждой эпохи накладывают отпечаток и на содержание и на внешний облик куклы. В изменении характера, внешнего облика и направленности куклы на протяжении человеческой истории наглядно отражена история куклы, обусловленная историей развития общества, историей развития ребёнка в обществе.

          Современные куклы, чаще всего произведённые по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета», для самостоятельного духовного  и художественного творчества ребёнка. Ребёнок, окружённый  пластмассовыми Барби и Братц, в будущем представляет собой человека, заряженного демоническими энергиями западного «массового общества».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Белякова Г.С. Славянская мифология. – М. Просвещение 1995 [Электронный ресурс]. URL: http://slawa.su/media/kniga/268-slavyanskaya-mifologiya-belyakova.html (дата обращения: 19.02.2017).

2. Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2003 [Электронный ресурс]. URL: http://any-book.ru/book/show/id/2132147 (дата обращения: 19.02.2017).

3. Федорова Л.Н. Игрушки – как очевидцы и свидетели истории человечества // IV городская межшкольная конференция « Я – исследователь». – 2013[Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/01/24/kratkaya-istoriya-sozdaniya-igrushki(дата обращения: 19.02.2017).

4. Зайцева О. Декоративные куклы. Практическое руководство [Текст]/ О. Зайцева. – СПб. : Астрель-СПб, 2009. – 45 с.

5. Юрина Н. Что есть что: Куклы [Текст]/ Н. Юрина. – М. : СЛОВО, 2002. – 110 с.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!